Субъекты и объекты организаторской деятельности
Организационная деятельность
Формы, законы и принципы организации должны иметь профессиональное сопровождение (организацию и исполнение) в компании.
Любая организационная деятельность реализуется через процедуры и операции формирования и исполнения управленческих и технологических решений.
Совокупность методов, принципов, правил, приемов, используемых субъектом для выполнения организационных задач, называется организационной деятельностью. Она предполагает создание или усовершенствование механизма управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем, представляющих собой совокупность структуры и способов функционирования ее элементов. Организационная деятельность базируется на общей функции управления – «организация».
Применительно к социальной системе под организационной деятельностью подразумевают:
1) объединение людей в группы;
2) интеграция деятельности членов коллектива организации;
3) интеграция всех членов коллектива.
В зависимости от возложенных на них функциональных обязанностей члены коллектива могут быть как субъектами, так и объектами организационной деятельности.
Менеджеры как субъекты организационной деятельности
Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент.
Субъект – это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение. Лицо, принимающее решение, - понятие собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации.
В качестве обобщенного субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Данный аппарат состоит из сотрудников:
- формирующих цели;
- разрабатывающих планы;
- принимающих и утверждающих управленческие решения;
- организующих и контролирующих их исполнение.
Субъектами осуществления управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.
Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три роли:
1). Роль по принятию решения. Она выражается в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.
2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.
3). Менеджер выступает в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера.
Самостоятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.
Сегодня рождается понятие креативный менеджер. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.