Технический контроль качества работ
3.1. Технический контроль устройства асфальтобетонных покрытий городских улиц и дорог осуществляется в полном соответствии с требованиями утвержденных проектов и действующих нормативно-технических документов.
Технический контроль включает лабораторные определения показателей свойств и качества, методы проведения которых предусмотрены в государственных стандартах, технических условиях и ведомственных строительных нормах. Режим приготовления образцов из асфальтобетонных смесей и обработка результатов по видам испытаний должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении 7 и 8.
3.2. В процессе устройства асфальтобетонного покрытия и в период его формирования контролируют:
а) качество восстановления разрытий;
б) ровность, плотность и состояние (обработка вяжущим) основания, правильность установки бортовых камней, решеток и крышек люков колодцев подземных сетей;
в) температуру смеси на всех стадиях устройства покрытия;
г) ровность и равномерность толщины устраиваемого слояс учетом коэффициента уплотнения;
д) режим уплотнения;
е) качество сопряженияполос асфальтобетонного покрытия;
ж) соответствие поперечного и продольного уклонов проекту.
3.3. При контроле готового покрытия проверяют: толщину слоев и сцепление их с нижележащими; коэффициент уплотнения; показатели свойств асфальтобетона и параметры сцепных свойств.
3.4. Ширину и поперечный профиль покрытий проверяют через 100 п.м. Ровность покрытия в продольном и поперечном направлении проверяют через 30-50 м. Замеры производят параллельно оси дороги на расстоянии 1-1,5 м от бортового камня.
3.5. Для контроля качества готового асфальтобетонного покрытия пробы (вырубки и керны) берут не ближе 1,5 м от бортового камня. Пробы отбирают не ранее, чем через 3 суток после окончания уплотнения и открытия по нему движения автомобильного транспорта из расчета: одна проба с каждых 3000 м2 покрытия.
ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. При приемке выполненных работ надлежит произвести освидетельствование работ в натуре: контрольные замеры транспортно-эксплуатационного состояния улиц и дорог, ознакомление с результатами испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записями в журналах производства работ и при необходимости производят дополнительные испытания. Сцепление и ровность покрытия оценивают приборами ПКРС, ППК-МАДИ-ВНИИБД, трехметровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации. Контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально. Предъявление требований к транспортно-эксплуатационному состоянию должно производиться с учетом подразделения улиц и дорог на группы А, Б, В в зависимости от интенсивности движения [17]: А (NР более 3000 авт/сутки), Б (NР от 1000 до 3000 авт/сутки), В (NР менее 1000 авт/сутки).
4.2. Предельно допустимые повреждения покрытия и срокиихликвидации должны быть в пределах норм, приведенных в таблице 6.
Таблица 6
(извлечение из ГОСТ Р 50597-93)
Группа | Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более | Сроки ликвидации | |
для строительного сезона | для весеннего периода | повреждений, сут., не более | |
А | 0,3 | 1,5 | |
Б | 1,5 | 3,5 | |
В | 2,5 | 7,0 |
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
4.3. Ровность поверхности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 7.
Таблица 7
(извлечение из ГОСТ Р 50597-93)
Состояние покрытия по ровности | ||
Группа | показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более | число просветов под трехметровой рейкой, % не более |
А | ||
Б | ||
В |
4.4. Коэффициент сцепления покрытия, измеряемый прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-86) должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.
4.5. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 8.
Таблица 8
(извлечение из ГОСТ Р 50597-93)
Работы по повышению сцепных качеств покрытия | Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более |
Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума | |
Очистка покрытия от загрязнений | |
Повышение шероховатости покрытия |
4.6. Отклонение крышки смотровых колодцев относительно уровня покрытия не допускается более 2 см, а отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см.
Не допускается отклонение верха головки рельсов трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см. На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3 см, а глубина неровностей в покрытии между рельсового пространства (настила) не должна быть более 4 см.
4.7. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
4.8. Состояние разделительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжей части. Устранение дефектов разделительной полосы следует осуществлять в течение не более 14 суток с момента обнаружения.
4.9. Повреждения грунтовых обочин (разделительных полос)недолжно превышать значений, приведенных в таблице 9.
Таблица 9
(извлечение ив ГОСТ Р 50597-93)
Группа | Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более | Глубина повреждений, см, не более |
А | 5,0 | 5,0 |
В | 7,0 | 7,0 |
В | 15,0 | 10,0 |
4.10. Степень уплотнения асфальтобетонных покрытий оценивается по данным лабораторных испытаний образцов, взятых из покрытий. Она определяется как отношение средней плотности образца, взятого из покрытия (вырубки, керна) к средней плотности переформованного образца, уплотненного стандартизованной нагрузкой.
Коэффициент уплотнения слоя износа асфальтобетонного покрытия должен быть не ниже: из смесей типа А и Б - 0,99; типа В, Г, Д и для нижнего и основного слоя - 0,98; из смесей с применением щебня из искусственных каменных материалов при фактуре поверхности ковровой или мозаичной - соответственно 0,99 и 0,97.
Водонасыщение в % по объему для не переформованных образцов из покрытия (вырубок или кернов) должно быть из смесей типов: А -2,5-4,5; Б - 2-4; В - 2-3,5; Г - 2-4; Д - 2-3,5; для основного и нижнего слоя - 3-8; для слоя износа при ковровой фактуре поверхности - 2-5 и 2-4 при мозаичной.
Если коэффициент уплотнения равен 1, то величина водонасыщения должна быть в пределах норм, приведенных в стандартах.
4.11. При отборе проб измеряют толщину слоев покрытия и визуально оценивают прочность сцепления их между собой и с основанием.