Выполняйте кхечари мудру (2).

Выполняйте шамбхави мудру (3).

Вдыхайте с уджайи пранаямой.

В конце вдоха делайте кумбхаку (задержку дыхания).

Практикуйте джаландхара бандху (5).

Задерживайте дыхание так долго, как вам удобно.

Затем, сохраняя джаландхара бандху, делайте медленный выдох.

Продолжайте выполнять шамбхави мудру и кхечари мудру.

Первый цикл завершается в конце выдоха.

Выполните еще несколько циклов.

Осознание

В обеих техниках следует осознавать:

1. дыхание и звук дыхания;

2. движение головы;

Межбровный центр.

Продолжительность

Для получения оптимальной пользы эту пранаяму следует практиковать в течение достаточно долгого времени, например, по часу или больше ежедневно. Однако и несколько минут практики принесут определенную пользу, которую вы сможете ощутить сами. Для начала достаточно примерно десяти минут. Делайте каждый цикл как можно дольше, но без перенапряжения.

По мере регулярной практики медленно увеличивайте продолжительность занятий. Прекращайте практику при появлении ощущения обморочного состояния.

Кумбхака

Чем дольше кумбхака (задержка дыхания), тем больше пользы приносит практика. Остановка дыхания непосредственно воздействует на ум через праническое тело, вызывая полное отсутствие мыслей. Кумбхака составляет суть мурчха пранаямы.

В подходящей обстановке, при глубоком самоочищении и правильном выборе питания, возможно постепенно развивать способность задерживать дыхание на длительное время. Однако мы настоятельно рекомендуем вам не пытаться делать длительную задержку дыхания без специальной подготовки, поскольку вы легко можете причинить себе вред.

Ограничения

Мурчха пранаяму нельзя делать тем, кто страдает гипертонией, головокружениями или мозговым кровотечением.

Предостережение

Не следует доводить себя до потери сознания. Цель практики -полуобморочное состояние, а не полная потеря сознания. Прекращайте практику, когда вы ощущаете близость обморока.

Последовательность

Лучше всего практиковать мурчха пранаяму после асан и перед медитативными техниками.

Физиологические причины обморока

Ощущение головокружения и обморочного состояния возникает по двум причинам:

1. Сжатие сонных синусов (пазух) в горле в результате сочетания практик уджайи пранаямы, кхечари мудры и джаландхара бандхи (в методе 2). Сонные синусы расположены в шее рядом с сонной артерией, которая обеспечивает мозг жизненно необходимой ему кровью, насыщенной кислородом. Эти синусы чувствительны к давлению и регулируют частоту сердечных сокращений и кровяное давление, согласовывая их с дыханием. Они, в частности, необходимы для поддержания кислородного баланса в организме.

При выполнении мурчха пранаямы эти синусы испытывают постоянное давление; это уменьшает приток крови к мозгу и непосредственно вызывает обморочное состояние.

2. Кумбхака еще больше уменьшает снабжение мозга кислородом. Это становится особенно заметно при длительной задержке дыхания. Мозгу недостает кислорода. Это ведет к обмороку.

Эти два влияния - сжатие сонных синусов и кумбхака дополняют друг друга и вызывают нечто вроде наркоза, в результате чего ум обретает точечное сосредоточение. Все умственные флуктуации затихают.

Благотворное действие

Мурчха пранаяма — очень мощная практика, особенно если ее делать с длительной задержкой дыхания. Она расслабляет ум и все тело. Она отключает осознание от внешнего мира (пратьяхара), так что все внешние звуки, ощущения, запахи и т.д. не достигают ума. Одновременно она делает ум свободным от мыслей. Это ведет к медитации и блаженству.

Примечания

Книга I; урок 2; тема 5 и Книга I; урок 7; тема 2.

Книга I; урок 6; тема 5.

Книга I; урок 9; тема 5.

Книга III; урок 26; тема 3.

Книга II; урок 14; тема 3.

Тема 5

Медитация . . Антар Мауна (Стадия 4)

Огромное множество болезней, в том числе рак, гипертония, астма и т.д., вызываются в первую очередь психологическими потрясениями, конфликтами и подавленными чувствами. Конечно, другие факторы тоже вносят свой вклад, но нам представляется, что основная причина связана с умом. Психологические конфликты отражаются в организме. Крайняя напряженность, неудовлетворенность, или фрустрация, со временем приводит к проявлению того или иного нарушения физических функций, то есть заболевания.

Регулярная практика антар мауны приводит к постепенному высвобождению скрытой напряженности и подавленных эмоций. Это, в свою очередь, ведет к большему расслаблению на праническом и физическом уровнях. То есть расслабление ума способствует устранению закупорок в пранических каналах тела... поток праны получает возможность беспрепятственно протекать через все части тела. Происходит постепенное устранение хронических мышечных напряжений. Внутренние органы, например органы пищеварения, не испытывая помех со стороны волнующегося ума, могут работать более эффективно. Эндокринная система начинает работать гладко, без постоянных перегрузок. Таким образом могут постепенно устраняться физические и пранические расстройства. Все тело обретает утерянное состояние совершенного здоровья и наполняется новыми жизненными силами. Включение практики антар мауны в повседневную жизнь может принести много пользы.

Наши рекомендации