Следующие указания и информация относятся ко всем четырем асанам.
Осознание
Осознавайте равновесие и дыхание. Если хотите, можете сосредоточивать внимание на фиксированной точке на стене напротив вас.
Ограничения
Эти четыре асаны не следует делать при следующих недугах:
1. гипертонии;
2. сердечных заболеваниях;
3. смещении межпозвоночного диска;
Радикулите.
Количество циклов
Ашва санчалана асану, мерудандасану и уттхита мерудандасану можно делать до 5 раз каждую. Нираламба пасчимоттанасану можно делать до трех раз.
Благотворное действие
Все эти четыре асаны обладают сходными полезными свойствами. Они укрепляют весь позвоночник и помогают вернуть на место смещенные позвонки. Они тонизируют всю нервную систему, в том числе симпатическую и парасимпатическую. Происходят сжатие и активация всех органов брюшной полости, а также стимуляция перистальтики кишечника. Асаны развивают чувство равновесия и умственное сосредоточение.
Нираламба пасчимоттанасана обладает почти теми же полезными свойствами, что и пасчимоттанасана (1).
Примечания
1. Более подробно о пасчимоттанасане см.:
Книга II; урок 13; тема 2.
Тема 4
Пранаяма .... Мурчха Пранаяма
Существуют различные методы выполнения мурчха пранаямы. В этом разделе мы опишем два из них, которые особенно упоминаются в писаниях йоги и которым мы учим в нашем ашраме. Оба они представляют собой прекрасные техники, которые приносят много пользы на всех уровнях. Попробуйте их и выберите тот метод, который вы предпочитаете.
Определение
Слово мурчха означает «падать в обморок». Мурчха пранаяму можно назвать «обморочной пранаямой», поскольку она вызывает состояние «головокружения и обморока». Она помогает отключиться от внешних мешающих факторов, разрушает отождествление с физическим телом и приносит безмятежность ума.
Сидячее положение
Мурчха пранаяму можно практиковать в любой удобной сидячей позе. Лучшие асаны — это падмасана, сиддхасана, сиддха йони асана, свастикасана и ардха падмасана, хотя можно также использовать ваджрасану и сукхасану (1).
Техника выполнения
В тексте Гхеранд Самхита говорится:
«Делай кумбхаку (задержку дыхания), а затем делай шамбхави мудру (сосредоточение взгляда на межбровном центре). Ощущай опыт обморока. Соедини свой ум с атмой и наслаждайся блаженством»,
(шлока 5:83)
Это метод, которому мы обычно учим. Он выполняется следующим образом: Сядьте в любую удобную асану. Держите позвоночник и голову вертикально. Расслабьте все тело.
Загните язык назад, прижав его к нёбу, — кхечари мудра (2). Выполняйте шамбхави мудру (3).
Сделайте медленный и глубокий вдох с уджайи пранаямой (2). Одновременно наклоните голову назад, согласуй движение головы с дыханием.
В конце вдоха голова должна быть откинута назад, но не полностью.
Распрямите руки, поставив локти враспор и прижимая колени руками.
Продолжайте выполнять кхечари мудру.
Удерживайте кумбхаку (задержку дыхания) так долго, как можете, но без перенапряжения.
Фиксируйте все свое осознание на межбровном центре.
Затем согните руки.
Медленно выдыхайте с уджайи пранаямой, наклоняя голову вперед.
Одновременно выполняйте унмани мудру (4), то есть медленно закрывайте глаза по мере того, как вы выдыхаете и наклоняете голову.
В конце выдоха голова должна смотреть вперед, а глаза должны быть полностью закрыты.
Расслабьте все тело.
Дышите нормально.
Держа глаза закрытыми, ощущайте, как весь ум наполняют легкость и спокойствие. На этом завершается один полный цикл.
Сделайте еще один цикл.
Выполняйте шамбхави мудру.
Сохраняйте кхечари.
Медленно вдыхайте с уджайи пранаямой и медленно откидывайте голову назад.
Продолжайте, как описано выше.
Сделайте столько циклов, сколько позволит имеющееся время.
Техника 2
В тексте Хатха Йога Прадипика сказано:
«После пураки (вдоха) делай джаландхара бандху. Затем делай речаку (выдох). Эта практика называется мурчха пранаяма; она заставляет ум замирать и приносит блаженство».
(шлока 2:69)
Техника выполнения такова:
Сядьте в любую удобную асану.
Держите голову и спину вертикально.