В зависимости от ваших возможностей, вам следует практиковать маюрасану, хамсасану или падма маюрасану. Не нужно делать их все.
Мы описали третью стадию антар мауны - сознательное порождение мыслей. Мы не советуем вам приступать к этой стадии без достаточно продолжительной практики стадии 2. Она может занять несколько месяцев или даже больше, поскольку требуется значительное время для того, чтобы свести к минимуму постоянную болтовню ума и позволить ему исчерпать себя. Мы рекомендуем вам потратить не менее трех месяцев на выполнение второй стадии, прежде чем переходить к третьей.
Выполнение шабда санчаланы занимает около 30 минут. Это означает, что первые пять практик крийя-йоги — крийи №№ 1-5 занимают примерно 80 минут. По этой причине мы исключили практики крийя-йоги из одночасовой программы. Вместо этого короткую программу можно использовать для общей практики йоги.
Практика | Минуты | |
Программа 1: продолжительность 120 минут | ||
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Ардха падма пасчимоттанасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Маюрасана, хамсасана, или падма маюрасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Бхастрика пранаяма | — | |
Крийя-йога: | ||
Крийя № 1 Випарита карани мудра | — | |
Крийя № 2 Чакра анусандхана | — | |
Крийя № 3 Нада санчалана | — | |
Крийя № 4 Паван санчалана | — | |
Крийя № 5 Шабда санчалана | — | |
Антар мауна - стадия 3 | — | |
Программа 2: продолжительность 90 минут | 90 | |
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Бхастрика пранаяма | — | |
Крийя-йога: | ||
Крийя № 1 Випарита карани мудра | — | |
Крийя № 2 Чакра анусандхана | — | |
Крийя № 3 Нада санчалана | — | |
Крийя № 4 Паван санчалана | — | |
Крийя № 5 Шабда санчалана | — | |
Программа 3: продолжительность 60 минут | ||
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Ардха падма пасчимоттанасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Сиршасана | — | |
Тадасана | — | |
Шавасана | — | |
Маюрасана, хамсасана, или падма маюрасана | — | |
Бхастрика пранаяма | — | |
Антар мауна: | ||
стадия 2 | — | |
стадия 3 | — |
Старайтесь находить время для практики наули. Кроме того, если вам оказывается слишком трудно делать сиршасану, то в качестве ее заменителя Можно использовать сарвангасану.
Урок 29
Маха Мудра
Прижимай левую пятку к промежности, вытягивая правую ногу по земле и крепко держа правую стопу обеими руками.
Выполняй джаландхара бандху в горле, удерживая движение воздуха вверх, как раз когда змея, побиваемая палкой, становится прямой, как палка.
Кундалини быстро распрямляется, и тогда дыхание прекращает действовать в обеих ноздрях.
Выдох должен быть медленным и постепенным. Мудрецы называют это маха мудрой. Маха мудра способна уничтожать все виды боли и даже смерть.
Следует практиковать мудру с левой стороны и с правой стороны. Когда обе они станут равными, тогда практику следует оставить.
Под ее влиянием легко переваривается даже испорченная пища, и яд может усваиваться как нектар. Те, кто практикует маха мудру, уничтожают такие недуги, как туберкулез, проказа, геморрой, несварение желудка, и другие болезни.
Эта маха мудра способна давать человеку великие сиддхи, и ее не следует давать обычным людям.
Хатха Йога Прадипика, шлока 3:10-18
Тема 1
Крийя-йога .... Практика
Маха Мудра (крийя № 6)
Слово маха на санскрите означает «великая», а слово мудра — «психическая установка». Название этой мудры можно перевести как «великая психическая установка». Существуют два метода её выполнения, из которых следует выбрать один.
Обоснование
Маха мудра — первая из двух тесно взаимосвязанных практик крийя-йоги. Вторая носит название бхеда мудра (1). Совместно они создают и высвобождают большое количество энергии в физическом, праническом и метальном телах.
Крийи, которые мы уже обсудили - а именно, №№ 1-5, -специально предназначаются для вызывания пратьяхары — прекращения осознания чувственного восприятия внешнего мира и ума. Крийи начиная с № 8 направлены на вызывание дхараны — точечного сосредоточения ума. Маха мудра и маха бхеда служат промежуточными ступенями, которые одновременно максимально повышают эффективность всего организма и сосредоточивают ум. Они усиливают и углубляют осознание.
Упоминания в текстах
Маха мудра упоминается в текстах тантра йоги, хотя содержащиеся в них описания, как правило, оказываются разными, либо неадекватными. В тексте Йога Чудамани Упанишада утверждается:
«Маха мудра - это практика, которая очищает всю сеть нади (психических каналов), уравновешивает иды и пингалы и поглощает расу (нектар блаженства), так что он пропитывает все существо человека».
(шлока65)
«Следует прижать подбородок к горлу (джаландхара). Левую ступню следует плотно прижать к промежности (между задним проходом и половым органом). Правую ногу нужно вытянуть вперед и плотно прижимать к земле. Обеими руками следует взяться за правую ступню. Затем следует вдохнуть воздух, наполнив легкие; потом его нужно медленно выдыхать. Это называют маха мудрой, истребителем болезней».
(шлока 66)
Это краткое описание похоже на описание метода, используемого в крийя-йоге; одно заметное различие состоит в том, что в крийя-йоге при выполнении маха мудры не используется джаландхара бандха. Далее в тексте говорится:
«Практику следует выполнять сперва дыша через правую ноздрю, затем через левую ноздрю. Когда ида и пингала уравновешиваются, мудру следует прекратить».
(шлока 67)
Это метод выполнения маха мудры в системе хатха йоги, в котором используется пранаяма нади шодхана. В крийя-йоге используется другой метод, хотя он приводит к тому же результату -медитации. Затем текст описывает благотворное действие маха мудры:
«Силой этой мудры можно переваривать недоброкачественную пищу, безвкусная пища становится вкусной, избыточная пища и даже яд могут перевариваться организмом и превращаться в нектар. Можно предотвращать и лечить различные недуги, такие как туберкулез, проказа, несварение желудка и т.д.»
(шлоки 68, 69)
«Маха мудра дарует духовную силу; ее следует хранить в тайне и не доверять никому».
(шлока 70)
По традиции, обе формы маха мудры - из хатха йоги и из крийя-йоги - никогда не преподавались публично. Они всегда передавались от гуру к ученику. Только в недавнее время эти техники были опубликованы, в соответствии с потребностями эпохи.
Сходные описания даются в текстах Хатха Йога Прадипика (гл. 3, шлоки 10-18) и Гхеранд Самхита (гл. 3, шлоки 6-8). Здесь нас интересует только разновидность маха мудры, используемая в крийя-йоге.
Вспомогательные практики
Чтобы практиковать маха мудру, вы должны быть знакомы со следующими техниками:
1. уджайи пранаямой (2);
2. унмани мудрой (3);
3. кхечари мудрой (2);
4. шамбхави мудрой (4);
Мула бандхой (5).
Первые три техники уже должны быть вам знакомы, поскольку они входят в состав предшествующих практик крийя-йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение взгляда на межбровном центре) и мула бандха используются в крийях первый раз, и потому вам следует обратиться к их предыдущим описаниям. Заметьте: в маха мудре мула бандху следует делать без джаландхара бандхи. То есть вы должны сокращать только промежность, не сокращая горло.
Практика - Вариант 1
Сидячее положение
В качестве сидячей позы используется сиддхасана (для мужчин) или сиддха йони асана (для женщин). Эти асаны используются специально для приложения давления в промежности в области активирующей точки муладхара чакры (6). Если вы не можете сидеть в этой асане, то вам следует практиковать второй вариант маха мудры.
Техника выполнения