В целом, можно сказать, что чакрасана — это превосходная асана, которая при регулярной практике способна помочь достижению оптимального здоровья тела. Мы советуем вам постараться ее освоить.
Примечания
Книга II; урок 15; тема 4.
Книга I; урок 6; тема 3.
Книга I; урок 4; тема 2.
Тема 5
Медитация . . . Антар Mayна (Стадия 1)
Когда ум молчалив и спокоен, он становится очень мощным. Он становится совершенным инструментом - приемником блаженства и мудрости. Жизнь превращается в спонтанное течение и выражение счастья. Все это возникает естественным образом, когда ум пребывает в состоянии внутреннего безмолвия. Однако такое внутреннее безмолвие никогда не наступит при наличии непрерывного потока беспокоящих мыслей и бурных эмоций. Необходимо устранить весь внутренний шум мыслей и эмоций, прежде чем станет возможным опыт беззвучного звука внутреннего безмолвия. Практика, с которой мы вас сейчас знакомим и которую мы будем продолжать описывать в следующих уроках — антар мауна, — специально предназначается для устранения внутреннего шума и достижения спокойствия ума (1).
Определение
Слово антар означает «внутренний», а мауна — «молчание». Таким образом, точный перевод антар мауна — «внутреннее молчание». Антар мауна — это медитативная техника, которая ведет к внутренней тишине и безмятежности.
Назначение
Антар мауна является основной практикой йоги. Она составляет главную часть буддийской практики, хотя известна там под другим названием (випасcана) и используется в слегка видоизмененной форме. Кроме того, некоторые принципы антар мауна широко применяются в современной психиатрии. Это один из наиболее прямых методов работы с психологическими проблемами. Вот почему он так широко используется в религиозных, мистических и психиатрических системах.
Побочным следствием современной жизни оказывается огромное умственное напряжение, которое буквально придавливает человека к земле, доводя его до отчаяния. Если хоть немного ослабить это умственное напряжение, в жизни появляется новая надежда, пробуждается новый смысл. Один из методов избавления от этого подавляющего умственного напряжения, причем весьма прямой метод — это антар мауна.
У любого человека есть подавленный или вытесненный психологический материал. С юных лет мы привычно подавляем непристойные мысли и желания и стараемся забыть неприятные переживания. Но подавление не решает проблемы, поскольку мысли просто вытесняются в бессознательные сферы ума и остаются там в латентном виде. Даже если мы их не осознаем, эти подавленные мысли тайком действуют из подсознания, вызывая страдание, отсутствие счастья и разочарование в жизни. Чтобы достичь счастья, настоящего счастья, необходимо искоренять эти умственные впечатления (самскары). Антар мауна непосредственно служит для достижения этой цели.
Антар мауна — очень последовательный метод. Сначала он повышает сопротивление человека внешним возмущениям. Затем он создает возможность постепенного подъема на поверхность сознательного восприятия подсознательных мыслей и подавленных эмоций. Человек непосредственно сталкивается с содержаниями подсознательного ума: давно забытыми воспоминаниями, страхами, ненавистью, гневом и т.д. Мысли и чувства, которые оставались скрытыми многие годы, выходят на поверхность и исчерпываются. Со временем, ум постепенно гармонизируется, делаясь все более невозмутимым и сосредоточенным.
В конечном итоге, достигается стадия, на которой мысли и эмоции из подсознательного ума оказываются почти незначительными. Это всего лишь следы предварительно исчерпанных более мощных мыслей и эмоций. Эти незначительные мысли причиняют мало вреда и бывают скорее досадной помехой, нежели чем-то еще. На этой стадии мыслительный процесс ума можно подавлять, чтобы достичь состояния безмыслия. Это со временем приводит к состоянию медитации и восприятия собственной природы. Такое восприятие больше, чем что-либо другое, преобразует все понимание бытия и места человека во вселенной.
Метод антар мауна следует использовать психологически неуравновешенным людям. Он постепенно гармонизирует ум, так что со временем становится возможным состояние безмыслия и медитации.
Пратьяхара
Санскритское слово пратьяхара образовано из двух корневых слов: прати и ахара. Эти корневые слова имеют следующие значения: прати означает «противоположный», «в противоположность», а ахара — «вызывать», «возвращать», а также «принимать пищу». Поэтому пратьяхара буквально означает «противостоять возвращению» или «отказываться принимать пищу». В йоге это слово имеет специальный смысл, связанный с чувственным восприятием. Оно означает отказ от чувственного восприятия. Мы непрерывно получаем впечатления и данные из внешнего мира через посредство органов чувств — глаз, ушей и т.д. Эти стимулы держат ум в постоянном состоянии волнения и экстраверсии. Пратьяхара подразумевает отказ от этого получения чувственных данных. Чувственное восприятие лишается «пищи». Пратьяхара означает, что внутреннее восприятие отключается, отсоединяется от органов чувств. Это обычно называют «отключением чувств».
В большей части нашей жизни в состоянии бодрствования восприятие направлено на внешний мир через посредство органов чувств. Когда достигается пратьяхара и предотвращается внешнее восприятие, наше восприятие остается внутри ума. Это позволяет воспринимать различные уровни ума. Это отключение внешнего восприятия является целью первой стадии антар мауны.
Стоит заметить, что мы воспринимаем бессознательные пласты ума во время сновидений. Это похоже на состояние, которое достигается на второй стадии антар мауны. Однако между ними есть одно существенное различие: во сне и сновидении осознание незначительно или вообще отсутствует; в антар мауне и других медитативных практиках цель состоит в поддержании высокого уровня осознания. Это единственное различие, однако очень большое. В действительности, сами сновидения служат средством для снижения умственного напряжения. Они играют роль предохранительного клапана для ума. Без сновидения средний человек мог бы взорваться от давления умственного напряжения. Однако наличие осознания позволяет более эффективно иметь дело с психологическими конфликтами и другим подсознательным материалом. Сновидения, как правило, лишены осознания. Поэтому антар мауна, особенно стадия 2, по существу представляет собой процесс «сознательного сновидения». Это значительно ускоряет процесс устранения психологических конфликтов.
Пратьяхара означает не только отключение внешнего чувственного восприятия. В полном смысле пратьяхара означает такое состояние, когда восприятие полностью отсоединено от процессов мышления. Совершенное состояние пратьяхары подразумевает превосхождение как чувственного восприятия, так и мысленных процессов. Когда достигается это состояние, возникает дхарана (сосредоточение) и, в конечном итоге, состояние дхьяны (медитации).
Весь процесс антар мауны направлен на достижение состояния пратьяхары как средства, ведущего к медитации. Без пратьяхары медитация невозможна, и самого состояния пратьяхары достигнуть нелегко. Вот почему так мало людей действительно переживают высшее состояние медитации; однако при систематической работе с умом медитация возникает. Если использовать неверный подход, медитация вряд ли случится, даже если заниматься практикой круглые сутки в течение двадцати лет. Антар мауна как раз и представляет собой метод систематической работы с умом.
Поэтому как следует запомните порядок: сначала пратьяхара, далее дхарана и затем дхьяна. Если вы практикуете стадии антар мауны в правильной последовательности и доводите каждую стадию до совершенства, то вы автоматически идете по верному пути.
Шесть стадий
Антар мауна состоит из шести стадий. Вот их краткое описание: