Омнио-тренинг-технология: нулевой цикл
При беглом просмотре фотографий, на которых представлены техники основных последовательностей нулевого цикла ОМНИО-ТТ, у многих может сложиться впечатление, что над ними не слишком остроумно подшутили. И я не удивлюсь, если некоторые из читателей зададутся примерно такой серией недоуменных вопросов: Это - нулевой цикл?! Полный примитив для начинающих?! Ну парень дает! Это что же такое получается, на втором уровне он предложит встать на руки и вытянуть ноги вверх, на четвертом - завязать их в морской узел, а на пятом - вообще вывернуться наизнанку и обмотать прямую кишку вокруг левой лодыжки? Так что ли?
Выворачиваться наизнанку нам не предстоит, равно как и вытаскивать наружу прямую кишку, хотя в гигиенических практиках высших ступеней йоги есть уникальная техника промывания кишечника, в которой прямая кишка действительно выворачивается и извлекается наружу. А в остальном тот, кто задаст вышеперечисленные вопросы, будет прав. Вытянутая стойка на руках на втором уровне, полный лотос - на третьем, стойка на руках с полным лотосом - на четвертом и так далее...
И дело вовсе не в том, что ОМНИО-ТТ - практика для немногих избранных. На нулевом и первом уровнях она доступна любому нормальному человеку. А дальше - дело техники. При достаточно усердной тренировке переходы с уровня на уровень происходят сами собой. Тем более что отличия уровней друг от друга состоят не столько в различии количества и степени сложности используемых техник, сколько в разнице между режимами практики.
Если в нулевом цикле и Круге Земли мы, вроде бы, не сталкиваемся ни с чем, что может показаться принципиально невыполнимым, то для того, чтобы без травм и серьезных функциональных нарушений выдержать тренировку в режимах самых высоких уровней, человек должен обладать уже чуть ли не феноменальным уровнем тренированности.
Даже если он пользуется простейшими последовательностями нулевого цикла или Круга Земли... Но уровень тренированности определяется только количеством и качеством тренировочной практики - это аксиома, истинность которой не требует доказательств, ибо проверена опытом сотен поколений человеческих существ... Разными могут быть промежутки времени, необходимые разным людям для достижения одного и того же уровня тренированности, - это верно. Однако общий принцип всегда остается неизменным: "Успеха в йоге достигнет всякий, кто сумеет одолеть свою лень.
И не важно, молод он либо стар, болен, слаб или даже дряхл. Лишь бы практика его была настойчивой. Ибо как без нее преуспеть? От книг проку мало: одним только чтением успеха не достичь. И вырядившись в одежды, какие носят йогины, и разные священные предметы на себя навесив - тоже ничего не добьешься.
Равно как и досужими разговорами о йоге, о Силе, о прочих высоких материях. Лишь в неустанной практике - секрет успеха. Сие истина есть, и сомнений в том не может быть никаких. Асаны, и различные способы дыхания, и иные техники - такова хатха-йога, которая практикуется до тех пор, пока не явится результат - царственное состояние йоги или Осознание Единства"("Хатха-Йога-Прадипика"1-66, 1-67, 1-68, 1-69).
Так что и ОМНИО-ТТ, и более высокие уровни практики, которые уже являются практикой собственно хатха-йоги, пригодны, в общем-то, для всех. Подводит другое: правильная самооценка - большая редкость в мире людей. Подавляющее большинство человеческих существ не имеет понятия о своих истинных возможностях. Мы либо переоцениваем, либо недооцениваем их. Более того, в подавляющем большинстве случаев мы умудряемся некоторым непостижимым образом сочетать первое со вторым.
На бытовом уровне нам в целом ряде случаев кажется, что мы без напряжения можем осуществить вещи, которые выглядят простыми, однако на поверку таковыми не оказываются. И, столкнувшись с этим, мы пасуем. И говорим себе: "А-а, да мне это, в общем-то, и ни к чему..." В этом случае мы переоцениваем свои возможности не потому, что ими не обладаем, а только лишь потому, что нам лень их в себе обнаружить.
И если от этого будет зависеть выживание, очень многие из нас с изумлением откроют в себе поистине фантастические способности. Ведь в действительности они в нас есть, и, когда мы, прежде чем попытаться, прикидываем: и это я могу, и то у меня получится, - мы не очень-то грешим против истины. Мы вообще против нее не грешим, мы просто не учитываем свойственной человеку инерции привычного состояния. Чтобы предпринять что-либо действительно радикальное, необходимо сдвинуть "пятую точку" с годами насиженного теплого места.
С другой стороны, сталкиваясь с чем-либо, что на первый взгляд выглядит головокружительно сложным, мы склонны сразу же говорить себе: "О нет, это для меня недостижимо..." И тем самым вешать большой висячий замок на шлагбаум в том месте, где он всего-то привязан веревкой и нам необходимо всего лишь потратить немного времени, чтобы распутать узел. Или сходить за ножом и разрезать веревку... Мало того, мы не только вешаем замок, мы еще и ключ от него выбрасываем в лужу на обочине. И к концу жизни оказываемся на перекрестке дорог, намертво перекрытых шлагбаумами, которые мы же сами заперли на замки, разбросав ключи по окрестным лужам...
Учитывая изложенные выше абстрактные соображения, я позволил себе построить вполне конкретные основные тренировочные последовательности нулевого цикла так, чтобы они были действительно тренировочными, то есть доступными для освоения и в то же время содержащими в себе достойный вызов.
Останавливаться на некотором ограниченном комплекте совсем уж примитивных техник и, освоив этот комплект, полагать, что постиг йогическую практику, - глупо, ибо это есть самообман. Так поступают многие и спустя некоторое время разочаровываются в йоге вообще. Дав некоторый начальный импульс и тем самым обнадежив человека, она вдруг в какой-то момент перестает действовать как фактор, привлекающий в его жизнь Силу. Более того, на него со всех сторон наваливаются совершенно неожиданные и новые для него проблемы, и человек чувствует - что-то загоняет его в невидимый угол, и его йогическая практика имеет к этому самое непосредственное отношение.
Такая ситуация достаточно типична и обусловлена попыткой уйти от вызова. Человек не тренируется, а только пытается сохранить форму. И разрушается, как разрушается все то, что не желает развиваться. Поддерживать форму невозможно, ее можно только совершенствовать. Остановка - это смерть. Независимо от того, на каком уровне развития мы остановились - на начальном или на очень высоком.
Просто для того, кто останавливается в своем развитии после того, как какое-то время практиковал йогу, разрушительные факторы естественного отбора действуют уже несколько иначе. Ведь такой человек, хоть и бестолково, но все же приобщился к практике сознательного самосовершенствования, и спрос с него теперь уже совсем другой. Предполагается, что он знает, что делает...
А весь-то фокус всего-навсего в том, чтобы не забыть: мы всегда можем меньше, чем нам кажется, когда мы наблюдаем со стороны, и больше, чем нам кажется, когда мы пытаемся сами. Главное - никогда не останавливаться на достигнутом. Вся жизнь - ни на мгновение не прекращающаяся тренировка. Смысл же тренировки в том, чтобы в ней всегда присутствовал вызов. Принять вызов и победить. Сегодня, завтра, послезавтра, каждый день... И даже если на каком-то этапе мы временно терпим поражение, мы отдаем себе отчет в том, что это - не более чем еще один аспект повседневного вызова.
Каждый день - чуть-чуть превзойти самого себя, в каждой тренировке продвинуться хотя бы на один крохотный шажок, который не удался в предыдущей, каждым шагом сегодня сделать тело и сознание чуть более послушными воле, чем они были вчера. Все остальное придет само собой. Таков один из принципов, положенных в основу организации последовательностей ОМНИО-ТТ.
Итак, вполне возможно, что при освоении последовательностей нулевого цикла мы столкнемся с тем, что выполнить отдельные элементы нам не под силу. Давайте не будем отчаиваться и станем делать то, что можем, время от времени возвращаясь к тому, что представляет для нас особенно суровый вызов. Через некоторое время обнаружится - вещи, которые совсем недавно казались невыполнимыми, начинают поддаваться, а то, что было доступным, но сложным, оказывается простым.
В конце концов, вовсе не обязательно сразу же выполнить тот или иной прием, ту или иную асану идеально. Важно лишь как можно ближе "подобраться" к заданной форме, придать телу предельно доступное ему положение, которое бы приближалось к идеалу настолько, насколько это возможно для каждого из нас сейчас в нашем нынешнем состоянии. И затем, медленно "втекая" в форму, продвинуться в направлении идеала еще чуть-чуть дальше, чуть-чуть глубже. И так изо дня в день... Спешить-то некуда.
Нам действительно некуда спешить...
Все последовательности ОМНИО-ТТ построены таким образом, что очень интенсивно развивают не только само по себе энергетическое тело - конгломерат "тонких" составляющих энергетической структуры, но также являются мощным средством тренировки органического тела. Строение последнего изменяется и совершенствуется на всех уровнях в соответствии с повышением концентрации энергии в полевых потоках, которыми образованы "тонкие" составляющие энергетической структуры.
В результате взаимодействие между "плотными" и "тонкими" составляющими человеческого существа переходит на качественно новый уровень и становится очень тесным и исключительно устойчивым.
Восприятие начинает с легкостью четко отслеживать то, что происходит в "тонких" составляющих энергетической структуры и прежде было ему недоступно. Благодаря этому со временем развивается контроль, и человек обретает способность управлять процессами в энергетическом теле с помощью волевых манипуляций и целенаправленных действий органического тела. Потому крайне важно в процессе практики обращать внимание на ощущения в органическом теле, которые соответствуют процессам развития и протекания энергетических потоков в "тонких" составляющих энергетической структуры.
Главное здесь - не придумывать того, чего нет. Если мы ничего особенного не ощущаем - значит, мы не ощущаем ничего особенного. Не нужно воображать, визуализировать, настойчиво "генерировать". Ни стараться "увидеть" картинки "из других миров" на своем "внутреннем экране", ни пытаться накладывать какие-либо воображаемые изображения на те или иные части тела, ни представлять, как некие потоки куда-либо втекают и откуда-то вытекают. Ценность имеют только РЕАЛЬНЫЕ ощущения. Они могут быть похожи на тепло, на ветер, на струящийся песок, на потоки воды, на электрический ток, на вибрации, на бегущие по телу и внутри него "мурашки", на давление, на обыкновенную дрожь, в конце концов... Типы ощущений могут быть самыми разными. Главное - чтобы это были настоящие "физические" ощущения, а не иллюзии, навеянные желанием приобщиться к чему-нибудь эзотерическому.
Раньше или позже последовательно усиливающиеся тонкоэнергетические процессы непременно проявят себя какими-то ощущениями в органическом теле. Неизбежность этого изначально заложена в самих упражнениях и в том, как они организованы в последовательности. Более того, фактические ощущения в органическом теле, которые соответствуют тонкоэнергетическим процессам, в те или иные моменты жизни чувствует любой человек. Мы просто не отдаем себе в них отчета.
В процессе правильно построенной интегральной тренировки они всего лишь становятся более явными. Мы можем расценивать их как новые, но в действительности они хорошо знакомы нам с детства. Внимание - вот ключ к овладению искусством их контролировать. Достаточно всего лишь "зацепиться" вниманием за эти ощущения, а затем в каждой тренировке настойчиво пытаться отслеживать все более и более "тонкие" их аспекты, стараясь понять, каким образом этими ощущениями можно управлять.
Когда же в сферу восприятия войдут, наконец, самые "тонкие" составляющие энергетической структуры, относящиеся к ее высшим слоям, к более "приземленным" ощущениям добавятся "видение" световых потоков, образов, картин, слышание удивительно гармоничных звуков и ощущение "тонких" ароматов. Затем появляется непосредственное знание наитончайшей сущности вещей и явлений и т. п.
Однако, повторяю: не нужно ничего придумывать. Достаточно просто регулярно тренироваться на пределе своих возможностей и быть очень внимательным, и тогда все, что должно прийти, явится само собой. Если, конечно, мы будем неуклонно продвигаться вперед, ни на мгновение не останавливаясь на достигнутом.