Кафедра теории и методики бокса и тяжелой атлетики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики бокса и тяжелой атлетики
ОСКОЛКОВ В.А.
БОКС: ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА
Учебное пособие
Волгоград, 2003
ББК 75.713
О - 744
Рецензент: доктор педагогических наук,
Профессор Непомнящий С.В.
ОСКОЛКОВ В.А.
БОКС: ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА: Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2003.- 116 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы классификации техники, техническо- тактической и физической подготовки боксеров новичков, вопросы обучения и составления документов планирования. Подробно рассматривается последовательность прохождения материала на первых занятиях и в течение первого года регулярных занятий боксом, обучение боксера-левши.
Вторая половина пособия посвящена тренировке квалифицированных боксеров. Рассматриваются вопросы: периодизации спортивной подготовки, построение макро-, мезо- и микроциклов; особенности технической подготовки и развития физических качеств; дается программа педагогического тестирования; рассматриваются этапы многолетней подготовки единоборцев; приводится нестандартное оборудование залов бокса.
Пособие предназначено для студентов институтов физической культуры, тренеров и специалистов в области единоборств.
ББК 75.713
ã Осколков В.А.,2003г.
ã Волгоградская государственная
академия физической культуры, 2003г.
Оглавление
Введение……………………………………………………. | ||
Глава 1. Обучение юных боксеров………………………… | ||
1.1. | Классификация техники………………………….…………. | |
1.1.1. | Основные положения боксера……………………………… | |
1.1.2. | Классификация защит………………………………………. | |
1.1..3 | Классификация ударов…………………………………….. | |
1.2. | Классификация средств в боксе…………………………… | |
1.3. | Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях……………………………………….. | |
1.4. | Методы создания представления о выполняемом движении…………………………………………………………… | |
1.5. | Методы обучения движениям……………………………… | |
1.6. | Обучение основным положениям, ударам, защитам /Методика проведения первых практических занятий/….. | |
1.7. | Последовательность прохождения материала на первом году обучения………………………………………………. | |
1.8. | Обучение основам тактики бокса………………………….. | |
1.9. | Особенности обучения боксера – левши………………….. | |
1.10. | Тактическая подготовка…………………………………….. | |
1.11. | Методическая последовательность в обучении тактике бокса…………………………………………………………… | |
1.12. | Контроль за процессом становления тактического мастерства…………………………………………………………. | |
1.13. | Годовой и месячный планы работы, план-конспект занятий……………………………………………………… | |
Глава 2.Тренировка боксеров старших спортивных разрядов…………………………………………………………… | ||
2.1. | Планирование спортивного совершенствования…………. | |
2.1.1. | Периодизация спортивной подготовки в отдельном макроцикле……………………………………………………… | |
2.1.2. | Построение микро- и мезоциклов…………………………. | |
2.1.3. | Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками в микроцикле подготовки … | |
2.2. | Техническая подготовка……………………………………. | |
2.2.1. | Метод усложнения внешней обстановки…………………. | |
2.2.2. | Выполнение упражнений при различных состояниях организма боксера, затрудняющих выполнение технических действий…………………………………………………….. | |
2.2.3. | Метод облегчения условий выполнения технических действий ……………………………………………………….. | |
2.2.4. | Метод сопряженных воздействий………………………… | |
2.2.5. | Методика применения боксерских «лап» на различных этапах обучения………………………………………….. | |
2.3. | Совершенствование физической подготовки…………….. | |
2.3.1. | Методика развития быстроты……………………………… | |
2.3.2. | Методика развития силы…………………………………… | |
2.3.3. | Методика развития выносливости…………………………. | |
2.3.4. | Методика развития ловкости………………………………. | |
2.4. | Программа педагогического тестирования боксеров с целью отбора в сборные команды…………………………… | |
2.4.1. | Технико-тактическая подготовленность………………….. | |
2.4.2. | Физическая подготовленность……………………………… | |
2.4.3. | Психофизиологические показатели……………………….. | |
2.5. | Основы многолетней подготовки единоборцев………….. | |
2.5.1. | Этап начальной подготовки……………………………….. | |
2.5.2. | Этап углубленного совершенствования………………….. | |
2.5.3. | Этап реализации индивидуальных возможностейединоборцев………………………………………………………. | |
2.5.4. | Законы победы и законы формирования спортивного мастерства в единоборствах ………………………………….. | |
Глава 3.Нетрадиционное оборудование залов бокса……. | ||
3.1. | Индивидуальное тренажерное устройство для совершенствования точности боксерских ударов………………….. | |
3.2. | Наклонная платформа для совершенствования техники ударов на ближней дистанции…………………………….. | |
3.3. | Тренажер для отработки точности сильных ударов в боксе | |
3.4. | Тренажерное устройство для совершенствования точности боксерских ударов…………………………………………. | |
3.5. | Боксерский тренажер для совершенствования техники ударов в условиях «помех»…………………………………. | |
3.6. | Боксерский тренажер «турникет»………………………….. | |
3.7. | Шарнирная штанга…………………………………………. | |
3.8. | Тренажерное устройство для укрепления мышц поясничной области и брюшного пресса | |
3.9. | Тренажер для отработки ударов под (через) руку………… | |
3.10. | Тренажер дыхания………………………………………….. | |
3.11. | Настенная тензоплатформа фасеточного типа для измерения силы ударов в боксе……………………………………. | |
3.12. | Устройство для тренировки боксеров-юношей…………… | |
Литература……………………………………………….. |
Введение
До распада Советского Союза можно было выделить советскую школу бокса и близкую к ней европейскую (страны социалистического лагеря), американскую и особое место занимала кубинская школа. В советской и европейских школах бокса упор делался на типовую технику бокса, обыгрывание противника, игру, большое количество передвижений, обманных действий. Предпочтение отдавалось дальней дистанции. Конечно было немало и самобытных боксеров, не укладывающихся в общие рамки. Но в целом, такая характеристика советской школы бокса была верной и отчасти, объяснялась тем, что руководство осуществлялось из единого центра, были единые методические подходы в обучении и тренировке. Ограниченные возможности выезда из страны и обмен опытом с другими спортсменами. Спортсмены, входящие в основной состав сборной команды, постоянно должны были доказывать, что они сильнейшие. Порой политические интересы руководства шли в разрез с целесообразностью планирования тренировочного процесса. Так, к примеру, на ежегодных встречах СССР-США, наше руководство всегда ставило задачу выиграть любой ценой и для этого включало в состав сильнейших боксеров, в то время как, для американцев эти встречи были всего лишь частью подготовки к главным соревнованиям сезона. Основная конкуренция была между спортсменами одной страны и большие трудности попасть в основной состав сборной страны. И стать чемпионом страны порой было труднее, чем чемпионом Европы. Но увы, будучи сильнейшими в Европе наши боксеры уступали боксерам с острова «свободы» Кубы.
Причины доминирования кубинских боксеров на международной арене не однозначны и могут складываться из различных факторов. Во-первых- до революции на Кубе был профессиональный бокс и остались традиции, методика, отношение к спорту и т. д.; во- вторых – в нищей стране, изолированной от всего мира, спорт – единственное средство «выбиться в люди», сделать карьеру; в третьих – долгое время бокс считался и считается спортом номер один на Кубе, из-за любви к нему лидера Кубинской революции Фиделя Кастро, которого команда считает своим официальным тренером; в четвертых – кубинцы приглашали для работы с командой советских тренеров : Червоненко А. и Романова В.М., передавших им нашу, далеко не худшую, методику тренировки; в пятых – феноменальная двигательная одаренность самих кубинцев, прекрасные условия для тренировок, включая климатические; в шестых – многоуровневый состав сборных команд, которым предоставили возможность колесить по всему свету, выступать в соревнованиях по итогам которых комплектуется основной состав сборной команды. И, наконец, материальное поощрение, размеры которого целиком зависят от спортивного результата, что немаловажно, тем более в стране с низким уровнем жизни.
Американский любительский бокс всегда был представлен студенческим боксом, сделав себе имя, боксер не задерживался в любителях и спешил перейти в профессионалы. А тренеру предстояла нелегкая задача за олимпийский цикл подготовить новую команду.
С распадом Советского Союза и социалистического лагеря усилилась конкуренция за счет команд других стран, а также российских боксеров, выступающих за другие страны. Появились дополнительные источники финансирования, возможность чаще участвовать в международных соревнованиях, проводить совместные сборы и, как итог этого, в настоящее время российские боксеры на равных соперничают с кубинцами.
Вместе с положительными тенденциями появились и негативные. Так, усилился отток из любительского бокса в профессиональный, в кикбоксинг и другие виды контактных единоборств. Часть молодежи переориентируется с бокса на восточные единоборства, которые получают мощную рекламу из средств массовой информации.
Несмотря на это любительский бокс в нашей стране успешно развивается. Любительский бокс единственный из ударных видов спорта входит в программу Олимпийских игр. Российские боксеры успешно выступают на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Идет взаимообогащение различных школ бокса и, в тоже время, упор делается на яркие индивидуальности. Боксер –любитель должен обладать широким техническим арсеналом и, одновременно, иметь свои излюбленные, коронные приемы. Должен уметь навязать противнику свой ход поединка, уметь менять тактику по ходу поединка, вести бой на всех дистанциях против боксеров различных стилей. Боксер должен быть хорошо физически развитым, обладать сильным ударом, вести бой в высоком темпе и творчески подходить к тренировочному процессу.
Классификация техники
1.1.1. Основные положения боксера:Боевая стойка, положение кулака при ударе, понятие о боевых дистанциях, перемещения и передвижения. Классификация может быть различной, все зависит от того, какой признак положить в основу классификации.
Боевые стойки: различают фронтальную и боевую. При фронтальной стойке ноги расположены на ширине плеч, ступни параллельны, ноги слегка согнуты в коленях, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки подняты на уровень головы, локти выведены вперед, кисти сжаты в кулак, ладонями внутрь, голова смотрит прямо. Из этой стойки начинают изучать удары, так как, движения симметричны, что левой, что правой руками.
При боевой стойке ноги расположены на ширине плеч, левая нога пол-шага вперед, пол-оборота вправо /мизинец левой ноги обращен в сторону противника/, ноги слегка согнуты, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Туловище слегка наклонено вперед, голова смотрит прямо, левая рука согнута под прямым углом, кулак выведен вперед на уроне головы, ладонью внутрь. Правая рука согнута под острым углом, локоть прижат к туловищу и защищает правое подреберье, кулак защищает голову. Боксер - левша имеет «зеркальную» стойку.
В зависимости от положения рук боевая стойка может быть открытой и закрытой, от степени сгибания ног - высокой и низкой, от сильнейшей руки - лево - и правосторонней. В зависимости от дистанции - чем короче дистанция, тем фронтальнее стойка.
Положение кулака при ударе.Удар наносится головками пястных костей /2-3-4-5 пальцев/, для чего, тыльная сторона ладони и предплечья должны составлять прямую линию или даже тупой угол. Существует выражение «завернуть кулак», чтобы нанести удар правильным местом.
Понятие о боевых дистанциях.Различают три дистанции:
дальнюю, среднюю и ближнюю. Дальняя - когда можно достать противника ударом с шагом вперед, средняя - достать ударом без шага, ближняя - любым коротким ударом без шага.
Под перемещением принято понимать перенос веса тела с ноги на ногу. Возможны три положения, когда вес тела расположен преимущественно на левой, правой или на обеих ногах равномерно.
В основу классификации передвижений по рингу /Осколков В.А.,1984/положено наличие опорных и безопорных периодов и фаз. Выделяют такие виды передвижений: ходьба и прыжки. /Бег не встречается/. Ходьба - попеременная потеря равновесия, при которой отсутствуют безопорные периоды, а период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры.
Прыжок - вид передвижения при котором имеет место период полета после отталкивания от опоры с последующим приземлением.
Различают ходьбу обычным шагом, приставным, скрестным и вышагивание. При обычной ходьбе шаг начинается сзади стоящей ногой , двухопорная фаза сменяется одноопорной, имеется период вертикали опорной ноги.
При передвижении приставными шагами шаг начинается ногой, ближней к направлению движения, затем приставляется вторая нога. Период двойной опоры сменяется периодом одиночной опоры, затем снова двойной. Период прохождения вертикали опорной ноги отсутствует. При данном способе передвижения значительно меньше колебания ОЦМ тела , чем при обычной ходьбе, а значит и меньше затраты энергии. /Осколков В.А., Шатков Г.И.,1982/.
При ходьбе скрестным шагом , шаг делается левой ногой вправо или правой влево, при этом ноги перекрещиваются. Такие шаги Градополов К.В./1964/ называл порочными и не рекомендовал обучать им новичков. Вместе с тем боксеры высокого класса применяют данный способ передвижения довольно успешно.
Под вышагиванием необходимо понимать первый шаг приставного шага, когда вторая нога не приставляется. Данный способ передвижения применяется часто при нанесении сильных одиночных ударов с дальней дистанции.
Встречающиеся в литературе другие названия часто содержат в себе какой - либо вариант технического исполнения. К примеру: слитно - скользящие шаги - это приставные шаги, выполняемые слитно, как бы скользя по полу; челночные передвижения - могут исполняться шагами и прыжками, важен принцип «вперед - назад»; сайд - степ - вышагивание в одну сторону, с поворотом туловища в другую. См. Рис.1.
Разновидностьюпрыжковпринято считать «челночные» передвижения вперед- назад / скачки / и в боковых направлениях / подскоки /.
Виды передвижений
ХОДЬБА ПРЫЖКИ
Способы передвижений
Обычные шаги | Приставные шаги | Скрестные шаги | Вышагивание | Скачки | |||||
В а р и а н т ы т е х н и к и в ы п о л н е н и я | |||||||||
Семенящие Слитные Одноименные | Слитно-скользящие Одноименные | Маховая нога проносится | Сайд-степ Боковые | Подскоки Челночные Отскоки | |||||
Разноименные | Боковые Разноименные Шафл | впереди или сзади опорной | |||||||
Челночные | |||||||||
Семенящие | |||||||||
Рис.1 Классификация передвижений боксеров по рингу
Классификация защит
Различают защиты при помощи: рук, ног, туловища и комбинированные.
Защиты при помощи рук: 1.Подставки, когда под удар подставляется локоть, тыльная сторона предплечья, ладони, раскрытая ладонь, плечо; 2. Остановки /они же накладки/, когда удар останавливается в самом начале, путем наложения рук на перчатки, предплечья, плечи противника; 3. Отбивы, при которых кулак смещается с линии удара. Примерно в средней фазе удара, боксер отбивает внутренней или наружной стороной предплечья удар противника в сторону.
Защиты при помощи ног:Выполняются при помощи различных передвижений. Цель этих защит занять такую дистанцию и местоположение по отношению к противнику, при которых тот не сможет эффективно наносить удары. К примеру: разорвать дистанцию, сделав несколько шагов назад, уйти в сторону с линии атаки или за спину противника, или максимально близко сократить дистанцию, войдя в «клинч», при котором ни вы, ни противник не сможете наносить удары.
Защиты при помощи туловища:Уклоны и нырки. Выполняются при ударах в голову. От прямых ударов - уклон, при котором голова смещается в сторону, от боковых - нырок, в данном случае голова уходит под руку, как бы ныряя. В литературе также встречается защита отклоном назад, /Градополов К.В.,1964/ которая может применяться от обоих типов ударов.
Комбинированные защиты представляют из себя комплекс вышеперечисленных защит выполняемых одновременно или последовательно.
1.1.3. Классификация ударов возможна по ряду признаков:
1. По траектории движения кулака - прямые, боковые и снизу; 2. По бьющей руке - левой, правой руками; 3.По цели - в голову, в туловище; 4. По количественному признаку - одиночные, двойные и серии ударов / три и более ударов/; 5. По тактическому признаку - атакующие, контратакующие и обманные /ложные/ удары. Контратакующие, в свою очередь, различаются на ответные /выполняемые после защиты/ и встречные /выполняемые одновременно с защитой/. В основу классификации могут быть положены и не основные признаки , например: по силе - сильные и слабые; по дистанции - короткие и длинные и т. п.
Занимающихся на занятиях
Основными положениями занимающиеся овладевают в одно шереножном строю под общую команду тренера. Это обусловлено тем, что тренер должен видеть одновременно всех занимающихся, а тем, в свою очередь, ни что не должно мешать. Если занимающихся достаточно много, то они могут быть размещены и две, и три шеренги, но при этом, фронтом обращены к тренеру. Такая организация будет продолжаться до тех пор, пока занимающиеся не перейдут к изучению прямых ударов левой и правой руками в голову в атакующей форме стоя на месте и защитам от них подставкой правой ладони, т.е. состоится знакомство со средней дистанцией. Это упражнение будет выполняться уже в двух шереножном строю, лицом друг к другу, под общую команду тренера. Занимающиеся условно будут делиться на первых и вторых номеров и поочередно выполнять удары и защиты. В дальнейшем они будут обучаться этим же ударам, но с шагом вперед и защите шагом назад. Так они познакомятся с дальней дистанцией. После этого можно переходить к закреплению пройденного материала в парах, свободно двигаясь по залу. При этом, упражнение продолжают выполнять последовательно, т.е. один атакует, другой защищается.
В дальнейшем, когда занимающиеся будут одновременно выполнять упражнения в ударах и защитах, такое упражнение будет называться условными боями.Условные бои выполняются с узким и широким заданием. Если условности /задания/ отсутствуют, то это уже вольные бои. Вольные бои выполняются одновременно всеми занимающимися.
Спарринги отличаются от вольных боев большей психологической напряженностью, т.к. проводятся последовательно, отдельно для каждой пары и в ринге. На спаррингах проверяется степень подготовленности боксеров и выявляются сильнейшие.
Отдельной строкой в списке методических приемов идет работа с тренером на «лапах» и боксерских снарядах.Самостоятельная отработка элементов техники занимающимися в условиях отсутствия партнера, а также развитие необходимых физических качеств, идет на боксерских снарядах. Для подбора спортсмену индивидуальной техники, совершенствования отдельных элементов и целых связок, развития физических качеств, применяются боксерские «лапы».
Движении
Существуют два основных метода: вербальный /словесный/ и наглядный. Тренер рассказывает занимающимся об упражнении, которое им предстоит выполнять, заостряет внимание на основных положениях, поясняет детали и обращает внимание на возможные ошибки. При этом придает выразительность своему рассказу мимикой и пантомимикой. Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наглядность находит свое выражение в непосредственном показе упражнения тренером или ведущим спортсменом, или же в /опосредованном/ показе различных графиков, таблиц, схем выполнения упражнения. Опосредованная форма наглядности приобретает большее значение в дальнейшем, при обучении спортсменов высокой квалификации.
П.Ф. Лесгафт считал, что при показе, занимающиеся слепо, бессознательно копируют упражнение, что отрицательно сказывается на обучении. Вместе с тем, китайский оперный театр, имеющий вековые традиции обучения движениям, построен полностью на подражании ученика учителю, да и дальнейшее развитие теории и методики физического воспитания опровергло данное умозаключение, которое вместе с тем не лишено оснований.
Методы обучения движениям
В теориии методике физического воспитания различают целостный и расчлененный методы. Какой метод применять, целиком зависит от степени сложности изучаемого упражнения. Если занимающийся не в состоянии овладеть всем упражнением сразу, целиком, то необходимо его разбить на более простые составляющие, которые разучить в отдельности, а затем пытаться соединить в единое упражнение. На любом этапе обучения можно вернуться к вышеуказанным методам, в различном их сочетании.
На первом году обучения
Последовательность обучения основным положениям и переход к изучению ударов и защит, были рассмотрены в предыдущем разделе. Продолжим рассмотрение данной темы. Итак, первые удары, с которых мы начинаем обучение - это одиночные прямые удары левой и правой руками в голову в атакующей форме, стоя на месте. Одновременно изучаются и защиты от данных ударов. Такой первой защитой, с которой знакомятся наши занимающиеся, будет подставка раскрытой ладони правой руки. Данная защита проста в исполнении и позволяет сохранять ещё не укрепившуюся боевую стойку. По мере овладения техникой прямых ударов на месте, начинаем изучать те же удары с шагом вперед с дальней дистанции, сначала в двух шереножном строю под общую команду тренера, потом в парах, свободно двигаясь по залу. Так как техника шага вперед аналогична технике шага назад, то даем защиту шагом назад. Продолжаем закреплять изученные удары и защиты в условных боях с узким заданием.
Попробуем проследить раздельно последовательность обучения различным ударам и защитам. Продолжая закреплять технику прямых одиночных ударов в голову в атакующей форме, начинаем изучать двойные удары: левой - правой и правой - левой в голову. Особенностью этих ударов является то, что они выполняются под один шаг и второй удар начинается в то время, когда первый еще не достиг цели. Затем идут серии из трех ударов: левой - правой - левой и наоборот.
Так как занимающиеся овладели, в той или иной степени, ударами и защитами, то переставив их местами, а именно, поставив на первое место защиту, а на второе удар, переходим к обучению ответной контратаке прямыми ударами.
К данному периоду времени техника боевой стойки достаточно закрепилась и настала возможность приступить к обучению защите уклоном. При этом следует обращать внимание на расслабленность мышц спины и работу ног, т.к. при защите уклоном, голова должна смещаться в сторону - вниз.
В целом тактическая последовательность обучения ударам будет следующей: удары в атакующей форме, затем в ответной и встречной контратаке. Обучение ложным ударам начинается сразу же, когда дается задание в условных боях. Исключением из правила является методика обучения прямым ударам в туловище, которые рекомендуется изучать сразу во встречной форме, что позволяет смещать голову с линии удара и тем самым избежать опасности встречного удара. Естественно, что приступать к обучению данному виду ударов следует только после овладения защитой уклонами. Далее следуют различные сочетания прямых ударов в голову и туловище, например: прямой левой в туловище, прямой правой в голову и т.п. Основными защитами от ударов в туловище будут подставки левого и правого локтей. К защитам от прямых ударов отходами, подставками и уклонами добавляются защиты отбивами и остановками.
Наступает необходимость в изучении боковых ударов, левой, правой руками, в голову и туловище. При этом рекомендуется начинать обучение в ответной форме после защиты уклоном, что позволит выполнять упражнение с большой амплитудой, что в свою очередь, облегчит занимающимся восприятие самого движения. Основными защитами на этом этапе будут подставки тыльной стороны ладоней и предплечий, а позднее, по мере освоения боковых ударов, нырки.
По мере изучения техники боковых ударов в голову и туловище, в ответной контратаке и атаке, начинаем их соединять с раннее изученными прямыми ударами. При этом существует методика замены в двойных или сериях ударов, одного или нескольких ударов на новые.
Удары снизу в голову и туловище как бы замыкают список изучаемых, на первом году обучения, ударов. Начинается обучение, так же, как и боковым ударам, на средней дистанции в ответной форме. Основная защита - подставка согнутой в локтевом суставе руки. И опять, вновь изученные удары соединяются с ранее изученными. Совершенствуются серии ударов, выполняемые на дальней, средней и ближней дистанциях.
Начинается обучение ударам, как правило, на средней дистанции, что позволяет выполнять удары на месте, затем совершенствование происходит в основном на дальней дистанции, т.к. это наиболее безопасная дистанция, позволяющая, увидев удар, успеть выполнить защиту. Средняя и ближняя дистанции наиболее сложные. Время для выполнения удара на данных дистанциях необходимо значительно меньше, чем на выполнение защиты, поэтому защитные действия выполняются на основе предугадывания, что для занимающихся первого года обучения весьма сложно. Поэтому встречная форма ведения боя изучается лишь в конце первого года обучения.
Вместе с тем, выступая в соревнованиях, боксер может оказаться на дистанции ближнего боя не по своей воле и поэтому должен уметь наносить удары и защищаться, а так же, при необходимости, с честью выйти из ближнего боя. Поэтому, целенаправленному умению входить в дистанцию ближнего боя, обучают только после того, как освоят элементы ближнего боя и выход из него.
Тактике бокса
Сложившаяся практика обучения технике и тактике бокса свидетельствует о том, что обучение технике по времени опережает обучение тактике, но идет параллельно.
Обучение технике основных положений боксера предопределяет и тактическую значимость этих элементов технической подготовки боксеров. Умение четко и целесообразно передвигаться по рингу, сохраняя при этом боевую стойку и необходимую дистанцию до противника,— эти первые упражнения по изучению тактики бокса, которые изучаются на первых же занятиях.
В теории и методике бокса принята определенная последовательность в обучении технике ударов: вначале изучаются прямые удары левой и правой руками в голову и туловище, затем боковые удары — в голову и туловище и в заключение — удары снизу (Булычев А.И.,1965; Денисов Б.С., 1970).
При обучении же тактике рекомендуется следующая методическая последовательность. Все технические приемы изучаются и совершенствуются вначале в атакующей, затем ответной и наконец во встречной форме. Причем после изучения типовой техники приемов занимающиеся совершенствуют их в различных вариантах. Например, при изучении левого прямого удара в голову боксеры вначале изучают технику удара и защиты от него на месте и с шагом вперед; затем — ответную контратаку левым прямым ударом в голову –после защиты шагом назад; и в заключение — левый прямой удар в голову на месте или с шагом назад.
Необходимо отмстить, что такой методический подход к обучению и совершенствованию тактики бокса, основанный на учете последовательности в обучении технике, обеспечит тренеру возможность более точно определить склонность боксеров к тем или иным приемам и на основе этого в дальнейшем индивидуализировать их подготовку.
Анализ соревновательной деятельности боксеров позволил выделить две основные причины, побуждающие боксера изменить тактику в процессе боя: I. Боксер проигрывает (ведет равный бой): а) противнику, равному по классу. В подобных случаях боксер чаще всего пытается за счет мобилизации своих морально-волевых и физических качеств «переломить» ход поединка, использовав и развив хотя бы минимальное свое преимущество над противником в уровне технико-тактической подготовки;
б) противнику, по классу ниже. В таких случаях боксеры меняют манеру ведения боя, которая не приносит успеха, на другую, часто правильно и вовремя подсказанную тренером. Случается, что боксеры, переоценив свои силы и недооценив силы противника, пытаются добиться досрочной победы за счет подавления его сильными одиночными ударами и не имеют преимущества в поединке (происходит обмен ударами), а изменив тактику боя, сразу же добиваются преимущества за счет превосходства в классе;
в) противнику, по классу выше. Возможны два варианта поведения боксера: первый — боксер заранее считает себя проигравшим и не оказывает серьезного сопротивления, стремясь довести бой до конца и не проиграть ввиду явного преимущества или нокаутом; второй—боксер пытается воспользоваться своими сильнейшими сторонами подготовки, чаще всего ставка делается на физическую и морально-волевую подготовку, в расчете на то, что противник в обмене ударами пропустит сильный удар и в связи с этим проиграет.
2. Боксер выигрывает:
а) у противника, равного по классу. В подобных случаях боксер стремится поддержать и развить свой успех счет преимуществ в технике и тактике или уровне морально-волевой и физической подготовки;
б) у противника, ниже по классу. Чаще всего боксер стремится ускорить победу и добиться явного преимущества или нокаутировать противника. Реже, решая какие-либо задачи (поддержание веса, осуществление заданий тренера и т. п.), боксер не стремится к досрочной победе. С этой целью боксер использует слабости противника и в соответствии с этим строит поединок (повышает темп, использует финты, атакует или контратакует сильными ударами и т. п.);
в) у противника, по классу выше. В подобных случаях боксер чаще всего не меняет тактический рисунок боя, а стремится развить преимущество за счет дальнейшего использования тех средств боя, которые приносят ему успех в поединке.
Перечисленные ситуации почти полностью исчерпывают возможные варианты соотношения сил во время боя. Исходя из этого, возникает не такое уж большое разнообразие тактических вариантов ведения боя, однако с учетом индивидуальности в технической подготовке боксеров возникает настолько большое разнообразие поединков, что их перечень и характеристика невозможны, да в этом и нет необходимости.
Подобный объективный характер анализа тактических вариантов боя дает возможность тренеру строить тактическую подготовку боксеров с учетом реальных ситуаций, складывающихся на ринге, а не с учетом бесконечного многообразия поединков, основанного на индивидуальной технической подготовке боксеров, особенностях их физического развития, типологических свойств нервной системы и т. п. Поэтому целесообразно при совершенствовании тактической подготовки боксеров моделировать в условиях тренировки ситуации, встречающиеся в условиях соревнований. Для этого целесообразно ставить в пары при совершенствовании технико-тактического мастерства боксеров, не только равных по уровню мастерства, но и разных по классу и уровню подготовленности. Однако при этом не надо забывать, что подобные упражнения должны решать конкретные задачи и не должны превращаться в избиение более слабого боксера.
Мастерства
Практика подготовки боксеров свидетельствует о том, что тренеры практически не выделяют тактическую подготовку боксеров в отдельную сторону подготовки, которая подвергалась бы детальному, четкому, многолетнему контролю. Как правило, уровень тактической подготовки боксеров оценивается совместно с технической. Эта сложившаяся традиция создает трудности в дифференцированной оценке каждой из сторон подготовки, так как действительно, осуществляя анализ техники и тактики, трудно отделить одно от другого в приеме. Значительно усложняет этот процесс субъективизм в подобных оценках.
Учитывая тот факт, что победа боксера определяется по разнице в набранных очках, которая образуется в результате нанесения ударов и применения защит, можно считать, что интегральным показателем уровня подготовленности (в том числе и тактической) будет являться эффективность атак и защит. В связи с этим, для определения эффективности боевых действий может быть использован метод, предложенный О. П. Фроловым (1966), который позволяет оценить уровень технико-тактической подготовки по показателям коэффициента атаки и зашиты. Определяется коэффициент эффективности атаки и защиты следующим образом: КЭА равен отношению кол-ва ударов достигших цели к общему количеству нанесенных ударов. КЭЗ = кол-во пропущенных ударов /кол-во ударов, нанесенных противником).
На таблице 1 представлены возможные варианты тактических задач, решаемые при помощи основных двигательных дей