Состав операторов Центра управления.

Добавлено при переводе

Кто-то сказал: «Астронавты управляют кораблем, а ЦУП управляет экспедицией»

Ниже перечислены рабочие станции операторов. Если стоять в наблюдательном зале лицом к главному экрану ЦУПа, то перед нами будет задний ряд, потом третий, второй и передний. Места перечислены слева направо.

Задний ряд.

Пресс-центр (P.A.O. - Public Affairs Officer). Его голос звучал в телевизионных передачах, как «Пресс-центр».

D.O.D. (Department of Defense) - представитель Министерства Обороны США. Обеспечивает обслуживание стартового комплекса, станций космического слежения и спасательной операции из океана.

Руководитель экспедиции (Mission Director). Осуществляет взаимодействие с руководством.

Третий ряд.

СВЯЗЬ (INCO - Instrumentation and Communications Systems Officer). Эта станция во время первых полетов «Аполлонов» называлась «TelCom». Следит за оборудованием систем связи на борту корабля. Во время лунных высадок управляет телевизионной камерой (так называемое «Главное видео»).

O amp;P (Operations and Procedures Officer). Во время экспедиции следит за соблюдением установленных правил полета.

Assistant Flight Director (помощник руководителя полета).

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ (Flight - Flight Director). Руководит ЦУПом и экспедицией. Из правил: «Руководитель полета имеет право, проанализировав ситуацию, принять любое решение по его усмотрению для успешного завершения экспедиции».

ФАО (F.A.O. - Flight Activities Officer - офицер полетных действий). Следит за тем, чтобы команды, поданные с Земли, соответствовали тем действиям, которые астронавты отрабатывали на тренировках.

СЕТЬ (Network - Network Controller). Координирует работу наземных станций слежения, расположенных по всему миру, которые передают в Хьюстон телеметрию и другие данные.

Второй ряд.

МЕДИК (Surgeon - Flight Surgeon). Контролирует состояние здоровья астронавтов во время полета.

КЭПКОМ (CapCom - Capsule Commnicator). КЭПКОМ всегда является астронавтом, обычно, одним из членов экипажа-дублера. Он осуществляет связь между экипажем в космосе и людьми на Земле. С экипажем иногда может говорить напрямую руководитель полета.

ЭЛЕКТРИКА (EECOM - Electrical and Environmental Control Systems). Следит за следующими системами командно-сервисного модуля: жизнеобеспечение, электрические системы, оборудование и механические системы.

ОРИЕНТАЦИЯ (G.N.C. - Guidance, Navigation, and Control Officer). Он не занимается отслеживанием местонахождения корабля, а следит за состоянием систем ориентации командно-сервисного модуля.

УПРАВЛЕНИЕ (Control). То же самое, что и ОРИЕНТАЦИЯ, но для ЛЭМа.

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ (TELMU). То же самое, что и ЭЛЕКТРИКА, но для ЛЭМа.

(последних четырех операторов обычно называют «парни по системам»)

Передний ряд («Окоп»).

НОСИТЕЛЬ (BSE - Booster Systems Engineer). Отслеживает работу ракеты-носителя «Сатурн-5». Освобождает свой терминал после завершения запуска на транслунную траекторию.

ВОЗВРАТ (Retro - Retrofire Officer). Говорит руководителю полета, что надо делать для возврата корабля на Землю.

ДИНАМИКА (FIDO - Flight Dynamics Officer). Следит за отклонениями траектории и разрабатывает маневры для возврата на требуемую орбиту. Является ведущим оператором «окопа» во время дежурств.

НАВИГАЦИЯ (Guidance). Наземный навигатор космического корабля.

(последних трех операторов обычно называют «парни по траекториям»)

Приложение 5

Хронология событий и расшифровка радиопереговоров с предстартовой подготовки до инцидента

Добавлено при переводе

Ниже приведена расшифровка некоторых переговоров с экипажем, опущенная в книге. В основном, это касается событий до взрыва на борту. Указано полетное время и приведена хронология старта.

Т-28:00:00, Укладка оборудования ЛЭМа (до T-18:00:00).

[Старт «Аполлона-13» происходил в Космическом Центре им.Кеннеди, стартовый комплекс 39, площадка «А». Сборка из корабля и ЛЭМа называлась «AS-508», командно-сервисный модуль «CSM-109» - «Одиссей», лунный модуль «LM-7» - «Водолей». Экспедициям «Аполлон» присваивался определенный тип:

A - непилотируемый полет «Сатурн-5» («Аполлоны» 4 и 6)

B - непилотируемое испытание ЛЭМа («Аполлон-5»)

C - пилотируемая экспедиция с командным модулем на околоземной орбите («Аполлоны» 1 и 7)

C' - пилотируемая экспедиция с командным модулем с облетом Луны («Аполлон-8»)

D - пилотируемая экспедиция командного модуля и ЛЭМа на околоземной орбите («Аполлон-9»)

E - пилотируемая экспедиция с командным модулем и ЛЭМом на дальней орбите

F - пилотируемая экспедиция с командным модулем и ЛЭМом, с выходом на орбиту вокруг Луны, но без посадки на ее поверхность («Аполлон-10»)

G - первая посадка на Луну («Аполлон-11»)

H - первоначальный тип экспедиции «Аполлон-13»]

T-27:30:00, Установка и подсоединение полетных батарей (до T-23:00:00)

T-22:30:00, Заправка в ЛЭМ сверхкритичного гелия (до T-20:30:00)

T-19:00:00, Укладка багажного отсека командно-сервисного модуля (до T-12:30:00)

T-19:30:00, Установка тепловой защиты ЛЭМа (до T-15:30:00)

T-16:00:00, Проверка состояния полетных батарей (до T-15:00:00)

T-15:00:00, Установка «ALSEP FCA» (до T-14:45:00)

T-11:30:00, Подключение систем к батареям (до 10:05:00) подготовительные процедуры командно-сервисного модуля (до T-08:45:00)

T-10:15:00, Установка «MSS»

T-09:00:00, Предусмотренная задержка отсчета на 9 часов 13 минут. По окончании задержки стартовая площадка освобождается для загрузки реактивного топлива.

[Такая задержка предусматривается для того, чтобы специалисты могли устранить возможные проблемы без задержки стартового отсчета времени.

К дежурству приступил руководитель полета Глинн Ланни со своей Черной командой. Единственная проблема во время его дежурства: иногда зависал командный компьютер «Honeysuckle MSFN Station», но это не повлияло на предстартовый отсчет]

T-08:05:00, Загрузка реактивного топлива во все три ступени (до T-03:38:00)

T-07:32:00, Поступило сообщение о погоде в Атлантике: ветер 28 узлов. Это привело к корректировке полетного времени на пару минут и было признано приемлемым.

T-05:34:00, Центральный процессор станции слежения «Vanguard MSFN Station» выдал сообщение «красный цвет - ошибка». Однако станция слежения «Bermuda MSFN Station» продолжала выполнять предстартовый отсчет.

T-04:17:00, Экипаж получил команду «Подъем».

[В день старта пилот-дублер командного модуля должен лично убедиться, что все переключатели командного модуля установлены правильно]

T-04:02:00, Медицинский осмотр экипажа.

T-03:32:00, Завтрак (бифштекс с яйцами, мясное филе, яйца, апельсиновый сон, кофе, желе, тосты)

T-03:30:00, Предусмотренная часовая задержка.

T-03:07:00, Посадка в автобус для 8-мильного переезда к площадке

T-02:55:00, Прибытие автобуса на стартовую площадку

T-02:49:00, Пресс-центр: - На данный момент все трое подключены к портативным кислородным системам вентиляции. В таком состоянии они находятся с момента, как на них надели скафандры, и это продолжится до того, как они войдут в корабль и подключатся к бортовым системам вентиляции.

[Примерно за 3 часа до старта основной экипаж начинает входить в командный модуль. Командир занимает левое кресло, пилот командного модуля - центральное, пилот лунного модуля - левое. Командир выполняет настройку гироплатформы перед тем, как управление стартом на себя возьмет компьютер.

Отсек для экипажа представляет собой герметичную кабину с объемом жилой части шесть кубометров. Он имеет 2 люка, 5 окон и несколько отсеков для оборудования. Один люк - боковой, предназначен для входа/выхода, другой люк - передний, для перехода в лунный модуль, когда пристыкован ЛЭМ. Боковой люк открывается наружу и обладает двумя слоями тепловой защиты. Он примерно 75 см в высоту и 85 см в ширину. В нем находится небольшое (около 25 см в диаметре) окно. Люк весит около 100 кг. Люк управляется рычагом, который задействует 12 защелок, установленных по периметру. Защелки разработаны таким образом, что давление на люк только усиливает их действие. Если защелки сломаются, то их можно демонтировать вручную. Люк также можно открыть и снаружи при помощи специальных инструментов]

T-02:40:00, Начало погрузки экипажа в корабль.

T-02:00:00, Центр управления полетом осуществил проверку связи между Хьюстоном и кораблем. К дежурству приступил руководитель полета Милт Уиндлер со своей Бордовой командой.

T-0l:55:00, Завершение проверки вспомогательных систем. Оператором BSE было доложено о процедурной аномалии.

T-0l:51:00, Тест системы обнаружения аварийных ситуаций на корабле (EDS).

T-00:53:00, Пресс-центр: - Несколько минут назад в Центр управления полетами прибыл Кен Маттингли, который всего несколько дней назад был пилотом командного модуля основного состава экипажа. Теперь Кен будет помогать за терминалом КЭПКОМа астронавту Джону Янгу и астронавту Джо Кервину. Когда он прибыл в Центр, руководитель полета Милтон Уиндлер поприветствовал его и сказал: «Сожалею видеть тебя здесь, Кен».

T-00:43:00, Перевод рычага доступа в «Аполлон» в положение «ожидание» (на 12 градусов).

[Рычаг доступа в «Аполлон» («Белая комната», рычаг номер 9) обеспечивает доступ в командный модуль и закрывает люк, когда экипаж на борту. За 43 минуты до старта этот рычаг отклоняется от корабля на 12 градусов, что позволяет экипажу быстро вернуться в «Белую комнату», если возникнет необходимость. За пять минут до старта рычаг поворачивается на 180 градусов в направлении стартовой башни]

T-00:42:00, Активация стартовой спасательной системы.

[Стартовая спасательная система представляет собой надстройку над командным модулем. В этой надстройке установлены спасательные твердотопливные двигатели, а на самом верху - отклоняющий двигатель и система стабилизаторов. Спасательная система включается автоматически или вручную в случае опасности. Ее задача - увести командный модуль в сторону от траектории ракеты носителя и на достаточную высоту, чтобы модуль смог приводниться на парашютах]

T-00:40:00, Окончательная предстартовая проверка корабля (до Т-00:35:00)

T-00:30:00, Предстартовый тест переключения ЛЭМа на внутреннее питание.

T-00:20:00, Отключение операционного оборудования ЛЭМа (до T-00:10:00)

T-00:15:00, Корабль на внутреннем питании.

T-00:06:00, Окончательная проверка состояния космического корабля.

T-00:05:30, Активация системы саморазрушения.

[В случае прерывания полета, после того, как отсек с астронавтами отделится от ракеты «Сатурн-5», топливо и окислитель распыляются в атмосфере при помощи взрыва]

T-00:05:27, Пресс-центр (Чак Холлинсхед): - Это центр управления «Аполлон-Сатурн». Время «Т» минус 5 минут 27 секунд. Так как мы вступили в финальную стадию предстартового отсчета, мы получаем сообщения от команды стартовой площадки о готовности различных систем. Оператор предстартового теста Скип Човин подал сигнал готовности руководителю теста. Только что здесь, в комнате управления стартом, на панели состояния зажегся зеленый сигнал, соответствующий космическому кораблю. Зеленый сигнал также горит и у системы обнаружения аварий. Ожидаем завершения остальных тестов. Директор экспедиции Чет (Честер М.) Ли сказал из Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне: «Мы готовы к запуску». Индикатор полигона, полигон готов. Охлаждение ступени «Эс-4Б», охлаждение ступени «Эс-4Б» завершено. Двигатель ступени «Эс-4Б» будет включен в 9 минут 22 секунды.

T-00:05:00, Рычаг доступа в «Аполлон» отведен в крайнее положение (180 градусов).

T-00:05:00, Пресс-центр: - Рычаг номер 9 отведен в крайнее положение. Руководитель старта (Уолтер Дж.) Уолт Каприан (Космический Центр им.Кеннеди) дает команду на старт «Аполлона-13». Мы достигли четырехминутной отметки. В «Т» минус четыре минуты мы ожидаем, что оператор предстартовых тестов Джек Болтар объявит готовность к финальной фазе отсчета. В «Т» минус 3 минуты 7 секунд начнется последовательность запуска двигателей - с этого момента предстартовая последовательность будет выполняться полностью автоматически. Астронавты в корабле выполняют, буквально, сотни пунктов предстартового списка, а персонал управления стартом отслеживает не появятся ли красные сигналы таких показателей, как температура или давление, что означает «ниже» или «выше» нормы. Теперь идет финальная проверка связи с астронавтами, и руководитель запуска Пол С. Доннелли во время этой проверки сказал им: «Удачи. Держите курс в горы» Он имел в виду Фра-Мауро, горы Фра-Мауро - это массив на Луне. Мы на отметке «Т» минус 3 минуты. В этот момент оператор связи с кораблем (КЭПКОМ) Пол Дж. Уэйтц начинает отсчет времени для экипажа. Глядя на панель состояния, мы видим, что корабль, то есть первый этап подготовки, завершен. Команда на включение двигателя не подана, это автоматическая последовательность, и на панели состояния мы видим подтверждение начала последовательности старта. Остались последние 3 минуты предстартового отсчета.

[Астронавт Пол Уэйтц держит связь с экипажем из Центра управления стартом в Космическом Центре им.Кеннеди. С момента отрыва «Сатурна-5» от башни функции КЭПКОМа будет выполнять астронавт Джо Кервин из Центра управления в Хьюстоне, штат Техас, где сейчас в состоянии готовности находится Бордовая команда во главе Милта Уиндлера]

(внутренняя линия связи)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так. Все ли операторы перешли на автоматическую последовательность? НОСИТЕЛЬ, как у вас?

НОСИТЕЛЬ: - Мы готовы, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - ЭЛЕКТРИКА?

ЭЛЕКТРИКА: - Готов, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - ОРИЕНТАЦИЯ?

ОРИЕНТАЦИЯ: - Готов, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - СВЯЗЬ?

СВЯЗЬ: - Готов, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - УПРАВЛЕНИЕ?

УПРАВЛЕНИЕ: - Готов.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - СЕТЬ, все в порядке?

СЕТЬ: - Подтверждаю, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Хорошо.

T-00:03:07, Команда на запуск двигателя (в автоматическом режиме).

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - Автоматическая последовательность инициирована, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

НОСИТЕЛЬ: - ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, это НОСИТЕЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Слушаю.

НОСИТЕЛЬ: - Наддув «Эс-4Б» завершен.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

T-00:02:56, Пресс-центр: - Две минуты 56 секунд, «Аполлон-13» по-прежнему готов. Астронавты докладывают из корабля «Одиссей». Командир корабля Джим Лоувелл сказал, что «Одиссей» готов, он будет тем, кто выполнит последнюю команду предстартового отсчета на отметке «Т» минус 45 секунд. Командир Джим Лоувелл выполнит последнюю настройку ориентации, это последнее действие экипажа перед стартом «Аполлона-13». Мы ожидаем старт в 2:30 по восточному времени. Сейчас «Т» минус 2 минуты 18 секунд, отсчет продолжается. Отсчет идет нормально. Погода не препятствует запуску, предыдущие опасения, похоже, развеялись. Воздушный фронт над границей между Флоридой и Джорджией не привел к ухудшению погоды, которого все боялись. Только что мы прошли 2-минутную отметку предстартового отсчета, и начался наддув баков корабля. Завершен наддув жидкого кислорода третьей ступени, и завершен наддув бака жидкого кислорода второй ступени. В «Т» минус 50 секунд произойдет переход с внешнего питания стартовой площадки на батареи корабля. Мы следим за переключением питания в «Т» минус 50 секунд. Надуты все компоненты топлива «Эс-4Б», третья ступень «Сатурна-5» надута. Одна минута 50 секунд, отсчет продолжается. Сейчас оборудование космического корабля находится на внутреннем охлаждении, а до этого момента охлаждение осуществлялось от внешних источников. Мы достигли отметки «Т» минус 1 минута. «Т» минус 1 минута. «Т» минус одна минута, отсчет продолжается. Пошла последняя минута предстартового отсчета. На отметке 30 секунд будет повернут рычаг номер 1.

T-00:00:50, Корабль переведен на внутреннее питание.

T-00:00:50, Пресс-центр: - «Т» минус 50 секунд. Так как мы прошли отметку «Т» минус 50 секунд, то произведено переключение питания. Первая ступень, вторая ступень, третья ступень и приборы перешли на внутреннее питание.

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, это НОСИТЕЛЬ. Наддув «Эс-1-Си» завершен, мы на внутреннем питании и готовы.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято. Как там у вас, ЭЛЕКТРИКА? Принимайте свой корабль… (прервано ЭЛЕКТРИКОЙ)

ЭЛЕКТРИКА: - У нас все прекрасно, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Хорошо. ЦУПу включить магнитофоны.

T-00:00:37 - Пресс-центр: «Т» минус 37 секунд, отсчет продолжается нормально. На отметке «Т» минус 8.9 секунд мы ожидаем запуска пяти двигателей первой ступени. Мы миновали «Т» минус 30, «Т» минус 25 секунд, отсчет продолжается. «Аполлон-13» готов. «Т» минус 20 секунд. «Т» минус 20 секунд, отсчет продолжается, семнадцать, гироплатформа освобождается…»

[В «T» минус 17 секунд гироплатформа «Сатурна-5» освобождается от системы, которая удерживала ее в правильном положении для начала полета]

T-00:00:37, Пресс-центр: -… пятнадцать, четырнадцать, тринадцать, двенадцать, одиннадцать, десять, девять…

T-00:00:08.9, Начало последовательности запуска двигателей.

T-00:00:08, Пресс-центр: -… восемь, начата последовательность запуска двигателей, шесть, пять, четыре, три…

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - Запуск, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

УПРАВЛЕНИЕ: - Таймер включен, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

T-00:00:02, Все двигатели работают.

T-00:00:02, Пресс-центр: -… два, один…

T-00:00:00, Старт.

[Время старта определяется так называемым «стартовым окном» - это периоды времени, которые зависят от вращения Земли и Луны по отношению к Солнцу в момент посадки на Луну. Первое стартовое окно «Аполлона-13» начиналось 11 апреля в 2:13 дня по восточному времени и продолжалось 3 часа 23 минуты. Если бы старт был отложен, то пришлось бы ждать трех окон в мае. Первое майское окно приходилось на 9 мая и длилось до 11-го]

T-00:00:00, Пресс-центр: -… ноль, у нас старт в 2:30 по восточному времени.

[Первая ступень ракеты-носителя «Сатурн-5» произведена подразделением «Боинг» и называется «Эс-1-Си». Высота ступени - 42 метра, вес в заправленном состоянии - около двух тысяч тонн. Первая ступень выводит корабль на высоту около 38 миль и развивает скорость около 6 тысяч миль в час. На ступени используется самый мощный из когда-либо производимых двигателей «Эф-1». Он имеет длину шесть метров, весит около 8400 кг и развивает тягу около 680 тонн. На первой ступени стоит 5 таких двигателей с суммарной тягой 3400 тонн.

В данный момент корабль находится в режим прерывания полета «Один-Альфа» (Режим-1А). Это означает, что в случае опасности (автоматически или вручную) включаются специальные твердотопливные двигатели, установленные в настройке над командным модулем, которые отрывают командный модуль от ракеты-носителя. Так как скорость ракеты относительно мала, то стабилизаторы системы спасения неэффективны, поэтому включается отклоняющий двигатель, который дополнительно уводит командный модуль на восток в океан, в сторону от траектории ракеты. Через 14 секунд отбрасывается надстройка спасательной системы и главный двигатель сервисного модуля. Затем командный модуль приводняется на парашютах. Режим используется от момента активации стартовой спасательной системы (примерно за 42 минуты да старта) и в первые 42 секунды полета (до высоты 3 км)]

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - Принято, работают все двигатели.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

00:00:06, Пресс-центр: - «Сатурн-5» может развивать тягу в 3400 тонн, и сейчас покидает стартовую башню.

[Через 1.35 секунды после старта ракета отклоняется от вертикали по углу рысканья на 1.25 градуса, чтобы гарантировать зазор, если вдруг рычаг не был отклонен в крайнее положение или если порыв ветра толкнет ракету в направлении башни. Возврат к вертикали осуществляется на девятой секунде полета. Этот маневр по углу рысканья осуществляется поворотом периферийных двигателей первой ступени в их кардановом подвесе. В отличие от них центральный двигатель жестко фиксирован]

00:00:12, Пресс-центр: - Это центр управления, Хьюстон. Первая ступень работает нормально.

[После отрыва от башни управление было передано в ЦУП Хьюстона, штат Техас]

(внутренняя линия связи)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, ДИНАМИКА, как дела?

ДИНАМИКА: - Прекрасно, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Все в норме.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, НОСИТЕЛЬ, как у вас дела?

НОСИТЕЛЬ: - «Эс-1-Си» работает нормально, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, КЭПКОМ. По нашим данным все идет нормально.

00:00:25, Пресс-центр: - Офицер полетной динамики (ДИНАМИКА) сказал, что траектория нормальная. На данный момент высота полмили.

00:00:30, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Прошло 30 секунд.

00:00:34, Лоувелл: - Вращение завершилось, выполняется наклон.

[Во время этого маневра корабль переходит в положение «вверх ногами». Этот маневр удобен с двух точек зрения: во-первых, это позволяет создать наилучшие условия для связи с оборудованием корабля, а, во-вторых, экипаж видит Землю, а не черный космос.

С кораблем связана координатная система - три взаимно перпендикулярные оси. Ось X проходит через вершину командного модуля и по его телу, ось Y проходит, буквально, по креслам астронавтов, ось Z проходит от ног астронавтов к их головам. Поворот вокруг оси X называется «вращением», вокруг оси Y - «наклон», вокруг Z - «рысканье»]

00:00:36, КЭПКОМ: - Принято. Ожидаем режим Один-Браво… (пауза)… Отметка Один-Браво.

00:00:42, Лоувелл: - Один-Браво.

[Режим прерывания полета Один-Браво (Режим-1Б) отличается от режима Один-Альфа тем, что скорость достаточна для работы стабилизаторов спасательной системы, которые позволяют отклонить командный модуль от траектории ракеты-носителя и после пары колебаний развернуть его тяжелым концом вперед, чтобы можно было безопасно отбросить надстройку спасательной системы и раскрыть парашюты. Место посадки командного модуля - около 400 миль от стартовой площадки. Режим применяется от высоты 3 км до 30.5 км]

00:00:46, Пресс-центр: - Высота 1.2 мили, скорость 450 метров в секунду.

(внутренняя линия связи)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, прошла одна минута, КЭПКОМ.

ЭЛЕКТРИКА: - Давление кабины понижено, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

00:01:03, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Прошли 1 минуту. Мы наблюдаем понижение давления кабины.

00:01:07, Лоувелл: - Это Тринадцатый, принято.

[Вентиль понижения давления кабины переведен в положение «Носитель/впуск», так чтобы при понижении наружного давления одновременно падало давление в кабине до отметки 0.4 атм]

00:01:10, Пресс-центр: - На отметке 1 минута 10 секунд высота 4.1 морских мили и 1 миля в сторону.

(внутренняя линия связи, так называемый «круговой опрос»)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - НОСИТЕЛЬ, как у вас?

НОСИТЕЛЬ: - Хорошо, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. У нас все в порядке.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, ДИНАМИКА?

ДИНАМИКА: - Все в порядке, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Выглядит прекрасно.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - НАВИГАЦИЯ, как у вас?

НАВИГАЦИЯ: - Нормально, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - ЭЛЕКТРИКА, ОРИЕНТАЦИЯ?

ЭЛЕКТРИКА: - Нормально, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ОРИЕНТАЦИЯ: - Нормально, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, МЕДИК?

МЕДИК: - Прекрасно.

00:01:26, Пресс-центр: - Все операторы докладывают, что у них все в норме. Траектория на нашем экране - точно по плану.

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - Проходим максимальный «Кью», все в норме, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято, НОСИТЕЛЬ.

00:01:37, Пресс-центр: - Инженер по носителю докладывает, что ракета проходит область максимального динамического давления. Все в норме.

00:01:55, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Ожидаем режим Один-Чарли… (пауза)… Отметка Один-Чарли.

00:01:58, Лоувелл: - Один-Чарли.

[Режим прерывания полета Один-Чарли (Режим-1-Cи) отличается от режима Один-Браво тем, что плотность воздуха не позволяет использовать стабилизаторы системы спасения для отклонения командного модуля от курса и его разворота, поэтому от высоты 30.5 км и до сброса надстройки (при запуске второй ступени) в дополнение к твердотопливным двигателям для этих целей используются реактивные стабилизаторы командного модуля]

(внутренняя линия связи)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Начинаем отделение ступени, КЭПКОМ.

00:02:00, КЭПКОМ: - Тринадцатый, переходим к отделению ступени.

00:02:03, Лоувелл: - Переходим к отделению, принято. Мы в ручном режиме системы обнаружения неполадок.

00:02:06, Пресс-центр: - Высота 17 миль, выполняется отделение ступени.

00:02:08, КЭПКОМ: - Понял.

00:02:15, Лоувелл: - Внутренний.

00:02:19, Пресс-центр: - Джим Лоувелл докладывает, что внутренний двигатель отключился по расписанию.

00:02:27, КЭПКОМ: - Подтверждаем, что внутренний отключился, Тринадцатый. Все в норме.

[Центральный двигатель первой ступени отключается раньше периферийных для исключения сильного толчка, который присутствовал в ранних полетах при одновременном отключении всех 5 двигателей]

00:02:29, Лоувелл: - Принято.

00:02:36, Пресс-центр: - Прошли высоту 30 миль.

00:02:44, Отделение первой ступени.

[Перед отделением первой ступени экипаж испытывает перегрузку 4 «g» - это максимальная перегрузка активной фазы полета]

00:02:44, Лоувелл: - Отделение.

00:02:50, Отделение второй ступени.

00:02:50, Лоувелл: - Запуск «Эс-2».

00:02:51, КЭПКОМ: - Принято.

[Вторая ступень ракеты-носителя «Сатурн-5» произведена подразделением «Норт Америкэн Роквелл» и называется «Эс-2». Ее высота - 25 м, вес в заправленном состоянии - более 450 тонн. Она выводит корабль в космос, на высоту около 118 миль, и развивает скорость более 14 тысяч миль в час. На второй ступени используется двигатель «Джей-2» - самый мощный из когда-либо построенных водородных двигателей, который развивает тягу до 100 тонн. На ступени установлено 5 двигателей «Джей-2» с суммарной тягой 500 тонн]

00:03:00, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Траектория в порядке, нагрузка нормальная.

00:03:04, Лоувелл: - Принято.

00:03:06, Пресс-центр: - КЭПКОМ Джо Кервин сообщил экипажу, что вторая ступень работает нормально. Корабль на высоте 46 миль, 70 миль… (поправляет себя)… 78 миль в сторону.

00:03:18, Лоувелл: - Оболочка отделена, надстройка сброшена.

[До сброса аварийной спасательной системы корпус командного модуля покрыт оболочкой, которая защищает его от реактивных струй твердотопливных двигателей этой системы. Надстройка сбрасывается при помощи пиропатронов. После сброса защитной оболочки открывается вид из окон командного модуля]

00:03:20, КЭПКОМ: - Подтверждаем отделение оболочки. Режим два, Джим. Все в норме.

00:03:22, Лоувелл: - Режим два.

[Режим прерывания полета Два (Режим-2) отличается тем, что для отделения командного модуля используются реактивные стабилизаторы самого командного модуля. Возможное место посадки - от 320 до 2800 миль от стартовой площадки]

00:03:32, Лоувелл: - Работает система ориентации.

00:03:40, Пресс-центр: - Лоувелл докладывает, что система ориентации корректирует небольшие отклонения ракеты.

00:03:44, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Гироплатформа в порядке, и Командный компьютер командного модуля тоже в норме.

00:03:46, Суиджерт: - Хорошо. Спасибо, Джо.

00:03:47, Лоувелл: - Тринадцатый принял.

00:03:56, Пресс-центр: - Четыре минуты полета, высота 63 мили.

00:04:15, Пресс-центр: - 4 минуты 15 секунд траектории… (прервано КЭПКОМом).

00:04:18, КЭПКОМ: - Тринадцатый, прошло 4 минуты. У нас красная линия точно ложится на белую линию.

00:04:23, Лоувелл: - Прекрасно.

00:04:33, Пресс-центр: - Сейчас они летят со скоростью около 3.5 км в секунду. Это примерно 36 процентов от минимально необходимой для выхода на орбиту. Высота 75 миль… (пауза)… 222 мили в сторону. ЭЛЕКТРИКА докладывает… (прервано ЭЛЕКТРИКОЙ).

00:04:55, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Подходим к отметке 5 минут. Вы в норме. Все.

00:04:59, Лоувелл: - Тринадцатый принял.

00:05:03, Пресс-центр: - ЭЭЛЕКТРИКА докладывает, что кабина загерметизирована на уровне 0.4 атм, что является нормой. Корабль на 250 миль в сторону и на высоте 81 морская миля.

00:05:27, Отключение центрального двигателя (он отключился примерно на 2 минуты 12 секунд раньше, чем запланировано - с момента включения ступени «Эс-2» должно было пройти 4 минуты 47 секунд).

00:05:30, Пресс-центр: - 5 минут 30 секунд полетного времени. Со второй ступенью все в порядке. Джим Лоувелл только что доложил, что внутренний двигатель отключился по расписанию.

00:05:32, Лоувелл: - Внутренний.

00:05:37, КЭПКОМ: - Принято. Подтверждаем отключение внутреннего.

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - Подтверждаю отключение внутреннего, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

НОСИТЕЛЬ: - Отделение, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

ДИНАМИКА: - ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, это ДИНАМИКА. Подтверждаю отделение.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято.

00:05:45, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Ожидаем «Эс-4Б» в «ВАО».

[«ВАО» - выход на аварийную орбиту - это другое название Режима-3. В этом режиме третья ступень «Эс-4Б» может вывести командно-сервисный модуль на аварийную орбиту, после чего тот отделяется и тормозит главным двигателем сервисного модуля так, чтобы посадка осуществлялась дальше 3400 миль от места старта - иначе произойдет жесткое приземление, а не приводнение.

Режим 4 - главный двигатель может вывести корабль на околоземную орбиту]

00:05:48, Лоувелл: - «Эс-4Б» в «ВАО», принято.

00:05:54, КЭПКОМ: - Принято. Джим, ты вошел в этот режим.

00:05:56, Лоувелл: - Начался режим «Эс-4Б» в «ВАО».

(внутренняя линия связи)

НОСИТЕЛЬ: - ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, это НОСИТЕЛЬ. Внутренний отключился слишком рано.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так.

КЭПКОМ: - ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, подтверждаю отключение двигателя номер 5.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Принято. НОСИТЕЛЬ, у вас с этим не возникает никаких проблем?

НОСИТЕЛЬ: - Нет, не очень, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Остальные двигатели продолжают работать.

00:06:01, Пресс-центр: - НОСИТЕЛЬ докладывает, что внутренний двигатель отключился раньше времени, внешние четыре продолжают работать.

[Раннее отключение центрального двигателя вызвало значительное отклонение от запланированной траектории: высота - на 10.7 морских миль ниже, а скорость - на 1732.3 м в секунду меньше ожидаемых]

00:06:04, КЭПКОМ: - Вы приближаетесь к отметке 6 минут 13 секунд.

00:06:08, Лоувелл: - Прошли 6 минут.

00:06:13, Лоувелл: - Хьюстон, в чем причина отключения пятого двигателя?

00:06:16, КЭПКОМ: - Джим, мы не имеем представления, почему внутренний отключился так рано, но остальные двигатели продолжают работать, и вы в норме.

00:06:24, Лоувелл: - Принято.

[Преждевременное отключение центрального двигателя ступени «Эс-2» было вызвано тем, что на 132 секунде в камере сгорания возникли сильные колебания давления с частотой 16 герц]

00:06:41, Пресс-центр: - 6 минут 40 секунд… (прервано КЭПКОМом).

00:06:43, КЭПКОМ: - (пропало за словами пресс-центра)… у вас все в норме, карданы в порядке, наклон в норме.

00:06:46, Лоувелл: - Принято.

00:06:57, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Время «Низкого уровня» восемь плюс три, четыре - в номинале. Время отключения «Эс-4Б» девятка плюс четыре, восемь. Все.

00:07:04, Лоувелл: - Принято. «Низкий уровень» в номинале, девятка, четыре, восемь - отключение «Эс-4Б».

[Каждый топливный бак ступени «Эс-2» оснащен пятью расположенными на дне датчиками. Когда два датчика оказываются вне уровня топлива, компьютер начинает процедуру отключения. Этот сигнал называется «Низкий уровень». КЭПКОМ сообщает экипажу о предполагаемом времени отключения двигателя, основанном на расчетах текущего потребления]

00:07:10, КЭПКОМ: - Подтверждаю. Ожидаем «Эс-4Б» на орбиту… (пауза)… Джим, отметка «Эс-4Б» на орбиту.

00:07:13, Лоувелл: - Принято. Мы на отметке «Эс-4Б» на орбиту.

[Если бы ступень «Эс-2» выключилась раньше времени, то ступень «Эс-4Б» могла бы вывести корабль на безопасную орбиту. Однако тогда не оставалось бы топлива для транслунного запуска. Экипажу бы пришлось перейти на запасной план околоземной экспедиции]

00:07:26, Пресс-центр: - По-прежнему на второй ступени «Сатурна» работают четыре двигателя. Высота 96 морских миль, 505 миль в сторону.

00:07:45, Пресс-центр: - 7 минут 45 секунд. НОСИТЕЛЬ докладывает, что все в норме, 4 двигателя продолжают работать.

00:07:59, Пресс-центр: - Раннее отключение центрального двигателя не вызовет проблем. Ступень проработает чуть дольше, чем предписано планом… (прервано КЭПКОМом).

00:08:05, КЭПКОМ: - Тринадцатый. Восемь минут, все в норме.

00:08:10, Лоувелл: - Тринадцатый принял.

00:08:18, Пресс-центр: - 8 минут 17 секунд, скорость 5.5 км в секунду. Это около 71 процента от минимально необходимой для выхода на орбиту.

00:08:38, Пресс-центр: - 8 минут 35 секунд, вторая ступень продолжает работать на четырех оставшихся двигателях, все в норме.

00:08:49, КЭПКОМ: - «Аполлон-13», это Хьюстон. Отметка «Низкий уровень».

00:08:52, Лоувелл: - Отметка «Низкий уровень». Принято.

00:09:01, КЭПКОМ: - «Аполлон-13», это Хьюстон. Прошло 9 минут. Командный компьютер работает.

00:09:06, Суиджерт: - Хорошо, Джо.

00:09:07, Лоувелл: - Тринадцатый принял.

(внутренняя линия связи)

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - НОСИТЕЛЬ, это ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Как у вас?

НОСИТЕЛЬ: - В порядке, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - НАВИГАЦИЯ?

НАВИГАЦИЯ: - В порядке, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - ОРИЕНТАЦИЯ?

ОРИЕНТАЦИЯ: - В порядке, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - ЭЛЕКТРИКА?

ЭЛЕКТРИКА: - В порядке, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.

00:09:15, Пресс-центр: - Расчетное время отключения второй ступени 9 минут 48 секунд. Руководитель полета Милтон Уиндлер узнает у своих операторов готовность к отделению.

00:09:22, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Вы приближаетесь к отделению.

00:09:26, Лоувелл: - Тринадцатый принял. Идем на отделение.

00:09:44, КЭПКОМ: - «Аполлон-13», это Хьюстон. Ожидаем режим четыре… (пауза)… Отметка режима четыре, Джим.

00:09:47, Лоувелл: - Режим четыре, принято.

[Режим прерывания полета Четыре - командно-сервисный модуль может отделиться от «Сатурна» и перейти на орбиту при помощи главного двигателя]

00:09:48, Отделение второй ступени.

00:09:49, Лоувелл: - Отделение.

00:09:50, КЭПКОМ: - Принято. Отделение.

00:09:50, Пресс-центр: - Лоувелл докладывает об отделении.

00:09:51, Запуск третьей ступени (через 3 секунды после отделения «Эс-2»).

00:09:51, Лоувелл: - И запуск «Эс-4Б».

00:10:10, КЭПКОМ: - Принято, Джим. Тяга в норме.

00:10:11, Лоувелл: - Принято.

[Эта третья ступень - почти такая же, как и на ракете «Сатурн-1Б». На «Сатурне-5» она имеет две цели. После выключения и отделения второй ступени, на короткое время включается третья ступень, пока скорость не возрастет до 17400 миль в час, а «Аполлон» не выйдет на околоземную орбиту. Корабль делает от одного до трех витков вокруг Земли, а потом она снова включается для выхода на транслунную траекторию. На третьей ступени установлен только один двигатель - это двигатель «Джей-2», как и на второй]

00:10:21, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Все в норме. Траектория, ориентация, компьютер в порядке.

00:10:26, Лоувелл: - Спасибо, Джо.

00:10:32, Пресс-центр: - На отметке 10 минут 30 секунд высота 102 мили, в сторону 1080 миль.

00:11:13, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Вы на отметке 11 минут. Расчетное время отключения «Эс-4Б» двенадцать плюс три, четыре. Все. (нет ответа)

00:11:39, КЭПКОМ: - Тринадцатый, это Хьюстон. Вы на отметке одиннадцать с половиной минут. Расчетное время отключения двенадцать плюс три, четыре. Все.

00:11:47, Лоувелл: - Понял, двенадцать плюс три, четыре - расчетное время отключения.

00:11:51, КЭПКОМ: - Это верно.

00:11:55, Выход на околоземную орбиту.

00:11:59, Пресс-центр: - 12 минут, все пока в норме.

00:12:25, Пресс-центр: - Мы ожидаем доклада экипажа об отключении третьей ступени.

00:12:34, Отключение третьей ступени.

00:12:32, Лоувелл: - Отключение.

00:12:33, КЭПКОМ: - Подтверждаем отключение, Джим. Изучаем достигнутые параметры.

00:12:37, Лоувелл: - Принято.

[Из-за преждевременного отключения центрального двигателя второй ступени оставшиеся четыре проработали на 34 секунды дольше, а скорость после отделения второй ступени оказалась на 68 м в секунду ниже расчетной. Третья ступень «Эс-4Б» проработала на 9 секунд дольше расчетного времени, а итоговая скорость отличалась на 0.4 м в секунду. В третьей ступени топлива осталось достаточно для запуска на транслунную траекторию]

Наши рекомендации