Что в армии едят, пьют и нюхают
Кислотный растворитель
МЗК со спутника |
А это современное фото снаружи |
Крышу предполагалось накрывать некими металлическими «сэндвичами»: гофрированный сталь с покрытием, снизу еще сталь, тоньше, между ними — слой пенопласта. Куски болтами прикреплялись к балкам и сваривались между собой. После сварки полагалось их обработать неким «кислотным растворителем» (КР) и покрыть сверху еще кузбаслаком. Обработка этим КР занимало кучу времени (технология требовала дожидаться высыхания 1–2 часа). А тут народ его понюхал и решил, что можно пить! Принесли мне на анализ.
...и внутри |
А это после обрушения крыши |
Процедура стала очень простой: в КР кидаем таблетку пургена и сыпем соду, пока р-р не станет малиновым. Потом капельку КР для вкуса. J Получаем на выходе соленую водку! Народ, правда, не заморачивался с индикаторами: просто сыпал соду до желаемого вкуса. Отравлений не наблюдалось, значит, расчеты в целом были верны[239]. В результате весь КР был выпит! А крыша обошлась без травления, что, как я думаю, привело к ее постепенному атмосферному окислению и обрушению[240].
Сахарин на службе
В армии что главное? Правильно: быть подальше от начальства и поближе к кухне. От начальства, я, к сожалению, не убежал далеко[241], но к кухне держался близко. Был у меня хороший знакомый прапор, Митко, из тех, которые погон на правом плече не носят — мешком стирают[242]. J Все химичил на продуктах, продавал консервы казахам, на усушке и гнилье нехилые бабки поднимал. Я в плане коммерции был ему неинтересен, но у меня водились занятные идеи, так что на кухню допущен был.
Солдатская столовая |
Солдатам положен сахар в качество пайка, так его в сразу весь чай клали, чтобы «деды» у «молодняка» не отбирали. Ну а кто там считает, сколько сахара высыпал в чай, а сколько себе в карман? Да вот проблема: чай-то должен быть сладким. То есть четверть-треть утащить можно, а хочется все.
Ленинск |
Короче, откупился пятью литрами браги и обещал больше такой фигней не баловаться[246]. А сахар так и не докладывал в чай[247]. L
Кузбасс-лак |
Вообще-то, все его называли «БМК»[248]. По виду — черная густая вонючая жидкость наподобие гудрона. Используется для покрытия (гидроизоляции) различных (чаще всего бетонных) поверхностей. В составе много ароматики, в т.ч. толуола. Из-за него жидкость была очень распространена среди токсикоманов Байконура. Одно время эта гадость (с лета 82-года) захватила всех. Строили паттерны (туннели) под стартом, гидроизоляция этой БМК, везде куча бочек. Обычно брали кусок ваты от старого бушлата, пропитывали этой дрянью, и клали в газетную трубку. С одной стороны затыкали, с другой дышали. Если экономно, то «заряда» хватало на несколько десятков затяжек, минут на 20–30. Из всей роты всего несколько человек не употребляли эту дурь[249].
К увольнению встал вопрос: где взять денег на дембильскую форму — значки, вставки и пр. прибамбасы. Вместе с Кочкуркиным решили делать вещицы из металла. Цепочки из серебряной проволоки, браслеты из нержавеющих электродов, значки из оболочек ракет и пр. Но все это приносило мало дохода.
У нас выглядело еще страшней |
Типичный экземпляр |
Токсикоман |
Кочкуркин |
Дальше все понятно. На градусник внимания «работники» не обращали, трубу охлаждать им было лень, ректификационная колонна быстро закоксовалась. А тут еще начали рваться трубы, и они это занятие бросили.
Вывод старый: если что-то делаешь для «пацанов», добром это не кончается. L
Военные дымовые шашки |
На Байконуре была 110-я площадка для запуска ракеты H-1 лунной программы. После 4-х неудачных запусков (последний 1972-й г) испытания ракеты прекратили, а старт забросили[253]. Рядом с пламегасительной шахтой куча этажей вниз, в которых обитали дезертиры. Время от времени комендатура их гоняла.[254] С переменным успехом.
Типичный бункер времен СССР |
Ракета H-1 на старте, 1969 г. |
Они подумали и взяли меня с собой. Приехали, одели противогазы, начали поджигать и кидать отраву в пролет шахты. Шашки старые, горят плохо. Противогазы неплохие, но никто их толком одевать не стал. Минут через десять вся комендатура уже плакала горючими слезами. Тут я и предложил: скажите по мегафону вниз, что мол, есть приказ дезертиров травить насмерть. Кто не выйдет, тот умрет. Как ни странно, это подействовало и народ начал выходить.
P.S. Конечно, вышли не все — мои знакомые спрятались гораздо надежнее. Но эта другая история.
Не рой яму другому
Сколько раз убеждался в правоте этой пословицы.
Ближе к дембелю я в своей в/ч появлялся только за продуктами, а так дневал и ночевал на производстве. Конечно, у меня были свои люди в столовой, которые в обмен на курево, всякие изделия для дембеля поставляли сахар, масло, хлеб и пр. продукты. Зав. столовой был злой чеченец Абдулвагабов, солдат срочной службы. «Злым» он был натурально, старались ему не попадаться на глаза. И вдруг мне сообщают на производство, что он желает меня видеть сегодня вечером. Я порядком струхнул, иду, думаю, где прокололся и как теперь выкручиваться.
Ан нет. Встретил ласково, накормил. Такое дело: снимают со сладкой должности и ставят вместо него свежего прапорщика. Деваться некуда, приказ. Но так просто чеченец уходить не собирается, хочет напоследок напакостить, чтобы новому зав. столовой жизнь медом не казалась. А я ведь мастак по этим штукам, говорят даже милицию подрывал (ох, уж эта слава, два года меня доставала). Придумаешь — мешок картошки. Не придумаешь — пинков тебе навешаем за кражу продуктов из столовой.
И что я должен придумать? Времени мало, реактивов нет. Пришлось выкручиваться. Видел на 2-й площадке теплицы, съездили туда (мне выдали автомобиль — невиданное дело), сменяли жрачку на несколько мешков коллоидной серы. Потом на 118-ю площадку, там как раз красили забор вокруг посадочной полосы «Бурана», взял «серебрянки». Вернулись, времени выделять серу нет[257], даю указание перемешать с алюминиевой пудрой и сплавить. Варили часа два. Потом расплав помололи, и я сказал Абдулвагабову этот порошок упаковать в мешки и посыпать все углы в столовой. Если спросят, мышей мол травим.[258]
На следующий день в должность зав. столовой заступил прапорщик. Первое же мытье зала в столовой — запах тухлых яиц. Помыли тщательно — запах усилился. Так и боролся неделю, но на его счастье, забрали из столовой с повышением. А чеченец вернулся. Опять меня с производства дергают. Опять еда, ублажают. Теперь задача противоположная: запах уничтожить.
— Куда просыпал? — спрашиваю.
— Взял взвод узбеков и все щели (в деревянной столовой) тщательно просыпал.
— Бля, попал, теперь это навечно.
— Бля, попал ты, если чего не придумаешь, дембеля не видать.
И серьезно так кинжалом поигрывает.
— Ладно, можно все пролить кислотой.
И по-быстрому ушел.
Перевозка ракеты на фоне МЗК |
P.S. Через несколько месяцев Абдулвагабова осудили на три года дисбата за избиение сослуживца. Я к этому делу отношения не имел, но вздохнул свободно.
Типичная картина на производстве |
Случилось это до присяги, когда я проходил «курс молодого бойца» в новеньком обмундировании. Кухня в в/ч одна на четыреста человек. Три больших котла, намертво вделанные в кирпич на первом этаже, отапливались дровами из кочегарки в подвале. В двух попеременно варили первое/второе, а третий был для жарки. Масло в нем не меняли месяцами, так что там всегда бултыхалась черная вязкая жидкость.
Примерно такой котел ;-) |
Выхватили меня со строевой, приводят на кухню. Там уже весь командный состав, включая командира части. И весь персонал кухни, перемазанный с ног до головы. Давай, мол, химик, придумай что-нибудь. А то твоя рота останется без обеда, а ты в новенькой форме полезешь чистить котел. И что возразить салаге? Так попробовал, эдак — единственное, что приходит в голову — разогреть и вычерпать (выскрести). Очень долго и очень грязно. С риском ожогов. Но тут повезло: видел, как недалеко заливали фундамент под казарму. И в бетон что-то сыпали из мешков, вроде бы селитра. Сказал притащить — в самом деле, нитрит. Желтый и соленый на вкус.
Засыпали мешок, стали греть котел, вдвоем с поваром мешаем «кесю-месю», реакции никакой, только пар валит[262]. Чувствую, пора одевать что-то поплоще и готовить черпак. И тут как это все загорится! Огонь до потолка, хруст, дым! Все, кто еще остался в кухне, бросились на выход. Кочегар затушил топку, надо бы воды в котел плеснуть, да только кто рискнет-то — из кухни черный дым валит, не видно ничего! Ждали полчаса, пока утихло. Зашли — котел чист, только белым налетом покрыт. Зато вся кухня из белой стала черной! Натурально: стены, пол, потолок, посуда покрыты слоем черной копоти.
А какие ко мне претензии, а? Сказали котел вычистить — я и вычистил, а насчет всего остального не договаривались. И вообще, т-щ майор, это сколько же времени надо не менять масло, чтобы она в олифу превратилась?! Это же сплошные канцерогены, смерть желудкам солдат! Положено добавлять свежее каждый день, куда оно девается? Да молчу, молчу, мое дело маленькое, отпустите меня на плац, буду учиться честь отдавать, больше каверзных вопросов задавать не буду. J
P.S. Белить кухню пришлось нашей роте. L Но народ был не в обиде — поджарка наконец стала нормального вкуса — масло стали менять чаще.
Гептил для согрева
Гептил — военно-жаргонное название несимметричного диметилгидразина, часто используемого в жидкостных ракетах[263]. Желтая (в чистом виде прозрачная, но я такой не встречал) вонючая (запах тухлой рыбы), летучая огнеопасная жидкость. Весьма токсичная. По идее, гептил хранится под давлением азота в металлических емкостях и перекачивается без контакта с воздухом, т.к. в-во гигроскопично и разлагается как кислородом, так и углекислым газом. Однако в практике я встречал немало солдат, которые имели с этой гадостью непосредственный контакт. Прежде всего, заправщики, потому что добиться 100% герметичности невозможно. Все они страдали головными болями, хроническим расстройством пищеварения. Даже внешне их легко можно было распознать по расшатанным зубам.
Типичный военный строитель СССР |
Но все это военных строителей не касалось, потому что мы строили площадки для ракет, а не обслуживали их. Тем не менее, несколько случаев контакта было.
Фуфайка |
Фуфайка |
Бушлат |
"Бушлат" |
Итак, разгар зимы, я занимаюсь проводкой в родной части (отсачковал от работы на 110-й площадке). Вечером возвращается наша рота, и сразу несколько бойцов отправляются в санчасть с жалобами на головную боль и тошноту. Ну мало ли, если к таким жалобам прислушиваться, то половину роту надо госпитализировать. Но проблема в том, что жалобы уже не в первый раз, причем у той бригады, что работает на «колупании» плиток. Поэтому вызвали офицера мед. части из УИР-а, он взял меня (как хоть немного разбирающегося в химии) и отправились на 110-ю площадку.
Как зашли в хранилище, я сразу все понял. Буржуйки бодро греют, почти без копоти, раскалены докрасна. Идет запах гнилой рыбы, аммиака и еще хрен знает чего. Спрашиваем, чем топят. Оказывается, бойцы нашли старые шланги, что вели к основной цистерне. И ухитрились слить через них остатки топлива. «Гептилом» эту жидкость я бы не назвал. Нечто желтое, вонючее, разложившееся от долгого стояния. Они ее мешали с солидолом и получали неплохое топливо для буржуек. «Неплохое» в смысле горючести. Но в плане токсичности, да еще в закрытом помещении, получалась просто адов коктейль. Немудрено, что пошли отравления.
В общем, инициативу мы с офицером закрыли. Но был и положительный момент. Теперь тем, кто работал на 110-й площадке, ком. части распорядился выдавать дрова. Было прикольно смотреть, как они шли на работу с бревнами на плечах J.
Суперчифир
Чифир |
Как-то, когда я рассказывал блатным очередную байку про универ, яды/наркотики, Патрахин (он типа «паханом» был) спросил, можно ли что сделать с той гадостью, что они пьют, чтобы она хоть немного походила на «нормальный» чифир? И, мол, если я этого добьюсь, благодарность народа будет безмерной.
Я задумался. В принципе, основной эффект чифира (возбуждение, бодрость) генерируется кофеином. Конечно, не только[268] им, но можно принять рабочую гипотезу: эффект от зеленого чая был слабым из-за малого содержания этого в-ва. А значит, нужно где-то достать чистого кофеина и «обогатить» им на напиток.
Взял в медчасти несколько ампул кофеина бензоата, добавил a чифир. Народу понравилось. Осталось найти источник кофеина, медицинского ведь не напасешься. Значит, надо добыть из того же зеленого чая. Взял высокую кастрюлю, насыпал туда смесь мелкоразмолотого зеленого чая и жженой магнезии. В принципе, можно было обойдись без окиси магния, но с ней процесс идет шустрее: забирает влагу. Магнезии у нас было полно в спортивном зале, где качки тягали железки. Кастрюлю ставлю на медленный огонь. Вместо крышки — косо подвешенная крышка от мусорного бака, по которой стекает холодная вода (сверху, по шлангу). То есть простейший кустарный аппарат для сбора возгонки. Смесь нагревается, летит пар и оседает на крышке. Каких-то кристаллов кофеина у меня не получалось, на выходе просто горькая водичка. Ее я никак не очищал, да и зачем? Прямо так и лили в чифир.
Лучшая заварка для чифира |
P.S.Да, если кто соберется повторить мой эксперимент, не советую. Проще купить готовый энергетик (если нужен эффект), или выпить крепкого хорошего чая. А чифир своеобразный напиток, на любителя. Да и вреден.
Прилипчивый туалет
Наш выглядел еще хуже |
Кисти народ сделал из старых швабр и одеял. Начали красить, выплыла проблема: очень медленно сохнет. И вонючая. Бракованная, что ли. А хочется работу закончить быстрей. Кроме того, очень ее много уходило, на два слоя не хватает. И больше не дают. Я сам не красил, но народ пришел советоваться. А какие тут советы? Все же элементарно. Горбыль хотя бы рубанком обработать. Потом олифой покрыть — и глаже будет, и расход краски меньше. Может и краска сохнуть быстрее будет.
Встал вопрос: где взять олифу. Это тоже просто — из столовой, из бака жарки. Там льняное масло вроде. Положено после каждой прожарки его заменять на треть свежим, но экономили бывало до такой степени, что оно превращалась в некое подобие олифы. См. по поводу этого мою байку. Но, конечно, не в олифу. Чтобы она сохла, нужны сиккативы — катализаторы, ускоряющие полимеризацию растительных масел. Самый простой — канифоль. По классике, мыла формулы (RCOO)xM, где М — Со, Mn, Fe, Pb, Zn, и др. металлы, R — алифатический заместитель. Я предложил им взять окись марганца, кот. было легко добыть из старых солевых батареек, коих у связистов имелось в избытке. Сам им и принес ящик. Предварительно масло прогреть при высокой температуре несколько часов, чтобы совсем было надежно. Сначала олифу на доски положить, дождаться, пока просохнет, потом слой краски и второй, после просушки первого.
Олифа |
Переделывать не стали. Краска сохла с месяц. Ходить в туалет было еще тем приключением — не дай бог прислонишься к чему-нибудь!
Котенок, попавший в ведро с масляной краской |
P2S2 Как-то у моей знакомой любопытный котенок во время ремонта попал в ведро с масляной краской. Его сразу же отмыли растворителем, но прожил он после этого всего пару дней.