II.2.1. Основополагающие понятия
Индивидуальность каждого ценоза объясняется его построением на основе постулатов, не сводимых к фундаментальным постулатам классической физики. Например, биоценоз образован различными видами, в том числе и по времени происхождения. Применительно к технике, как аналогу биологии, назовем асортицей явление комплектования любых ценозов искусственного происхождения разнотипными изделиями с низкой общей повторяемостью и из нескольких поколений, а вариофикацией – явление роста числа видов выпускаемых и эксплуатируемых на предприятиях изделий (оборудования). Так как видообразование в технике происходит быстрее, то исследование варификации полезно для вычисления общих закономерностей эволюции в технике.
Любой ценоз состоит из «свободно» выбранных видов с практически бесконечным, математически счетным, числом элементов–особей. Устойчивость структуры ценозов проявляется в медленном росте числа видов при увеличении выборки, в отсутствии зависимости характера распределения от выбранного для исследования семейства, от времени создания или географического местоположения.
Для любого ценоза идентичны математические модели структуры распределения популяций по численности образующих их особей. Но механизм отбора определяется физической сущностью элементов–особей: для биоэволюции действует физический отбор; для эволюции систем искусственного происхождения – информационный. Следует отметить, что закон естественного отбора используется лишь для формализованного описания информационного отбора.
Любое предприятие можно представить как диаграмму вложенности технических ценозов различного производственного назначения. Например, ценозов транспорта, ценозов оргтехники, ценозов производственного оборудования, осуществляющих определенные технологические процессы т. д. (рис. II.13).
Заключительной стадией жизненного цикла любой продукции является стадия – «Потребление или эксплуатация и утилизация продукции», которая имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла промышленной продукции. Для поддержания ее в рабочем состоянии и соответствия требованиям технологического процесса оборудование подвергается различным видам ремонтов и обслуживания.
Для ремонта машин и оборудования используются значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. На ремонтное обслуживание средств труда расходуется около 25 % производимого металла. После капитального ремонта иногда не достигаются первоначальные технико-экономические показатели оборудования. По многим видам машин и оборудования затраты на капитальный ремонт превышают первоначальную стоимость техники. Единица оборудования в течение всего срока эксплуатации (значительно превышающего амортизационный) капитально ремонтируется 3 - 4 раза, что составляет 4 - 5 ремонтных циклов.
При этом стоимость первого капитального ремонта составляет 30, второго – 55, третьего и четвертого – 90 и 120 % первоначальной стоимости оборудования [24]. Как правило, такое завышение стоимости ремонтных работ вызвано тем, что оборудование ремонтируется силами того предприятия, где оно эксплуатируется. Так, например, электроремонт организован следующим образом [25, 26]:
- децентрализованный (ремонт силами потребителя) – 73 - 78 %;
- отраслевой централизованный – 12 - 15 %;
- межотраслевой – 10 - 12 %.
Рис. II.13 Диаграмма вложений технических ценозов
|
При этом стоимость первого капитального ремонта составляет 30, второго – 55, третьего и четвертого – 90 и 120 % первоначальной стоимости оборудования [24]. Как правило, такое завышение стоимости ремонтных работ вызвано тем, что оборудование ремонтируется силами того предприятия, где оно эксплуатируется. Так, например, электроремонт организован следующим образом [25, 26]:
- децентрализованный (ремонт силами потребителя) – 73 - 78 %;
- отраслевой централизованный – 12 - 15 %;
- межотраслевой – 10 - 12 %.
Поэтому при расчете затрат, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования, приходится ориентироваться в основном на децентрализованный вид текущего и капитального ремонтов. Следует учесть, что этот вид затрат имеет тенденцию увеличения в течение всего срока эксплуатации оборудования [27].
Практически каждое предприятие любой отрасли народного хозяйства в своем составе имеет то или иное электрохозяйство, в составе которого наиболее массово представлены электродвигатели. Эти электродвигатели потребляют около 60 % всей вырабатываемой электроэнергии и по прогнозам института экономики РФ такое электропотребление сохранится и в будущем.
Желание минимизировать затраты на ремонт и обслуживание электродвигателей промышленных предприятий заставили обратиться к проблеме логистического формирования парка электродвигателей, эксплуатируемых (подлежащих установке) на предприятии.
Так как наиболее точным методом исчисления этих затрат является метод определения их через трудоемкости соответствующих работ, то в данной главе решается задача уменьшения трудоемкостей выполняемых электроремонтных работ за счет логистического формирования электродвигателей предприятия. Уменьшение этих затрат может достигаться за счет формирования партий ремонтируемых электродвигателей, состоящих из однородных типов. Формирование таких партий происходит из генеральной совокупности электродвигателей, установленных на предприятии. Поэтому необходимо сначала проанализировать однородность генеральной совокупности установленных электродвигателей, описать эту совокупность, а затем осуществить такое ее изменение, которое позволит увеличить повторяемость однотипных электродвигателей рассматриваемого предприятия. Это изменение должно осуществляться при условии сохранения имеющихся технологических процессов предприятия.