I.2.1. Формирование системы инновационного менеджмента в энергокомпаниях
С позиций инновационного менеджмента можно утверждать, что в будущем эффективной станет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, на инновации. Всё более возрастающая значимость инновационной деятельности как признанного основного и определяющего фактора экономического и социального развития энергетики в целом и отдельных энергетических компаний в частности делает актуальной развитие системы управления инновациями. Направление управленческой деятельности, рассматривающее в качестве объекта управления инновации и процессы их создания и внедрения – инновационные процессы, относится к специальному менеджменту, называемому «инновационный менеджмент».
В энергетических компаниях в настоящее время формируются и начинают активно использоваться системы инновационного менеджмента в качестве одной из функциональных систем управления. Эта система предназначена обеспечить реализацию инновационной стратегии и политики посредством управления инновациями и процессами их создания.
При формировании системы инновационного менеджмента в электроэнергетических компаниях целесообразно применить подходы и принципы менеджмента, неоднократно апробированные и положенные в основу международных стандартов таких, как ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007, PAS 55 или на интегрированный в международную систему стандартов ISO отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 – Системы менеджмента качества. Требования.
С целью определение условий и механизмов повышения эффективности деятельности энергокомпаний за счет совершенствования инновационной деятельности в соответствии с Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 396 от 08.06.2007 в 2008 году разработана «Концепция развития инновационной деятельности в электроэнергетике» [10]. Концепцией предусматривается возможность достижения названной цели по следующим основным направлениям:
- рост производственной эффективности - за счет внедрения приобретенных или разработанных производственно-технических и организационно-управленческих инноваций;
- получение дополнительных доходов – за счет коммерческого использования принадлежащих компаниям прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- рост капитализации – в том числе, за счет эффектов от внедрения инноваций и учета прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов (НМА).
Для каждого из перечисленных выше направлений в Концепции рассмотрена своя схема реализации.
Согласно этой Концепции развитие инновационной деятельности позволяет обеспечить:
для компаний электроэнергетики:
- новый уровень организации производства;
- снижение издержек;
- повышение конкурентоспособности;
- повышение уровней надежности и безопасности;
- улучшение защиты окружающей среды;
для научно – проектного комплекса:
- возможность реализации накопленных идей и разработок;
- улучшить взаимодействие с бизнес-сообществом при ориентации на реальные потребности экономики;
- возможность формирования портфеля заказов, подкрепленного платежеспособным спросом;
- повышение экономической отдачи от основной деятельности;
для малого и среднего бизнеса:
- возможность найти на рынке подготовленные к реализации идеи, позволяющие развивать бизнес;
- возможность коммерциализации собственных идей, превращения в активы интеллектуального и творческого потенциалов;
для финансовых институтов:
- появление новых высокодоходных направлений для инвестиций;
- новые возможности взаимодействия финансовых институтов с реальным сектором экономики;
для государства:
- включение в активный оборот интеллектуального потенциала, его превращения в интеллектуальный капитал;
- стабилизацию тарифов на электроэнергию и тепло, снятие социальной напряженности, создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации, повышение качества жизни населения, повышение энергетической безопасности страны.
В Концепции [10] проанализирована практика использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и коммерциализации прав на них в рамках управления инновационным процессом в электроэнергетической отрасли, исследованы сильные и слабые стороны инновационной деятельности. Выявлены следующие основные риски, связанные с ведением инновационной деятельности в электроэнергетике:
- возможность присвоения неохраняемых должным образом РИД третьими лицами с последующим предъявлением требований платы за использования прав на эти РИД;
- возможность возникновения негативных налоговых последствий из-за разночтений в законодательстве о бухгалтерском учёте и налоговом законодательстве;
- возможность замедления темпов реформы электроэнергетики в связи с необходимостью переоценки активов (с учётом стоимости нематериальных активов);
- возможная невостребованность созданных ранее РИД в условиях реформирования электроэнергетики с учётом структурных изменений и смены собственников.
По результатам исследования инновационной деятельности в 5 энергокомпаниях (ОАО «Гидро ОГК», ОАО «ЭНИН», ОАО «МРСК Центра», ОАО «НТЦ электроэнергетики», ОАО «ОГК-4») авторы Концепции [10] установили, что в наибольшей степени на предприятиях востребованы организационно-управленческие (управление персоналом, риск-менеджмент и т.п.) инновации (в 60 % случаев), в меньшей - финансово-экономические (ценообразование, система материальных стимулов, система оплаты труда и т.п.) (в 40 % случаев).
Необходимость разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций на предприятиях электроэнергетической отрасли обусловлена:
- сложностями и рисками обеспечения эффективности и конкурентоспособности бизнеса (50 % случаев);
- новыми стратегическими целями и задачами компании (33 % случаев);
- возникновением сложной проблемы управления, требующей новаторского подхода к ее решению (17 % случаев).
На рис. I.18. показано соотношение источников возникновения организационно-управленческих инноваций в энергокомпаниях. Диаграмма построена авторами [10] по данным названных выше энергокомпаний и по расчетам ЗАО «РОСЭКО».
| |||
Рис. I.18. Источники возникновения организационно-управленческих инноваций в энергокомпании |
Основными сферами деятельности энергокомпаний, подверженными внедрению организационно-управленческих инноваций, в последнее время стали:
- организационная структура энергокомпании;
- организация и разделение управленческого труда;
- финансы, маркетинга, PR, HR;
- методы и процедуры (регламенты) управления.
На рис. I.19. отображены факторы, препятствующие или сдерживающие внедрение управленческих инноваций в энергокомпаниях [10]:
Рис. I.19. Факторы, сдерживающие внедрение управленческих инноваций в энергокомпаниях |
В Концепции [10] утверждается, что энергокомпании испытывают также высокую потребность во внедрении технологических инноваций. В составе основных проблемных технических задач энергокомпаний, для решения которых наиболее велика потребность в технологических инновациях, выделяются следующие:
- применение альтернативных источников энергии (использование энергии ветра, приливной энергии);
- работа сетей среднего напряжения в различных режимах заземления нейтрали;
- повышение пропускной способности ВЛ 10 - 110 кВ путем применения новых типов провода, компенсации реактивной мощности;
- реконструкция ВЛ с увеличением пропускной способности без замены опор;
- повышение грозоупорности линий с применением линейных ОПН;
- повышение грозоупорности подстанций 35 - 110 кВ с использованием комплексного подхода глубокой грозозащиты;
- применение устройств стабилизации напряжения в сетях 0,4 - 10 кВ для групповых потребителей мощностью до 100 кВА;
- проблемы дальнего резервирования защит ВЛ 110 кВ;
- проблема перевода ряда ГРЭС на сжигание увеличенных объёмов твёрдого топлива с минимальными затратами.
Основные источники возникновения технологических инноваций в энергокомпаниях, по данным, представленным в [10], показаны на рис. I.20.
| |||
Рис. I.20. Основные источники возникновении технологических инноваций в энергокомпаниях |
Отмечается что работа по инициированию технологических инноваций в энергокомпаниях организована следующим образом [11]:
- в 40 % случаев решения принимаются по мере необходимости как следствие возникающих внутренних проблем, технологические инновации не планируются и не прогнозируются;
- в 40 % случаев решения принимаются на основе анализа опыта других компаний, возможные технологические инновации планируются, но конкретно не прогнозируются;
- только в 20 % случаев решения принимает координирующий орган на основе плана (программы) организационного развития, технологические инновации носят плановый характер.
В качестве источника инноваций для производственных компаний можно рассматривать наукоемкие компании. При отнесении компании к наукоемкой целесообразно учитывать критерии наукоемкости, традиционно применяемые к отраслям. По данным [23], ссылающимся на применяемую в ОЭСР классификацию, те отрасли, в продукции которых доля затрат на исследования и разработки составляет не менее 4,5 - 5 %, относят к высокотехнологичным, а отрасли с долей свыше 10 % – к высоконаукоёмким (ВНО). Классификация ОЭСР основана на сложившейся структуре высокотехнологичных отраслей развитых стран.
Примером наукоемкой компании может служить ОАО «ЭНИН». По данным, приведенным в [10] это предприятие относится к отрасли электроэнергетики. Основные виды деятельности – научно-исследовательская, опытно-конструкторская, проектная и иные виды деятельности в области электроэнергетики, а также другая деятельность, направленная на повышение надежности и экономичности выработки, передачи, распределения и потребления электроэнергии.
Компания является наукоемкой, демонстрирует положительные результаты от финансово-хозяйственной деятельности.
На балансе организации в соответствии с РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учёта) по итогам последнего финансового года отсутствуют нематериальные активы.
В то же время, организация смогла предоставить информацию по зарегистрированным объектам интеллектуальной собственности (ОИС), потенциально возможным к коммерциализации. Все патенты являются действующими.
Очевидно, что применение зарегистрированного ОИС в технологическом процессе должно приносить определенную выгоду своему владельцу в сравнении с технологическим процессом без применения данного ОИС. В противном случае ОИС можно рассматривать как коммерчески не успешный.
Средний размер доли в дополнительном доходе, получаемом за счет применения того или иного ОИС из состава пакета, представленного ОАО «ЭНИН», составляет 13,1 %. Диапазон долей в дополнительном доходе, получаемом за счет применения того или иного ОИС в зависимости от степени его научного потенциала составляет от 2,4 % до 39,6 %. Детальная информация относительно распределения размеров долей от использования ОИС представлена на рис. I.21, составленном авторами [10] со ссылками на данные ОАО «ЭНИН» и расчеты ЗАО «РОСЭКО».
Принадлежность ОИС к различным сферам электроэнергетики свидетельствует о значительном научном потенциале организации.
| |||
Рис. I.21. Структура распределения долей в дополнительном доходе от использования ОИС ОАО «ЭНИН» |
С целью оказания содействия энергокомпаниям при создании, обеспечении функционирования и развития системы управления инновационной деятельностью Институтом комплексных исследований в энергетике по заказу некоммерческого партнерства «Инновации в электроэнергетике» (НП «ИНВЭЛ») разработаны и выпущены в 2009 г. в качестве официального документа Методические рекомендации по созданию в энергетических компаниях систем управления инновационной деятельностью [24].
В качестве методологической основы для создания системы управления инновационной деятельностью в Методических рекомендациях [24] предложено применение процессного и системного подходов, а также использование цикла «РDCA», что дает возможность обеспечить интеграцию этих систем с системой менеджмента качества (СМК), системой экологического менеджмента (СЭМ) и системой менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБиОТ) и другими подобными системами менеджмента, внедряемыми в энергокомпаниях.
Использование метода «РDCA» обосновано тем, что любая деятельность может быть представлена как следующая последовательность действий: «Plan» - «Do» - «Check» - «Act» в виде цикла, который описывается следующим образом:
- планирование (plan): разработка целей, инновационных программ и процессов, необходимых для достижения целевых показателей эффективности;
- организация (do): внедрение процессов целей и создание соответствующей функциональной структуры;
- проверка (check): постоянный контроль и измерение эффективности инновационной деятельности в сравнении со значениями целевых показателей эффективности и представление результатов руководству компании для анализа и оценки;
- действие (act): разработка и реализация действий по постоянному улучшению показателей процессов и инновационной деятельности.
В управлении инновационной деятельностью в энергокомпании на основе цикла «PDCA» может осуществляться управление инновационной стратегией, инновационным портфелем и инновационным проектом [25].
В работе [24] приведены также принципы организации инновационной деятельности и управления ею, основанные на использовании процессного и системного подходов, описана модель, структура, а также сформулированы основные требования к системе управления; даны рекомендации по идентификации основных элементов и процессов инновационной деятельности. Модель системы управления инновационной деятельностью, предложенная в работе, включает три уровня – управление инновационным развитием; управление инновационным процессом и управление инновационным проектом, Это связано с необходимостью решения различных управленческих задач на каждом из уровней, а также применения для их решения специальных инструментов и методов. Основные положения технологии реализации инновационной деятельности на основе процессного и системного подходов, изложены в методических рекомендациях [24].
В целом система инновационного менеджмента направлена на решение следующих общих управленческих задач в рамках реализации функций управления:
- обеспечение систематичности управления инновационной деятельностью;
- прогнозирование и планирование направлений развития внешней и внутренней среды электроэнергетической компании;
- формирование процедур и правил осуществления инновационной деятельности;
- организация и координация работ в процессе управления инновационной деятельностью;
- активизация и стимулирование инновационной деятельности;
- контроль, анализ и улучшение результативности и эффективности инновационной деятельности;
В качестве специфических задач системы инновационного менеджмента электроэнергетических компаний можно назвать:
- исследование энергетического рынка и внешней среды (изучение и регулирование спроса, конкурентов, поставщиков, посредников, работа с потребителями, органами государственной власти, формирование тарифной политики);
- прогнозирование состояния рынка, развития технологий, изменений факторов внешней среды и т.д.;
- планирование инноваций и их ранжирование по направлениям деятельности, срокам реализации, стратегической и операционной направленности и т.д.;
- анализ рисков, определение методов минимизации возможных потерь и управления рисками, включая страхование;
- управление инновационными проектами, включая прогнозирование, планирование, бюджетирование, мониторинг, контроль, мотивацию, учет и анализ и т.д.;
- исследование рынков ресурсов и нахождение подрядчиков;
- осуществление комплексного анализа затрат, цен, объемов производства, продажных цен (тарифов) и т.д.;
- оценка эффективности инноваций и др.
Для управления технической политикой, координации работ по разработке и организации внедрения новой техники и технологий, направленных на повышение эффективности функционирования электросетевого комплекса, снижения издержек его эксплуатации и повышения надежности работы ЕНЭС в соответствии с «Положением о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС»» создается Координационный научно-технический совет ОАО «ФСК ЕЭС» [26]. Он является постоянно действующим совещательным органом ОАО «ФСК ЕЭС».
Координационный научно-технический совет осуществляет:
- организационно-методическое руководство разработкой и внедрением новой техники и технологий;
- разработку предложений по совершенствованию состава работ по разработке и внедрению новой техники и технологий, по конечным и промежуточным работам, срокам их достижения, исполнителям конкретных работ, перечню научных проблем, выделяя приоритетные направления и задания;
- экспертизу предложений по разработке и внедрению новой техники и технологий, представленных на координационный научно-технический совет;
- анализ выполнения работ по разработке новой техники и технологий и подготовку соответствующих заключений и предложений;
- подготовку предложений об открытии новых, наиболее важных для ОАО «ФСК ЕЭС» работ по разработке новой техники и технологий и о прекращении действия договоров по работам, потерявшим свое значение для компании.
В дополнение к Положению о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» [26] разработано Положение о технической политике в распределительном электросетевом комплексе [27], которое определяет совокупность управленческих, технических и организационных мероприятий на ближайшую и долгосрочную перспективу, направленных на повышение эффективности, технического уровня, надежности и безопасности распределительных электрических сетей на основе апробированных при эксплуатации, научно обоснованных технических решений и технологий. Срок действия Положения: до 2015 года. Положение подлежит корректировке 1 раз в 2 года.
Определяя основные направления и содержание технической политики на уровне ФСК ЕЭС [26] и на уровне распределительных электрических сетей [27] оба названных выше Положения содержат показатели прогрессивности технических решений и технологий. Эти показатели условно делятся на:
- функциональные и технологические;
- экономические;
- экологические, безопасности.
Управление инновационным проектом должно осуществляться на всех этапах – от теоретической идеи через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до изготовления первых образцов и организации серийного производства. Названные этапы характерны и для обычной разработки или обычного инвестиционного проекта, не имеющего инновационных признаков.
I.2.2. Подготовка кадров энергетических предприятий как условие успешного управления инновационными процессами
Одной из проблем, тормозящих реализацию стратегии инновационного развития России, была и остается проблема дефицита квалифицированных кадров, способных эффективно объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями является залогом успешного развития любой организации.
Это утверждение в полной мере касается и роли специалистов энергокомпаний, обеспечивающих достижение целей инновационного развития своих организаций и энергетической отрасли в целом. При этом управление инновационными процессами в энергетике имеет особенности, относящиеся и к субъекту, и к объекту управления и в целом к системе управления.
Рассмотрим электроэнергетику как объект управления, целями которого (управления) является её инновационное развитие. Электроэнергетика (электроэнергетическая отрасль России) по определению, данному в [9] представляет собой развивающийся в масштабе всей страны высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением.
Поэтому цена управленческих решений в электроэнергетике может быть чрезвычайно велика. Например, системные аварии как следствие стратегических или даже текущих ошибок могут иметь тяжелые последствия для энергетической системы и в целом для экономики страны.
Инновации в электроэнергетике, прежде всего, связаны с изменением технологических процессов, а не конечной продукции. В значительной степени это объясняется малой изменчивостью конечного продукта (электроэнергии и мощности) и определенной прогнозируемостью спроса. В результате обеспечивается более быстрое освоение и высокая эффективность инновационной деятельности в электроэнергетике, чем в ряде наукоемких отраслей, что, в свою очередь, стимулирует инновационную деятельность в энергокомпаниях. Напротив, элементы монополизма в электроэнергетической отрасли не мотивируют стремление к внедрению инноваций.
Появление новых образцов отечественного и импортного электрооборудования влечёт за собой настоятельную потребность в инженерах-энергетиках, способных к постоянному обновлению специальных и общепрофессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессиональных компетенций. Профессиональная деятельность таких специалистов под воздействием научно-технического прогресса становится ориентированной на инициативного, мыслящего специалиста, обладающего глубокими профессиональными знаниями, высокой технологической, информационной и организационной культурой, современным рыночным экономическим мышлением.
Для решения задач профессиональной деятельности выпускники энергетических профилей (специальностей) должны обладать не только знаниями, умениями и навыками, которые определены образовательными стандартами и учебными программами, но и иметь такие личностные качества, которые обеспечивают эффективное осуществление этой деятельности. Такие качества принято называть компетенциями.
Рассматривая компетенцию как личную способность выпускника решать определённый класс профессиональных задач, полагаем, что компетентностный подход в подготовке студентов энергетических специальностей следует рассматривать как путь достижения востребованных современной энергетикой образовательных результатов системы высшего профессионального образования.
Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса, оценки образовательных результатов.
Для достижения определённых компетенций, обеспечивающих возможность решения задач профессиональной деятельности в условиях инновационного развития энергетики, современному инженеру часто требуются не только знания, приобретенные в процессе получения базового технического образования в вузе, но и дополнительные знания и умения, выходящие за рамки учебных программ конкретных энергетических специальностей.
Важно и то, что формируемые в вузах компетенции для управления инновационными процессами в энергетике не должны быть ориентированы только на технологические инновации. Не меньшее значение для такой большой системы как электроэнергетика, функционирующей в условиях рыночной экономики, имеют организационно-управленческие инновации, подразделяющиеся на: организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические, маркетинговые и корпоративные. При управлении инновационным развитием современной энергокомпании, в качестве объектов совершенствования кадрового потенциала, начинают выступать компетенция и мобильность работников.
Таким образом, инженеры-энергетики, специалисты другого профиля и руководители в энергокомпаниях одновременно выступают и как объекты управления инновационными процессами, и как субъекты управления. Покажем, что инженеры, получившие профессиональную подготовку в вузах по направлению ГОС ВПО 140200 – «Электроэнергетика» имеют дополнительные причины обладать компетенциями, необходимыми современным руководителям. Выработке таких компетенций способствуют разные дисциплины учебных планов по электротехническим специальностям. Так, студенты этих специальностей в результате изучения ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин овладевают теорией автоматического управления в системах электроснабжения. Поэтому, окончив вуз, они должны быть способны, согласно ГОС ВПО, проектировать, монтировать, выполнять наладку и эксплуатировать, кроме прочего, и системы автоматического управления и регулирования на объектах электроэнергетики. В то же время, выпускники должны уметь управлять людьми (подчиненными). Для этого им следует научиться «добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей» (эти слова принадлежат классику менеджмента Мэри Фоллет). Не случайно ГОС ВПО включает в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин для изучения будущими инженерами такие дисциплины, как психология и педагогика, социология, политология, экономика и др.
Подобное сочетание технического и гуманитарного компонентов в обучении инженеров энергетических специальностей способствует получению, по нашему мнению, синергетического эффекта их подготовки к профессиональной организационно-управленческой деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что студенты, обучающиеся по энергетическим специальностям, объективно имеют большие возможности для овладения, как фундаментальными знаниями теории управления, так и многими прикладными вопросами этой теории, что должно положительно сказаться на формировании у них необходимых управленческих качеств.
Основаниями для подобного утверждения служат результаты анализа содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по направлению подготовки «Электроэнергетика». Так, для обоснования решений задач электроснабжения студенты используют положения теории вероятности, теории массового обслуживания и математического программирования, теории надежности и живучести, а также другие положения прикладной математики и статистики, которые лежат в основе методов исследования операций. При изучении основ автоматического управления, студенты овладевают знаниями законов теории регулирования, которые хоть и рассматриваются с ориентацией на системы электроснабжения, но в общем случае они не привязаны к определенной материальной, энергетической или информационной системе и справедливы для динамических систем всех видов, в которых имеется обратная связь. Энергетические предприятия и их подразделения как объекты управления являются динамическими системами с обратной связью.
Важно и то, что знание теории электротехники в значительной степени способствует облегчению изучения и усвоения студентами основ технологии управления. Объясняется это тем, что любые системы управления, из каких бы элементов они ни слагались и какие бы цели ни преследовали, по существу являются системами передачи и переработки информации. Технология же управления складывается из комплекса методов по обработке управленческой информации с целью принятия и реализации управленческих решений. В теории управления совокупность взаимодействующих источников, преобразователей и потребителей информации рассматривается как информационная цепь. А в основах теории информационных цепей, согласно работам А. А. Денисова [31], много понятий, законов и формул, которые специалист, знающий цикл энергетических дисциплин, способен уяснить значительно быстрее специалиста, не владеющего теорией, излагаемой в этих дисциплинах. Например, информационный закон Ома и информационные законы Кирхгофа по формулировкам и математическим выражениям аналогичны законам Ома и Кирхгофа в электротехнике. Методы расчета последовательных и параллельных информационных цепей схожи с методами расчета соответствующих цепей в электротехнике и т.д.
Следует отметить, что конкретные учебные программы дисциплин для студентов вузов в прямой постановке могут и не предусматривать изучение теории информационных цепей. Но в факультативном порядке или в рамках работы студенческих научных обществ или кружков полезно показать аналогию информационных и электрических цепей. Например, решив ряд задач по расчёту информационных цепей управления, студенты смогут понять и, определенно, будут учитывать в предстоящей профессиональной деятельности, среди прочих, и такое свойство информационных цепей, как ригидность – аналог индуктивности в электрических цепях. Так, работники энергетических предприятий, являющиеся элементами информационной управленческой цепи, могут проявлять консерватизм, привычки, упрямство, догматизм, неспособность изменить алгоритм своих действий в условиях реформирования отечественной электроэнергетики.
Все эти многообразные проявления качеств личности работников выражаются в информационных цепях управления выработкой встречного информационного напряжения (т.е. противодействием управлению), уменьшающего напряжение управления так же, как это делают индуктивные элементы в электрических цепях. В общем, под ригидностью понимается неспособность психики человека достаточно быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям его окружения.
Составив и проанализировав дифференциальные уравнения переходных процессов в ригидных цепях, студенты, а это вполне по силам студентам старших курсов, могут увидеть, что ригидные цепи трудно поддаются перестройке, зато весьма стойки к помехам, вызывающим случайные кратковременные изменения тока управления, т.е. обеспечивают устойчивость систем управления. Поэтому ригидность может быть как отрицательным, так и положительным фактором в зависимости от условий её проявления. Поэтому в будущем, решая организационно-управленческую задачу, получивший за период обучения в вузе подобный опыт анализа выпускник уже не станет однозначно оценивать, например, такое качество подчиненного, руководителя или коллеги, как консерватизм или иные качества. Возможны и другие примеры приложения знаний электротехники к анализу систем управления в электроэнергетике.
Таким образом, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и рабочей силы выпускники технических вузов кроме высокого уровня традиционной профессиональной подготовки должны обладать дополнительными профессиональными качествами. Поэтому целью современного высшего технического образования становится не подготовка узких специалистов-инженеров, а развитие личности каждого человека, расширение его профессиональной и социальной компетентности и повышение общей культуры, формирование инновационного мышления. Первостепенное значение приобретают фундаментальность знаний, умение анализировать, оценивать нестандартные ситуации и принимать рациональные решения в управлении инновационными процессами.
Для обеспечения потребности энергетической отрасли в кадрах, способных управлять инновациями, в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институте повышения квалификации государственных служащих» – ИПКгосслужбы (точнее, в его структурном подразделении «Институте повышения квалификации энергетиков» – ВИПКэнерго) в 1998 г. создана и успешно функционирует первая в России кафедра «Управление инновационной и инвестиционной деятельностью в энергетике». Разработаны соответствующие учебные программы, проводятся семинары и деловые игры.
В Концепции развития инновационной деятельности в электроэнергетике [10] отмечается, что дефицит кадров, в том числе и высокопрофессиональных, которые могут быть задействованы в инновационных проектах, в определенной степени может быть компенсирован за счет формирования так называемых гибридных структур, реализующих функции самовоспроизводства инновационных подразделений, в т.ч. подготовку необходимых кадров для собственных нужд.
В гибридных структурах, как сказано в Концепции, предусмотрено привлечение преподавателей вузов к инновационной деятельности энергетического бизнеса. С другой стороны, предлагается участие энергетического бизнеса в практическом обучении студентов с предоставлением материальной базы и квалифицированных сотрудников. Традиционной формой подобного сотрудничества является создание филиалов кафедр при энергокомпаниях и проектных групп. Как правило, гибридные формирования имеют матричную или сетевую организационную структуру типа:
- инновационный инкубатор;
- сеть кадровых менеджмент-инкубаторов;
- учебные инженерно-инновационные центры (УИИЦ);
- КЭУ (Корпоративный энергетический университет) ЕЭС;
- корпоративный центр развития персонала энергокомпании;
- «фабрика знаний» энергокомпании.
Все это позволит оперативно и в кратчайший срок обеспечить и развить учебную базу повышения квалификации сотрудников в данной области.
В связи с актуальностью задач инновационного развития нашей страны и востребованностью кадров, практически обеспечивающих решение этой задачи, в 2002 г. в экспериментальном порядке приказом Министерства образования РФ от 15.10.2002 г. № 3594 было создано направление подготовки дипломированных специалистов «ИННОВАТИКА». Право ведения образовательной деятельности по специальности «Управление инновациями» было предоставлено шести вузам России [32]. В 2008 г. этими вузами были осуществлены первые выпуски инженеров-менеджеров по специальности 220601 – «Управление инновациями», показавшие их востребованность. В среднем 82 % выпускников каждого вуза были трудоустроены по полученной специальности. Выпускникам этой специальности присваивается квалификация «инженер-менеджер».
В то же время следует отметить, что современный период характеризуется ускорением относительной девальвации знаний и умений, получаемых специалистами в период обучения в образовательных учреждениях любого типа. Сама практика развития человечества доказала невозможность научиться чему-либо на всю жизнь. Поэтому для решения задач профессиональной деятельности, связанных с управлением инновационными процессами, современному инженеру-энергетику часто требуются не только знания, приобретённые в процессе получения базового образования в вузе, но и дополнительные знания и умения, выходящие за рамки конкретных учебных программ энергетических специальностей. Они должны приобретаться как путём самосовершенствования, так и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. На рис. I.22 представлена общая идеология непрерывного образования в области инновационной деятельности.
Подлинный профессионализм специалиста или руководителя сейчас немыслим без постоянного обновления специальных и общепрофессиональных знаний,