Существенные условия для России
В настоящее время в мире вопрос о человеческом капитале обсуждается как одна из главных точек конкуренции. Тот, кто занимается развитием человеческого капитала, вкладывает в него средства и усилия, получает большие конкурентные преимущества как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Такая логика смещает взгляд с обсуждения конкретных детей на обсуждение действий, которые приводили бы к увеличению человеческого капитала, к развитию его качества.
Существующий в России дискурс детства пока не обсуждает этих вопросов. Его трансформация – одна из важнейших задач этого форсайт-проекта. Но для того, чтобы трансформация начала происходить, недостаточно просто сказать об этом. Необходимо выработать содержательный ответ о том, к каким качественным изменениям мы будем стремиться, в каких именно направлениях необходимо прилагать усилия.
Выработка существенных условий в рамках форсайт-проекта «Детство» проводилась на экспертных семинарах и специально организованных встречах. По итогам этой работы были выделены актуальные для России проблемные зоны, преодоление которых становится критически важным для трансформации отношения к детству и перехода России на инновационный путь развития.
1. Демография. В настоящее время демографы выделяют две тенденции, которые характерны только для российского общества: с одной стороны, сокращается средняя продолжительность жизни граждан, а с другой – увеличивается средний возраст населения. То есть люди живут меньше, но средний возраст населения все равно растет. Эксперты отмечают, что при сохранении этих тенденций, через 15-20 лет Россия может превратиться в «экономического карлика» – страну, не способную на равных конкурировать с крупнейшими экономиками мира, в силу отсутствия достаточного количества населения. Кроме того, экспертные исследования показывают, что «старение» населения приводит к консервации общества – общество становится неспособно воспринимать изменения и новации, реагировать на вызовы времени, оно становится статичным и закоснелым.
2. Распределение общественного богатства. До недавнего времени специалисты фиксировали, что в развитых странах (в основном в странах ЕС и США) за счет пенсионных систем общественное богатство смещено в пользу старости. Сегодня для развитых стран вопрос о том, куда должно оно должно быть смещено является одним из ключевых: старость становится все дороже. Приходится повышать налоги на работоспособное население, тем самым, сокращая их уровень доходов и возможностей. Для России вопрос о перераспределении общественного богатства является одним из важнейших – будет ли оно перераспределяться в пользу стариков, и тогда богатым можно стать только к старости, работая на это всю жизнь, будет ли оно концентрироваться в среднем поколении (30-50 лет), либо будет перераспределено в пользу детства.
3. Освоение передовых технологий. Одним из эффектов инновационной экономики является то, что на рынке все чаще появляются новые продукты и технологии. Квалифицированное использование их становится обязательным условием для каждого, кто стремиться жить в современном мире. Тот, кто не освоил компьютер и интернет, сегодня не может быть конкурентен и автоматически записывается в маргиналы и отстающие. Как сделать возможным включение общества в процесс освоения высокотехнологичного мира, где старые технологии все быстрее заменяются новыми – один из важнейших вопросов развития человеческого капитала.
Таким образом, для проекта были выбраны следующие существенные условия:
Омоложение нации. Демографическая ситуации России требует радикальных мер по сокращению среднего возраста населения. Это не означает, что надо сократить продолжительность жизни населения и убивать стариков (этот ход очень показательно продемонстрирован у Кристофера Бакли в его книге «День бумеранга»). Это означает, что необходима смена отношения к рождению детей в обществе. Дополнительным ресурсом для омоложения нации при правильном подходе могут быть и миграционные потоки.
Перераспределение общественного богатства в пользу детства. Если мы хотим увеличить человеческий капитал и конкурентоспособность населения, то необходимо сместить общественное богатство в сторону детства. Максимальное вложение средств в создание современных, оснащенных в соответствии с передовыми технологиями воспитательных и образовательных сред, приведет к повышению уровня конкурентоспособности вырастающего поколения.
Максимальное оснащение детства. Стремление конкурировать на равных в инновационной экономике сегодня требует того, чтобыдети массово попадали в максимально современную технологически оснащенную среду (и это не только вопрос оснащения школ компьютерами и микроскопами), учились быстро осваивать самые передовые технологии. Конкурентные преимущества для детей должны быть сформированы с самого детства, догнать высокотехнологичный мир они уже не успеют. «Креативный класс» не вырастет среди игрушек прошлого столетия и 486 ПК.
«Сканирование» детства
Трансформация дискурса детства и достижение существенных условий становится возможным, в случае если проделана специальная работа по прорисовке сфер, которые имеют отношение к детству. Это не аналитический срез предметных областей, а восстановление всех контекстов, в окружении которых находится тема, формирование и прорисовка карты сфер, поиск и выделение стейкхолдеров и лиц, принимающих решения.
Такую работу в западных публикациях по форсайту называют «scanning» («сканирование»). Здесь применяются самые разнообразные методы – от анализа современных мировых тенденций и трендов до экспертного интервьюирования.
Проведенная в рамках этого этапа проекта показала, что детство в России появляется на пересечении разных сфер, каждая из которых самостоятельна и несет собственное содержание.
Для проекта в качестве ключевых по результатам проведения глубинных интервью с экспертами были выделены следующие сферы:
Родительство[17]. От желания родителей заводить или не заводить ребенка, от их подготовленности к факту родительства, от их готовности участвовать в жизни ребенка (в том числе от желания или нежелания отдавать воспитание своего ребенка на откуп учителям и директорам школ) зависит будущее детей.
Образование. Образовательные институты сейчас в России во многом формируют и задают среду становления ребенка. Большую часть времени дети проводят именно в них – школа становится главным местом времяпровождения ребенка. Причем главным стейкхолдером в образовании выступают преподаватели – именно на них держится весь учебный и воспитательный процесс, они являются его носителями и воспроизводят главную идею образования – идею передачи знаний и необходимости удержания ребенка от взрослой жизни.
Бизнес детских товаров. Бизнес формирует как вещественную (мебель, игрушки, еда), так и средствиальную (компьютерные игры, обучающие программы, книги, мультики) среду, в которой вырастает ребенок. Анализ российского бизнеса детских товаров показал, что стейкхолдеров этой сферы в России очень мало – есть всего несколько крупных проектов в сфере бизнеса детских товаров (такие как «Смешарики» и «Мир Детства»), бизнес детских товаров России не превращен в индустрию, как в развитых странах.
Семья и семейное право. От того, в каком типе совместной жизни вырастает и воспитывается ребенок (один родитель, оба, несколько разных родителей, родители нескольких поколений и т.д.) зависят его первоначальные возможности – как материальные, так и возможности строить свою дальнейшую жизненную траекторию. Семейное право, как регулятор совместной жизни людей, может как способствовать, так и ограничивать детей в их возможностях.
Демография и миграция. Состояние общества и происходящие в нем процессы, социальная карта населения и качественные характеристики общественных явлений – оказывается важной составляющей темы «детство». Демографическая политика оказывает значительное влияние на состояние общества (можно оценить разницу между обществом, где государство платит людям за рождение детей и обществом, где люди, перед тем как завести ребенка, вынуждены обучиться и получить сертификат родителя).
Социальные службы. Схема работы социальных служб оказывает значительное влияние на общественный уклад. Если мы имеем дело с собесом – то это общество, в котором легализованы иждивенцы. Если мы имеем дело со сложной системой социальных лифтов – общество способных и талантливых.
Благотворительность. Благотворительность – очень важный указатель на направление общественных усилий. Что общество считает важным, что поддерживает и на что оно готово выделять свои материальные блага.
Медицина. Технологический уровень медицины, качество предоставляемых услуг и ориентация на то или иное состояние (здоровье или болезнь) не может быть проигнорировано. Ориентация на болезнь и больных приводит к росту числа больных и больниц, ориентация на здоровье приводит к культивации здорового образа жизни и разнообразию профилактических мер.
Жилье. От того, как организовано детское пространство, есть ли специальные места для детей, зависит многое – от организации детского времяпрепровождения до развития у детей разнообразных способностей (воображение, вкус, развитие тела).
Анализ и выделение экспертов по каждой из сфер показало:
1. По ряду сфер лица, принимающие решения отсутствуют. К примеру, в сфере родительства или социальных служб таковых нет.
2. Есть ряд сфер, в которых эксперты ангажированы, то есть придерживаются одного взгляда и не выходят к обсуждению возможных альтернатив. Так, например, один из основных стейкхолдеров сферы жилья – архитектор или проектировщик (имеется в виду позиция архитектора, а не конкретные люди), не обсуждает альтернативных существующим прототипам и образцам вариантов проектирования жилья.
3. Существующие стейкхолдеры и лица, принимающие решения в значительной степени распределены по профессиональным областям. Их действия чаще всего не выходят за рамки профессиональной области и зачастую противоречат друг другу, пространства, где они могли бы вступать в коммуникацию по поводу детства и его развития, не сформировано. Так, педагоги не разговаривают с медиками о том, возможно ли культивировать практику здорового образа жизни и как это сделать. Родители не вступают в коммуникацию с государством по поводу того, какие формы совместной жизни актуальны и приемлемы для общества. Архитекторам оказывается неинтересны образы жизни людей, - где дети, кстати, занимают немалое место, - они проектируют городское пространство и жилье по известным образцам. Демографов и социологов, кричащих о демографическом кризисе и грядущем кризисе миграции, не слушает государство. И так далее.
В связи с перечисленными проблемами, потребовалось проведение специальной работы по организации коммуникации между экспертами. В рамках форсайт-проекта «Детство 2030» такая работа была проделана путем организации серии специально сконструированных экспертных семинаров[18] по выделенным темам. На семинары приглашались эксперты, представители разных областей и сфер, являющиеся стейкхолдерами своей сферы, а также лица, принимающие решения в той или иной области. Специфика организации работы состояла в том, что было специально сформировано пространство коммуникации, в котором эксперты - представители разных профессий, пользующиеся разной терминологией и отстаивающие разные точки зрения – могли бы разговаривать и понимать друг друга.
По результатам работы по ряду сфер удалось сформировать экспертную среду, в которой возможно обсуждение современных тенденций и трендов в сфере детства, возможных сценариев будущего развития этой темы, выделение зон, которые требуют мобилизации усилий.
Итогом годовой работы стала дорожная карта, разработанная совместно с экспертами, отражающая актуальные зоны, в которых необходимо принимать решения и которые могут вывести на достижение существенных условий и трансформацию дискурса детства в России.