Упражнения на разогрев и групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

На первый взгляд предлагаемые в этом разделе процедуры никак не связаны с содержанием работы, однако это не так. Их психологический смысл заключается в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы Поведения, ослабить психологические защиты, испытать совместные переживания. Все это развивает как сензитивность участников, их готовность к восприятию и пониманию чувств других людей, так и спонтанность, готовность к выражению собственных чувств. А кроме того, способствует более быстрому и эффективному вхождению участников в атмосферу групповой психологической работы.

2. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Дискуссия

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике.

Дискуссия на тему занятия — это обсуждение участниками группы содержания соответствующего куска из Текстов для участников. Хорошо, когда участники самостоятельно прочитывают соответствующие куски текста, однако если такой возможности нет, то ведущий сам озвучивает его, то есть прямо на занятиях излагает основные идеи.

Дискуссия — это не проверка знаний, но и не «разговор вообще». Ведущему стоит поддерживать каждого участника в его попытках понять те или иные психологические принципы. Нельзя допускать, чтобы дискуссия превращалась в «обмен мнениями», но стоит поощрять высказывания участников об их реальном и конкретном опыте в связи с основной темой занятия.

Обсуждение домашнего задания

Цель: дать возможность участникам группы поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего психологического роста.

Домашнее задание помогает участникам получить некоторые впечатления и переживания в связи с использованием в жизни психологических принципов и как-то отнестись к ним. «Проговаривание» этого опыта, с одной стороны, дает возможность каждому участнику получить поддержку от группы, понять свои ошибки и увидеть свои сильные стороны, а с другой стороны, создает в группе продуктивную атмосферу взаимного доверия.

Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

Упражнения на овладение навыком несут основную смысловую нагрузку в первом занятии по теме. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка. На данном этапе работы алгоритм поведения задан и навык выделен из контекста ситуации, он «работает» сам по себе.

Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать возможность участникам группы включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении с подростками.

Ролевое разыгрывание дает возможность участникам:

«побыть в шкуре подростка», испытать чувства, которые возникают у ребенка при различных стилях поведения со стороны взрослого; увидеть реальную возможность применения навыка в профессиональной практике; ощутить самому результат выбора и использования изучаемого навыка в жизни.

Обычно это наиболее интересная и продуктивная часть работы по теме. По отзывам членов группы, участие в разыгрывании ситуаций помогает им неожиданно увидеть ситуацию другими глазами, открыть в себе что-то новое.

Обсуждение итогов работы

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия, и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

Обсуждение итогов работы — важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Считаете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?».

6. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между встречами.

Домашнее задание должно формулироваться в конце каждой встречи.

Наши рекомендации