Технологии автоматизации аналитических исследований
25. Технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия
26.Информационные технологии в образовании
Цель информатизации общества — создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий .
Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических — с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний — с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности — с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.
Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса.
В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешность перехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества.
По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.
Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования информационного ресурса, т.е. всего информационного потенциала общества. Информационный ресурс фактически есть совокупность информации о прошлом и настоящем опыте человечества, база для воспроизводства новой информации.
По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т.д.). Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования, такого как PC, Интернет, мобильные телефоны и пр. Россия находится на 34 месте из 54 стран, т.е. в группе III. Наилучшие показатели в России достигнуты в социальной сфере (20 место), затем идет информационная сфера (32 место), и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере (46 место). Все это вместе составляет ясную картину, демонстрируя, что телекоммуникационная инфраструктура и аппаратное
обеспечение требуют в целом большего развития, чем законодательная база.
В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты:
• методологический;
• экономический;
• технический;
• технологический;
• методический.
Проанализируем состояние и развитие каждого аспекта.
Методологический аспект. Здесь главной проблемой является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. К сожалению, на данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтому необходимо найти новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетать традиционные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и других дисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно крайне важно выработать новые образовательные стандарты.
Экономический аспект. Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.
К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании.
Технический аспект. В настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств. Наряду с этим различный подход к информатизации на школьном и вузовском уровнях вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.
Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгоде инициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему. Очень серьезным моментом, связанным с использованием низкосортной вычислительной техники, является игнорирование вопросов экологической безопасности работы с компьютерами. Этому аспекту за рубежом уделяется серьезное внимание и расходуются значительные средства на проведение в этой области научных исследований и практических мероприятий.
Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. В связи с этим новизной данного проекта является разработка типовой модели информатизации со всеми компонентами компьютеризации и видами обеспечения. Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов.
При этом, как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретных прикладных систем и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам.
Технологический аспект. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.
Методический аспект. Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации — данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования.
Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.
Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:
1. Информационная перегрузка — это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
2. Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
• доступ к большому объему учебной информации;
• образная наглядная форма представления изучаемого материала;
• поддержка активных методов обучения;
• возможность вложенного модульного представления информации.
3. Выполнение следующих дидактических требований:
• целесообразность представления учебного материала;
• достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
• многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
• своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
• протоколирование действий во время работы;
• интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
• наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
4. Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:
• большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
• возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
• регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
• самоконтроля;
• доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
• поддержки активных методов обучения;
• образной наглядной формы представления изучаемого материала;
• модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
• развития самостоятельного обучения.
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
• психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
• культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
• социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
• этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.
В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.
Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:
• целесообразность представления учебного материала;
• достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала,
• многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
• своевременность и полнота контрольных вопросов;
• протоколирование действий во время работы;
• интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:
1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:
• компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
• диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
• тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
• лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
• экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
• базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
• прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM
3. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.
4. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам
5. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.
7. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.
8. Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий — задает один из аспектов, процессов или явлений.
9. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).
При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных информационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинном носителе. Они могут быть разделены на следующие группы:
1. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.
2. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.
3. Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.
4. Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.
5. Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.
В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера — это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.
Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя. Поэтому в настоящее время разработаны и широко используются специальные инструментальные средства, характеристика которых представлена в табл.
№ п/п | Название ИС, фирма-разработчик | Назначение | Возможности | Отличительные особенности |
Адаптивная диалоговая информационная система АДОНИС (ADONIC), НПФ «Росфайл», г. Зеленоград | Организация библиотеки учебных курсов (УК). Резервирование УК в библиотеке. Формирование и корректировка параметров УК. Интерпретация УК в режиме обучения | Резервирование УК в библиотеке, формирование и корректировка параметров УК, интерпретация УК в режиме обучения и контроля с анализом свободно конструируемых ответов обучаемого с помощью развитого анализатора ответов и сбором статистики результатов обучения, распечатка содержимого курса | Введены векторные шрифты и трехмерная графи ка, расширены возможности текстового редактора, введены дополнительные утилиты | |
Автоматизированная обучающая система АОСМИКРО (AOCMICRO), Московский инженерно- физический институт (МИФИ) | Создание компьютерных обучающих программ | Связь между собой основных блоков и блока переменных, архивирование файлов графического материала. Рисунки формируются с помощью встроенного графического редактора | Удобный кнопочный интерфейс пользователя; развитые возможности ввода ответов в форме чисел, текстовой строки, математической формулы, графики, структурной схемы; поддержка одновременного движения на экране до 15 графических объектов с возможностью управления с клавиатуры; высокая степень упаковки кадров |
№ п/п | Название НС, фирма-разработчик | Назначение | Возможности | Отличительные особенности |
Универсальный редактор обучающих курсов УРОК (UROK), ТОО ДиСофт, Москва | Редактор обучающих курсов | Регистрация УК; формирование программ обучения; спецификация и хранение результатов обучения; формирование протокола обучения. Имеются однопользовательский и многопользовательский варианты для сетевой ОС Novell Netware | Развитые средства для анимации и моделирования динамических процессов, наличие сетевого варианта | |
СЦЕНАРИЙ (SCENARIO), Институт имитационных технологий, Санкт-Петербург | Создание компьютерных обучающих программ | Формальное описание набора компонентов компьютерной программы, порядка и правил их взаимодействия. Версии под MS DOS и Windows | Наглядная визуализация создаваемой программы в виде многоуровневой структурной схемы, каждый элемент которой может быть как отдельным блоком, так и новой структурной схемой | |
Слоистая машина (STRATUM COMPUTER), Уральский центр «Транс- лоерные технологии», г. Пермь | Разработка прикладных систем в различных сферах: обучение; графический дизайн, мультипликация; моделирование алгоритмизация; манипулирование данными и объектами | Фиксация неформальных образцов в виде чертежей, картинок, текстов, графиков, каркасных трехмерных изображений, музыкальных фрагментов. Моделирование, синтезирование и расчет всех объектов, поведение которых можно представить в математическом и алгоритмическом видах | ||
Наставник (The Educator), Казанский на- учно-учебный центр НПО ВТИ | Разработка обучающих, контролирующих, демонстрационных курсов, тестирующих программ и рекламных «роликов» специа- листами-предмет- никами без использования программирования | Позволяет создавать информационные компоненты (курсы, меню), служащие для объединения в иерархическую систему множества курсов, и глоссарии, дающие возможность произвольного доступа к информации |
К сожалению, большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование.
Одним из направлений информатизации сферы образования, предлагаемых компанией ИВИТО (Интеграция и внедрение информационных технологий в образование) является разработка и поставка комплексных решений, включающих аппаратное и программное обеспечение, а также методическое сопровождение. В табл. 6.4 представлены программы, рекомендуемые для изучения компьютерных технологий в школе.
Виды технологий | Программное обеспечение для Macintosh |
Технологии работы с оперативной информацией | 1. Graphic Converter, Stufflt Deluxe, DiskCopy, Chooser, Textar Convenor 2. Adapted Toast, Camedia Master, Twinax Scanner 3. Adapted Toast, Camedia Master, Twinax Scanner |
Сетевые технологии | 1. AppleShare, AirPort 2. NetworkAssistant 3. Macintosh Manager, NetBoot |
Технологии работы с операционными системами | 1. Mac OS 9.1 2. Mac OS X.Windows 98 3. Linux, Unix, Windows NT |
Издательские технологии | 1. SimpleText, Ìàýñòðî, AppleWorks 2. Adobe PegeMaker, PaiterClassic 3. QuarkXPress, Acrobat, Photoshop, Illustrator, Freehand |
Виды технологий | Программное обеспечение для Macintosh |
Технологии работы с табличной информацией | 4. AppleWorks 5. MS Excel, FileMaker 6. MS Excel, FileMaker |
Технологии презентаций | 4. AppleWorks 5. PowerPoint 6. OneApp SlideShope |
Технологии работы с аудионн формацией | 4. SimpleSound, iTunes 5. ProTools 6. ProTools |
Технологии работы с видеоинформацией | 4. iMovie 5. QuickTime, QuickTime VR 6. Final Cut Pro, Adobe Premiere |
Технологии создания мультимедийных продуктов | 1. KidPix, ËîãîÌèðû, HyperStudio 2. Macromedia Flash, Electrifine, LiveStage 3. Macromedia Director |
Интернет-технологии | 1. Internet Explorer, Netscape Communicator, Microsoft Outlook, BBEdit, Dreamweaver 2. Adobe GoLive 3. Adobe GoLive |
Технологии прстрамирования | 1. ПервоЛого, ЛогоМиры 2. Real Basic, JavaScript 3. AppIeScript, JavaScript, Code Warrior Cold |
Использование компьютеров Macintosh связано с тем, что фирма Apple, одна из немногих ориентирующих свою деятельность специально на образование.
Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.
Все существующие образовательные сайты можно разделить на две группы: «стихийные» и «организованные».
«Стихийные» сайты, пользующиеся большой популярностью, содержат рефераты, курсовые, дипломы и т.п. Они однотипны по своей структуре, как правило, включают тематические рубрики. Наиболее известны из таких WEB-ресурсов следующие адреса:
www.referat.ru; allreferats.narod/ru; www.referatov.net, htpp://www.km/ ru//education
«Организованные» сайты, имеют определенную структуру, направленную на решение ряда образовательных задач, и ориентированы на более широкий круг пользователей (преподавателей, учащихся, родителей). Портал «Поколение. ru» (www.pokoleniye.ru) включает разделы, являющиеся полноценными сайтами со своей структурой: «Учитель ru.», «Родитель. ru», «Писатель ru.» и др. Сайт http://all.edu.ru представляет официальную информацию Минобразования РФ, Федерации образования в Интернете, «Учительской газеты» и других организаций об образовании. Сайт emigrant.com.ru рассказывает о возможностях /образования в Интернете за рубежом. Следует отметить, что дистанционное образование в Интернете, является бурно развивающимся направлением, приносящим большой доход. Основные достоинства такого обучения: низкая себестоимость, большая пропускная способность и интеграция в мировое образовательное пространство.
Моделирование
Объекты и явления окружающего мира, даже самые простые, на самом деле сложны. Чтобы понять, как объект или явление действует, иногда приходится рассматривать их модели.
Модель - упрощенное представление, аналог реального объекта, процесса или явления. При построении модели сам объект называют оригиналом или прототипом. Например, каждая детская игрушка представляет реальный объект окружающего мира, но зачастую только одно или несколько свойств - внешний вид. Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом.
Модель необходима для того, чтобы:
· понять. как устроен реальный объект: какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
• научиться управлять объектом и процессом: определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);
· прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.
Моделирование — построение и изучение моделей с целью получения новых знаний или дальнейшего совершенствования характеристик объектов исследования.
Моделирование — метод научного познания объективного мира
с помощью моделей. Модель строится таким образом, чтобы она наиболее полно воспроизводила необходимые для изучения качества объекта. Модель должна быть проще объекта и удобнее для изучения. Таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.
Назначение моделей
· Моделировать можно внешний вид, структуру, поведение объекта, а также все их возможные комбинации. Это называется аспект моделирования.
· Структурой объекта называют совокупность его элементов, а также существующих между ними связей.
· Поведением объекта назовем изменение его внешнего вида и структуры с течением времени в результате взаимодействия с другими объектами.
· Моделирование внешнего вида используется для:
· идентификации (узнавания) объекта;
· долговременного хранения образа.
· Моделирование структуры объекта используется для;
· ее наглядного представления,
· изучения свойств объект а;
· выявления значимых связей;
· изучения стабильности объекта.
· Моделирование поведения применяется при:
· планировании, прогнозировании;
· установлении связей с другими объектами;
· выявлении причинно-следственных связей;
· управлении;
· конструировании технических устройств и т. д.
· В процессе моделирования каждый аспект раскрывается через совокупность свойств, но отражаются только существенные свойства с точки зрения целей моделирования.
· Каждый аспект моделирования можно охарактеризовать набором свойств:
· внешний вид — набором признаков;
· структуру — перечнем элементов и указанием от ношений между ними;
· поведение — изменением внешнего вида и структуры с течением времени.
· Некоторые свойства объекта могут быть выражены числовыми значениями. Такие величины носят название параметров модели
Основные этапы построения моделей
Моделирование можно разбить на следующие этапы.
· 1 Постановка цели моделирования.
· Анализ моделирования объекта и выделение всех его известных свойств.
· Анализ его выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение, какие из них следует считать существенными.
· Выбор формы представления модели.
· Формализация.
· Анализ полученной модели на непротиворечивость.
· Анализ адекватности полученной модели объекты и цели моделирования.
Если условия моделирования позволяю!, то рекомендуется построить несколько моделей с разными наборами существенных свойств и затем оценить их на адекватность объекту и цели моделирования.
Классификация моделей
Наиболее распространенными классификационными признаками для моделей являются:
1. Область использования.
2. Учет в модели временно от фактора (динамики).
3. Отрасль знаний»
4. Способ представления.
По области использования можно выделить следующие виды:
— Учебные модели используются при обучении. К ним можно отнести обучающие программы, тренажеры;
— Опытные модели — измененные в размерах копии проектируемых объектов, на основе которых объекты исследуются и прогнозируются их будущие характеристики. К ним можно отнести модель корабля в бассейне, модель автомобиля или самолета в аэродинамической трубе и др.;
— Научно-технические модели используются для исследования процессов и явлений (стена для тестирования телетехники)
—Игровые модели — это различные игры (военные, спортивные, деловые, экономические), проигрывающие реальные и потенциальные ситуации;
Имитационные модели имитируют процессы реальной жизни с различной степенью точности. Эксперименты при различных исходных данных позволяют сделать выводы. Этот метод подбора правильного решения получил название метода проб и ошибок.
По учету фактора времени выделяют модели:
Статические — единовременный срез информации поданному объекту.
Динамические — представляют картину изменения объекта во времени.
Один и тот же объект можно охарактеризовать и статической, и динамической моделью.
По области знаний или деятельности человека модели делятся на биологические, социологические, экономические, исторические и т. а
По способу представления (из чего сделаны) модели делят на две группы — материальные и абстрактные (нематериальные). Последняя категория, в свою очередь, подразделяется на мысленные I вербальные) и информационные модели.
Обе содержат информацию об исходном объекте. В материальной модели эта информация имеет реальное воплощение (ее можно получить с помощью органов чувств и измерительными приборами) — цвет, форму , пропорции и т. п. Исследователь материально воздействует на модель. Материальные модели могут быть физическими, аналоговыми и пространственными.
Физическое моделирование предназначено для воспроизводства динамики процессов, происходящих в реальных объектах (испытания объектов в аэротрубе).
В пространственном моделировании используются модели, предназначенные для восприятия пространственных или геометрических свойств изучаемого объекта (макеты, глобусы).
Аналоговое моделирование основано на аналогии математического описания моделей и объектов, т. е. связано с использованием материальных моделей, имеющих иную физическую природу, чем изучаемый объект, но описывающихся теми же математическими соотношениями, что и изучаемый объект.
В нематериальной модели та же информация представляется в абстрактной форме (мысль, формула, чертеж, схема) и основана на умозрительной связи между объектом и моделью. Этот вил моделей может быть формализованным и неформализованным.
В формализованном моделировании моделью служат системы знаков (знаковое моделирование) или образов (образное моделирование), вместе с коэффициентами задаются правила их преобразования и представления.
К знаковому моделированию относится математика, позволяющая для различных явлений применить одинаковые математические описания в виде совокупности формул, уравнений, подчиненных правилам логики и математики. В математических методах широко применяются аналитические и статистические модели. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки.
Аналитические модели учитывают меньшее число факторов, всегда включают допущения и упрощения. Но результаты расчета отчетливее отображают основные закономерности явления.
Статистические модели более точны и подробны, позволяют учесть большее число факторов. К их недостаткам можно отнести громоздкость, плохую обозримость и трудность поиска оптимального решения.
Наилучший результат получается при совместном применении аналитических и статистических моделей.
В образном моделировании модели строятся на наглядных элементах (фотография, рисунок, фильм или звукозапись). Анализ образных моделей осуществляется мысленно, поэтому они могут быть отнесены к формальному моделированию (например, столкновение двух молекул, как соударение шаров). В физике широко используются «мысленные эксперименты».
<