Анализ положения тела и техники движений ногами в плавании баттерфляем (дельфином)
Движения ногами. Исходное положение. Ноги завершили рабочее ударное движение, выпрямлены, таз находится в максимально высоком положении, стопы, наоборот, в крайне низком.
Подготовительное движение. Начало подготовительного движения и вся его первая половина выполняются прямыми ногами, при этом стопы движутся вверх, таз и бедра — вниз. Сле-дует обратить внимание: это принципиальный момент, именно такие условия обеспечивают движение таза и нужный колебательный характер движений туловища и ног в целом. В дальнейшем, как только ноги окажутся в горизонтальном положении, вслед за движением таза в рабочее движение вовлекаются бедра (движение передается на бедра); голень и стопа продолжают движение вверх, к поверхности. Происходит сгибание ног в коленных суставах. Максимальная величина сгибания отмечается в момент, когда стопы оказываются у поверхности воды, закончив подготовительное движение.
Рабочее движение. Вслед за тазом и бедрами в рабочее движение вовлекаются голень и стопа, при этом происходит разгибание в коленных суставах. В результате последовательной передачи количества движения с одного звена на другое получается хлестообразный удар. Стопа — основной движитель. На ней реализуется все подготовительное и начатое на предыдущих звеньях рабочее движение.
Продолжительность движений сверху вниз и снизу вверх неодинакова. Удар сверху вниз выполняется энергично и занимает меньше времени.
Анализ техники общего согласования движений в плавании баттерфляем (дельфином).
Общая согласованность движений. Основной вариант согласованности движений — двухударный слитный дельфин. На один цикл движений руками пловец выполняет два удара ногами.
К началу фазы подтягивания ноги выходят к поверхности воды, принимая хорошо обтекаемое положение. В фазе подтягивания рук ноги плавно выполняют подготовительное движение, сгибаясь для удара стопами вниз.
Захлестывающий удар стопами вниз (условно «второй» удар; за начало цикла примем момент окончания гребка руками) начинается, как только руки переходят к фазе отталкивания. Это наиболее ключевой момент слитной координации. В конце этой фазы (или удара) скорость наиболее высокая.
Первый (условно «первый») удар приходится на вход рук в воду и начало гребка. Во время выхода рук из воды и их проноса ноги успевают занять положение для удара.
Амплитуда первого удара менее выражена. Разумеется, он слабее по силе. Во время проноса рук над водой скорость продвижения пловца начинает падать, первый удар способствует поддержанию скорости продвижения пловца вперед. Удар помогает пловцу послать плечевой пояс, а затем и все тело по пологой плоскости вперед, растянуть мышцы туловища к началу гребка руками. Силы, возникающие во время первого удара, пловец использует также для выведения тела в хорошо обтекаемое горизонтальное положение. Первый удар — своего рода компенсаторный: руки и часть плечевого пояса во время проноса оказываются выше поверхности воды, это приводит к уменьшению объема вытесненной жидкости, снижению выталкивающей силы, увеличению действия сил тяжести. Компенсировать все издержки проноса и призван первый удар ногами.
В целом двухударный слитный дельфин характеризуется умеренными волнообразными движениями туловища и энергичными ударами стоп. Основой техники служит энергичный гребок руками.
В практике спортивного плавания применяется и одноударная координация, единственный удар при этом совпадает с опорной частью гребка руками. Удар, совпадающий с фазой отталкивания руками не выполняется, когда туловище и ноги находятся в вытянутом обтекаемом положении.
Этапы обучения плаванию.
Процесс обучения плаванию условно делится на три этапа.
1. Ознакомление со свойствами водной среды и формирование предварительного представления о технике плавания. Ознакомление с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов вестибулярного, дыхательного, терморегуляционного аппарата, что содействует освоению навыка плавания. На этом этапе занимающиеся должны получить представление о способе плавания, познакомиться (на суше и в воде) с характером и амплитудой движений, отдельными элементами техники изучаемого способа.
2.Разучивание отдельных элементов техники и способа плаваниявцелом.
В результате освоения с водой и разучивания элементов техники плавания — движений ногами, руками, дыхания — формируются навыки, которые являются основой для выработки оптимальной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. Последовательное изучение элементов техники плавания является основой качественного освоения способа плавания в целом.
3.Закрепление и совершенствование техники плавания.
На этом этапе овладение техникой способа плавания прочно закрепляется и доводится до автоматизма. В результате занимающиеся овладевают умением ритмично выполнять гребковые движения, согласованные с дыханием; проплывать намеченные расстояния без искажения техники плавания.