Система смазки основного насосного агрегата

Система смазки насосно-силового агрегата предназначена для по­дачи масла в узлы трения (подшипники насоса и двигателя) с целью уменьшения трения и отвода выделяющегося при трении тепла.

Система смазки присуща только основным насосно-силовым агрега­там типа НМ – их спиральному варианту. Данная система является прину­дительной – масло в подшипники подаётся под давлением. Подача масла осуществляется шестерёнными насосами из маслобаков. Перед поступле­нием в подшипники масло очищается в фильтрах и охлаждается в масло­охладителях до требуемой для оптимальной смазки температуры.

В системе смазки основных агрегатов кроме штатного режима ра­боты предусмотрен аварийный режим, при котором обеспечивается смазка подшипников при отказе одного из основных насосов системы.

Функционирование системы смазки в штатном режиме.

Основу системы смазки составляют два маслобака Е-1 и Е-2 и два шестерённых насоса Н-1 и Н-2, установленных вблизи маслобаков по од­ному насосу на бак (рис. 20).

В нормальном режиме работы системы смазки оба насоса находятся в действии и откачивают масло из баков через задвижки 1 и 2, далее по­дают его через обратные клапаны на два соединённых параллельно масло­фильтра Ф-1 и Ф-2. После очистки в фильтрах от механических примесей (в основном продуктов износа подшипников и опорных шеек валов насоса и двигателя) масло по общему трубопроводу поступает в два параллельно включённых маслоохладителя Х-1 и Х-2, затем по общему трубопроводу – на основные агрегаты, где распределяется по агрегатам.

 
  Система смазки основного насосного агрегата - student2.ru

Из подшипников агрегатов масло самотёком стекает в маслобаки че­рез задвижки 5 и 7.

При отключении электропитания (плановом или аварийном) веду­щий перекачку нефти насос и его электродвигатель останавливается не сразу – происходит так называемый «выбег» агрегата вследствие его инер­ционности.

Для смазки подшипников в момент «выбега» агрегата предусмотрен бак статического давления масла V, поднятый на высоту 4 м над осью аг­регата. Этот бак заполняется маслом при нормальной работе системы смазки и находится в заполненном состоянии. Излишки масла сливаются через обратный клапан в самотёчную линию возврата масла от подшипни­ков в маслобаки.

При прекращении электропитания маслонасосы Н-1 и Н-2 отключа­ются, и смазка подшипников осуществляется за счёт самотёчного истече­ния масла из бака V в линию подачи смазки к подшипникам.

После многократного использования масло подвергается лаборатор­ному анализу и, если не отвечает требованиям, его из основных маслоба­ков сливают в бак для отработанного масла ЕГ. При этом из маслобака Е-1 слив происходит через задвижку 4, а из бака Е-2 – через задвижку 6.

Заполнение системы смазки чистым маслом производится из бака для чистого масла Е-0. Заполнение осуществляется с помощью шестерён­ного насоса Н-3, который подаёт масло в основные маслобаки Е-1 и Е-2 через задвижки 4 и 6 соответственно.

Функционирование системы смазки в аварийном режиме.

Система смазки сохраняет свою работоспособность при выходе из строя одного из её основных насосов Н-1 или Н-2.

В этом случае закрываются все задвижки на входе отказавшего на­соса, и оставшийся в работе насос подаёт масло в систему сразу из двух маслобаков через все открытые задвижки на его входе.

Путь движения масла такой же, как при штатном режиме работы системы.

Управление и контроль за работой системы смазки.

Управление работой системы смазки осуществляется со щита управ­ления, установленного в операторной станции, и состоит в пуске или оста­новке маслонасосов Н-1, Н-2 и Н-3. При этом насос Н-3 пускается по мере его необходимости, т.е. при заполнении системы смазки чистым маслом, а насосы Н-1 и Н-2 – перед пуском агрегатов.

Контроль за работой системы производится в основном по трём па­раметрам – давлению и температуре масла, перепаду давления в масло­фильтрах.

Давление контролируется с помощью датчиков, установленных в маслопроводах перед подшипниками; сигнал от датчика подаётся на пока­зывающий прибор, установленный на щите в насосном зале.

Температура масла измеряется также перед подшипниками, а пока­зывающий температуру прибор установлен на щите в операторной.

Номинальное значение температуры и давления масла в системе со­ставляют соответственно 35¸40°С и 0,45¸0,55 кгс/см2, предельные значе­ния: по температуре – не более 60°С, по давлению – не менее 0,35 кгс/см2.

Максимально допустимый перепад давления на маслофильтрах – 0,5 кгс/см2. При большем перепаде фильтры необходимо очищать.

Помимо рассмотренного варианта системы смазки насосно-силовых агрегатов существует ещё одна разновидность системы, характерная тем, что в работе постоянно находится только один из двух основных насосов системы.

Второй включается автоматически только при аварийном отключе­нии ранее работавшего насоса.

Контрольные вопросы

1. Какие типы насосов применяются на НПС?

2. По каким схемам соединяются основные и подпорные насосы?

3. Перечислите впомогательные системы насосно-силовых агрегатов.

4. Пользуясь стендом опишите принцип и режимы работы системы смазки насосно-силового агрегата.

5. Поясните назначение и принцип работы системы сбора и откачки утечек.

Список использованной литературы

1. Едигаров С.Г., Бобровский С.А. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и нефтехранилищ. М., «Недра», 1973.

2. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов. / Под общей редакцией Ю.Д. Земенкова. – М.: Инфра-Инженерия, 2006. – 928с.

3. Перевощиков С.И. Проектирование и эксплуатация насос­ных станций. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 148 с.

4. Эксплуатация магистральных нефтепроводов: Учебное пособие. 3-е изд., переработ. и доп./Под общей редакцией Ю.Д. Земенкова – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. – 664 с.

СОСТАВ СООРУЖЕНИЙ И ГЕНПЛАН НПС

Наши рекомендации