Традиционные техники мозговой атаки

Генерал, который прислушивается к му­дрому совету и действует согласно ему, победит.

Сунь Цзы

К

огда вы смотрите в калейдоскоп, вы видите паттерн, обра­зованный цветными стеклышками. Если затем вы добав­ляете новый кусочек стекла и крутите калейдоскоп, у вас по­лучается множество новых паттернов. Аналогично, когда группа проводит мозговую атаку для получения новых идей, участники генерируют массу идей. Эти идеи позволяют полу­чить множество случайных комбинаций, связывающих вме­сте изменения; это похоже на добавление стеклышек к калей­доскопу. Вы создаете массу новых возможностей.

Ниже представлены некоторые из моих любимых традицион­ных техник мозговой атаки, которые могут привести вас к мно­жеству новых идей.

Письменные техники

Брейнрайтинг. Хорст Гешка с коллегами из Института Бетелла во Франкфурте, Германия, разработали ряд групповых техник творческого мышления, названных «брейнрайтингом». В груп­пах, проводящих традиционную мозговую атаку, люди предлага­ют идеи по одной. Это последовательная обработка информации,

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 387

так как идеи предлагаются последовательно по одной. Брейнрай-тинг, напротив, позволяет одновременно предлагать много идей. Это параллельная обработка информации, так как параллельно можно генерировать много идей. Таким образом, брейнрайтинг впечатляюще усиливает генерацию идей. Если группа, проводя­щая брейнрайтинг, состоит из десяти членов, то будет генериро­вано до десяти идей вместо одной, полученной при типичной моз­говой атаке с десятью участниками.

Вот основные принципы брейнрайтинга:

1. Прежде всего, обсудите проблему для ее прояснения. Запиши те проблему так, чтобы ее видели все члены группы.

2. Раздайте участникам карточки размером семь на двенадцать сантиметров и дайте инструкцию записывать на этих карточ­ках свои идеи, по одной на каждой. Тогда как мозговая атака предполагает высказывание участниками идей вслух, при брейнрайтинге люди должны генерировать идеи, молча запи­сывая их. Когда участники заполнят карточку, они молча пе­редают ее соседу справа.

3. Скажите членам группы, чтобы они прочитали карточки, ко­торые им передали, и относились к ним как к «стимулам». По­просите их на чистых карточках записывать любые новые идеи, вдохновленные стимулирующими карточками, и затем передавать их соседу справа. В течение нескольких минут не­сколько карточек с идеями будут передаваться вокруг стола.

4. Через двадцать-тридцать минут соберите все карточки и пред­ложите членам группы повесить их на стену. Карточки должны быть расположены колонками согласно различным категори­ям идей, и над каждой колонкой должна быть карточка с назва­нием. Удалите повторяющиеся карточки.

5. Оцените идеи, дав каждому участнику пакет самоклеющихся точек, и попросите их приклеить точки на карточки с идеями, которые им понравились. Они могут размещать точки по сво­ему усмотрению, наклеив все на одну карточку, по одной на каждую из пяти различных карточек или в любом другом со­четании.

Брейнрайтинг гарантирует, что не будет преимущества у обла­дающих более громким голосом, участники будут ощущать мень­ше давления со стороны менеджеров и начальников и идеи не мо­гут быть отвергнуты, как только их предлагают.

388 □ Часть 4. Дух товарищества

Вы можете придумать свой собственный формат брейнрайтин-га, основываясь на следующих двух принципах: (1) генерация идеи происходит молча, и (2) идеи создаются спонтанно и парал­лельно. Вот некоторые примеры:

□ Банк идей. Попросите участников молча генерировать идеи на карточках размером семь на двенадцать сантиметров и поло­жить карточки в центр стола вместо того, чтобы передавать их соседу справа. Всякий раз, когда участник хочет получить стимулирующую карточку, он просто обменивает свою кар­точку на карточку из банка.

а Галерея. Эта техника изменяет процесс на противоположный. Вместо того чтобы передавать идеи друг другу, чтобы рассмат­ривать их, при использовании галереи перемещаются люди. Развесьте листы бумаги по комнате, по одному на каждого участника. Участники в течение десяти-пятнадцати минут молча стоят и записывают свои идеи на листах (один лист на человека). Затем участникам дают пятнадцать минут, чтобы они походили по «галерее», посмотрели на другие идеи и сде­лали заметки. Затем, используя другие идеи для стимулиро­вания дальнейших размышлений, участники возвращаются к собственным листам и дополняют или совершенствуют свои идеи. Приблизительно через десять минут участники рассмат­ривают все идеи и выбирают лучшие.

Q Рисование идей. Другой вариант техники галереи состоит в том, чтобы попросить участников нарисовать или схематически изобразить свои идеи вместо того, чтобы записывать их. Рису­нок и схематическое изображение полезны при творческом мышлении для извлечения из памяти информации, которая иначе могла бы быть недоступна. Например, сколько окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет уви­деть и сосчитать окна. Рисунки или схематическое изображе­ние проблемы стимулируют творческое мышление, поскольку они помогают нам заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены. Повесьте листы бумаги и затем попро­сите, чтобы участники нарисовали эскиз или схему того, как могла бы быть решена проблема. Затем участникам снова раз­решают походить по «галерее» и сделать заметки. Они возвра­щаются к своим листам и, используя эти заметки, совершен­ствуют собственные эскизы. Затем группа рассматривает все

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 389

эскизы и придумывает окончательное решение из частей раз­личных эскизов.

а Три плюс. Каждый участник молча записывает три идеи в верх­ней части листов бумаги, по одной на каждом листе. Листы пе­редают человеку, сидящему справа. Этот человек записывает идею, которая улучшает записанную наверху листа. Если уча­стники затрудняются улучшить идею, попросите, чтобы они записали новые. Сделайте это для всех трех идей. Примерно через пять минут листы с идеями снова передают направо. Продолжайте этот процесс, пока все участники не получат свои первоначальные листы.

□ Самолетики. Пусть каждый участник сделает бумажный са­молетик. Каждый участник записывает на самолетике идею и посылает его другому участнику. Прочитав написанное на са­молетике, следующий участник записывает модифицирован­ную или улучшенную идею, или полностью новый вариант и посылает самолетик кому-то еще. Продолжайте упражнение в течение двадцати минут, затем соберите и рассортируйте идеи.

а Стена идей. Каждый участник молча пишет идеи на само-клеющихся листках. Пока группа записывает идеи, собирай­те их и приклеивайте на стену. Когда все закончат, всей груп­пой систематизируйте идеи. Попросите группу подойти к стене и осмысленно рассортировать идеи. В итоге идеи будут сгруп­пированы по различным темам и категориям. Обозначьте каж­дый набор идей карточкой с названием темы и приклейте ее над набором идей. Сделайте это для каждого набора. Участники мо­гут развить идею или выразить свою обеспокоенность, записав свои мысли на дополнительных самоклеющихся листках и приклеив их рядом с идеей или набором идей. Определите приоритет идей, дав каждому участнику десять самоклею­щихся точек. Участники определяют приоритет идей, накле­ив точку или точки на те идеи, которые им нравятся. Они мо­гут наклеить на любой идее столько точек, сколько захотят. Группа обсуждает наиболее высоко оцененные идеи.

Компания Reynolds — ведущий поставщик системных реше­ний, которые помогают розничным продавцам автомобилей управлять изменениями и доходностью. После мозговой атаки группа менеджеров устранила барьеры между отделом продаж

390 □ Часть 4. Дух товарищества

и службой работы с покупателями, создав службу «Голос клиен­та». «Голос клиента» регулярно проводит опросы покупателей, чтобы оценить их удовлетворенность и выявить проблемы. Лю­бой негативный отзыв немедленно посылают «владельцу пробле­мы» в отдел продаж для ее решения. Например, покупатель вы­разил неудовлетворенность доходностью конкретного решения Reynolds. «Голос клиента» сообщил о проблеме ее владельцу в от­деле продаж. На встрече с клиентом группа сбыта составила спи­сок мер и начала решать проблемы одну за другой. Вместе с кли­ентом они выявили недостаток подготовки как общую причину неудач, и она была быстро и легко устранена к удовлетворению клиента. «Голос клиента» отслеживает удовлетворенность кли­ента, и если он не удовлетворен, «Голос клиента» передает про­блему для решения на более высоком уровне.

Записные книжки

Мозговая атака в записных книжках — техника, широко исполь­зуемая в разведывательных службах. Группа аналитиков сотруд­ничает при выполнении определенного задания, при этом все ра­ботают индивидуально и в разное время. В результате через какое-то время несколько различных точек зрения обычно объединяют­ся и получается что-то отличное от каждой из них. Сотрудничест­во по прошествии длительного времени позволяет получить новые измерения предмета и иное представление о нем. Вот руководя­щие принципы для использования этой техники.

1. Координатор дает каждому участнику записную книжку, со­держащую информацию о проблеме и инструкции. Каждый участник записывает в записной книжке по крайней мере од­ну идею в день в течение недели.

2. Участники каждую неделю обмениваются записными книж­ками друг с другом. Затем участники могут использовать эти идеи в других записных книжках, чтобы по ассоциации гене­рировать новые идеи.

3. Обмен идеями должен прекратиться через четыре недели, да­же если все записные книжки не прошли по кругу. Координа­тор собирает записные книжки, классифицирует идеи и под-

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 391

готавливает резюме. Участники собираются в группе, чтобы обсудить генерированные идеи.

Эффект Стравинского

Эта техника объединяет в себе письменное генерирование идей со случайной группировкой людей и идей. Ее создание было вдох­новлено работой Игоря Стравинского, гения модернизма в музы­ке, который всегда стремился создать что-то новое. Его «История солдата» ознаменовала собой отход от традиционного стиля ис­полнения, вводя понятие групп исполнителей (танцовщики, му­зыканты и рассказчик), которые занимались уникальным вос­созданием творения композитора, при этом каждое исполнение было новым экспериментом.

Вот руководящие принципы для использования этой техники при мозговой атаке:

1. Помощник предлагает проблему-или задачу для обсуждения. Например: «Какими способами мы могли бы создать более ин­новационную корпорацию? »

2. Каждый участник записывает восемь ответов или идей на кар­точках размером семь на двенадцать сантиметров по одной на карточку.

3. Помощник собирает все карточки и перетасовывает их.

4. Помощник в случайном порядке раздает каждому участнику по три карточки. Убедитесь, что ни один участник не получил свои первоначальные карточки. Попросите, чтобы каждый изучил карточки и расположил их в порядке личного пред­почтения. Помощник раскладывает оставшиеся карточки на столе лицевой стороной вверх.

5. Помощник просит участников обменять карты, которые им не нравятся, на лежащие на столе. Участники подходят к сто­лу и обменивают любые или все карточки на оставшиеся.

6. Затем участники обмениваются карточками друг с другом. Каждый участник должен обменять по крайней мере одну карточку, но может и больше.

7. Помощник просит участников разделиться на группы. Нет ни­каких ограничений на количество участников, которые могут

392 □ Часть 4. Дух товарищества

присоединиться к одной группе, но никакая группа не может иметь больше трех карточек. 8. Помощник просит, чтобы каждая группа творчески предста­вила свои три идеи группе. Они могут создать плакат, наклей­ку на бампер, лозунг, логотип, футболку, телерекламу, песню и т. д.

Группа экспертов по организации сбора и удаления отходов собралась, чтобы придумать, как избавиться от сотовых телефо­нов экологически чистыми или социально ответственными спо­собами. В качестве техники они использовали эффект Стравин­ского и придумали изготавливать корпус сотового телефона из разлагаемого микроорганизмами полимера, вкладывая в него се­мена подсолнечника. Корпус разлагается в компосте, и семена ос­вобождаются от капсулы. Они также придумали, как собирать денежные средства для местных «продуктовых банков»1 с помо­щью переработки использованных сотовых телефонов и картрид­жей для принтеров.

SIL

Три художника, не имеющие ничего общего друг с другом, нари­совали одну и ту же собаку. Все картины написаны в разном ра­курсе и в различных стилях, однако каждая из них передает оп­ределенную информацию о сущности собаки. Каждая картина добавляет один ракурс, дополняющий наше представление об этой собаке. Следующая техника предназначена для того, чтобы делать то же самое с идеями.

SIL — немецкий акроним, который означает «последователь­ную интеграцию элементов проблемы». Прежде всего, это пред­полагает, что люди молча и индивидуально генерируют идеи, ка­сающиеся ранее сформулированной проблемы. Эта техника от­личается от большинства других методов, так как идеи генериру­ются путем прогрессивной интеграции предыдущих идей. Вот руководящие принципы для использования этой техники:

1. Каждый участник группы молча записывает свои идеи.

1 Продуктовые банки — организации, предлагающие бесплатные продукты питания нуждающимся. — Примеч. перев.

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 393

2. Два члена группы читают по одной из своих идей вслух.

3. Остальные члены группы пытаются объединить все эти идеи в одну.

4. Третий член группы читает идею, и группа пытается объеди­нять ее с идеей, сформулированной на предыдущем шаге.

Этот процесс чтения и объединения идей продолжается до тех пор, пока все идеи нг будут прочитаны и объединены в одно окон­чательное решение. Хотя может быть невозможно объединить все идеи, по крайней мере этот процесс гарантирует, что все они будут рассмотрены.

Открытые собрания

Не попадайтесь в ловушку заурядности, всегда проводя мозговую атаку в одном и том же стиле. Открытые собрания — это веселый и живой формат, который поможет внести разнообразие в работу.

Открытые собрания для мозговой атаки дают всем работни­кам — от уборщиц до генеральных директоров — возможность и мотивацию предложить свои идеи. Цель проводимых в свободной форме открытых собраний — позволить идеям принять свою соб­ственную форму, не искаженную статусом или личным стилем поведения. Открытые собрания проводят, руководствуясь не­сколькими простыми принципами, а также задав общую тему и очень свободные временные рамки.

У собрания нет никакой повестки дня. Ведущий зачитывает об­щую тему встречи и предлагает каждому участнику определить связанную с ней проблему, за которую он будет отвечать. Когда кто-нибудь предлагает проблему, он записывает ее на большом листе бумаги, читает вслух и вывешивает на одну из стен. Этот процесс продолжается, пока не будут вывешены все проблемы.

Следующий этап известен как «рынок идей». Всем предлагают записаться в один из больших «проблемных списков», чтобы обсу­дить данную проблему. Участники могут записаться в какое угод­но количество групп. Инициаторы каждой проблемы собирают свои группы в боковых комнатах, обсуждают проблему и записы­вают любые предложенные идеи или другую информацию. В идеа­ле, около большей комнаты для собрания должны быть несколько небольших комнат, где могут собраться и рассматривать проблему

394 □ Часть 4. Дух товарищества

малые группы. Каждая малая группа должна соблюдать «закон двух ног», который подразумевает, что, если какой-нибудь участ­ник начинает скучать или не вносит вклад в работу группы, этот человек должен проявить уважение к группе и уйти.

Группа отобранных государственных служащих проводила открытое собрание с темой «сбережение энергии». В число заяв­ленных проблем входили «проектирование автомобилей», «сти­мулирование граждан», «электричество», «альтернативные ис­точники энергии» и «просветительская деятельность».

Одна из групп собралась, чтобы обсудить экономию электро­энергии. Обсуждение сконцентрировалось на просветительской деятельности и осведомленности. Один из инженеров предложил своего рода домашний монитор стоимости потребленной электро­энергии. Был изготовлен и усовершенствован опытный образец домашнего монитора потребления электроэнергии. Стоимость использованной электроэнергии отображается на портативном легком читаемом жидкокристаллическом дисплее, находящем­ся у вас дома. Люди быстро узнают, во что обходится эксплуата­ция электроприборов, и начнут задумываться о способах эконо­мии денег и электроэнергии.

Раскадровка

В 1928 году Уолт Дисней со своими художниками работал над его первым звуковым мультфильмом «Пароход Вилли». Дисней хо­тел создать полнометражный мультфильм. Чтобы все это аними-ровать, требовались тысячи рисунков. Они повсюду лежали в стопках. Было трудно разобраться, что уже закончено, а что еще нужно сделать. Дисней с художниками должны были все время собираться вместе лишь для того, чтобы выяснить, что происхо­дит.

Уолт Дисней придумал заставлять своих художников после­довательно развешивать рисунки на стенах студии, чтобы он сра­зу мог увидеть, как далеко продвинулся проект. Затем каждая сцена использовалась как мысль, вокруг которой можно было рассказать целую историю. Историю рассказывали на основе от­дельных «кадров», отсюда проявился термин «раскадровка».

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 395

Раскадровка быстро стала стандартной частью процедуры планирования Диснея как для мультфильмов, так и для обычных фильмов. Он мог зайти в любое время дня и ночи и сразу увидеть продвижение по любому проекту. Раскадровка стала использо­ваться и для других целей. С помощью раскадровки осуществля­лось оперативное планирование в «Диснейленде» и «Мире Уолта Диснея».

Путем усовершенствования раскадровки была создана техни­ка мозговой атаки, и с тех пор разработаны многочисленные свя­занные с ней процедуры для генерации идей. Хотя между этими процедурами есть некоторые существенные различия, все они имеют общую особенность, начало которой положил Уолт Дис­ней: выкладка ключевых понятий, которые затем связывают вместе, чтобы сформировать единое целое.

Раскадровку можно сравнить с развешиванием мыслей на сте­не во время работы над проблемой. Ниже изложены основные ру­ководящие принципы, используемые во многих методах раскад­ровки.

1. Тема. Прикрепите карточку с темой на стену. Тема в нашем примере: «открыть новый ресторан».

2. Цель. Обычно большинство людей начинает с заголовка «цель», что помогает группе обсудить цели рассмотрения кон­кретной темы. Каждую цель при мозговой атаке записывают на карточке и вывешивают под карточкой «цели». Например, среди возможных целей открытия нового ресторана — зараба­тывать деньги, удовлетворять потребность и обслуживать клиентов.

3. Заголовки. Определите и запишите заголовки, которые преж­де всего являются категориями, описывающими основные проблемы, свойства или решения. Каждый заголовок записы­вают на карточке и вывешивают. В нашем примере есть сле­дующие заголовки: цель, местоположение, название, тема, окружение, меню, развлечение, маркетинг и разное. Располо­жите заголовки в последовательности, которая лучше всего рассказывает данную историю.

4. Разное. Полезно включить заголовок «разное», чтобы этот раз­дел содержал все пункты, которые не соответствуют другим ка­тегориям. Записывайте мысли в эту колонку лишь после того, как рассмотрите все остальные колонки. Некоторые из них са-

396 □ Часть 4. Дух товарищества

ми могут стать отдельными заголовками, если в колонке «раз­ное» будет достаточно много похожих пунктов. В нашем при­мере предположим, что участники записали несколько предло­жений и идей по рекламе и маркетингу. Эти идеи можно было бы объединить под дополнительными заголовками или, если они достаточно важны, они могли бы заслужить отдельной рас­кадровки.

5. Мозговая атака. Члены группы используют каждую катего­рию как стимул для решения проблемы и записывают свои идеи, решения и мысли на карточках. Каждая карточка выве­шивается под соответствующей карточкой с заголовком. На­пример, все обсужденные названия для нового ресторана мог­ли бы быть вывешены под заголовком «названия», а все пред­ложенные пункты меню — под заголовком «меню», и т. д.

6. Вспомогательные идеи. В течение сессии раскадровки считай­те все идеи уместными, независимо от того, насколько они ка­жутся неосуществимыми. Побуждайте группу думать в пози­тивных терминах и воздерживаться от оценок до более поздне­го времени. Как только участники начнут генерировать идеи, занимающиеся раскадровкой погрузятся в проблему и будут использовать эти идеи в качестве вспомогательных, чтобы ге­нерировать другие, более новые. Побуждайте участников ис­следовать принятые решения и пытаться генерировать на их основе дополнительные идеи или объединять решения по раз­ным категориям и использовать их как стимулы для новых идей.

7. Гибкость. При раскадровке проявляйте гибкость и динамич­ность. По мере накопления идей и предложений вы можете по­считать необходимым добавить больше заголовков. Напри­мер, в нашем примере ресторана, «окружение» можно было бы разбить на «физическую окружающую среду» и «психоло­гическую атмосферу». Относитесь к раскадровке как к живо­му, динамичному процессу, который постоянно развивается, приближая вас к идеальному решению.

8. Созревание идей. Этот процесс продолжается, пока группа не генерирует достаточное количество идей или не истечет время сессии. Обычно полезно провести мозговую атаку для генера­ции идей через несколько дней или недель, чтобы идеи могли созреть и «перекрестно опылиться».

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки

□ 397

Вы можете использовать самые разнообразные материалы в ка­честве стола для раскадровки: пробковые панели, проекционное оборудование, классные доски, — в общем, любая поверхность, куда вы можете добавлять, удалять или перемещать карточки. Вы можете использовать разные цвета для заголовков и колонок. В зависимости от используемого стола, вам могут потребоваться кнопки, ножницы, маркеры, мел, запас карточек, самок деющие­ся листки или бумага других типов. Сделайте фотографию закон­ченного стола, чтобы его можно было восстановить и переделать в будущем, если это будет необходимо.

Преимущество раскадровки состоит в ее гибкости и адапти­руемости к вашим потребностям. Вы можете изменять принципы раскадровки, чтобы они удовлетворяли вашим требованиям. , Сначала лучше использовать простой процесс. Освоив раскадров­ку, вы можете при желании расширить ее.

Объединение предметов

Предположим, вы хотите изобрести что-то новое. Выберите нау­гад двадцать объектов. Вы можете выбрать любые объекты — на­ходящиеся дома, на работе или на улице. Или вы можете предста­вить, что находитесь в музее высоких технологий, идете по Смитсоновскому институту или ищете товар в магазине электро­ники и составляете список из двадцати объектов, которые вы могли бы увидеть.

На листе бумаги составьте два списка по десять объектов каж­дый, расположив их в две колонки. Выберите один предмет слева и объедините его с предметом справа. Поэкспериментируйте с со­четаниями, пока не найдете новую многообещающую комбина­цию, затем усовершенствуйте ее и превратите в новое изобретение. Ниже приведен пример с недавнего семинара. К доске вышли два участника. Один записал в колонку А первые десять объектов, ко­торые пришли ему в голову, тогда как другой записал десять объ­ектов в колонку В.

А В
компьютер нож
кофеварка скульптура

398 □ Часть 4. Дух товарищества

А В
рогалик гамак
солнцезащитные очки звуковая сигнализация
коврик для ног окна
ванна пылесос
сотовый телефон автомобиль
лосьон для загара билет
спальня банка лимонада
телевидение средство против насекомых

В этом примере показанные комбинации привели к следую­щим идеям.

□ Сочетание «рогалика» с «ножом» стало ломтерезкой для рога­лика с пластмассовыми сторонами, предназначенными для того, чтобы держать рогалик и не позволять ему крутиться при нарезке.

□ «Ванна» и «гамак», соединившись, образовали ванночку для ребенка. Это простой гамак в ванне с подголовником, позво­ляющий надежно держать голову ребенка, что освобождает руки родителя для мытья.

а «Лосьон для загара» и «средство против насекомых», соеди­нившись, образовали лосьон, который защищает и от солнца, и от насекомых.

а «Кофеварка» и «скульптура», соединившись, образовали ко­феварку с верхней частью, которая напоминает вершину вул­кана Везувий. Когда кофе готов, вершина становится красной.

□ « Коврик для ног » и « пылесос », соединившись, образовали ков­рик для ног со встроенным пылесосом. Когда вы ступаете на коврик, он засасывает грязь и мусор с подошв ваших ботинок.

□ «Сотовый телефон» и «банка лимонада» навели на мысль ис­пользовать сотовые телефоны как устройства, которые, обору­дованные датчиками, позволят пользователям покупать ли­монад и другие товары из торговых автоматов с оплатой по почте.

Свойства. Возьмите один объект из колонки А и один — из ко­лонки В. Разбейте каждый предмет, перечислив все его свойства

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 399

и затем объединив их в случайном порядке. Составьте два списка свойств или характеристик объекта и комбинируйте их в случай­ном порядке, чтобы стимулировать идеи. Например, мы выбира­ем «спальню» и «автомобиль» из наших колонок выше. Некото­рые из их свойств приведены ниже в таблице.

Объединение «ощущения безопасности» и «автоматических дверных замков» наводит на мысль о контрольном замке около кровати, который замыкает и отпирает все окна, двери, компью­терные системы и все остальное в доме нажатием одной кнопки. Объединение «штор» и «передвижения» наводит на мысль уста­новить датчики света, которые автоматически поднимают или опускают шторы в соответствии с интенсивностью падающего на них света с улицы.

Спальня Автомобиль
кровать пассажиры
место для сна передвижение
шторы колеса
расположена около ванной разного цвета
ощущение безопасности автоматические дверные замки

Я знаю одного физика, который систематически пользуется методом случайных комбинаций для получения новых ассоциа­ций. Он режет на части предметные указатели учебников по фи­зике и бросает эти части в пустой круглый аквариум, а затем од­новременно достает несколько частей, чтобы увидеть, получи­лись ли какие-либо новые полезные комбинации. Эта простая техника позволила генерировать идеи, которые были бы невоз­можны при использовании его обычного мышления. Разрежьте на части предметный указатель книги в вашей области (например, книги по маркетингу, если вы занимаетесь маркетингом) и опро­буете эту технику.

Объединение идей

Никакая программа не может генерировать число, которое слож­нее, чем она сама, как и беременная женщина весом 45 килограм-

400 □ Часть 4. Дух товарищества

мов не может родить ребенка весом 90 килограммов. Идея растет, поглощая соседние идеи. Две идеи могут катализировать друг друга, но обе должны присутствовать, чтобы сформировалось но­вое понятие, товар или идея, подобно двум химическим реакти­вам, образующим новое соединение.

Ученые в Университетском медицинском центре в Берне, Швейцария, объединили технологию компьютерной томографии с технологией отображения магнитного резонанса, чтобы созда­вать трехмерные компьютерные изображения внутренних орга­нов трупа. Это виртуальное вскрытие трупа позволяет получить «кибертруп», который может наблюдать патологоанатом — раны и прочее — на любой глубине и под любым углом, в том числе из­нутри.

Этот на самом деле бескровный подход к иначе грязной работе дает дополнительное преимущество постоянства цифрового изо­бражения.

Объединение идей для создания дополнительных — и луч­ших — идей поможет вашему интеллекту работать на максиму­ме творческой эффективности. Попробуйте следующую страте­гию объединения идей.

Сначала соберите все свои идеи и запишите их в две колонки, колонку А и колонку В. Или запишите их на бумаге или на кар­точках и разложите карточки в две стопки или приклейте их скотчем к стене в две колонки. В случайном порядке соедините одну идею из колонки А с одной идеей из колонки В. Затем попро­буйте объединить эти две идеи в одну. Посмотрите, сколько вы можете создать жизнеспособных комбинаций.

Чтобы использовать эту технику во время групповой мозговой атаки, попросите каждого участника молча записать на карточ­ках пять или шесть идей. Затем пусть каждый участник располо­жит по приоритетам свои идеи и выберет одну из них. Соберите оставшееся карточки и разложите их на столе лицевой стороной вверх.

Попросите, чтобы участники сели за стол, рассмотрели остав­шиеся идеи, выбрали одну и затем вернулись на свои места. Это также делается молча и должно занять приблизительно пять-де-сять минут. Наконец, попросите каждого участника объединить свою идею с той, которую они выбрали из оставшейся кучи, и ге­нерировать новую идею.

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки □ 401

Наши рекомендации