Методы анализа внешней среды международных компаний
PEST, STEP – политические, экономические, социальные и технологические факторы.
Метод STEP-анализа используется в странах с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты — учёт социальных и технологических факторов. Для оценки макросреды в странах со слаборазвитой или переходной экономикой применяется PEST-анализ, для которого приоритетными являются политические и экономические факторы.
Можно использовать два формата:
· Простая четырёхпольная матрица.
· Табличная форма.
Методика STEP-анализа с использованием четырёхпольной матрицы:
1. Определяется объект анализа – либо вся МНК, либо отдельный филиал в конкретной стране.
2. Применение метода экспертных оценок – Дельфи.
3. Разрабатывается формат для занесения результатов анализа факторов внешней среды.
4. Заполняется данный формат.
5. Подготавливается итоговый формат анализа макросреды.
6. Использование результатов итогового формата анализа макросреды в процессе тактического и стратегического планирования.
7. Обратная связь.
Недостатком данного формата является отсутствие количественной оценки показателей.
Методика STEP-анализа с использование табличной формы:
1. Выделяются факторы, определяющие состояние внешней среды.
2. Факторы вписываются в таблицу отдельно по каждой составляющей макросреды.
3. Факторы анализируются и определяется состояние каждого из них. Оцениваются тенденции их изменений.
4. Оценивается характер влияния факторов на деятельность компании.
5. Оценивается степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от -5 (крайне отрицательно) до +5 (крайне положительно).
6. Определяется суммарное влияние на компанию всех факторов с учётом характера их влияния.
7. Разрабатывается план ответных мер, т.е. план действий компании по предотвращению отрицательного воздействия и использования открывающихся благоприятных возможностей.
8. Оценивается степень влияния на деятельность компании каждого из факторов при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.
9. Определяется сила и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды.
10. Выясняют не появились ли новые факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность компании.
Факторы макросреды | Состояние фактора | Тенденция развития фактора | Характер влияния | Степень влияния -5 …+5 | Возможные действия компании | Степень влияния после принятия мер |
Политические | ||||||
Экономические | ||||||
Технологические | ||||||
Социальные | ||||||
Суммарное влияние всех факторов |
STEEP – тот же самый STEP, но добавляется ещё и экологический фактор.
Тема. Особенности выхода на международные рынки российских предприятий
Основные стратегии:
Возврат старых рынков.
1.1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники (из России и стран СНГ) технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?
1.2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?
1.3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную часть этой техники (структура закупок)?
1.4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал её:
• реновации;
• модернизации;
• обновления по запасным частям?
1.5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность наших и иностранных изделий? Остаются ли ниши для нашей техники?
1.6. Каковы ориентировочные ёмкости рынков (сегментов рынков).
2. Оценка технологии -использование возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в России (бывшем СССР) и имеющими: практически опробованные результаты испытаний, подтверждённые результаты испытаний, подтверждённый интерес со стороны зарубежных производителей и т. д.
2.1. Оценка оригинальности и защищённости технологии.
2.2. Оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности.
2.3. Укрупнённая оценка «сопутствующего набора» (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии).
2.4. Оценка и формирование перечня вероятных заинтересованных фирм.
2.5. Приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах:
• окончательной продажи технологии;
• продажи с получением права участия;
• привлечения иностранного партнёра для самостоятельногоосвоения технологии (с последующим экспортом).
2.6. Подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.
3. Соразмерный экспорт -возможность для многих российских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешёвыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей.
3.1. Оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта.
3.2. Формирование набора конкурентов (здесь охватываются товары на более доступных для российской фирмы рынках) и оценка сравнительной конкурентоспособности.
3.3. Предварительная оценка возможных каналов дистрибуции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис).
3.4. Ориентировочная оценка ёмкости рынков (сегментов рынков) и прогноз вероятной доли будущего контроля.
3.5. Формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки. Далее — переход к стандартным процедурам.
4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей -поставку определённых деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнёром конечного изделия.
4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.
4.2. Обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания.
4.3. Научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объектов встраиванияс целью поиска деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнёрам (включая оценку конкурентоспособности).
4.4. Проведение предварительных переговоров с потенциальными партнёрами и окончательное формирование перечня встраивания.
4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнёрам.