Методы анализа внешней среды международных компаний

PEST, STEP – политические, экономические, социальные и технологические факторы.

Метод STEP-анализа используется в странах с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты — учёт социальных и технологических факторов. Для оценки макросреды в странах со слаборазвитой или переходной экономикой применяется PEST-анализ, для которого приоритетными являются политические и экономические факторы.

Можно использовать два формата:

· Простая четырёхпольная матрица.

· Табличная форма.

Методика STEP-анализа с использованием четырёхпольной матрицы:

1. Определяется объект анализа – либо вся МНК, либо отдельный филиал в конкретной стране.

2. Применение метода экспертных оценок – Дельфи.

3. Разрабатывается формат для занесения результатов анализа факторов внешней среды.

4. Заполняется данный формат.

5. Подготавливается итоговый формат анализа макросреды.

6. Использование результатов итогового формата анализа макросреды в процессе тактического и стратегического планирования.

7. Обратная связь.

Недостатком данного формата является отсутствие количественной оценки показателей.

Методика STEP-анализа с использование табличной формы:

1. Выделяются факторы, определяющие состояние внешней среды.

2. Факторы вписываются в таблицу отдельно по каждой составляющей макросреды.

3. Факторы анализируются и определяется состояние каждого из них. Оцениваются тенденции их изменений.

4. Оценивается характер влияния факторов на деятельность компании.

5. Оценивается степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от -5 (крайне отрицательно) до +5 (крайне положительно).

6. Определяется суммарное влияние на компанию всех факторов с учётом характера их влияния.

7. Разрабатывается план ответных мер, т.е. план действий компании по предотвращению отрицательного воздействия и использования открывающихся благоприятных возможностей.

8. Оценивается степень влияния на деятельность компании каждого из факторов при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.

9. Определяется сила и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды.

10. Выясняют не появились ли новые факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность компании.

Факторы макросреды Состояние фактора Тенденция развития фактора Характер влияния Степень влияния -5 …+5 Возможные действия компании Степень влияния после принятия мер
Политические            
Экономические            
Технологические            
Социальные            
Суммарное влияние всех факторов            


STEEP – тот же самый STEP, но добавляется ещё и экологический фактор.

Тема. Особенности выхода на международные рынки российских предприятий

Основные стратегии:

Возврат старых рынков.

1.1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники (из России и стран СНГ) технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?

1.2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?

1.3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную часть этой техники (структура закупок)?

1.4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал её:

• реновации;

• модернизации;

• обновления по запасным частям?

1.5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность наших и иностранных изделий? Остаются ли ниши для нашей техники?

1.6. Каковы ориентировочные ёмкости рынков (сегментов рынков).

2. Оценка технологии -использование возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в России (бывшем СССР) и имеющими: практически опробованные результаты испытаний, подтверждённые результаты испытаний, подтверждённый интерес со стороны зарубежных производителей и т. д.

2.1. Оценка оригинальности и защищённости технологии.

2.2. Оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности.

2.3. Укрупнённая оценка «сопутствующего набора» (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии).

2.4. Оценка и формирование перечня вероятных заинтересованных фирм.

2.5. Приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах:

• окончательной продажи технологии;

• продажи с получением права участия;

• привлечения иностранного партнёра для самостоятельногоосвоения технологии (с последующим экспортом).

2.6. Подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.

3. Соразмерный экспорт -возможность для многих российских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешёвыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей.

3.1. Оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта.

3.2. Формирование набора конкурентов (здесь охватываются товары на более доступных для российской фирмы рынках) и оценка сравнительной конкурентоспособности.

3.3. Предварительная оценка возможных каналов дистрибуции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис).

3.4. Ориентировочная оценка ёмкости рынков (сегментов рынков) и прогноз вероятной доли будущего контроля.

3.5. Формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки. Далее — переход к стандартным процедурам.

4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей -поставку определённых деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнёром конечного изделия.

4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.

4.2. Обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания.

4.3. Научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объектов встраиванияс целью поиска деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнёрам (включая оценку конкурентоспособности).

4.4. Проведение предварительных переговоров с потенциальными партнёрами и окончательное формирование перечня встраивания.

4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнёрам.

Наши рекомендации