Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента

Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента

Международный бизнес, сущность и характерные черты

Основными проявлениями глобализации в современном мире является взаимосвязь и взаимозависимость. Отличительный признак международного бизнеса – извлечение выгод из преимуществ межстрановых деловых операций.

Характерные черты международного бизнеса:

1. Доступность и всеобщность.

2. Ступенчатость развития.

3. Технологическая глобализация (компьютер, интернет и телекоммуникации)

· Международный бизнес может эффективно осуществляться не выходя из офиса.

· Может осуществляться в режиме реального времени.

· Может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

4. «Финансиаризация». Этот термин был введён в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и означает финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом.

5. Сложное взаимодействие национального и интернационального.

6. Знания становятся условием развития международного бизнеса.

7. Высокая роль культурного фактора.

8. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптивность – главное стратегическое оружие.

9. Обратная оценка страновой информации (наводнения в одной стране могут положительно оцениваться производителями металла в другой стране, поскольку для восстановления экономики потребуется достаточно большое количество их продукции).

Понятия, принципы, структура и задачи международного менеджмента

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счёт возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Базовые принципы международного менеджмента:

· Концепция абсолютных преимуществ Смита.

· Концепция относительных преимуществ Риккардо.

· Концепция международного жизненного цикла товара Вернона.

· Концепция прямых иностранных инвестиций.

Структура международного менеджмента

• исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Задачи международного менеджмента:

1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы.

2. Углублённый анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей (учёт ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом.

3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания.

4. Формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и её подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от их взаимодействия внутри фирмы.

5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций.

Тема. Портфельная стратегия

Портфельная стратегия занимается распределением и перераспределением ресурсов МНК между различными подразделениями (дочерними компаниями) с целью достижения общекорпоративных целей МНК.

Суть международной портфельной стратегии корпорации заключается в общем снижении риска деловых операций за счёт распределения доступных ресурсов:

• между альтернативными отраслями и направлениями бизнеса (отраслевая или продуктовая диверсификация);

• в разных странах и географических регионах (страновая, географическая или региональная диверсификация, иначе — интернационализация).

Планирование портфельной стратегии включает в себя следующую последовательность шагов:

1. Определение стратегических бизнес-единиц в структуре МНК. Стратегические бизнес-единицы (СБЕ) – это либо подразделения, либо операции или группы операций.

2. Оценка нынешнего состояния портфеля - риск, до­ходность, генерируемый денежный поток, скорость роста.

3. Определение желаемого состояния портфеля в будущем и возможности того, как это состояние может быть изменено.

4. Реализация.

Тема. Анализ внешней среды

Внешняя среда включает в себя все силы и организации, с которыми компания сталкивается в своей повседневной деятельности (поставщики, потребители, конкуренты, правительственные учреждения, финансовые организации ит.д.).

Внешняя среда определяется четырьмя важными факторами:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

3. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

4. Неопределённость внешней среды.

Подходы к классификации внешних факторов:

1. Исследователи Мескон и Боумэн выделяли следующие факторы внешней среды:

· Микровнешняя среда – включает совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность международной компании обеспечить потребителей.

· Макровнешняя среда – совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты; общие условия, в которых действуют компании.

Внешняя среда подразделяется на среду прямого воздействия, факторы которой непосредственно влияют на операции компании (поставщики, потребители, посредники, конкуренты, контактная аудитория).

Среда косвенного воздействия – прямого воздействия не оказывает, но сказывается на операциях компании (политические, правовые, социальные, экономические, демографические, культурные, природные, технологические факторы).

2. Исследователи Дэниелс, Радеба, Стрикленд, Томпсон различают:

Внешние факторы - возможности и угрозы, условия конкуренции, привлекательность отрасли, экономические, социальные, юридические и политические факторы.

Внутренние – общие ценности и корпоративная культура, личные амбиции, этические принципы высшего руководства, сильные и слабые стороны компании.

Возврат старых рынков.

1.1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники (из России и стран СНГ) технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?

1.2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?

1.3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную часть этой техники (структура закупок)?

1.4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал её:

• реновации;

• модернизации;

• обновления по запасным частям?

1.5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность наших и иностранных изделий? Остаются ли ниши для нашей техники?

1.6. Каковы ориентировочные ёмкости рынков (сегментов рынков).

2. Оценка технологии -использование возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в России (бывшем СССР) и имеющими: практически опробованные результаты испытаний, подтверждённые результаты испытаний, подтверждённый интерес со стороны зарубежных производителей и т. д.

2.1. Оценка оригинальности и защищённости технологии.

2.2. Оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности.

2.3. Укрупнённая оценка «сопутствующего набора» (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии).

2.4. Оценка и формирование перечня вероятных заинтересованных фирм.

2.5. Приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах:

• окончательной продажи технологии;

• продажи с получением права участия;

• привлечения иностранного партнёра для самостоятельногоосвоения технологии (с последующим экспортом).

2.6. Подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.

3. Соразмерный экспорт -возможность для многих российских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешёвыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей.

3.1. Оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта.

3.2. Формирование набора конкурентов (здесь охватываются товары на более доступных для российской фирмы рынках) и оценка сравнительной конкурентоспособности.

3.3. Предварительная оценка возможных каналов дистрибуции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис).

3.4. Ориентировочная оценка ёмкости рынков (сегментов рынков) и прогноз вероятной доли будущего контроля.

3.5. Формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки. Далее — переход к стандартным процедурам.

4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей -поставку определённых деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнёром конечного изделия.

4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.

4.2. Обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания.

4.3. Научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объектов встраиванияс целью поиска деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнёрам (включая оценку конкурентоспособности).

4.4. Проведение предварительных переговоров с потенциальными партнёрами и окончательное формирование перечня встраивания.

4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнёрам.

Стратегии выхода

МСМ – мировая система метакорпораций

МАС – международные альянсовые сети

МСА – международный стратегический альянс

Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента - student2.ru

1. Экспортирование

Экспорт – продажа товаров экономическими агентами одной страны экономическим агентам другой страны, предусматривающая их вывоз за границу.

· Прямой метод – совершение операций непосредственно между производителем и потребителем.

· Косвенный метод – совершение операций через посредников.

К достоинствам прямого метода относят:

· Сокращение издержек на сумму комиссионного вознаграждения посредников.

· Снижение риска и зависимости результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации.

· Возможность постоянно находится на рынке, учитывать изменения и быстро реагировать на них.

Достоинства косвенного метода:

· У посредника могут иметься значительная коммерческая квалификация и торговый опыт, связи, складские помещения, распределительные сети.

· Посредники хорошо знают рынки зарубежных стран.

· Посредник может выполнять дополнительные обязанности (оказывать сервисно-гарантийное обслуживание, участвовать в выставках).

· Освобождение производителя от выполнения и слежения экспортной сделки.

Виды посреднических операций:

· Дилерские операции – операции, когда посредник действует от своего имени и за свой счёт.

· Комиссионные операции – когда посредник действует от своего имени, но за чужой счёт.

· Операции по договорам поручения (агентские поручения) – посредник действует от чужого имени и за чужой счёт.

· Пигги Бэкинг – разновидность опосредованного косвенного экспорта, означающая вхождение на зарубежный рынок на «плечах» другой компании (через чужую дилерскую сеть).

2. Международная встречная торговля

Встречная торговля применяется, когда в стране не хватает твёрдой валюты или есть затруднения при конвертации местной валюты.

Основные виды – бартер и встречные закупки. На них приходится около 30% всех международных операций (в основном между материнской и дочерней компаниями).

3. Международный стратегический альянс (Портер) – соглашение между компаниями, выходящее за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающее слияния или полного партнёрства.

МСА (Карпухина) – принимающие различные формы долговременные объединения двух и более юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов.

МСА с участием в капитале – капитальные вложения иностранного инвестора непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, а также все другие операции, связанные либо с установлением или усилением контроля над зарубежной компанией, независимо от её юридической формы либо с расширением деятельности компании.

По федеральному закону №160-ФЗ от 09.07.99 иностранный инвестор должен приобрести не менее 10% доли (вклада) в уставный капитал организации, чтобы его вложения оценивались как прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

Формы ПИИ:

· Инвестирование с нуля.

· Организация филиалов.

· Слияния и поглощения.

· Создание совместных предприятий (СП).

Эффекты ПИИ для принимающей экономики:

+ ПИИ приносят в реальный сектор дополнительные ресурсы, создают новые рабочие места, увеличивают предложение на товарных рынках. В результате расширяется ёмкость внутреннего рынка и растёт ВВП.

+ ПИИ приносят в страну недостающие технологии, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга, тем самым выступая фактором структурной трансформации экономики.

+ ПИИ оказывают благоприятное воздействие на макро-финансовое состояние страны, ведут к росту налоговых поступлений в бюджет, к росту денежной массы и снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиционный процесс.

- Введение в страну более сильного конкурента, обострение конкурентной борьбы и вытеснение национальных компаний с рынка.

- Возможность покупки или поглощения предприятия иностранным инвестором с последующим его закрытием.

- Загрязнение окружающей среды, т.к. зарубежный капитал стремится располагать вредное производство.

- Закрепление технологической отсталости стран-импортёров.

- В слаборазвитых странах существует опасность вмешательства ТНК в деятельность правительства принимающей страны.

Эффекты ПИИ для инвестирующих экономик:

+ ПИИ означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счёт прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.

+ Внутрифирменные трансферты создают дополнительные экспортные возможности.

+ Возможность реализовать политические и идеологические цели.

- Проблема занятости в собственной стране.

- Негативное воздействие на торговый баланс страны-инвестора.

Международный стратегический альянс с образованием юридического лица

Достоинства:

+ Более благоприятные условия торговли, чем при экспорте.

+ Более низкие затраты при налаживании производства за рубежом, чем при прямом инвестировании.

+ В некоторые страны нельзя попасть без партнёрства с местным производителем.

Недостатки:

- Необходимо делиться с местным партнёром патентами на изобретения, ноу-хау, прибылью.

- Возможность потери контролирующего влияния.

- Партнёр может стать конкурентом.

Принципы создания международного совместного предприятия:

· Создание долевого участия в собственности, находящейся в совместном владении и управлении.

· Распределение риска предпринимательской деятельности в соответствии с вкладом в совместную собственность.

· Заключение договорного соглашения, определяющего механизм осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности сторон.

Классификация:

· По области деятельности: производственные, закупочные, научно-исследовательские.

· По источникам инвестиций: государственные, частные, с участием капитала национальных и международных организаций.

· По доле иностранного капитала: мажоритарные, миноритарные, паритетные.

Совместные предприятия могут создаваться в различных ОПФ в зависимости от законодательства и условий деятельности – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, товарищества.

Мотивы фирмы по созданию СП:

· Ускорить выход на привлекательный рынок.

· Снизить уровень риска за счёт привлечения местного партнёра.

· Сосредоточить усилия партнёра на ключевых областях деятельности.

· Использовать эффект синергизма.

· Воспользоваться льготами, которые даются иностранным инвесторам при создании СП.

· Получить доступ к каналам распределения.

Проблемы, которые возникают по мере развития СП:

· Разные цели

· Сложности в управлении

· Сложность обеспечения высокого уровня корпоративной культуры

· Неадекватное распределение обязанностей

Этапы создания СП:

1. Определить целесообразность использования СП как форму выхода на зарубежный рынок.

2. Сформулировать цели выхода.

3. Выбор партнёра.

4. Составление бизнес-плана.

5. Подготовка учредительных документов.

6. Составление контракта.

Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента

Наши рекомендации