Основные виды социально-педагогических технологий, их характеристика.

Социально-педагогическая технология — это:

✓ совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;

✓ способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Социально-педагогические технологии обладают следующей спецификой:

✓ концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;

✓ системностью — обладают всеми признаками системы;

✓ экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;

✓ относительной (частичной) алгоритмизируемостью — в социально- педагогических технологиях крайне ограничено использование принципа четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие части;

✓ корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;

✓ воспроизводимостью, которая напрямую зависит от степени их алгоритмируемости.

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:

✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;

✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.

✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;

✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;

✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.

Виды и формы социально-педагогических технологий:

✓ общие — воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности;

✓ частные — в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке;

✓ специальные — посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.

✓ экстренные — направлены на выживание индивида;

✓ непрерывные (или постоянные) — направлены на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии включает несколько обязательных компонентов".

✓ определение цели деятельности;

✓ отбор и формулирование ее содержания;

✓ выбор основного способа организации деятельности;

✓ подбор методов и средств деятельности;

✓ определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;

✓ подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.

Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:

✓ теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;

✓ методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;

✓ процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности.

6. Социально-педагогическая деятельность на предприятиях и в учреждениях.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Кроме отдельных лиц, субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

целью социально-педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).

Главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Это личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

-диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

-моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

-организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

-уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

-составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

-создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

-формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

-предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

-создание благоприятных условий в микросоциуме, использование потенциала социума для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

-реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

-системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

-установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

-социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

-социально-педагогическая опека и посредничество;

-социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др.

Виды социально-педагогической деятельности:

психосоциальная работа;

медико-социальная работа;

социально-правовая работа;

культурно-досуговая работа;

информационно-воспитательная работа.

Формы социально-педагогической деятельности:

социально-педагогическая диагностика;

социально-педагогическая помощь;

социально-педагогическая поддержка;

социально-педагогическая профилактика;

социально-педагогическое консультирование;

социально-педагогическое сопровождение;

социально-педагогическая коррекция;

социально-педагогическая реабилитация;

медико-психолого-педагогический консилиум;

посредничество

Наши рекомендации