Узлы воздушных судов из композиционных материалов, их типовые повреждения (неисправности) и особенности ремонта. Ремонт деталей с применением клеев и быстротвердеющих пластиков.
Композиционный материал– конструкционный (металлический или неметаллический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала.
Углепластики.
Преимущества: малая плотность, высокие характеристики статической и усталостной прочности, жесткость, сопротивляемость коррозии, малый коэффициент теплового расширения и электропроводность.
Одним из недостатковуглеродного волокна в конструкции является электрохимическая коррозия, возникающая при контакте угле-пластиков с металлическими деталями
Область применения: оперение, элерон, закрылки, перегородки, стабилизатор и интерцепторы, т.д.
Основные неисправности: царапины, пробоин, влаг, непроклеи.
Технологический процесс дефектации и ремонта композитных изделий:
− Провести визуальный контроль, контроль методом свободных колебаний (простукивание) и неразрушающий контроль на наличие дефекта.
− По результатам контроля определить характера дефекта, размеры, ремонтопригодность.
− При возможности и необходимости снять агрегат. Снятый агрегат хранить и ремонтировать в помещении с температурой воздуха не ниже 18°С и при относительной влажности (40…75)%.
− Провести разметку и механическую обработку зоны дефекта.
− Провести удаление влаги из агрегата или сушки обшивки в зоне ремонта.
− Провести ремонт.
− Провести контроль качества выполненного ремонта (визуальный, инструментальный)
− Восстановить лакокрасочное покрытие в зоне ремонта.
Технологический процесс удаления влаги:
1) Контроль агрегатов на наличие влаги;
2) Сушка агрегатов при температуре 60° С;
3) Ремонт отслоения обшивки (при необходимости);
4) Заделка отверстий для сушки и восстановления ЛК покрытий на поверхности агрегатов.
Устранение царапины в матрице
− 1.Удалите ЛКП шлифовальной шкуркой № 6-8 на ширине 5 мм от царапины.
− 2.Обработайте шлифовальной шкуркой № 16-18 дефектный участок на ширине 5 мм на всю глубину царапины.
− 3.Продукты зачистки удалите сжатым воздухом.
− 4.Приготовьте клей ВК-27 (с асбестом)
− 5.Нанесите на зону ремонта шпателем клей ВК-27.Толщина слоя клея не должна превышать 0,3 мм.
− 6.Уложите поверх тоны ремонта фторопластовую пленку и проведите отверждение клея без нагрева при температуре (23±5)°С в течение 24 ч.
− По окончании выдержки разберите технологический пакет.
− Зачистите затвердевший клей шлифовальной шкуркой № 16-18 так, чтобы не было выступов и наплывов клея над обшивкой.
− Продукты зачистки удалите сжатым воздухом.
− В зоне ремонта восстановите ЛКП
− Царапины в матрице, нарушившие тканевую основу обшивки, устраняйте так же, как и трещины.
3. Порядок издания и вступления в силу бюллетеней по доработкам авиационной техники.
Доработки АТ проводят в целях ее модернизации и устранения конструктивных и производственных недостатков. Их выполняют по бюллетеням, введенным в действие ГОУВТ. Выполнять работы на АТ по бюллетеням, не введенным в действие ГОУВТ, запрещается.
При доработках АТ специалистами авиапредприятия исполнители работ должны иметь соответствующую подготовку и допуск к их выполнению. Наблюдение за ходом работ и их приемку осуществляют специалисты, ответственные за контроль качества. В типовом случае началу доработок должно предшествовать:
1. Изучение исполнителями работ содержания бюллетеня (указания), технологии его выполнения, освоение необходимых практических навыков;
2. Комплектация необходимого имущества, инструмента, приспособлений, СНО и контрольно-измерительных средств;
3. Проверка готовности к производству работ.
В типовом случае планирование, учет и контроль выполнения доработок и отчетность по ним в авиапредприятии осуществляют в следующем порядке:
1. Составляют план-график работ по бюллетеням (план-график доработок составляет организация-исполнитель доработок и согласовывает его с владельцем ВС);
2. Контролируют поступление имущества для выполнения доработок;
3. Ведут учет выполнения доработок АТ;
4. Представляют отчет о выполнении плана-графика доработок (периодичность представления отчета и адресаты-получатели определяется отдельным решением ГОУВТ).
Контроль за ходом доработок АТ осуществляют авиапредприятие (владелец АТ) и профильное подразделение ГОУВТ.
БИЛЕТ № 17