Глава 21. таттва садхана и чхаёпасана

Когда вы овладеете искусством определения таттвы, можно совершать тратаку на символ или янтру каждой таттвы. По традиции янтры изготавливают из цветных металлов, а затем приписывают к ним соответствующие мантры. Такая практика требует мастерства и потому свара шастры рекомендуют обращаться за помощью к гуру, который в совершенстве владеет этой техникой. Но мы можем и сами практиковать тратаку на таттву, выводя рисунок янтры каждой таттвы, окрашивая его соответствующим цветом и мысленно повторяя биджа мантру. Янтру можно изготовить так:

Раздел Символ Пропорции Цвет янтры Мантра Фон
Притхви квадрат равные стороны яркожел- тый глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru черный или белый
Апас полумесяц узкий в середине белый глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru черный
Агни опрокинутый треугольник равносто­ ронний красный глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru черный или белый
Вайю пятиконеч­ ная звезда равные стороны бледно- синий глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru черный
Акаша круг любой размер разно­ цветные точки глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru янтра, белая внутри и черная снаружи

Перед началом практики нанесите маленькую точку в центре янтры, чтобы сфокусировать внимание и сосредоточить взгляд на этой точке. Со временем вы научитесь концентрироваться и без точки.

Методика

Садитесь в удобную медитативную позу. Голова, шея и спина - на прямой вертикальной линии, обе руки лежат на коленях в гьян мудре или чин мудре.

Если янтра небольшого размера, расположите ее на расстоянии вытянутой руки. Если формат янтры большой, поставьте ее так, чтобы вы могли пристально смотреть на нее без напряжения. Янтра должна быть расположена точно на уровне глаз. Начинайте с тратаки на притхви янтру. Следите за тем, чтобы глаза не блуждали. Сосредоточьте ум на мысленном повторении мантры ЛАМ, непрерывно сохраняя пристальный взгляд на янтре, а внимание на звуке мантры. Повторите один круг мантры на четках. Если почувствуете напряженность в глазах, закройте их и направьте внимание на чидакашу.

Продолжайте практику в течение пяти минут, а затем закройте глаза и попробуйте мысленно визуализировать притхви янтру и ее цвет. Повторите такой же процесс для всех таттва янтр.

Закончив практику, продолжайте сидеть в безмолвном спокойствии. Исследуйте свою чидакашу - быть может, вы обнаружите в ней какой-либо цвет или форму. Понаблюдайте за характером вашего дыхания, его протяженностью, направлением потока, прочувствуйте вкус во рту. Обратите внимание на свои мысли, чувства, общее состояние - расслаблены вы или возбуждены, клонит ли вас ко сну, испытываете ли вы голод или беспокойство и т.д. Теперь, после всех наблюдений, смогли ли вы определить активную таттву? Если вы не уверены в этом, выполняйте шанмукху мудру и проведите такой же процесс анализа.

Чхаёпасана

Наиболее существенной практикой свара йоги является искусство чхаёпасаны. Чхая означает тень, упасана - устойчивая концентрация. В этой практике вместо выполнения тратаки на янтру таттвы, вы совершаете тратаку на собственную тень.

ЯНТРЫ ТАТТВ

глава 21. таттва садхана и чхаёпасана - student2.ru

В результате этой практики вы можете предсказать по цвету и форме тени время и причину смерти. Но, конечно, этим не ограничивается цель чхаёпасаны.

Чхаёпасана является простой и весьма интенсивной формой дхараны (концентрации), которая оказывает сильное воздействие на ум, спонтанно пробуждая состояние дхьяны и, в конечном счете, приводит к самадхи. Это верный способ непосредственного опыта атманубхути, где атма обнаруживает себя в своей же форме. Вот почему чхаёпасана была долго засекречена, и ее успех полностью зависел от тех предварительных условий, которые осуществлялись при помощи строжайшей садханы и под руководством гуру.

Лучшим временем для практики чхаёпасаны, согласно Шиве Свародайе, является время между 7-8 утра. Но при этом необходимо учитывать и время восхода солнца, т.е. практиковать чхаёпасану рекомендуется приблизительно через час-полтора часа после восхода солнца. Важно, чтобы солнце не очень сильно согревало, и чтобы не было туч, застилающих солнце. Свара Чинтамани добавляет, что чхаёпасану можно осуществлять и в лунную ночь, но тень должна возникнуть благодаря естествеенному лунному освещению, а не искусственному электрическому.

Техника

Встаньте спиной к солнцу таким образом, чтобы увидеть свою тень на земле или на стене.

Направьте свой пристальный взгляд на область шеи.

Мысленно повторите мантру ХРИМ ПАРАБРАХМАНЕ НАМАХА 108 раз.

Закончив практику, закройте глаза и всмотритесь в свою чидакашу. Там вы должны увидеть образ своей тени.

Откройте глаза и посмотрите на небо. Образ вашей тени должен вновь появиться перед вашим взором. Если это не произошло, вы должны развивать способность визуализации образа.

Шива Свародайя говорит, что требуется шесть месяцев, чтобы овладеть этим искусством, после чего вы сможете использовать эту практику для развития дара предвидения.

Тень открывает свои секреты

Когда у вашей отраженной тени отсутствуют отдельные части тела, это означает:

• Отсутствие левой руки - смерть жены.

• Отсутствие правой руки - ваша смерть или смерть вашего близкого друга.

• Отсутствие обеих рук - кто-то из ваших близких заболеет или умрет.

• Отсутствует голова - смерть наступит в течение месяца.

• Отсутствует плечо или бедро-жизнь продлится восемь дней.

• Отсутствуют пальцы и плечи - осталось жить шесть месяцев.

• Отсутствуют ноги или живот - смерть рядом с вами.

• Удлиненная шея - признак процветания.

• Отсутствие тени или еле заметные очертания ее - смерть уже внутри вас!

Цвет также имеет свои значения:

• Черный цвет означает, что смерть произойдет примерно через шесть месяцев.

• Желтый указывает на болезнь.

• Красный указывает на глубокий внутренний страх.

• Синий означает, что приближается бедствие.

• Многоцветье указывает на развитие психики и интуиции, а также на совершенство в йоге.

Признаки, прогнозирующие смерть, должны пониматься шире, чем просто предсказания. Занимаясь чхаёпасаной, вы формируете способность ума к тонкому восприятию и визуализации. Образ, воспринимаемый в небе - это ваше праническое тело. Когда прана вайю не функционирует в какой-либо части тела, проявляется очевидный признак этого несоответствия, которое указывает на последующую болезнь или даже смерть.

Интересует вас проблема смерти или нет, чхаёпасана поможет вам расширить ограниченные рамки ума. Шива Свародайя ссылается на этот метод, как на средство, которое позволяет узнать о прошлом, проникнуть глубже в настоящее и предвидеть будущее. Всё это в значительной степени может изменить наше представление о времени и расширить возможности восприятия.

Глава 22. СВАРА ГУРУ

О свара йоге в Индии знают многие. Усвоить основы этой науки несложно, но те, кто практикует ее, не желает раскрывать это знание каждому. Если вы начнете изучать оригинальные тексты, могут возникнуть проблемы с символикой и терминологией, вследствие чего тексты, написанные на санскрите, иногда искажались, чтобы приспособить их к тому или иному уровню понимания. Таким образом, нецелесообразно ограничиваться только писаниями. Если вы действительно решили серьезно углубиться в свара йогу, безопаснее и проще найти гуру, который посвятит вас в тонкости этой науки. Недаром в Шива Самхите сказано:

«Кто правильно выполняет предписания йоги под наблюдением гуру, который сам постиг йогу, тот сможет овладеть этой серьезной наукой»(3:9).

В наше время, однако, исключительно редко можно встретить такую личность, но если вам посчастливится найти свара гуру, получить посвящение будет не так просто. Ошибаются те, которые думают, что причину подобной скрытности и засекреченности следует искать в индийском национализме, который желал сокровенные тайны Индии сохранить лишь для Индии. Мудрецы, владевшие искусством свары, имели очень вескую причину не приобщать широкую публику к науке, которая так стремительно расширяет сознание, приумножая пранические и интеллектуальные силы.

В прошлом эти специфические методы тантры сохранялись втайне именно потому, что люди часто злоупотребляли ими в своем неудержимом стремлении к власти ради достижения эгоистических и деструктивных целей. Много бед претерпела Индия из-за этого. Была опорочена не только великая наука тантры, но и йога. Поэтому сегодня мы не должны относиться к обширному йогическому наследию, как к чему-то опасному или ненадежному - нет, цель йоги духовная и справедливая. По этой причине с древнейших времен такие практики, как свара йога, изучались под руководством гуру.

Внутренний гуру

Важно исходить именно из этих соображений. Что имеется в виду под словом «духовный», когда мы говорим о свара йоге? Термин «духовный» не имеет здесь ничего общего с тем, что сегодня понимают под словами «религия», «мистика», «дух» или что-нибудь в этом роде. Если ваше представление о духовности совпадает с этими значениями, вам необходимо перестроить свое сознание. Под словом «духовный» подразумевается такое преобразование заурядного мышления, которое смогло бы возвысить человека к восприятию более тонких и возвышенных сфер.

Когда происходит такое преобразование, сливаются воедино опыт каждого, всего окружающего мира, всех уровней познания, всего живого и неживого. Это можно сравнить с тем, как основная радиостанция посылает сигналы к меньшим подстанциям и радиоустройствам. Но это может произойти лишь после того, как сознание прошло определенные стадии развития и естественно вышло на высокий уровень самореализации. Такой опыт называется опытом внутреннего гуру. Итак, если вы желаете активизировать обширную дремлющую область вашего мозга посредством свара йоги и испытать состояние пробуждения высшего Я, тогда, вам следует найти развитую и просветленную личность, которая уже имеет такой опыт.

Гуру таттва является в Индии наиболее распространенной садханой и частью жизни каждого индивидуума. Следуете вы правилам свара йоги или нет, служить гуру необходимо и жизненно важно.

В тантрических и йогических шастрах шлока всегда начинается с обращения к высшему гуру. Под именем гуру может, конечно, фигурировать та или иная сущность или конкретное лицо, в зависимости от того, когда и где был написан текст. В некоторых текстах обращаются к Шиве как Парамгуру, в иных - к Брахме или к Вишну. Однако все они указывают на единство Высшего Сознания, которое пронизывает все аспекты творения. Это делается умышленно, чтобы напомнить нам о нашем высшем предназначении, цели и судьбе. В этих обращениях нет ни слова о вере. Ум всегда развивается. Когда вы сознательно думаете о высшем и самом чистом опыте, ваше собственное индивидуальное сознание, в конечном счете, проникает в эту область.

Для тех людей, которые не имеют духовных убеждений и сознательно стремятся к постоянному удовлетворению, путь свара йоги будет очень эффективным. Есть немало и таких людей, которые принимают правила только мирской жизни. Но даже и они могут заниматься свара йогой, потому что наука свары очень практична и предоставляет возможность наслаждаться мирской жизнью более основательно. Шива Свародайя по этому поводу говорит:

«Эта наука полезна как для тех, кто стремится к высшему, так и для тех, кто стремится к низшему. Последние даже обнаружат для себя больше сюрпризов» (V, 12).

Проявление гуру таттвы

Свара йога действительно преподносит нам самые удивительные сюрпризы, поскольку ее техники оказывают сильное влияние на всю нашу жизнь и на все наши представления о жизни. Цель, для которой предназначены эти техники, начинает проявляться поначалу в материальном опыте. Поскольку свара йога предназначена для пробуждения более высокого сознания, кто бы ни культивировал ее, он непременно получит, в конечном счете, духовный опыт.

Эта система опирается на научную основу, оперирует логикой, учитывает всесторонние взаимосвязи физического бытия и управляет психофизическими силами. Углубившись в две противоположные силы, свара йога вычищает из них все нечистоты, освобождает энергопроводящие пути, питающие психофизическое тело и включает третью и наиболее мощную силу, силу духовного генератора, который пробуждает более высокие способности сознания. Для этой цели свара йога активизирует чакру гуру аджну. Свара шастры подчеркивают необходимость поиска внешнего гуру, прежде чем начался внутренний процесс пробуждения. В связи с этим Хатха Йога Прадипика отмечает, что «кто предан любому знанию, тот очень прилежно служит гуру, с готовностью получая от него спелый плод познания» (3:12). Никто не может знать науку лучше, чем гуру. Он - Мастер и может показать каждому то, что могут вместить его индивидуальные возможности, чтобы каждый мог прогрессировать.

Поэтому, если вы не хотите использовать свара йогу для продвижения к более высокому сознанию, а предпочитаете воспользоваться ею для мирских целей, вам все равно необходимо найти гуру. Зная ваше сокровенное желание и способность, он расширит ваше сознание, чтобы пред вами открылись более широкие горизонты более возвышенных желаний. Он знает, как и для кого предложить ту практику, которая является наиболее эффективной. Поэтому в Шива Самхите сказано: «Почитающий гуру достигнет всевозможных благ» (3:14).

ЧастьIII.ШИВАСВАРОДАЙЯ

(Перевод с санскрита оригинальных текстов)

ШИВА СВАРОДАЙЯ

1. Слава Махешваре (Господу Шиве), слава Парвати и Ганеше, слава гуру, который поистине обладает высшим сознанием (Параматмой), слава Спасителю мира.

Деви сказала:

2. О, Дева, о Махадева, будь милостив ко мне и открой знание, которое приведет к полному совершенству.

3. Скажи мне, пожалуйста, как создана вселенная, как она поддерживается и как разрушается.

Ишвара сказал:

4. О, Деви, вселенная возникает из таттв (тонкой сущности), таттвами поддерживается и таттвами же разрушается (пралайя). Благодаря таттвам, о Деви, происходит Брахманда (вселенная).

Деви спросила:

5. Дева, объясни мне, если таттва является основной причиной, что лежит в основе форм? И что такое таттва?

Ишвара ответил:

6. Существует лишь одна нерожденная и лишенная форм Высшая Сущность, из которой развилась акаша (эфир), а из акаши возник вайю (воздух).

7. Из вайю возник агни (огонь), из агни возник апас (вода; апаса - притхви (земля). Расширение этих панчататтв (пяти элементов) привело к творению мира.

8 Из этих пяти элементов состоят все созданные формы, ими они поддерживаются и вновь возвращаются к пяти элементам в таттвах. Таков тонкий непрерывный процесс формообразования.

9. О Прекрасная, из этих же пяти элементов состоит и твое тело. Эти элементы живут на тонком уровне и постоянно актив­ны. Природу пяти таттв хорошо знают таттва йоги.

Свара гьяна

10. А теперь я сообщу Тебе о свародае в этом теле. Свара подобен хамсе (лебедю, устремленному ввысь) и благодаря его трем формам Ты можешь узнать все о прошлом, настоящем и будущем.

11. Техника свародаи сокровенна и тот, кто знает ее, обладает самым драгоценным камнем из короны мудрости.

12. Эта сущность тоньше тончайшего. Свародая - истинное знание. Для атеиста это - удивительное чудо, а для теиста – это основа основ.

Описание ученика

13. Теперь я расскажу о качествах настоящего ученика, кото­рому можно передать такое сокровенное знание. Он должен обладать миролюбивой натурой, иметь чистые инстинкты, хорошее поведение, быть целеустремленным, предан гуру и полон благодарности и признательности.

14. Это знание нельзя сообщать подлому, злому, нетерпимому и похотливому человеку.

15. О, Деви, я даю Тебе такое знание, которое может каждого наделить всезнанием.

16. Веды, Шастры и хвалебные гимны входят в свару. Свара -это три уровня бытия (сознательный, подсознательный и бессоз­нательный). Поистине свара - само сияние души (атма).

17. Без свары всё бессмысленно. Астролог, не знающий свары, подобен дому без хозяина, шастре без языка или телу без головы.

18. Тот, у кого нет проблем с нади, праной, таттвами, и сушумной, может достигнуть освобождения.

19. Посредством форм или без них, наглядно или абстрактно, но мудрый может сообщить то, что благоприятно для всех.

Слава сваре

20. Макро и микрокосмос созданы только сварой, которая и созидает, и разрушает. Поистине свара - это сам Господь Шива.

21. Нет более высокого знания, чем свара гьяна. Нет ничего более таинственного и ценного, чем свара гьяна.

22. Благодаря сваре вы сокрушаете врага и встречаете друга. Благодаря сваре вам покровительствует Богиня богатства и про­цветания Лакшми. И благодаря сваре вы наслаждаетесь славой и всем, чем хотите.

23. Мощь свары помогает вам найти преданную жену, встретить великих мира сего и достичь божественного совершенства. Самый могучий правитель может быть сокрушен силой свары.

24. Без свары мы не можем двигаться, питаться и выделять нечистоты.

25. Свара - самое величайшее Знание, более великое, чем даже Священные Писания, Пураны, Смрити и Веданта.

26. Если вы не знаете о таттвах, вас обольщают имена и формы, иллюзия и невежество держат вас во тьме.

27. Свародая Шастра - лучшее из всех Священных Писаний, его сияние (джьоти) просветляет ваш собственный дух.

28. Это знание не предназначено для решения заурядных мир­ских проблем. Его следует культивировать ради души.

29. Если вы овладели сварой, вам нет нужды советоваться со звездами, планетами или богами. Вата, питта и капха предшест­вуют всем прогнозам.

30. О Богиня, если неудача способна отнять у человека веру. свара очистит вас и все будет благоприятно.

О нади

31. Наше тело пронизывает множество нади, и потому благоразумно знать их, чтобы понимать свое же тело.

32. От пупочного центра (солнечного сплетения) простирают­ся во все стороны тела 72.000 нади.

33. В этих нади притаилась, как змея, кундалини шакти. Десять нади простираются вверх и десять вниз.

34. Справа и слева от позвоночника две нади спиралями охва­тывают его. Есть еще двадцать четыре нади, десять до которых являются самыми важными для прохода вайю.

35. От каждого угла подобно осям в колесе нади простирают­ся, соединяясь вверх и вниз, и все они управляются праной.

36. Из всех нади десять наиболее важные, а из этих десяти ида, пингала и сушумна самые важные.

37. Остальные семь нади - это гандхари, хастиджихва, яшасвини, аламбуша, куху и шанкхини.

Расположение нади

38. Ида нади простирается с левой стороны тела; пингала с правой стороны, сушумна - между ними (центральная нади), а гандхари - в левом глазу.

39. Хастиджихва находится в правом глазу, пуша - в правом , яшасвини - в левом ухе, а аламбуша - в лице.

40. Куху находится в репродуктивных органах, а шанкхини в анальной области. Эти десять охватывают все тело.

41. Три нади (ида, пингала и сушумна) расположены в цен­тральной части тела.

42. Я назвал основные нади, а теперь сообщу имена вайю, ко­торые связывают эти нади: прана, апана, самана, удана, вьяна.

43. Нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая являются вспомогательными пранами. Вечная прана, однако, живет в сердце, а апана вайю находится в органах выделения.

44. Самана находится в области пупа, удана - в горле, вьяна пронизывает все тело. Эти десять вайю самые важные.

45. Я рассказал о пяти основных пранах, теперь же сообщу о других пяти вайю и о том, где они находятся.

46. Нага вайю проявляется при рвоте, курма - при моргании, крикала - при чихании, а девадатта - при зевоте.

47. После смерти дхананджая пронизывает всё. В полной форме дживы эти десять вайю работают во всех

48. Когда прана пронизывает центральную часть тела, а пото­ки иды и пингалы входят в сушумну, наступает высшая фаза по­нимания.

49. Ида находится на левой стороне тела, а пингала - на пра­вой. Вот почему о них говорят, что ида - сфера вамы, а пингала -сфера дакшины.

50. Лунная энергия локализована в иде, солнечная - в пингале, а Шива - в сушумне. Шива - это ХАМ СА.

51. Мы выдыхаем звук ХА, а вдыхаем звук СА. ХА - это Форма Шивы (сознания), а С А - это форма Шакти (энергии).

52. Левый поток - это лунная форма шакти, а правый - солнечная форма Шивы.

53. Вдох мудрого - это жертва, которая приносит планете миллионы и миллионы плодов жизни.

54. При помощи однонаправленного внимания йог становится сосредоточенным и может распознать признаки активности как лунной, так и солнечной нади.

Йога садхана

55. Когда ум однонаправлен, концентрируйтесь на таттве, но не делайте этого, когда он рассеян. И тогда вы сможете получить желаемое совершенство и богатство.

56. Благодаря практике человек уравновесит лунную и сол­нечную нади и может легко узнать о своем прошлом, настоящем и будущем.

57. Ида нади слева - это питающая амрита, или нектар, наделяющий силой. Пингала нади справа помогает росту тела.

58. Средний канал между ними или сушумна - коварный и «злой», потому что любые действия, совершаемые во время этой свары целенаправленно, будут бесплодными. Поток левой нади дарит сиддхи (совершенство или незаурядные психические спо­собности).

59. Когда вы покидаете свой дом, благоприятна активность левого потока нади, но когда вы возвращаетесь домой, благопри­ятна активность правого потока нади. Лунная нади статична, а солнечная динамична.

60. Чандра или лунный поток олицетворяет женский принцип, а сурья или солнечный поток - мужской принцип. Знайте, что луна - это шакти, а солнце - Шива. Когда активна ида, лучше со­вершать спокойную работу.

61. Когда активна пингала, совершайте трудную и тяжелую работу, но когда активна сушумна, благоприятно совершать дей­ствия, ведущие к бхакти (преданности) и мукти (освобождению).

62. В течение первых трех дней двух светлых недель активи­зируются лунные потоки нади. Затем происходит чередование и в первые три дня темных двух недель активизируются солнечные потоки нади. И опять чередование. Вам необходимо знать время возрастания свары.

63. В течение ярких и темных двух недель лунная и солнечная свары протекают 2,5 гхаты (один час). Этот процесс длится сис­тематически на протяжении суток или 60 гхат.

64. Важно понимать, что пять таттв всегда активны. Если проти­воположная нади активна с первых трех дней, предпринятая рабо­та будет неудачной.

65. С первого дня двух светлых недель активна левая свара, а с первого дня двух темных недель активна правая свара. С учетом этого йог должен совершать правильные действия с сосредото­ченным умом и успех будет обеспечен.

66, Лунная свара должна быть подавлена ночью, а солнечная - днем. Кто содействует этому ежедневно, тот совершенный йог, и в этом нет сомнения.

67. Солнечная энергия пронизывает солнечную нади, а лунная - лунную нади. Тот, кто овладел этим процессом, властвует над тремя мирами.

68. Когда цикл начинается с лунной свары и заканчивается в солнечной сваре, выгодно заниматься бизнесом, но если наоборот - лучше повременить.

Описание благоприятного/неблагоприятного нади согласно дням

69. Действия, совершаемые в среду, четверг и пятницу, когда активизированы левые потоки свары и особенно в течение свет­лых двух недель, являются наиболее плодотворными.

70. Когда потоки правой свары проявляются в воскресенье, вторник и субботу и особенно в течение темных двух недель, что бы вы ни делали - вас ждет удача.

Принцип пяти таттв

71. В потоке свары самым активным элементом является воз­дух, затем следуют огонь, земля, вода и, наконец, эфир.

72. В течение 2,5 гхат эти пять элементов активны в такой по­следовательности. Они возникают отдельно в потоке каждой нади.

Признаки Зодиаков по дням и ночам

73. Необходимо знать, когда и какие зодиакальные знаки бы­вают активны. Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог и Рыбы лока­лизованы в лунной сваре и активны ночью.

74. Овен, Лев, Близнец, Весы, Стрелец, Водолей локализованы в солнечной сваре и активны днем. Наши правильные или ошибочные действия зависят от того, когда мы принимаем решения.

Что рекомендует свара путешественникам

75. Лунная свара олицетворяет север и восток, солнечная - запад и юг. Когда активны солнечные потоки свары, нельзя направляться на юг и запад.

76. Когда активны лунные потоки свары, избегайте идти к се­веру и востоку, где вас ожидают большие испытания, и вы може­те не вернуться назад.

77. Мудрые, несомненно, выбирают лучшее и избегают этих направлений в определенное время, чтобы не встретить смерть.

78. Во второй день светлых двух недель, когда потоки лунной свары активизируются с восходом солнца, вас ожидает удача и встреча с друзьями.

79. В тот день, когда потоки солнечной свары активизируются с восходом солнца, а потоки лунной свары с восходом луны, вам также благоприятствует удача.

80. Но если солнечная свара активна при восходе луны, а лунная - при восходе солнца, тогда вас ожидают испытания, борьба и потеря.

81. Мудрые знают, что даже недоступное становится доступ­ным, если совершать действия в течение солнечной свары. Одна­ко когда дыхание проходит сквозь лунную свару, удачи не будет.

Описания противоположных ситуаций

82. Теперь я назову те признаки, когда свара работает в про­тивоположном ключе. Если с утра течет поток противоположной свары, т.е. вместо солнечной течет лунная, а вместо лунной сол­нечная - ждите последствий:

83. В первой стадии - переменчивость мнений, во второй - утрата богатства, в третьей - странствие или движение, в четвер­той - полный провал.

84. В пятой - крах государства, состояния или дома, в шестой - разрушение всех ценностей, в седьмой - болезнь и страдание, в восьмой — смерть.

85. Если противоположная свара струится целый день, то есть Утром, в полдень и ночью, это - нехорошее предзнаменование. плохой исход и никаких утешений.

86. Если потоки лунной свары проявляются утром и в пол­день, а солнечной свары вечером, успех достижим. В обратной ситуации - противоположный результат.

87. Следуйте вперед, навстречу активной сваре, вас ожидает поездка.

88. Течение лунной свары должно быть совмещено с четным числом шагов, а течение солнечной свары с нечетным числом шагов. Если это так, вам гарантирована удачная поездка, и пре­успевание в делах.

Исполнение желаний

89. После утреннего пробуждения коснитесь лица активной свары, и вы получите то, к чему стремитесь.

90. Перед поездкой используйте ту же самую руку или ногу, как активную свару.

91. Тот, кто следует этой системе, ничего не теряет: его не беспокоят неприятные люди и он всегда спокоен и доволен.

92. Если Вы хотите отблагодарить вашего гуру, друга, прави­теля или министра, придерживайтесь течения свары.

93. Если Вы хотите сокрушить врага, наказать вора, должника и т.д., держите их на стороне неактивной свары. Чтобы преодо­леть все и получить удовлетворение, действуйте таким образом.

94. Мудрые говорят, что если вам предстоит долгое путеше­ствие, начинайте его с лунной свары. Для короткой поездки вы­бирайте солнечную свару.

95. Все эти описания об извлечении пользы действуют эффективно лишь тогда, когда сопровождаются соответствующей сва­рой, от которой зависит успех.

96. Согласно этим описаниям, если Вы действуете противо­положным образом, то есть если Вы манипулируете закрытой нади вместо того, чтобы использовать активную, отрицательный результат не заставит долго ждать. Это подтвердит тот, кто сведущ.

97. Когда ваша свара полностью заблокирована, встреча со злодеем или лжецом, врагом или вором не сулит вам ничего хо­рошего, и вы будете уязвимы.

98. Для долгого странствия лунная свара более благоприятна, ибо наделяет сиддхами (совершенством), но после возвращения домой более благоприятна солнечная нади.

99. Если человек не осведомлен, как действуют нади в проти­воположном ключе, он будет привязан к тому, что знает и со­вершать ошибки. Поэтому нужно действовать согласно сваре.

100. В период активной лунной свары вам нужно держаться подальше от яда, а в период активной солнечной свары вы може­те управлять человеком. Во время шунья свары (сушумны) вы можете достичь мокши. Таким образом, свара функционирует тремя различными способами.

101. В течение дня или ночи, когда каждый хочет совершать благоприятные или вредные действия, необходимо следовать за потоком нади.

Ида нади и благоприятные действия

102. Такие повседневные и постоянные действия, как покупка драгоценностей, долгая езда, строительство ашрама или мандира.

103. Рытье колодцев и водоемов, закладка фундамента, по­жертвования, приготовление к свадьбе, закупки и продажи.

104. Выполнение спокойных работ, питание, прием лекарств, встреча со специалистом, дружба, бизнес, сбор зерна.

105. Возвращение домой, служба, семян, благоприятные встречи - все эти действия лучше совершать во время потока левой свары.

106. Начало учебы, поздравление друзей, получение посвя­щения, практика мантр или другая садхана для освобождения и достижения достоинств.

107. Чтение сутр о науке времени (прошлом, настоящем и бу­дущем), возвращение рогатого скота к дому, исцеление от неиз­лечимых болезней.

108. Езда на слоне или лошади, их содержание в стойле, стрельба из лука, безопасное хранение богатств, благотворитель­ная деятельность и обслуживание других.

109. Пение, танец, обучение музыкальному искусству, въезд в город, применение тилака, приобретение земли.

110. Помощь страдающим от лихорадки и тем, кто находится в отчаянном состоянии, общение с родными, сбор урожая и рубка дров.

111 . О Богиня, закупай женские украшения до сезона дождей, во время гуру пуджи, и устрани все, что отравляет и омрачает.

112. Сказано, что ида и даже йога абхьяса наполняет совер­шенством все эти свершения. Но избегайте воздействия трех эле­ментов - воздуха, огня и эфира.

113. Днем и ночью ида благоприятна и плодотворна, если вы действуете согласно закону свары. Успех в этом случае гаранти­рован.

Пингала нади

114. Взаимодействовать с женщинами, обшивать корабль досками, учиться и обучать весьма трудно и мучительно (маран, мохан, вашикаран и т.д.).

115. Употреблять алкоголь, осваивать трудные мантрические тех­ники и подобные формы упасаны, сокрушить или отравить врага.

116. Изучать священные писания, заниматься охотой, торго­вать животными, создавать кирпич, крошить камни, древесину, драгоценные камни, ломать вещи.

117. Перемещать и злоупотреблять янтрой и тантрой, возво­дить форты и холмы, участвовать в азартных играх, красть, управлять лошадью и слоном.

118. Осуществлять тантрическую шаткарму (маран, учатан и т.д.), убивать посредством специфических форм садханы, взаи­модействовать с астральными силами, уничтожать ядовитых су­ществ.

119. Ехать на осле, лошади, верблюде, буйволе, слоне; плыть поперек реки или в море, заживлять раны, использовать лекарст­ва, писать письма.

120. Убивать, заманивать, очаровывать, парализовать дру­гих, сеять ненависть между людьми, воодушевлять других, куль­тивировать.

121. Уничтожать врага, пить спиртное, брать в руки меч, сра­жаться с неприятелем, наслаждаться чувственным удовольстви­ем, встречать короля, объедаться и пировать, совершать любое резкое действие. Все это уместно для пингалы и может быть ус­пешно выполнено с ее помощью.

122. Активизировать пингалу полезно, когда нет аппетита, ко­гда нужно подчинить своей воле любую женщину или готовиться ко сну. Мудрый знает, как выполнить все эти действия, используя солнечную свару.

123. При активной солнечной сваре можно без проблем со­вершать трудные и тяжелые работы, которые будут успешно вы­полнены.

Сушумна

124. Если активизируется левая свара, а затем правая и вы не можете определить, где ида, а где пингала - знайте, что это сушумна. В этот период любо ваше действие не принесет пользы: шунья свара уничтожит все ваши плоды.

125. В сушумна нади господствует огонь, который пожирает плоды всех ваших действий.

126. Ида и пингала обычно текут поочередно, но если какая-то из них течет непрерывно - это, несомненно, зловещий признак.

127. Если в одно мгновение потоки дыхания проходят через левый канал, а в следующее - через правый, о Богиня, результаты будут также изменчивы.

128. Когда оба потока нади совмещаются в один, мудрые со­ветуют избегать любых активных действий, как ядовитых, пото­му что независимо от того, как работа сделана, результат будет уничтожен.

129. Если за период течения потока в сушумне возникнут проблемы, связанные с жизнью и смертью, потерей и приобрете­нием, победой и поражением, нужно концентрировать внимание на Боге и медитировать на Него.

130. Пока активна сушумна, все действия должны быть пре­кращены, кроме духовных методов. Избегайте всех действий, ко­торые имеют отношение к жизни и смерти, прибыли и потери, победе или поражению.

131. Если после потоков пингалы активизировалась сушумна и поток энергии в этом канале не прекращается, бесполезно всё - проклинаете ли вы или благословляете.

132. Во время перемещения свары или объединения таттв не следует совершать никакой благоприятной работы.

133. Пока потоки свары не уравновешены, забудьте о путеше­ствии. В противном случае вас ожидают неприятности в дороге, и даже смерть.

134. Если потоки лунной свары текут вперед, влево или вверх, а потоки солнечной свары текут вниз, назад или вправо, наступило время получения знаний. Если это время не использовано по назна­чению, мудрые говорят, что оно растрачено зря и бессмысленно.

135. Если, как упомянуто выше, активна левая свара и к вам подходит человек с левой стороны, он сообщит вам хорошие но­вости. То же самое повторится, если активна правая свара, и к вам подходит человек с правой стороны.

136. Когда левый поток свары сливается с правым потоком свары, наступает критический период, потому что сушумна - это нирахара (т.е. не нуждается в питании) и ниракула (т.е. нерушима и устойчива) и поглощается тончайшими таттвами. Этот период называется сандхья.

137. Ищите подлинную Веду не в книгах. Когда личность достигает высшего сознания, это есть Веда.

138. Ищите подлинную сандхью не в сандхье (сандхья - это сумерки, встреча дня и ночи, только внешнее проявление процес­са). Когда прана пронизывает сушумну, это есть сандхья.

Деви сказала:

139. Дева, Дева, Махадева, О Спаситель Вселенной, открой мне это тайное знание и сокровище твоего сердца.

Ишвара сказал:

140. Свара гьяна - тайна тайн, Ишта Девата (Божественный Идеал), и потому свара йогом считается тот, кто поглощен этим самым изысканным знанием.

141. Творение проявляется при помощи пяти таттв, они же и поглощают всё проявленное. Но Парамтаттва вне этих элементов. Эта Сущность есть ниранджам (вне рождения).

142. Поэтому йогин, овладевший совершенным знанием, зна­ет и природу пяти элементов, а благодаря сваре он знает также о вредных воздействиях этих элементов.

143. Тот, кто постиг вселенную, как комбинацию пяти эле­ментов (т.е. земли, воды, огня, воздуха и эфира), заслуживает уважения.

144. Во всей вселенной от бху локи до сатья локи нет ничего, что бы существовало без этих пяти элементов. Различие лишь в том, что на различных планах свои каналы.

145. При помощи правой или левой свары, но эти эл

Наши рекомендации