Кроме того, некоторые из этих данных представляются спорными, особенно в части применения принципа Бернулли к гребковым движениям.

Хотя технические делали гребкового движения, выпол­няемого ладонью, предплечьем и плечом достаточно известны, но нет до сих пор пока еще полных данных в отношении движений туловища, во взаимодействии с гребковым циклом.

Силовой "вклад" этого "звена" может быть очень значитель­ным.

95% всех материалов по технике плавания, касаются в основном формы гребкового движения ладонью, захвата, проноса, временных характеристик, прило­жение сил, темпа, длинны гребка, согласования работы ног и гребкового движе­ния.

Но информации о средней "секции" движения телом явно недостаточно, Хотя это затрагивает важнейшие характеристики плавания, а именно - БАЛАНС и ОБТЕКАЕМОСТЬ !

Представим, что два пловца имеют одинаковые временные показатели в сериях, но один из них имеет значительные недостатки в технике гребка, при хорошей обтекаемости, а другой - имеет хорошие гребковые "показатели" в технике, но плохую обтекаемость.

Кто получит наибольший прирост в скорости плавания, если недостатки будут исправлены ?

Ответ будет таков – пловец, исправивший гребок, улучшит результат на 5%, а спортсмен улучшивший обтекаемость - на 20%?

Проблема обтекаемости не менее важна, чем форма и техника гребка !

ГИДРОДИНАМИКА :

Годами ученые применяли принцип Бернулли, при решении "загадки" продвижения в воде.

Это принцип на самом деле, есть - "ТЕОРИЯ ПОЛЕТА" или "АЭРОДИНАМИКА" и хотя он имеет применение в гидродинамике, существует ряд факторов в "форме" гребка, которые делают его применение бесспорным.

По их утверждению:

  • ладонь имеет форму "крыла", создавая подъемную силу и продвижение вперед;
  • Ладонь на протяжении всего гребка эффективно опирается на воду.

Большинство из выше сказанного спорно. Конечно, возможно, что ладонь, как пропеллер, действует эффективно, если захват выполняется под правиль­ным углом. Однако, возникающая подъемная сила "поднимает" лишь кисть руки.

Нелогично, что рука передает движение вперед всему телу, как это делает "крыло" самолета, потому, что вода оказывает тормозящее воздействие.

Из-за постоянно меняющейся формы и глубины гребка, очень трудно действовать эффективно.

Пловец должен постоянно концентрироваться на таком сложном дви­жении.

Это и есть то самое "чувство воды", которое свойственно великим

плов­цам !

Продвижение вперед зависит от ряда факторов. Один из них - сила, действующая на "крыло", другой - среда, в которой оно "плывет".

В случае с самолетом - это воздух, который менее плотен, чем вода, в восемьсот раз, поэтому сопротивление не велико, по сравнению с водой.

Пловец испытывает большое сопротивление воды, и теорема Бернулли может не соответствовать "механизму" продвижения. Усиливая гребок ладонью, мы увеличиваем лишь одну из составляющих скорости!!

ОБТЕКАЕМОСТЬ :

Рассмотрим форму "крыла" самолета:

  • Передняя его часть имеет закругленную фор­му, задняя сужается;
  • Нижняя часть имеет изгиб или плоская.

Задача тренера - уменьшить сопротивление и создать подъемную силу при правильном положении туловища.

Принцип Бернулли утверждает, что подъемная сила возникает, если угол атаки таков, что давление воздуха (воды) на переднюю поверхность меньше, чем возрастающее давление на нижнюю поверхность.

Это происходит потому, что обтекаемая поверхность крыла рассекает ламинарный поток воздуха (воды).

  • На любой скорости пловец создает за собой поток "возмущенной" воды, что создает большее сопротивление по сравнению с "крылом";
  • Мы имеем так же проблему фронтального и волнового сопротивления. При этом происходят очень большие потери энергии;
  • Вряд ли можно назвать тело обтекаемым, таким как крыло.
  • Даже если форма ладони приблизится к форме крыла, произойдет небольшое увеличение скорости !

ВИХРЕВАЯ ТЕОРИЯ :

  • Продвижение вперед происходит из-за образования вихрей, формирующихся на краях крыла;
  • Разность давления на верхней и нижней стороне крыла создает подъемную силу;
  • Каждый вихрь, двигаясь к краю крыла, создает как бы реактивный двигатель.

Теория вихрей интересна, т.к. недавние открытия показали, что дельфины используют этот эффект, достигая фантастической скорости 35 км/ч и более под водой.



Наши рекомендации