Ситуация, связанная с объемом продаж

Надевая белую шляпу,вы задаете команде вопросы:

□ Каковы объемы наших продаж?

Q Заметны ли тенденции к росту или спаду объема?

Q О чем говорят данные анализа рынка?

Результаты обсуждения кратко записываются на доске.

Надевая черную шляпу,вы задаете команде следующие вопросы:

Q С какими трудностями мы сталкиваемся при продаже нашей продукции?

С1 Кто является нашими наиболее сильными конкурентами?

Q Почему снижаются объемы продаж?

Q Могут ли снизиться объемы продаж в ближайшее время и почему?

Q Можно ли противостоять снижению объема продаж?

Результаты обсуждения кратко записываются на доске.

Надевая желтую шляпу,вы задаете команде следующие вопросы:

□ Каковы наши успехи по продажам?

□ Есть ли позиции, которые можно было бы улучшить? Результаты обсуждения кратко записываются на доске.

Надевая красную шляпу,вы обсуждаете эмоциональные отклики клиентов, как положительные, так и отрицательные. В конце обсуждения вы обобщаете инфор­мацию, записывая на доске общие пожелания клиентов.

Надев зеленую шляпу,вы предлагаете членам своей команды придумать как можно больше оригинальных способов работы с клиентом для увеличения объема продаж.

Надев синюю шляпу,вы просите команду поразмышлять и обменяться мнения­ми по вопросам:

□ Зачем мы продаем?

□ Как влияет на развитие человека наша продукция?

□ Какие проблемы человек решает благодаря нашей продукции?

□ В чем заключается роль продавца?

G Как меняется общество в связи с нашей деятельностью?

После обмена мнениями по технологии «Шесть шляп» вы можете перейти к кон­кретным решениям и составлению плана действий.

Данную технологию также можно использовать как основание для распреде­ления ролей в команде.

Технология оценки рисков

В процессе ситуационного анализа неизбежно происходит оценка рисков, и тогда члены команды задаются вопросами:

G Какие последствия повлечет воплощение этой идеи?

□ Чем мы рискуем, выбирая этот путь?

Шаг первый. «Формирование "минного поля"»

Члены команды осуществляют «мозговой штурм», отвечая на вопросы:

□ Если мы принимаем это решение, идем по этому пути, какие неприятности и потери могут нас ожидать?

U Какова вероятность каждой из этих потерь и неприятностей?

Шаг второй. «Оценка реальной угрозы»

Члены команды работают с каждой идеей из состава «минного поля», форми­руя возможный негативный сценарий и отвечая на вопрос:

Q Что нам грозит, если случится, произойдет...? или: что самое страшное мо­жет произойти, если...?

Шаг третий. «Поиск противоядия»

Члены команды методом «мозгового штурма» ищут способы защиты и противо­действия негативным сценариям. При этом они отвечают на вопросы:

□ Что мы можем сделать, если произойдет, случится это...?

□ Есть ли у нас ресурсы, страховка, если произойдет...?

Если «противоядие» не найдено для 70% негативных сценариев, то потенциаль­ное решение чрезвычайно рискованно. 30% риска допустимо. Однако бывают ситуации и решения, по отношению к которым справедливо и актуально крылатое выражение «Риск — благородное дело».

ТЕХНОЛОГИИ

КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С помощью этих технологий можно оперативно распределить между членами команды зоны ответственности за реализацию задачи. Поэтому данные техноло­гии дополняют ситуационный анализ (так как без него невозможно правильно сфор­мулировать задачу и результат).

Зона ответственности — это конкретный участок работ, ответственность за достижение определенного результата берет на себя каждый член команды.

Выделим две технологии координации взаимодействия:

1. Мини-команда;

2. Мастер.

Технология «Мини-команда»эффективна, когда достижение результата пред­полагает достаточно большой объем разноплановых работ, требующих четких ско­ординированных действий исполнителей.

В этом случае команда разделяется на две-три мини-команды. Каждая мини-команда берет на себя определенную зону ответственности и определяет сроки достижения результата. Мини-команда самостоятельно выбирает лидера, иногда спонтанно, в оперативном порядке.

Технология «Мастер»используется в командах профессионалов высокого уров­ня. В этом случае на оперативном совещании команды каждый мастер берет на себя определенный фронт работ (зону ответственности) и представляет команде свой план достижения результата. Команда устанавливает правило: каждый мас­тер имеет право созывать оперативное совещание всей команды, если это ему необходимо для достижения результата.

Технологии «Мини-команда» и «Мастер» могут использоваться одновременно, все зависит от особенностей вашей команды.

ШАГ ВОСЬМОЙ:

Наши рекомендации