Средства общения в работе педагога

1. Игра-приветствие.

2. Мини-лекция «Вербальные средства общения».

3. Упражнение «Шушаника Минична».

4. Упражнение «Защита Вождя Краснокожих».

5. Упражнение «Поймите меня правильно».

6. Мини-лекиия «Какие бывают вопросы?».

7. Упражнение «Блеф-турнир».

8. Упражнение «Как бы это сказать».

9. Упражнение «Памятка коллеге».

10. Игра «Телеграмма».

11. Упражнение «Невербальные средства общения».

12. Мини-лекция «Невербальные средства общения».

13. Психологический практикум «Маски релаксации».

14. Упражнение «Толстое стекло».

15. Упражнение «Общение с родителем — это...».

16. Обобщающее упражнение «Занимательный тест».

17. Обратная связь.

___________________________________________________

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ________________________________________________

Цель Методические рекомендации Знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.  
Содержание Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) го­ворит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчи­вается, когда все участники поприветствуют окружа­ющих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»  
Методические рекомендации Эту игру желательно использовать во второй день работы, когда еще не все участники запомнили имена друг друга, но в предыдущий день уже проходила груп­повая работа. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом, можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состо­яние, не называя себя по имени. Но даже при этом варианте группа хором приветствует каждого, обяза­тельно называя его по имени.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»_________________

  Тренер дает определение вербальных средств об­щения, приводит принципы построения речевой ком­муникации. Слушатели знакомятся со стратегиями и тактиками речевого общения, о необходимости созна­тельного использования педагогами тактических при­емов. При необходимости ведущий рассказывает о правилах построения «Я-высказываний», использова­ние которых в общении с родителями может стать од­ним из способов конструктивного решения конфликт­ной ситуации.

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ « ШУШАНИКА МИНИЧНА»______________________________

Цель Методические рекомендации Отработать одну из техник запоминания имен.    
Содержание Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участ­ник должен ответить любой фразой, при этом обяза­тельно повторить услышанное имя собеседника. На­пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами по знакомиться о или «Какое у вас необычное, краси­вое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шу­шаника Минична» задает вопрос своему соседу сле­ва: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы кар­точек с именами даны в приложении 7.  
Обсуждение После выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретен­ные тут же. Участники делятся этими приемами в кру­гу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти.  
Методические рекомендации Если круг больше 10—12 человек, то некоторые участники устают слушать других. Несмотря на это мы проводим упражнение только водном кругу, без деле­ния на подгруппы. Чтобы повысить мотивацию, мож­но ввести следующий игровой элемент. Если кто-то из участников не может произнести имя соседа, он обращается за помощью к любому представителю группы: «Марина, помоги мне, пожалуйста». Этот простой прием помогает активизировать внимание всех участников.  


___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ « ЗАЩИТА ВОЖДЯ КРАСНОКОЖИХ»_____________________

Цель Методические рекомендации Познакомить участников тренинга с различными стилями постановки вопросов, которые могут быть использованы педагогами в процессе общения с ро­дителями.    
Содержание Данное упражнение проходит в несколько этапов и по усмотрению тренера может быть смоделировано по-разному. Мы описываем некоторые альтернативные варианты, предоставляя возможность тренеру выбрать наиболее приемлемый из них. Упражнение занимает от 30 минут (краткий вариант) до 2-3 часов и требует предварительной подготовки участников тренинга. Предварительный этап (ознакомление с содержани­ем рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»). Тренер оповещает группу о том, что перед началом упражнения «Защита Вождя Краснокожих» желатель­но ознакомиться с текстом рассказа, чтобы в дальней­шем обсудить текст и выявить ошибки воспитания родителей, которые привели к описанным в произве­дении последствиям. Мы предлагаем два варианта организации ознакомления участников тренинга с содержанием рассказа. 1-й вариант. Накануне проведения упражнения каждый участник получает ксерокопированный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих» и зна­комится с содержанием произведения в домашних условиях самостоятельно. Мы предлагаем использо­вать сокращенный, с учетом задач тренинга, вариант текста (приложение 8). Также можно раздать текст в день проведения упражнения, например, перед боль­шим перерывом, увеличив последний на 10 минут (как показывает практика, этого времени вполне достаточ­но, чтобы прочитать и осознать содержание короткой истории). Следуя данному варианту, участники, воз­можно, пожелают поделиться своими впечатлениями от рассказа. В таком случае можно напомнить, что нас в большей степени интересует психологическая подо­плека истории, нежели ее литературная часть, поэто­му мы рекомендуем более подробно обсудить действия отца ребенка и похитителей, а также окончание про­изведения, которое заставляет нас задуматься над тем, почему ребенок захотел остаться с похитителями, от­давая им предпочтение по сравнению с его родным отцом? 2-й вариант. Тренер просит двух-трех доброволь­цев ознакомиться с текстом рассказа О׳Генри (дома или в перерыве). Перед непосредственным проведением упражнения добровольцы пересказывают содержание произведения в своих подгруппах, при этом они могут пользоваться текстом и в случае необходимости зачитывать небольшие отрывки рассказа, обращая особое внимание на психологическую сторону произ­ведения. В этом случае, возможно, группе не понадо­бится обсуждать содержание текста. В процессе проведения тренинга мы предпочита­ем использовать 1-й вариант предварительного эта­па, но по техническим причинам его проведение не всегда возможно. Поэтому в целях экономии времени и бумаги можно следовать второму варианту.  


  Этот вариант является также более предпочтительным в случае, когда тренер ставит перед собой задачу даль­нейшего сплочения группы. 1-й этап (составление списка вопросов). Тренер предлагает участникам представить, что история о Вожде Краснокожих является не вымыш­ленной, а реальной и имеет дальней шее продолжение. «Соседи старого Дорсета в отсутствие непослушного ребенка успели вкусить спокойной жизни, а при воз­вращении Вождя домой были очень недовольны, по­этому на всеобщем совете они решили подать на ро­дителей ребенка в суд, чтобы те под страхом суровых законов наконец-то повлияли на свое чадо. При под­готовке заявления в суд соседи составили список об­винений примерно следующего характера: r родители не занимаются воспитанием ребенка, поэтому он груб и невежествен в общении со взрослыми; r ребенок предоставлен сам себе, в результате чего был с легкостью похищен двумя неизвестными; r родители не контролируют действия ребенка и не заметили его пропажи; r родители не уделяют ребенку должного внима­ния (ребенок чувствовал себя комфортнее с по­хитителями, нежели с родным отцом)». Далее тренер предлагает участникам разделиться на три равные по числу человек подгруппы, после этого просит членов первой подгруппы представить себя в роли «прокуроров», второй подгруппы — в роли «адвокатов», третьей подгруппы — в роли «.родите­лей», которые решили помочь старому Дорсету и вста­ли на его защиту. Все три подгруппы готовятся к су­дебному процессу и составляют каждая свой список вопросов. «Прокуроры» составляют список, чтобы обвинить родителей. Их вопросы могут звучать примерно так: «Как могло случиться, что, будучи родителями, вы даже не заметили пропажу собственного ребенка и не обратились в полицию?» «Адвокаты» оставляют список вопросов, помо­гающих защитить родителей, например: «Могло ли произойти так, что вы очень растерялись и не зна­ли, что вам делать, когда обнаружилась пропажа ре­бенка?» «Родители», не зная, о чем их будут спрашивать, составляют список предполагаемых вопросов, чтобы быть готовыми ко всему. Вот примерные списки вопросов, составленные участниками наших тренингов, которые можно ис­пользовать как образец и раздать соответствующим подгруппам.
  Вопросы «адвокатов»: 1. Что вы можете рассказать о физическом здоро­вье ребенка? 2. Что вы собирались делать, когда обнаружили, что ваш ребенок пропал? 3. Как вы думаете, какое самое интересное собы­тие произошло в жизни вашего ребенка? 4. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы прово­дите время всей семьей. 5. Есть ли какие-нибудь игры, в которые ваш ре­бенок любит играть вместе с вами? 6. Как вы объясняете ребенку, что можно делать, а чего нельзя? 7. Дети часто задают вопрос родителям: «Вы меня любите?» Как бы вы могли доказать вашу лю­бовь к ребенку? Вопросы «прокуроров»: 1. Обращались ли вы за помощью к психологу и если нет, то почему? 2. Почему вы не обратились в полицию, когда об­наружили пропажу ребенка? 3. Почему вы не научили вашего ребенка правилам поведения в обществе? 4. Кто занимается воспитанием ребенка в вашей семье? 5. Сколько времени вы проводите вместе с ребенком? 6. Почему ваш ребенок оказался один на улице без присмотра взрослых? 7. Почему ваш ребенок предпочел бы вернуться к похитителям, нежели остаться дома с родите­лями? Каждая подгруппа может использовать эти спис­ки как образцы и выбирать из своего списка наиболее подходящие вопросы, изменяя их по своему усмотре­нию и/или добавляя новые. На выполнение этого за­дания тренер может отвести определенное ограничен­ное количество времени, к примеру, 10-15 минут Составленный список вопросов в дальнейшем пона­добится всем участникам подгруппы, поэтому необ­ходимо, чтобы он был у каждого. Далее работа проходит в тройках, в состав каждой из которых входит по одному «адвокату, по одному «прокурору» и по одному «родителю». Если число уча­стников не делится на три без остатка, то группа ро­дителей может быть больше остальных, в этом случае часть участников продолжает работу в четверке («про­курор», «адвокат» и два «родителя»). 2-й этап. 1-й вариант (работа в тройках-четверках). Каждая тройка (четверка) располагается удобно, организуя пространство так, чтобы остальные группы не меша­ли работать. Затем «прокурор» и «адвокат» по очере­ди зачитывают каждый свой список вопросов «ро­дителю», который внимательно слушает и пока не отвечает ни на один вопрос. После этого он (или каж­дый из «родителей» по очереди) сообщает участникам своей тройки (четверки) о том, какие ощущения вызвали у него те или иные вопросы; в каком случае ему (им) хотелось сотрудничать с «представителями су-
  деб­ной власти» и отвечать на их вопросы, а в каком — нет. Какие вопросы способствовали взаимопониманию, какие — нет. Какие вопросы вызвали неприятные ощущения. Процедура обратной связи проходит в сво­бодной форме. Далее «прокурор» и «адвокат» заново зачитывают свои списки вопросов, а «родитель» выбирает из них те, которые ожидал услышать, то есть соотносит услышанное со своим списком. После этого «родитель» сообщает остальным участникам тройки о том, в ка­кой мере оправдались его ожидания, какое количество негативных и позитивных вопросов он ожидал услы­шать. 2-й вариант. Второй вариант является сокращен­ным и наиболее приемлем в малочисленной группе (до 10 участников). Он проходит по той же схеме, что и первый, но только в кругу. Тренер предлагает группе составить несколько вопросов от имени адвоката и не­сколько вопросов от имени прокурора. После этого можно переходить к обсуждению.  
Обсуждение Участники троек (четверок) возвращаются в круг и по очереди или в свободной форме делятся своими впечатлениями от проделанной работы, сообщая о том, как были восприняты те или иные вопросы, ка­кие из них вызвали наиболее отрицательные эмоции, а какие — положительные, какие из них способство­вали созданию доверительной атмосферы, а какие вызывали негативные реакции; на какие вопросы хо­телось отвечать, а на какие — нет. Чем отличались стили «адвокат» и «прокурор» и какие средства вы­разительности (слова, фразы, словосочетания, инто­нация, манера обращения и т. д.) были характерны для каждого стиля. Какой стиль наиболее эффекти­вен в педагогической практике и в каких ситуациях следует его использовать. Каким образом стиль «ад­вокат» может помочь учителю в общении с родите­лями. В каких ситуациях стиль «прокурор» также может быть эффективным и какие негативные по­следствия во взаимоотношениях между педагогом и родителем он может вызвать при неумеренно частом его использовании. Обсуждая стили «адвокат» и «прокурор», можно рассказать историю, которая произошла с поэтом Ваганом Карапетяном, — о том, кто ищет золото, тот его и находит.  
Методические рекомендации Чтобы убедиться в том, что участники тренинга правильно поняли описанные выше стили, тренер может предложить им заполнить таблицу «Стили "ад­вокат" и "прокурор"» или использовать данную таб­лицу в качестве раздаточного материала (приложе­ние 9).  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ « ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»________________________

Цель Методические рекомендации   Отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».  
Содержание Перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «ад­вокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина — роль учителей или воспитателей детских садов. Группа ста­нет разыгрывать различные ситуации. Родитель при­дет к учителю (воспитателю) со своей проблемой, а учитель (воспитатель) попытается выяснить, что же происходит. Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к учителю и жалуется: «Мой ребенок не имеете классе друзей, по­этому он не хочет учиться». В ответ на это учитель может сказать: «Я считаю, что он плохо учится по дру­гой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на уроках?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может учиться лучше. Спасибо, что вы при­шли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои способности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.». Затем тренер предлагает участникам приду­мать свои ответы. После этого участники делятся на две равные под­группы. Каждый участник первой подгруппы (роди­тель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по ауди­тории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказы­вает ему свою ситуацию, в ответ участник второй под­группы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тре­нер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень раз­личных ситуаций представлен в приложении 10.  
Обсуждение В процессе обсуждения тренер предлагает участ­никам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности воз­никли при выполнении данного упражнения? сколь­ко времени уходило на то, чтобы сформулировать во­прос?  
Методические рекомендации При выполнении упражнения некоторые слушате­ли замечают, что иногда бывает легче ответить собе­седнику в повествовательной форме, чем сформули­ровать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).   На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАКИЕ БЫВАЮТ ВОПРОСЫ?»_________________________

  Тренер знакомит участников с различными клас­сификациями вопросов (закрытые, открытые, альтернативные, риторические и т. д.) и сферой их эффективного использования в педагогической практике, в том числе при взаимодействии с родителями. Если группа достаточно продвинута в плане изучения ос­нов психологии, мини-лекцию можно заменить мини-беседой. В этом случае участники делятся своими зна­ниями в области классификаций и техник постановки вопросов.  

__________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БЛЕФ-ТУРНИР»______________________________________

Цель Методические рекомендации Отработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.  
Содержание Для проведения данного упражнения понадобятся какие-либо небольшие предметы, которые можно зажать в кулаке, по одному на каждого участника. Это могут быть фишки, спички, фрагменты открыток, фантики от конфет, конфеты и т. д. Группа разбивается на две подгруппы. Перед нача­лом турнира каждый участник придумывает по одно­му закрытому вопросу для представителя противо­положной команды. Например: «Ты умеешь делать пельмени?», или «Ты когда-нибудь была в Америке?», или «У тебя есть брат?» и т. д. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равня­лась 50%, то есть если мы спросим, к примеру, летал ли наш собеседник в космос, то мы можем ожидать однозначный ответ «нет», а на вопрос: «Ты когда-ни­будь ел блины?» каждый ответит «да». Оба эти вопроса не подходят для данного упражнения, потому что от­вет достаточно предсказуем. Для того чтобы избежать подобных вопросов, участники могут советоваться друг с другом, внутри команды, но так, чтобы проти­воположная сторона не узнала содержания
  вопросов. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга следующим образом: №1 №3 №5 №7 №9 №11 №13 №15 —участники 1-й команды №2 №4 №6 №8 №10 №12 №14 №16 - участники 2-й команды. Тренер выдает каждому участнику какой-либо не­большой предмет (конфету), а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику №2. Участник №2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет (конфету). Если он действительно хотел дать положи­тельный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный ответ — в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли бы ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после от­вета на него сообщает свое мнение. Например: У ч а с т н и к № 1.У тебя когда-нибудь в доме жил попугай? У ч а с т н и к № 2. Да, конечно! (За спиной кладет конфету в левую руку, вытягивает обе руки вперед.) У ч а с т н и к № 1. Чем ты его кормила? Участник №2. Орехами и манной кашей. У ч а с т н и к № 1.Я думаю, что это ложь. У ч а с т н и к № 2 раскрывает ладони, и группа убеждается, что ответ был ложным. У ч а с т н и к № 1 одержал победу в этом поедин­ке, потом что он правильно угадал ответ. В этом слу­чае участник № 2 кладет свой предмет (конфету) в чашу команды противника. Если бы участник № 1 не угадал, был ли ответ на закрытый вопрос правдивым, участник № 2 положил бы предмет (конфету) в чашу своей команды. Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме. Потом участник № 3 вступает в поединок с участником № 4 и т. д. Таким образом, каждый из участников должен задать по два вопроса (один — закрытый, а другой — открытый), и каждый должен ответить на два вопроса. После этого тренер подводит итог и выявляет команду-победителя. По желанию группы очки можно не подсчитывать. Если участники разыгрывали конфеты, то можно высыпать их в одну большую вазу, а вперерыве организовать чае­питие, чтобы сплотить группу после состязания. Если число участников тренинга превышает 16-18 человек, то упражнение можно проводить в подгруппах, завершив его обсуждением результатов в кругу.  
Обсуждение Тренер предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некоторые вопросы. Например: каковы возможности каж­дого из типов вопросов? в каком случае лучше исполь­зовать открытые, а в каком закрытые вопросы? на какие вопросы легче отвечать неискренне — на откры­тые или закрытые?  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ?»______________________________

Цель Методические рекомендации Отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».  
Содержание Группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей. Же­лательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родите­лей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый пред­ставитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает ра­зыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю матема­тики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Со­общая эту информацию, «учитель» использует техник) сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т.д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную ос ратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому. После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меня­ются ролями. Таким образом, каждый участник по­бывает в роли педагога и в роли родителя.
Обсуждение Проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техни­ка «сэндвича»? Насколько удобна она в работе пе­дагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чув­ствовали во время данной «консультации»?  
Методические рекомендации   При выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «роди­телей» и «педагога».  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТКА КОЛЛЕГЕ»_________________________________

Цель Методические рекомендации   Обобщить полученный в ходе данного этапа тре­нинга материал.  
Содержание Участники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам, кото­рые не присутствовали на тренинге. Памятка называ­ется «Как использовать вербальные средства общения в работе с родителями?» и содержит пять-шесть пун­ктов (рекомендаций). Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а также приобретенные в процес­се тренинга знания, которые они считают наиболее полезными. Когда памятка составлена, авторы передают ее со­седней справа паре. Получив новую памятку, пара зна­комится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает па­мятку дальше. Таким образом, каждая памятка обхо­дит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую в дальнейшем педагоги могут ис­пользовать в своей работе. Эту памятку можно напи­сать на большом листе бумаги и повесить в аудитории или сделать компьютерную распечатку для каждого участника.  
Обсуждение Это упражнение является обобщающим и требует специального обсуждения. Если педагоги хотели бы использовать его в своей повседневной практике, то можно поговорить о его различных модификациях и возможностях применения во внеклассных мероприятиях, например при решении каких-либо творче­ских задач: как организовать школьный вечер, поход, поездку или как составить список правил поведения для участников клуба по интересам и т. д.  

___________________________________________________

ИГРА «ТЕЛЕГРАММА»[5]______________________________________________

Цель Методические рекомендации   Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, быстроты реакции, внимания.
Содержание   Все играющие стоят в кругу и держатся за руки. В центре круга — водящий. Один из игроков говорит: «Я посылаю телеграмму... Наташе...», называя имя одного из игроков. С этим словами он незаметно по­жимает руку стоящему слева или справа (только в одну сторону) от него игроку. Сосед передает телеграмму следующему таким же пожатием руки. Когда посла­ние-пожатие дойдет до адресата, он говорит: «Теле­грамму получил. Посылаю письмо (перевод, посылку и др.)... Тане». Темп игры постепенно нарастает. Если водящий замечает рукопожатие, он перехватывает те­леграмму, а его место занимает тот, чье пожатие было замечено.  
Обсуждение Участники делятся своими впечатлениями и возможностями использования игры в педагогической практике.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»_______________

Цель Методические рекомендации   Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения.
Содержание   Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жес­ты, позы, мимика (образец карточки дан в приложе­нии 11). Тренер просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелатель­ной атмосферы в общении с родителями, какие пре­пятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей кар­точке. Можно применять единые условные обозначе­ния, которые даны на карточке.  
  Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении педагога с родите­лями. Как правило, в этом упражнении группа редко при­ходит к единому мнению по поводу некоторых невер­бальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экс­пертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники под­группы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.    
Обсуждение Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов, а итогом все­го упражнения может быть мини-лекция «невербаль­ные средства общения».  
Методические рекомендации Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы. Ф. Пуселик на одном из своих семинаров в Санкт- Петербурге по семейной психотерапии приводит такой пример: мужчина, произнося слова «Я люблю свою маму», скрещивает руки на груди и крепко сжи­мает их в кулаки. Некоторые слушатели тут же пы­таются интерпретировать этот жест: «Он говорит ложь». «Нет, — отвечает Ф. Пуселик, — он просто сильно обидел маму вчера и старается справиться со своей болью».  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»_______________

  Тренер рассказывает участникам краткую историю изучения мимики и жестов в психологической науке Далее он может рассказать об открытых, закрытых и зеркальных позах и жестах, о жестах «рука к лицу», «пирамида» и др., о том, как важно уметь управлять своей мимикой в процессе общения. На наш взгляд, целесообразно подчеркнуть, что не следует «читать» и интерпретировать позы и жесты буквально и что неестественные мимические выраже­ния и неестественные позы могут вызвать у собесед­ника огромный дискомфорт. Далее тренер предлагает участникам небольшую гимнастику для мышц лица, которая поможет педагогам снять некоторые мышеч­ные зажимы.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ РЕЛАКСАЦИИ»________________________________

Цель Методические рекомендации   Вооружить педагогов несколькими упражнениями, которые помогли бы им снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе ра­боты.  
Содержание Тренер знакомит участников с определенными масками релаксации (описанными нами в приложе­нии 12), которые желающие могли выполнить.  
Обсуждение В процессе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и пытаются выяснить, какие группы мышц лица не были задействованы, но часто находят­ся в зажатом состоянии у большинства педагогов.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО»___________________________________

Цель Методические рекомендации   Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их по­вседневной работе.  
Содержание Участники делятся на подгруппы по 3—5 человек. Затем тренер знакомит всех с содержанием упражне­ния. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Ис­пользуя невербальные средства общения, каждой под­группе необходимо донести некую информацию до всех участников. Каждая подгруппа получает от одной до трех кар­точек (по усмотрению тренера) с различными ситуа­циями (образцы карточек даны в приложении 13). На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 10 ми­нут. Участники сами распределяют роли.  
Обсуждение Участники делятся своими впечатлениями, труд­ностями, с которыми они столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения. Как правило, это упражнение вызывает много поло­жительных эмоций.  
Методические рекомендации Иногда в педагогических коллективах кто-то отка­зывается от выполнения данного упражнения. Это право каждого сделать свой выбор участвовать в инс­ценировке, быть вдохновителем и генератором идей или просто сторонним наблюдателем.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ – ЭТО…»___________________

Цель Методические рекомендации Обобщать знания, полученные в ходе двух дней работы на тренинге.
Содержание Группа делится на две команды, и в течение 10-15 минут каждая подгруппа выполняет следующее за­дание: первая — перечисляет критерии эффективно­го общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д. Вторая подгруппа перечисляет критерии, исполь­зуя первые буквы второго слова — «родителем». Затем команды по очереди зачитывают составлен­ные ими списки критериев, остальные участники мо­гут по желанию дополнять предложенный перечень Тренер записывает на доске (на блокноте) высказы­вания участников и к следующему дню готовит их в виде раздаточного материала.
Обсуждение Проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ»_____________________________

Цель Методические рекомендации   Обобщить полученный в ходе второго дня тренинга теоретический и практический материалы.
Содержание   1-й вариант: группа делится на три-четыре подгруппы, каждая из которых получает задание соста­вить небольшой занимательный тест (состоящий из 4—6 вопросов) по материалам истекшего дня. Коман­да должна придумать вопросы и по 3-4 варианта от­ветов на них. Желательно, чтобы тест был составлен в шуточной форме и отражал содержание второго дня тренинга. После того как подгруппы подготовятся, каждая из них по очереди зачитывает свои вопросы с вариантами ответов, а остальные участники отвечают на них. 2-й вариант проходит по типу передачи «Как стать миллионером?». Участники делятся на две команды, и каждая из них составляет свой тест.  
Обсуждение Проходит в свободной форме. Обсуждая ход и результаты проведения упражнения, участники также могут затронуть вопрос о том, как можно использо­вать эту форму работы в педагогической практике.  

___________________________________________________

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ________________________________________________

  Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую ми­нуту — после завершения работы второго дня тренинга.  

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. КОНФЛИКТЫ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Игра-приветствие.

2. Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»

3. Тест «30 пословиц».

4. Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций».

5. Упражнение «Письмо губернатору горо

Наши рекомендации