Мини-лекция «новая философия взаимодействия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»_________________

  Эта мини-лекция — небольшой экскурс в прошлое. Тренер рассказывает об изменениях, произошедших на современном этапе в характере взаимодействия работников образования с родителями, о передаче ответственности родителям, о помощи, которую призваны оказывать им социальные институты.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ»_________________________

Цель Методические рекомендации Подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.
Содержание Участники тренинга с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффек­тивного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает на доске предложения. Затем группа вы­бирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.
Методические рекомендации Для данного упражнения обсуждение не требуется. Для проведения этого упражнения не надо много времени, так как оно является переходным этапом от вступительного блока к основной теме тренинга. Дан­ная форма не является обязательной, упражнение может быть проведено в кругу.  

_________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ?»______________________________

  Тренер выводит определение понятия «общение» вместе со слушателями и знакомит с классификаци­ей средств общения. Особое внимание уделяется роли общения в системе «педагог—родитель».

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО Я ВИЖУ НА КАРТИНЕ?»___________________________

Цель Методические рекомендации Пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».    
Содержание Тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой ска­зать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближа­ющейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу. После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».  
Обсуждение Обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе в школе и в детском саду при взаимодействии с детьми и подростками, как важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним. Далее тренер переходит к мини-лекции «Визуал, аудиал, кинестетик».  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ВИЗУАЛ, АУДИАЛ, КИНЕСТЕТИК»______________________

  В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде всего видит предмет, событие или явление, «аудиалов» — люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции. Тренер рассказывает сначала о невербальных проявлениях представителей различных преобладающих систем восприятия. При этом в качестве наглядного материала можно использовать таблицу «Модели категорий общения», которая дана в главе «Общение». После этого можно рассказать об активном словаре «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков». Как правило, данная информация является достаточно доступной и интересной для педагогов, поэтому, по усмотрению тренера, мини-лекцию можно несколько расширить.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «У ПОПА БЫЛА СОБАКА»______________________________

Цель Методические рекомендации С этим упражнением мы впервые познакомились на тренинге В.И. Натарова и сделали незначительную модификацию. Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции об особенностях восприятия «аудиала», «визуала», «кинестетика».  
Содержание Группа делится на три-четыре подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под назва­нием «Активный словарь "визуала", "аудиала", "ки­нестетика"», вариант которого приводится в прило­жении 3. Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «визуал», «ауди­ал», «кинестетик». Если подгрупп четыре, то какая-либо карточка повторяется дважды. Затем тренер про­сит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники мо­гут использовать «Активный словарь "визуала", " аудиала", "кинестетика"». Если большинство участников группы забыли содержание сказки, тренер может на­помнить или раздать текст: «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, и в землю закопал, и надпись напи­сал, что... у попа была собака...» На подготовку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой подгруп­пы по очереди читают свои «произведения», а осталь­ные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.  
Обсуждение По кругу или в свободной форме участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было вы­полнять данное упражнение, могут ли они сейчас на­звать представителей различных модальных систем среди своих учеников, родителей учеников или кол­лег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАРАОКЕ С ШАРАМИ»________________________________

Цель Методические рекомендации Сплочение группы для дальнейшей совместной работы на тренинге, небольшая физическая разминка.
Обсуждение Содержание Для этой игры необходимы воздушные шарики по числу участников и караоке любой известной песни. Первый уровень сложности. Группа выстраивается в одну линию или, если в помещении недостаточно места, образует круг. Каждый участник сгибает правую руку в локте так, чтобы ладонь смотрела вверх, и кладет на нее воздушный шарик, слегка придерживая его пальцами этой же руки. Свободная левая рука кладется сверху на шарик соседа. По команде тренера участники должны быстро поменять положение рук: левая рука держит тот же шарик снизу, а правая лежит на шарике соседа справа. Разговаривать при этом нельзя. Усложненный вариант упражнения выполняется с закрытыми глазами. Второй уровень сложности. Если группа успешно справилась с заданием, можно перейти к следующему этапу, который выполняется в кругу. По команде тренера участники начинают передавать одной рукой шарики соседу, который, в свою очередь, берет ее также одной рукой (нельзя держать свой шарик одновременно двумя руками и нельзя прислонять к себе). Можно попробовать выполнить этот этап с закрытыми глазами. Упавшие шары поднимать нельзя. Третий уровень сложности — это «караоке с шарами». Звучит музыка, группа хором исполняет караоке знакомой песни, каждый держит шар в руках так, как описано выше. Внезапно музыка прерывается, и участники начинают передавать шары одним из описанных способов (тренер заранее предупреждает участников о том, что они должны делать, если прервется музыка). Затем тренер снова включает караоке, и все продолжают петь, держа шары в руках. Игру можно повторять многократно. Количество шаров, которое останется в руках (а не упадет на пол в результате выполнения упражнения), может служить индикатором степени сработанности группы.   Участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопрос: что помогало, а что мешало успешной работе группы?  
Методические рекомендации   Если участники выполняют упражнение очень медленно и осторожно, тренер может предложить вы­полнить его несколько раз, при этом фиксируя ско­рость выполнения с помощью секундомера. Перед участниками можно поставить задачу: улучшать груп­повой результат.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРА КОРКИНА»_____________________________________

Цель Методические рекомендации Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.
Содержание Это упражнение представляет модификацию известного упражнения, которое имеет различные названия, например «Марфуша» и др. В нашем вари­анте мы предлагаем разделить группу на две-три боль­шие подгруппы по 6—8 человек в каждой. Если на тре­нинге присутствует меньше 12 человек, то упражнение можно проводить в классической форме, как описа­но во многих пособиях, например в книге «Практи­кум по социально-психологическому тренингу» под редакцией Б.Д. Парыгина, при этом используя пред­лагаемый нами или любой другой вариант текста. В нашей модификации после деления группы тре­нер зачитывает инструкцию: «Сейчас по одному пред­ставителю из каждой группы выйдут за дверь, где им будет зачитан небольшой текст. Затем они, снова зай­дя в аудиторию, перескажут этот текст следующему участнику своей подгруппы — участнику № 2, тот рас­скажет участнику № 3 и т. д. Те, кто окажутся послед­ними, потом перескажут текст всей группе. Тренер просит пересказывать текст тихим голосом, чтобы остальные, кто еще не познакомился с содержанием рассказа, не слышали его. Задавать друг другу вопро­сы, перебивать или повторять какие-то факты дваж­ды нельзя. После этого в каждой подгруппе выбирается по одному представителю, которые вместе со вторым тре­нером покидают аудиторию. Если с командой рабо­тает один тренер, то можно попросить кого-нибудь из участников взять на себя роль помощника. В то время как помощник или второй тренер зачитывает текст, который дан в приложении 4, первый тренер вместе с остальными участниками организует пространство, как изображено на схеме. Аудитория
Подгруппа А Подгруппа В Подгруппа С
1 2 1 2 1 2
3 4 5 6 (7 8) 3 4 5 6 (7 8) 3 4 5 6(7 8)

Цифрами 1, 2, 3 и т. д. обозначены номера участников, которые сидят на своих стульях. Если есть возможность, то подгруппы могут работать в разных аудиториях.

После того как участник 1 тихонько перескажет содержание текста участнику 2, к ним подходит со своим стулом участник 3 и т. д. Таким образом, в конце упражнения вся группа перемещается по направлению к участникам 1 и 2.

  Чтобы представители команд под номерами 3, 4, 5 и т.д. не слышали содержание текста раньше времени, мы рекомендуем включить в аудитории негромкую музыку. Это может быть любое эстрадное или классическое произведение, желательно без слов или на иностранном языке (чтобы текст не сбивал рассказчиков) или звуки пения птиц, шума моря и т.д. Затем все возвращаются в круг, где последние номера по очереди сообщают группе свои версии рассказов, а группа сравнивает, что сохранилось общее, а в чем различия.  
Обсуждение Участники пытаются ответить на следующие вопросы: r Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? Большинство участников считает, что эффективность запоминания могла бы повыситься при возможности играющих записывать или переспрашивать. r Что мешало слушать более внимательно? r Какие моменты запомнились лучше и почему?  
Методические рекомендации Как итог выполнения упражнения тренер может познакомить участников с фильтрами слушания, в результате существования которых искажается смысл услышанного.  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ФИЛЬТРЫ СЛУШАНИЯ»______________________________

  Тренер обсуждает с участниками причины неэф­фективного слушания в процессе общения. Затем слушатели знакомятся с таблицей, иллюстрирующей процесс получения информации в ходе слушания, ко­торую мы привели выше.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ»_______________________________

Цель Методические рекомендации   Познакомить участников с типологией неэффективных слушателей.  
Содержание Один из участников, который будет играть роль лектора, покидает аудиторию и готовится к проведе­нию лекции на знакомую и интересную для него тему (например, как готовить салат «Оливье» к Новому году, как убрать квартиру, как ухаживать за кактусами и др.). Продолжительность лекции — 10 минут. В это время группа делится на 5 подгрупп, и каждая из них полу­чает от тренера задание, которое она будет выполнять после сигнала тренера в определенной очередности в течение 2 минут. Участники первой группы будут имитировать вни­мательное слушание лектора: поддакивать, кивать го­ловой, но при этом каждый участник подгруппы будет заниматься каким-либо своим делом (точить карандаш, причесываться, искать губную помаду в сумке, листать конспекты и т. д.). Участники второй подгруппы долж­ны перебивать лектора и уводить разговор в сторону, не давая возможности продолжать лекцию. Третья под­группа должна внимательно слушать первую часть предложения, перебивая лектора, сочиняя свое окон­чание предложения. Например, если лектор скажет: «Сварить для салата картошку...», слушатели тут же продолжают: «Разрезать каждую картофелину на четыре части и помазать горчицей...» Четвертая группа часть информации будет слушать внимательно, а потом каждый участник подгруппы начнет разговаривать с соседом, после чего снова будет слушать лектора. Пятая группа участников будет ждать, когда лектор допустит какую-нибудь неточность и начнет его исправлять, поучать, и говорить только об этом. Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждый участник по сигналу ведущего начинает выполнять порученное ему задание.  
Обсуждение Первый вопрос тренер задает лектору: насколько он удовлетворен своей лекцией и аудиторией? Какая часть лекции, по его мнению, была наиболее удачной, наиболее трудной. Почему? Как помогала и мешала ему аудитория? И какие группы слушателей он может выделить? После этого тренер переходит к мини-лекции «Типы слушателей и техники активного слушания».

________________________________________________

Наши рекомендации