Встречи и беседы с педагогами

Цель:предоставить родителям возможность в течение одного вечера встретиться со всеми специалистами, которые работают с ребенком (подростком или старшим школьником), задать вопросы, получить информацию о достижениях, совместно продумать пути повышения результа­тивности обучения.

Эта форма проведения собрания наиболее продуктивна в тех учрежде­ниях, где ребенка (подростка) обучают несколько специалистов: среднее и старшее звено общеобразовательной школы или специализированный детский сад (например, логопедический). Собрание не пред полагает тор­жественных речей, поздравлений, знакомстве учебным планом и т. л. — это деловая рабочая встреча педагогов и родителей. Подготовка к тако­му собранию заключается в том, что о его проведении все родители опо­вещаются заранее и неоднократно. Так, примерная дата проведения со­общается уже в начале учебного года, затем — за месяц до проведения (с тем, чтобы родители сумели скорректировать свои планы) и непосред­ственно за несколько дней до проведения с указанием всех деталей (вре­мени, номеров аудиторий и т. д.).

Собрание проходит в большом зале или в нескольких соседних поме­щениях, где размещают столы по числу педагогов. На каждом столе ус­танавливается табличка с фамилией и именем преподавателя. Перед сто­лом стоят стулья для родителей (не менее двух), так как родители часто приходят вместе, а иногда берут с собой детей (будут приглашены дети на эту встречу или нет — оговаривается заранее). Также необходимо орга­низовать пространство для родителей, которые ждут своей очереди, что­бы побеседовать с педагогом. На данную встречу отводится примерно два-три часа, в зависимости от числа приглашенных.

Педагоги также могут ждать родителей и в своих кабинетах, но такая форма проведения менее оперативна, так как родители будут тратить вре­мя на переход из класса в класс, а педагоги не смогут общаться друг с Другом в случае, если у них возникнут какие-либо вопросы относитель­но ребенка.

Подготовка педагога к собранию заключается в следующем: препо­даватель заранее опрашивает детей о том, собираются ли их родители прийти на встречу, и примерно рассчитывает время, которое он должен отнести на одну беседу. Далее он составляет список всех учащихся и делает для себя пометки: положительные стороны учащегося, что и как можно улучшить, каких результатов можно ожидать от ребенка к концу года, вопросы и пожелания родителям и детям и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям объективную информацию, задать необходимые вопросы и вдохновить родителей на дальней­шую совместную работу.

Собрание в форме собеседования целесообразно проводить примерно в середине каждого полугодия или триместра (как в Англии), когда дети уже достигли определенных результатов, но до подведения итогов есть время что-то изменить и улучшить. В день проведения подобного собрания занятия обычно проходят по сокращенной программе, с тем чтобы педагоги смогли подготовиться и не чувствовали большой усталости к концу дня.

К положительным моментам такого вида собраний обычно относят возможность обсудить достижения ребенка с каждым педагогом. Как правило, в первую очередь родители находят время побеседовать с педагогами по основным предметам, но именно учителя таких дисциплин, как музыка, рисование, физкультура и т. д., могут помочь родителю в ранней профориентации ребенка, выборе кружка и т. д. Эта форма проведения собрания предоставляет уникальную возможность для родителей обсудить со всеми учителями успехи, трудности и способности ребенка, поговорить о его будущем выборе профессии. К отрицательным моментам обычно относят невозможность решить организационные вопросы, поблагодарить родителей, отметить успехи учеников и др. Возможно, такая встреча потребует от учителя более тщательной подготовки и займет больше времени, чем обычное традиционное собрание.

А можно просто вывесить на доске различные варианты составленных таблиц, с тем чтобы участники при необходимости сделали для себя пометки. В этом случае обсуждение можно не проводить.

Какая бы форма работы с родителями ни была выбрана в конкретном учреждении, необходимо учитывать некоторые условия эффективности взаимодействия в системе педагог—родитель. Прежде всего — поэтапность. Так, на первом этапе знание теоретических основ общения, о которых мы упоминали выше, помогут педагогу завоевать доверие родителей, расположить их к себе. Только после завершения этого этапа можно переходить к решению каких-либо задач.

И, пожалуй, одним из важнейших условий эффективности работы с родителями является систематичность такой работы, поскольку отдельные мероприятия, как бы хорошо они ни были подготовлены и проведены, не принесут большой пользы родителям, педагогам, а главное, детям.

Глава 8

______________________________________

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

______________________________________

Условия проведения тренинга.Данный тренинг адресован педагогам, которым по роду своей деятельности приходится общаться с родителя­ми их воспитанников или учащихся: учителям, воспитателям групп про­дленного дня, санаториев и школ-интернатов, воспитателям детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т. д. При формиро­вании групп желательно учитывать профессиональный профиль и про­фессиональные интересы участников и в соответствии с этим строить программу тренинга. Также следует учитывать уровень знаний участни­ков в области психологии общения, и в случае, если большинство педа­гогов уже проходили подобные тренинги, некоторые упражнения пер­вого дня можно заменить более сложными.

Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.

Некоторые упражнения предполагают одновременную работу двух тренеров, если это условие невыполнимо, то можно пригласить помощ­ника (учителя, старшего воспитателя, социального педагога и т. д.).

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

r Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.

r Наличие стульев по числу участников. Стулья должны быть без подлокотников и желательно легкой конфигурации. Это связано с тем, что в ходе проведения тренинга предполагается работа в под­группах. Массивные, тяжелые стулья или кресла в значительной степени замедляют темп проведения тренинга и делают невозмож­ным выполнение некоторых упражнений.

r Наличие доски, блокнота, магнитофона.

Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Мы рекомендуем выдавать все пособия в виде отдельных листов перед выполнением упражнения или в момент его выполнения. Как показывает практика, сброшюрованный материал является менее эффективным.

Программа построения тренинга. Тренинг проводится в течение четырех дней.

Первый день посвящен знакомству участников с азами психологии общения и при достаточно продвинутой группе может быть сокращен или объединен со вторым днем.

Второй день посвящен применению психологических знаний в области общения в педагогической практике.

Третий день посвящен конфликтам.

Четвертый день — знакомству с основами «стресс-менеджмента».

Несмотря на то, что представляемый тренинг является единым структурным блоком и в течение нескольких лет отрабатывался на практике в такой последовательности, возможен вариант использования как материала только 1 дня, так и отдельных упражнений.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

1. Знакомство.

2. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения».

3. Игра «Почетный караул».

4. Упражнения «Работа с родителями».

5. Мини-лекция «Новая философия взаимодействия образовательного учреждения с родителями».

6. Упражнение «Эффективность общения».

7. Мини-лекция «Что такое общение?».

8. Упражнение «Что я вижу на картине?».

9. Мини-лекния «Визуал, аудиал, кинестетик».

10. Упражнение «У попа была собака».

11. Игра «Караоке с шарами».

12. Упражнение «Вера Коркина».

13. Мини-лекция «Фильтры слушания».

14. Упражнение «Интересная лекция».

15. Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного слушания»

16. Упражнение «Мудрый слушатель».

17. Обобщающее упражнение «Вести с полей»

18. Обратная связь.

___________________________________________________

ЗНАКОМСТВО______________________________________________________

Цель Методические рекомендации Знакомство участников друг с другом и с тренером.   Знакомство проходит в кругу, с мячом. Начинает знакомство ведущий тренинга. Он немного рассказы­вает о себе, тем самым давая установку и настрой на все последующие дни тренинга. Затем он передает мяч по кругу, и каждый участник называет свое имя, сфе­ру профессиональных интересов, которые привели его на данный тренинг. Чтобы сделать работу тренинга более эффективной и максимально учесть интересы группы, тренер мо­жет провести анкетирование. Причем выдать анкеты можно после проведения знакомства, а собрать — пос­ле окончания упражнения «Мой взгляд на мои отно­шения», т. к. именно после этого упражнения участ­никам легче сформулировать свой запрос на тренинг. В приложении 1 приводится один из вариантов ан­кеты, которая может содержать перечень основных раз­делов тренинга и предлагаемых на семинаре-тренинге форм работы. Образец бланка для обработки результа­тов анкетирования приведен в приложении 2. Данные опроса тренер может обработать во время перерыва (или эта работа выполняется ассистентом). Получен­ная информация сообщается участникам, и при необ­ходимости осуществляется коррекция программы.   Существует множество вариантов знакомства и представления участников в группе, в том числе хо­рошо уже известные формы проведения этого этапа (Хрящева Н. Ю., 1999; Фопель К., 1998; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000 и др.).
Содержание
Методические рекомендации

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЯ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»___________________

Цель Методические рекомендации Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить.   Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь хочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты. Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения. Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени. Вопросымогут звучать приблизительно так: r Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему? r На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? r Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой? r Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изобра­жающие родителей; почему? r Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему? r Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?  
Содержание
Обсуждение Методические рекомендации Обсуждение r Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеаль­ные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему? r На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изоб­разить на рисунке, почему? r Какие свои сильные стороны в общении с роди­телями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха? r Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы ме­шают вам улучшить это? После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек, в которых желающие могут высказать­ся по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., при этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, но не критикуют и не задают вопросов. Говоря о том, что помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу сво­его личного опыта, так и основываясь на наблюдени­ях за работой других учителей или воспитателей. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить.   Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет, над какими проблемами, вербализованными участниками, возможна работа на тренинге.   Если группа небольшая (до 10 человек), можно делить участников на подгруппы, поскольку все желающие имеют возможность рассказать о своих рисунках и об ощущениях, возникших в процессе выполнения упражнения.
Методические рекомендации

___________________________________________________

ИГРА «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»_________________________________________

Цель Методические рекомендации Сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение дня, создание непринужденной рабочей атмосферы.
Содержание Для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей (размером с теннисный мяч). Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол. В качестве разминки тренер просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик. Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех, как показано на рисунке 3. Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого момент передачи мяча каждый по очереди отпускает свой край веревки, при этом необходимо следить, чтобы веревка и шарики не падали вниз. При дальнейшем усложнении упражнения тренер может ускорить темп передачи мяча, увеличить количество передаваемых мячей, по­просить передавать мяч правой рукой, передавать мячи одного цвета одной рукой, одновременно пере­давая мячи другого цвета другой рукой, одной рукой передавать мячи вперед, а другой рукой — назад и т. д. В течение игры в аудитории может звучать быстрая, но не слишком громкая музыка. Для этой цели подой­дут, например, «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «По­лет шмеля» А. А. Римского-Корсакова или другая музыка.  
  Также можно выполнить задание без мячей. В этом случае тренер просит группу в максимально быстром темпе поменять положение рук: левой рукой держать скатерть, а правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни верев­ка, ни шары не должны падать на пол. Если участники устали держать скатерть, они мо­гут положить ее, но так, чтобы шарики не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется ко­личеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.  
Обсуждение Происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполне­нию задания? Что можно было бы сделать лучше? Каких результатов достигла группа? Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»_____________________________

Цель Методические рекомендации Повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.
Содержание Тренер делит участников на три подгруппы, Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.  
Обсуждение Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.  
Методические рекомендации Для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.  

__________________________________________________

Наши рекомендации