Работа педагога с родителям на современном этапе

______________________________________

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. «Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе...» (Возчиков В., 1995, с. 33). Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреж­дении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать работу с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи дет­скому саду или школе со стороны мам и пап, сколько заботой об инди­видуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого до­школьника или школьника. Именно поэтому необходимо сотруд­ничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контро­лировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог гото­вит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консуль­тантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического про­цесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодей­ствуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего луч­ше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверст­никами.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, кото­рая и послужила поводом для встречи (часто — экстренной). Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка и сверстников. Здесь роли инициатора взаимодействия может выступать как педагог (и тогда он вызывает ро­дителей в школу, чтобы сообщить о проступках ребенка), так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на несправедливость, при­дирки, грубость педагога). В такой ситуации, как правило, одна сторона предъявляет претензии к другой.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снятьнапряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема ребенка пока еще не является очевидной для родителей (например, несоответствие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое направление работы, как обучение родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки не готовы к решению детских проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, о гендерных различиях, об особенностях взаимодействия детей и взрослых в многодетных семьях, в неполных семьях, о специфике поведения детей, связанной с очередностью рождения в семье и т.д. Для повышения мотивации родителей педагог (психолог) либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо (если родители оказывают сопротивление) говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. Во-первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15-20% информации (и только той, которая касается их непосредственно). Во-вторых, мотивация их обучения довольно низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту. В-третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога (особенно если при этом используются мимика и жесты авторитарного стиля общения).

Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей надо дому, конференции, «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени (еженедельные, ежемесячные) о работе образовательного учреждения, письма родителям (один раз в не­делю, в месяц, в учебную четверть или триместр) о достижениях ребен­ка, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада или школы.

В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, бабушки или дедушки, используя свой жизненный опыт или профессиональные навыки, проводят встречу с детьми (группы дет­ского сада или класса) или с другими родителями. Иногда родители бе­рутся за проведение занятий с детьми или взрослыми, обучая их вяза­нию, изготовлению поделок из бумаги, игрушек и др. Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренин­гов родителей и детей, главная задача которых — помочь родителям осо­знать свой собственный опыт.

РОДИТЕЛЬ КАК КЛИЕНТ

Многие работающие сегодня педагоги помнят, что еще совсем не­давно, в советские времена, для того чтобы устроить ребенка в детский сад, необходимо было чуть ли не сразу после его рождения записывать­ся в очередь желающих. А уж попасть в «хороший» (чаще всего — ведом­ственный) садик считалось необычайным везением. Вероятно, поэтому родители испытывали известную долю благодарности администрации и педагогам, в соответствии с чем и выстраивались дальнейшие взаимо­отношения «педагог—родитель».

Нынешняя ситуация совсем иная: низкая рождаемость, обилие част­ных детских садов, групп развития детей, наличие разных программ вос­питания и обучения, — все это привело к тому, что многие детские сады 11 школы стали бороться за каждого ребенка.

В связи с этим возникла потребность в перестройке взаимоотноше­ний в системе «педагог—родитель» и обучении каждого педагога новым приемам и методам эффективного взаимодействия с заказчиком обра­зовательных услуг — с родителями. И даже в том случае, когда образова­тельное учреждение посещает достаточное число воспитанников или Учеников, сегодняшняя социальная ситуация диктует определенные Условия организации взаимодействия педагогов и родителей.

Если организация дорожит своим имиджем, каждый ее член должен обладать навыками работы с клиентом, чтобы не провоцировать конфликты, соответствовать статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом.

Обычно такое обучение проводит психолог, работающий в детском саду или в школе. Содержание обучения включает в себя правила работы с клиентом, правила самопрезентации, технику снятия напряжения, способы психологической самозащиты. О некоторых аспектах особенностей работы с клиентом мы уже говорили.

Здесь же хочется затронуть общие принципы работы педагога с родителями как клиентами, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

Среди приемов работы с родителями можно отметить следующие:

r говорить на понятном родителям языке, без употребления специ­альной терминологии;

r быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

r быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);

r учитывать эмоциональное состояние родителя;

r отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;

r предварительно планировать содержание беседы с родителем;

r быть доброжелательным;

r защищать интересы клиента (родителя), а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;

r сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.

Как показывает практика, общение воспитателей, учителей с родителями детей, посещающих детский сад и школу, далеко не всегда можно назвать идеальным и безоблачным. И хотя характер общения зависит прежде всего от личностных качеств участников, все же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

r незнание техник общения;

r жесткие ожидания по отношению к родителям;

r оценивание родителей;

r директивная позиция по отношению к родителям;

r суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность пе­дагога в ответ на слова и действия родителей;

r использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

r приписывание родителям своих представлений и ожиданий (про­екция);

r агрессивность, напористость;

r равнодушие, унылость.

Л.Б. Невзлин (1993) отмечает, что цель выступления, беседы может быть общей (информирование родителей о чем-либо) и конкретной (пригласить папу для ремонта мебели). Главное — говорить с родителя­ми только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.

Начать разговор с родителем можно нестандартно, нетрафаретно, например рассказать один из случаев сегодняшнего взаимодействия с его ребенком. Длительные беседы, скорее всего, будут не очень умест­ными, так как чаше всего родители общаются с воспитателем, учителем либо перед началом рабочего дня, либо после его окончания.

Л.Б. Невзлин (1993) дает рекомендации для ведения беседы с клиен­том, которые могут быть использованы и в педагогической практике:

1. Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.

2. Использовать фактический материал, яркие примеры.

3. Говорить на простом понятном языке.

4. Быть кратким (Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).

5. Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярнос­тью.

6. Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (луч­ше отрепетировать выступление).

7. Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.

8. Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как послед­нюю информацию родители запомнят наиболее четко.

Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции, о которых мы уже писали (имя собственное, комплименты и др.). Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему.

Педагоги, которые работают с детьми и их родителями долгое время, к проведению бесед, родительских собраний, выступлениям на крупных конференциях относятся спокойно. Но молодые специалисты, не имеющие навыков общения, иногда испытывают страх перед взаимодействием с родителями, который имеет свои конкретные проявления, мешающие взаимопониманию сторон. Так, дрожание голоса, сбивчивая речь, суетливость в движениях, иногда высокомерные нотки (как способ защиты) могут «считываться» родителями и стать помехой для эффективного контакта. Поэтому педагогам необходимо отрабатывать манеру устной самопрезентации.

Начинающий учитель или воспитатель должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а получить как можно больше информации о своем ребенке. Если педагог на первых порах будет вести записи об определенных детях, ему легче будет наладить взаимоотношения с родителями, которые увидят заинтересованность педагога в развитии ребенка. Подобные записи (фиксированное наблюдение) помогут учителю, воспитателю держаться с родителями увереннее. Для того чтобы записи принесли максимальную пользу, желательно приобрести навыки по их составлению (Регуш Л. А., 2001).

Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников. Психология самозащиты условно делиться на два блока: управление собой и управление клиентом, ситуацией. В свою очередь, управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными действиями (профилактикой) и действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения. Профилактическая работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей (вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на возможные негативные действия и слова собеседника. Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации, создание на основе полученных в результате анализа выводов нового сценария будущих действий в подобной ситуации. Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время (что дает возможность обдумать ситуацию, про­консультироваться у специалистов и др.), привлечение специалистов к беседе и др.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответству­ют его внутренней философии, организационной культуре, образователь­ной программе.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

1) установка на работу с родителями как на работу с единомышлен­никами (вместо установки «родитель — враг, соперник»);

2) доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо об­виняющей позиции педагога);

3) заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вмес­то формального общения, «для галочки»);

4) системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).

Интересен в этом плане опыт работы ГДОУ «Марина» Красногвар­дейского района Санкт-Петербурга. Психолог В. В. Мамаева разработа­ла алгоритм действия педагога-психолога по организации мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (семинаров, тре­нингов, лекций, «круглых столов»). Этот алгоритм помогает грамотно планировать мероприятия и отслеживать их эффективность (таблица 6). Среди форм взаимодействия с родителями, используемых в ГДОУ "Марина», можно отметить работу популярного «Клуба для родителей», на регулярных встречах которого встречаются мамы и папы, бабушки и дедушки, заинтересованные не только в решении проблем ребенка, но в теплом неформальном общении с другими родителями, которого многим не хватает в наше стремительное время.

Таблица 6

Наши рекомендации