Инновации и управление качеством
ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Введение
Повышение качества продукции – один из основных критериев эффективности протекания инновационных процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано результатами проведенного нами кейс-стади на «Заводе металлоконструкций», где ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе и на экспорт) поставило руководство предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования. Проблема качества в различных ее проявления представлена и на других инновационных предприятиях, изучаемых в рамках данного проекта.
Анализ проблемы качества в данной работе мы начинаем с описания внедрения новых технических решений в контексте внедрения системы управления качеством на «Заводе металлоконструкций». На примере этого предприятия показан комплексный характер инновационных процессов. Внедрение новой техники происходит в рамках более широкой организационной инновации: системы управления качеством.
Выводы
Повышение качества продукции – один из главных показателей эффективности инновационных процессов на промышленном предприятии.
Система обеспечения качества в соответствии с Международными стандартами ISO 9001, во-первых, является сама по себе управленческой инновацией, во-вторых, служит организующим «стержнем» для проведения технических и технологических инноваций на предприятии. В третьих, её можно рассматривать как маркетинговую инновацию для завоевания новых (зарубежных) рынков.
Август 2000 г.
Литература:
1. Васильев Б. В. Инновационное развитие предприятия // Журнал для акционеров. - 1998.- №5. - сс.36-40.
2. Глазунов В. Н. Инвестиционная политика предприятия // Финансы. - 1999.- №12.- сс.24-27.
3. Грачева Г. Н. Методология проектного анализа // Вестник МГУ.- Серия 6. Экономика. - 1999.- №1- сс.21-24.
4. Гусаков Р. Н. Формирование потенциала // Экономист. - 1999.- №2.- сс.33-36.
5. Дружинин Е. В., Кортнева Н. В. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации // Управление персоналом. 2000.- №1.- сс.48-53.
6. Заверюха А. Х. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инвестиционной сфер // Финансы 2000.- №1.- сс.64-68.
7. Захаров М. Г. Система качества – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты качества. - 1999.- №2.- сс.33-36.
8. Зелтынь А. С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО.- 1999.- №5.- сс.52-62.
9. Иванов Н. М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990.- 216с.
10. Иванова Л. В. Инновационная сфера // Мировая экономика и международные отношения.- 1999.- №8.- с.43-52.
11. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. И. Миндели. Изд. 2-е, переработ. и доп.- М., ЦИСН, 1998.- 518с.
12. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия.
13. Кирпичников М. П. Переход к экономике инновационного типа // ЭКО.- 1999.- №5.- сс.16-18.
14. Новицкий Р. Н. Ориентиры инвестиционной деятельности // Экономист. - 1999.- №3.- сс.25-27.
15. Ночевкина Л. Н. Управление инвестиционным процессом: ситуация в России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления.- 1997.- №6.- сс.52-57.
16. Оценка эффективности инноваций. Завлин П. Н., Васильев А. В. СПб, Издательский дом «бизнес-пресса», 1998.- 216с.
17. Плетнева Н. Н. Десять шагов по пути к успешной сертификации системы качества по ISO 9000 // Стандарты качества.- 1999.- №2.- сс.56-58.
18. Подольский Н. С., Ромашко О. Н. Системы качества по ISO серии 9000 в проектных организациях // стандарты качества. - 1999.- №2.- сс.42-45.
19. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.- сс.28-33.
20. Пригожин А. И. Управление нововведениями: неопознанные ресурсы // Управление персоналом .- 2000.- №1.- сс.17-21.
21. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Общ. ред. и вступл. Б. В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990.- 296с.
22. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989.- 217с.
23. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998.- 600с.
24. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент как система повешения конкурентоспособности // Управление персоналом. - 2000.- №1.- сс.29-39.
25. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 1992.- 312с.
26. Шилуха В. С. Научная разработка завершена. Что дальше? // Управление персоналом. - 2000.- №1.- сс.22-25.
27. Юнь Р. Н., Борисов Г. Н. Инновационная деятельность // Экономист. - 1999.- №9.- сс.29-37.
ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Введение
Повышение качества продукции – один из основных критериев эффективности протекания инновационных процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано результатами проведенного нами кейс-стади на «Заводе металлоконструкций», где ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе и на экспорт) поставило руководство предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования. Проблема качества в различных ее проявления представлена и на других инновационных предприятиях, изучаемых в рамках данного проекта.
Анализ проблемы качества в данной работе мы начинаем с описания внедрения новых технических решений в контексте внедрения системы управления качеством на «Заводе металлоконструкций». На примере этого предприятия показан комплексный характер инновационных процессов. Внедрение новой техники происходит в рамках более широкой организационной инновации: системы управления качеством.