Контекстуальное переформирование

В этом случае предполагается, что всякое поведение может быть полезным в каком-нибудь контексте. В этой технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим, и затем прикре­пить поведение к этому контексту. Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что шаг 3 становится установлением подходящего контек­ста, а 4 шаг необходим только если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходящего контекста. В таком случае может быть вызвана творческая часть, чтобы создать возможный подходящий контекст. На пятом шаге часть принимает на себя ответственность за порождение поведения только в соответствующем контексте.

Следующая запись показывает комбинацию этих тех­ник переформирования с клиентом. Томом, который стра­дал импотенцией.

ЛКБ. Вот что, Том, я знаю,что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.

Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).

ЛКБ. Так что же произошло?

Том. Я задал вопрос но никто не ответил.

ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?

Том. Ну, я увидел свою мать, какой она бывает когда... ну... вы знаете (Том был соблазнен матерью, когда ему было около десяти лет, и он не смог справиться с задачей адекватно; эта неадекватность продолжалась и теперь)

ЛКБ.И...

Том. И ничего... У меня возникло то же чувство, кото­рое всегда возникает, когда я вспоминаю мать таким обра­зом.

ЛКБ. И ты не думаешь, что эта картина и порождаемое ею чувство имеют отношение к вопросу, который ты за­дал?

Том. Ну, если так посмотреть... но мать умерла. Какое это имеет отношение ко мне теперь?

ЛКБ. Мать-то умерла, но картина не исчезла. Теперь отправься внутрь себя и спроси эту часть себя, скажет ли она тебе, что она старается сделать для тебя. Если она скажет “да”, пусть покажет тебе ту же картину опять. Если “нет”, пусть сделает что-нибудь другое.

Том. (закрывает глаза, снова то же непроизвольное от­клонение назад).

ЛКБ. Хорошо, она ответила “да”.

Том. Откуда вы знаете?

ЛКБ. Это нетрудно. Попроси ее продолжать, и сказать тебе.

Том закрывает глаза на несколько секунд, потом от­крывает глаза, но еще несколько секунд сидит неподвиж­но.

ЛКБ.Ну?

Том. Она говорит, что пытается защитить меня от ма­тери.

ЛКБ. Согласен ли ты, что нуждаешься в защите от ма­тери, и может быть от чего-то, с нею связанного?

Том. Да, конечно.

ЛКБ. От чего же?

Том. Она была жуткая сука. Кастрация. Она меня ис­портит.

ЛКБ. Так ты согласен, что нуждаешься в защите от нее.

Том. Да, но... как невозможность поднять его может меня защитить от нее? А теперь она мертва.

ЛКБ. Я не знаю. Можешь ли ты увидеть, как это могло защитить от нее тогда?

Том. Гммммммм (глаза вверх-налево, направо, нале­во). Угу.

ЛКБ. Может быть тебе это не понравится, но в тебе есть части, которые полагают, что ты все еще нуждаешься в защите от того, чтобы она тебя не кастрировала, или как ты об этом говоришь, да?

Том. Да, но не так же!

ЛКБ. Я хочу, чтобы ты отправился к своей творческой части и попросил ее предложить три других способа защи­тить тебя.

Том. Творческой части?

ЛКБ. Да, я знаю, что она у тебя есть. Просто отправься внутрь и дай ей сделать свое дело. Она может ответить картиной, словами, ощущениями, или как-то еще, и мо­жет быть ты не поймешь, но обрати внимание на все, что произойдет.

Том. (Закрывает на некоторое время глаза, потом ки­вает головой, один раз, второй, третий; улыбается). 0'кей, я нашел.

ЛКБ. Что же ты нашел?

Том. Я спросил себя, как вы сказали, и сначала ничего не было. Потом я начал видеть эти короткие кинокартин­ки. Я увидел, как я даю ей пинка, прямо-таки врезаю ей по башке. Потом, в другой картинке, я просто ушел от нее, прямо через переднюю дверь. Потом, это было лучше все­го, я просто расхохотался ей в лицо. Ха-ха-ха.

ЛКБ. Великолепно. Похоже, что это гораздо лучше. Кстати, кто это был в твоих картинах?

Том. Как кто, жена (пауза) конечно. У-у-у, моя жена.

ЛКБ. Хмм, что бы это могло значить? Ну ладно, пока не будем об этом. Пойдем дальше. Сейчас я хочу, чтобы ты спросил часть тебя, которая делает тебя импотентным, прежде всего, считает ли она, что это более пригодные спо­собы тебя защитить. Отнесись внимательно к тому, что будет происходить. Если она скажет “да”, пусть снова по­кажет тебе картину матери.

Том. (закрывает глаза) Она говорит “да”. Может быть можно найти другой способ для нее говорить “да”? А то это очень неприятно.

ЛКБ. Конечно. Попроси ее говорить “да” другим спосо­бом. Может быть это будет теплое покалывание посреди тела.

Том (закрывает глаза, открывает, улыбается) 0'кей.

ЛКБ. Теперь спроси ее, будет ли она создавать такие способы поведения, когда нужно. Поскольку это та самая часть, которая породила первоначальную проблему, она уже знает, когда тебе нужно такое поведение, да?

Том.Да.

лкб. Но это же неверно.

Том. Да?

ЛКБ. Неверно. Если только ты не считаешь, что встре­ча в постели — это подходящий момент для того, чтобы дать возлюбленной пинка, или уйти от нее или рассмеять­ся ей в лицо (Здесь я перехожу от техники отделения пове­дения от намерения к технике контекстуализации нового поведения).

Том. Ну да. Но было бы хорошо проделать это с моей старой леди — с моей мамочкой, я имею ввиду.

ЛКБ. Да, но это было тогда, а не сейчас. Как ты мо­жешь узнать, когда нужно защищать себя от тех вещей, которые мать пыталась с тобой проделать?

Том. Вы хотите сказать — проделала... Я не знаю.

ЛКБ. Отправься внутрь себя и попроси свою творче­скую часть показать тебе, когда тебе нужно пользоваться такими способами поведения.

Том. (закрывает глаза на некоторе время, выражение лица меняется цвет становится краснее, хмурится, брови сжимаются, открывает глаза). 0'кей.

ЛКБ. 0'кей. Так как ты знаешь, когда нужно исполь­зовать такое поведение?

Том. (Глаза вниз направо) Когда на меня давят. Когда кто-то пытается взять верх надо мной. Знаете, когда кто-то пытается заставить меня делать что-то, чего я не хочу, повредить мне.

ЛКБ. Когда они пытаются заставить тебя делать то, чего ты не хочешь. 0'кей. Итак, отправься снова внутрь себя и спроси, согласна ли первая часть тебя, что когда ты чувствуешь себя таким образом, чувствуешь, что на тебя давят, самое время дать пинка, или уйти, или посмеяться.

Том. 0'кей. (закрывает глаза). Я не могу вспомнить, о чем я должен ее спросить.

ЛКБ. (повторяет указание)

Том (закрывает глаза, улыбается). Она говорит “да”. Я думаю, она понимает это лучше, чем я.

ЛКБ. Будем надеяться (улыбается). В конце концов, только это и важно. Так что спроси ее, будет ли она порождать новое, более полезное поведение в подходящие мо­менты вместо старого; ты понимаешь, старое — это импо­тенция.

Том. 0'кей. (закрывает глаза). Она отвечает теплым чувством. Но что, если я только буду испытывать это теплое покалывание, и это не будет ничего значить.

ЛКБ. Вот Фома неверующий! Задай вопрос, на кото­рый ты знаешь, что она скажет нет, и посмотри, что будет.

Том. 0'кей. (глаза вверх, налево; затем закрывает гла­за и принимает обычную позу, в которой он уходит внутрь себя; открывает глаза, смеется) Да уж конечно она не отвечает теплом и приятным ощущением, это уж точно.

ЛКБ. Ну а не хочешь ли ты мне сказать, о чем ты спросил?

Том. Нет (краснеет). Я лучше подержу это при себе.

ЛКБ. Ладно, теперь ты веришь? Спроси, есть ли какая-нибудь часть тебя, у которой есть какие-нибудь возраже­ния по поводу всех переговоров, которые мы тут устроили.

Том. 0'кей. (закрывает глаза) У меня возникло какое-то странное ощущение.

ЛКБ. Спроси, означает ли это, что возражения есть.

Том. (закрывает глаза) Опять то же странное ощуще­ние.

ЛКБ. Подожди минутку. Спроси, все ли части удовлет­ворены тем, что произошло.

Том. (углубляется внутрь себя, улыбается). Я, получил теплое, хорошее ощущение.

ЛКБ. Попроси, если это означает “да”, чтобы был дан тот же ответ.

Том. (закрывает глаза, улыбается) Оно или они гово­рят “да”.

ЛКБ. Хорошо, нужно быть внимательными, чтобы раз­личить “да” и “нет”. Ладно, это значит, что наступил мо­мент, когда тебе можно проделать выход, если ты понима­ешь, что я имею ввиду (смеется). Но я хочу, чтобы ты подождал хотя бы недельку, пока твои части привыкнут к изменениям. Не важно, насколько ты реагируешь, жди до тех пор, пока ты не сможешь больше ждать. Ты теперь начинаешь учиться новым, более приятным способам реагировать на сексуальные стимулы. Прошлые времена миновали. Но об этом мы еще поговорим.

Для Тома переформирование помогло самому презираемому способу поведения дать ему знать, что оно имеет ввиду определенную пользу. Он смог увидеть, что импотенция полезна, пытаясь защитить его от того, что мать могла с ним сделать. Хотя он время от времени и нуждался в защите от других людей, он смог найти более полезное поведение, чем то, которым пользовался раньше, и эти более полезные способы поведения существовали в его внутренних ресурсах. Однако ситуация для такого более полез­но поведения была выбрана неподходящей; новое ведение должно было возникать в ответ на определенные стимулы. Так что эта запись показывает интеграцию двух процессов переформирования: отделение намерения от поведения и нахождение подходящего контекста.

Когда переформирование осуществляется с системой состоящей более чем из одного человека (пары, например), шаги остаются тем же, но другие члены системы ис­пользуются как творческие ресурсы. Следующий отрывок из консультирования пары иллюстрирует использование переформирования в таком терапевтическом контексте.

ЛКБ. Тони, что бы ты хотел изменить в себе и в жене, чтобы вы были счастливы?

Тони. Я хотел бы, чтобы она перестала ругаться и вор­чать на меня все время.

ЛКБ. А ты, Ненси, что бы ты хотела изменить?

Ненси. Его.

ЛКБ. Да, что что именно в нем? Возьми что-нибудь, с чего мы могли бы начать?

Ненси. Его постоянную хандру и скулёж. Я не могу этого выносить.

ЛКБ. 0'кей, ты хочешь, чтобы он перестал хандрить и ныть, а он хочет чтобы ты перестала ругаться.

Тони. Мы что, торгуемся?

ЛКБ. Я не думаю, что этого хватило бы надолго. Тони, я хочу, чтобы ты действительно тщательно это обдумал. Что ты в действительности хочешь, чтобы Ненси делала, когда ты начинаешь ныть? Подумай об этом, и скажи, ког­да найдешь ответ. Пока он это делает, я хочу, Ненси, что­бы ты сделала то же самое по поводу твоего ворчания.

Ненси. Ну, это не трудно. Я хочу, чтобы он перестал валять дурака и сделал что-нибудь по дому.

ЛКБ. Так что в действительности, когда ты ворчишь, ты хочешь получить от Тони полезную реакцию, правда? (намерение отделяется от поведения).

Ненси. Да.

Тони. Ну, я в действительности хочу какой-то поддержки от Ненси — чтобы она поняла, как я устал, и не дави­ла на меня.

ЛКБ. Так что когда ты ноешь, в действительности ты ищешь поддержки (намерение отделяется от поведения).

Тони. Угу.

ЛКБ. Как именно ты хотел бы, чтобы Ненси тебя поддержала?

Тони. Ну может быть, обняла бы меня, погладила немного, дала бы мне почувствовать, что она меня ценит.

ЛКБ. Так что если она действительно подойдет, обни­мет тебя и погладит, скажет тебе что-нибудь ласковое, — ты почувствуешь поддержку от нее, да?

Тони. Угу, так и было бы.

ЛКБ. Хорошо, мы знаем, что сейчас способ, каким ты даешь ей знать, что нуждаешься в ее поддержке, — это нытье. А твое нытье лишь заставляет ее ворчать и ругать­ся. Правда, Ненси?

Ненси. Правда.

ЛКБ. Конечно, твое желание поддержки правильно, и важно, чтобы ты его получил. Но ты ведь делал как раз то, что нужно, чтобы получить ворчание и ругань, и совсем не то, что нужно, чтобы получить поддержку, во всяком слу­чае от Ненси. Так что я тебя поздравляю, у тебя есть пре­красный способ заставить Ненси ворчать на тебя.

Тони. Премного благодарю.

ЛКБ. Хочешь ли ты получить какие-нибудьспособы, которые позволяли бы тебе получить от Ненси то, чего ты действительно хочешь?

Тони. Конечно, но черт меня возьми, если я знаю как

это сделать.

ЛКБ. Охотно верю. Но в этой комнате есть человек, который точно может тебе сказать, как получить поддерж­ку, которой ты хочешь.

Тони. Так скажите же!

ЛКБ. Ну, я-то не знаю, но она знает. Ненси, что имен­но этот человек может сделать, что обеспечит ему так нужную ему поддержку? Только ты знаешь это. (Ненси ис­пользуется так же, как используется творческая часть).

Ненси. Ну, я никогда не думала...

ЛКБ. Это твой шанс. Ты можешь сказать ему, что ему делать вместо этого нытья. Он ныл только чтобы привлечь твое внимание, но внимание, которое ему доставалось, не такого рода, как ему хотелось. Что мог бы Тони делать, чтобы добиться, чтобы ты обняла его, погладила и сказала что-нибудь хорошее, — ну все в таком роде.

Ненси. Ну, если бы он был мил и внимателен со мной...

ЛКБ. Если можно, что-нибудь более определенное. Можешь ли ты вспомнить такое чувство, что тебе хотелось сделать то, чего ему хочется?

Ненси. Да, конечно, иногда так бывает.

лкб. Хорошо. И что же он делает, чтобы тебе захоте­лось вести себя так?

Ненси. Я не уверена, что он когда-нибудь так делал, но если бы он просто подошел ко мне, обнял бы меня и сказал, что он ужасно устал, и прошептал бы, что я ему нужна, я бы растеклась от нежности.

ЛКБ. Великолепно. Слушай, слушай. Тони. Вот тебе ответ. Можешь ты так делать? Обнять ее и сказать, что ты ужасно устал и в ней нуждаешься.

Тони. Конечно могу, мне никогда не приходило в голо­ву, что это так просто.

ЛКБ. Знаешь ли ты, Тони, когда именно тебе нужна поддержка? Я хочу сказать, знаешь ли ты, когда настает тот момент попросить поддержки, вместо момента для нытья? (Установление контекста для нового поведения).

Тони. Да-да. Я знаю. Я тогда чувствую, как будто вес из-под меня ускользает. И тогда мне нужна поддержка.

ЛКБ. Прекрасно. Как вы думаете, оба, лучше ли так, по-новому, чем по-старому?

Тони. Угу.

Ненси. Угу.

ЛКБ. Хорошо. Теперь, что касается ворчания... (про­цесс переформирования продолжается, при этом Ненси использует Тони как творческую часть).

Коммуникация с симптомом.

Я уже упоминала, что можно использовать переформирование для освобождения человека от проблемного симптома, установив коммуникацию с симптомом. В сле­дующем примере Кэрол пришла на терапию, чтобы смяг­чить повторяющиеся головные боли. Наверное, каждый время от времени страдает от головных болей, но у Кэрол они составляли значимый паттерн. Они возникали тогда, когда она оказывалась в такой ситуации, что оставалась наедине с мужчиной, и проходили, когда ситуация меня­лась. Кроме этого особого контекста Кэрол была спокойна и уверена в социальных ситуациях.

Зная, что такой систематический поведенческий пат­терн составлял имеющую смысл коммуникацию со стороны бессознательных процессов, я решила использовать переформирование. Я начала со следующих инструкций.

ЛКБ. Кэрол, можешь ли ты вспомнить последний раз, когда ты была наедине с мужчиной?

Кэрол. Да. (глаза вниз и направо, лоб и виски видимо напрягаются, сжимаются мышцы вокруг глаз).

ЛКБ. А когда ты вспоминаешь, испытываешь ли ты снова что-то вроде головной боли?

Кэрол. О да, видит Бог, я се чувствую.

ЛКБ. Хорошо. Посмотри на меня, и скажи, когда она уйдет.

Кэрол. (подчиняется, через несколько мгновений мышцы расслабляются, лоб опять становится гладким).

ЛКБ. Кэрол, я хочу, чтобы ты обратилась к внутренне­му диалогу, отправилась внутрь себя и спросила: «Хочет ли часть меня, которая вызывает эти головные боли, коммуницировать со мной в сознании?». Затем обрати внима­ние налюбые чувства, картины, звуки или слова, которые появятся — любую реакцию, какой бы она ни была. Давай.

Кэрол. 0'кей (Глаза вниз налево, затем снова напряга­ются те же мышцы лица).

ЛКБ. Хорошо, я увидела, что она ответила.

Кэрол. У меня начался приступ головной боли, если вы это имеете в виду.

ЛКБ. Прекрасно. Трудно искать лучшего ответа (Предпочтительно использовать симптом как носитель коммуникации. Это дает уверенность, что коммуникация осуществляется именно с той частью бессознательного процесса, которая нужна). Теперь мы должны убедиться, что правильно понимаем эту часть. Я хочу, чтобы ты от­правилась внутрь себя и сказала: «Если ощущение в голове означает «да», и ты хочешь коммуницировать со мной в сознании, усиль это ощущение; если «нет», заставь его исчезнуть». 0'кей. Ты понимаешь?

Кэрол. Да-да. (Закрывает глаза, и скоро снова возни­кает то же напряжение мышц. Это напряжение служит теперь для меня визуальным средством, чтобы понимать ответы, которые полу част Кэрол, в то время как она пере­живает тот же феномен кинестетически. Вскоре Кэрол от­крыла глаза). Она усилила ощущение.

ЛКБ. Это хорошо. Теперь у нас есть способ эксплицит­ной коммуникации с этой частью. Отправься внутрь и поблагодари ее за коммуникацию с тобой.

Кэрол. (выполняет это)

ЛКБ. Теперь отправься внутрь и спроси, захочет ли она сказать тебе, что она пытается для тебя сделать, вызы­вая головные боли.

Кэрол (кивает, и демонстрирует поведение обращения внутрь, мышцы лица снова напрягаются). Снова появилась головная боль, так что я полагаю, что она хочет ска­зать мне. Мне трудно поверить, что она делает для меня что-то хорошее.

ЛКБ. Я тебе верю. Но тем не менее это так. Всякое поведение так или иначе имеет смысл. Отправься внутрь и скажи “спасибо” снова, и попроси сказать тебе, что она пытается для тебя сделать. Это может быть в словах, или в картинах, или как-нибудь еще.

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза)Хмммм.

ЛКБ. Понимаешь ли ты ответ?

Кэрол. О, я понимаю. Она говорит, что защищает ме­ня, потому, что я не могу сказать “нет”, особенно мужчи­нам.

ЛКБ. Ну а раньше ты это знала?

Кэрол. Нет, нет, понятия не имела. Из-за головных болей мне даже никогда не приходилось говорить “нет”.

ЛКБ. Ну, тогда она работает очень эффективно, прав­да?

Кэрол. Да, пожалуй.

ЛКБ. Согласна ли ты, что намерение позитивно? Хо­чешь ли ты, чтобы тебя защищали от последствий неуме­ния сказать “нет” мужчинам?

Кэрол. Я лучше скажу “нет”.

ЛКБ. А ты можешь?

Кэрол. Ну, я думаю, что могу.

ЛКБ. Таким образом, ты думаешь, что можешь, но та часть тебя по-видимому не согласна.

Кэрол. Ну, мне действительно трудно бывает сказать “нет”, особенно мужчинам.

ЛКБ. Так что, наверное, ты нуждаешься в защите, по крайней мере пока ты не научишься говорить “нет”.

Кэрол. Да, нуждаюсь. Прежде, чем у меня начались головные боли, я часто попадала в неприятные положения. Я согласна, что у нее добрые намерения.

ЛКБ. Тебе только не нравится способ, каким она вы­полняет эти намерения, да?

Кэрол. Да.

ЛКБ. Пока ты не овладеешь мастерством говорить “нет”, когда это нужно, хочешь ли ты, чтобы ты была под защитой от последствий неумения сказать “нет”?

Кэрол. Да.

ЛКБ. Отправься внутрь себя и поблагодариэту часть тебя за то, что она тебя защищала все эти годы.

Кэрол. 0'кей (закрывает глаза)

ЛКБ. А есть ли у тебя часть, которую ты называла

творческой.

Кэрол. Да, я полагаю, что есть.

ЛКБ. Хорошо. Я хочу, чтобы ты отправилась к своей творческой части и попросила ее, не согласится ли она создать три других способа удовлетворить те же намерения, пока ты не научишься говорить “нет”.

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза, улыбается). Она со­гласилась.

ЛКБ. Как она сказала об этом?

Кэрол. Она нарисовала “ДА” яркими цветами радуги, как и должна поступать творческая часть.

ЛКБ. Великолепно. Попроси ее продолжать.

Кэрол. (закрывает глаза и склоняет голову назад. По­том кивает, раз, второй, третий). 0'кей, я получила их.

ЛКБ. Хочешь ли ты сказать мне, какие это способы?

Кэрол. Конечно. Первый состоит в том, чтобы оста­ваться наедине с мужчиной только если я хочу сказать ему "да". Второй — стать настолько безобразной, что я пере­стану нравиться мужчинам. Третий — занять мужчину чем-нибудь таким, что уведет его от сексуальных мыслей.

ЛКБ. 0'кей. Теперь направь эти три новые возможно­сти части, которая устраивала тебе головные боли и спроси ее, согласна ли она, что эти способы будут работатьпо меньшей мере так же хорошо, как головные боли.

Кэрол. 0'кей. (закрывает глаза на несколько мгнове­ний, затем ее лицевые мышцы сжимаются). О! Она гово­рит—да.

ЛКБ. Хорошо. Спроси, согласна ли она осуществить новые возможности, когда это будет нужно).

Кэрол. (закрывает глаза; мышцы лица сжимаются, по­том расслабляются). Она сказала — да, а потом головная боль исчезла.

ЛКБ. Великолепно. Вот и все с головными болями. Те­перь отправься внутрь и спроси, не возражает ли какая-нибудь часть против переговоров, которые произошли.

Кэрол. (закрывает глаза) Да, Я получила ответ печат­ными буквами “да”.

ЛКБ. Спроси, в чем состоит возражение.

Кэрол. Она говорит большими, яркими печатными

буквами: “НАУЧИСЬ ГОВОРИТЬ НЕТ!”

ЛКБ. Я полностью согласна. Отправься внутрь и скажи

этой части, что именно это ты и собираешься сделать. И

поскольку ей не будет нужды возражать, она может быть

очень полезной в этом деле.

Кэрол. 0'кей. Она говорит “0'КЕЙ” большими, ярки­ми печатными буквами.

ЛКБ. Хорошо. Спроси, есть ли еще какие-нибудь возражения этим переговорам.

Кэрол. (закрывает глаза). Кажется все в порядке. Я чувствую себя великолепно.

Кэрол научилась видеть нежелательное поведение (го­ловные боли) как способ удовлетворения позитивного на­мерения (выхода из трудной ситуации). Она установила коммуникацию между сознательным вербальным процес­сом и бессознательными процессами, порождающими сим­птом. На следующих встречах я помогла Кэрол так органи­зовать свои реакции, чтобы она могла изящно говорить “нет” в соответствующих контекстах. Мы также ввели пе­реформирование с другими содержаниями, так что сам этот процесс мог интегрироваться в ее поведение. Скоро она смогла осуществлять его сама, и перестала нуждаться в терапевте.

Сексуальные дисфункции часто являются проявлени­ем неконгруентности, несоответствия между сознательны­ми и бессознательными процессами. Переформирование приводит эти процессы в соответствие друг с другом, созда­вая мета-систему, направленную к благополучию всего ор­ганизма. Эта мета-система — часть, порождающая слова, которая может вступать в контакт и коммуницировать со всеми другими частями на сознательном и бессознатель­ном уровне. Она не принимает ничью сторону и не называ­ет какое-то поведение или какую-то часть плохой или больной; она просто обеспечивает ведение переговоров, чтобы привести к согласию различные части индивидуума или пары. Таким образом используются все внутренние ресурсы для достижения целей, с которыми согласна вся система (человек, пара или семья). Когда все шаги пере­формирования освоены и интегрированы в естественное поведение человека, он сам может осуществить любые же­лательные изменения.

Глава 14

Наложение

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие все сенсорные мо­дальности. Это создает глубокие измененные состояния со­знания, а кроме того развивает способность использовать внутренние процессы как ресурсы, какими они и являют­ся: орудиями для создания необходимых переживаний. На­ложение — это техника, используемая для создания таких переживаний. Наложение начинает с вербализации, соот­ветствующей первичной репрезентативной системе клиен­та, а затем добавляет другие сенсорные модальности по одной. Это делается также всрбально, с использованием . естественных моментов переживания, которые существу­ют между модальностями.

Например, если вы — высоко-визуальный человек, процесс начнется с того, что вам будет предложено пред­ставить себе образ дерева, или группу деревьев. Когда вы будете видеть деревья ясно перед собой, отмечая разнооб­разие цветов и форм листьев и веток, вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, ко­торый он доносит до вас.

Начиная с визуального образа, образа дерева, и затем переходя посредством наложения чувственного опыта в естественных точках пересечения вы можете расширить первоначальное представление и включить все сенсорные модальности в трепещущий, живой, внутренне создаваемый образ. Если вы можете видеть, как ветер раскачивает ветки, нужно сделать лишь не небольшой шаг, чтобы услы­шать шелест листьев. Если вы слышите шум листвы, ко­нечно же нетрудно почувствовать, как ветер овевает ваше лицо. И если вы можете почувствовать ветерок, от этого лишь небольшой шаг к тому, чтобы почувствовать свеже­сть ветра и запах, доносящийся с деревьев, которые вы так ясно видите.

Наши чувства таким образом и работают, создавая це­лостное переживание; начиная с любой сенсорной модаль­ности, и продвигаясь через естественные точки пересече­ния, легко создавать полный, богатый опыт. Наши чувства работают таким образом естественно. Было бы действи­тельно странно увидеть каплю воды на своей руке и не почувствовать влажность, а может быть и не услышать звук падающего дождя и запах сырости в воздухе. Прибе­гая к наложению, полезно пользоваться специальными словами, подходящими для соответствующих сенсорных систем.1

Вот слова, которыми я пользовалась в предыдущем примере. Визуальная модальность: видеть, ясно, отчетливо, образ, цвета, формы, следить. Аудиальная: слышать, звук, шелест, слушать, шепот. Кинестетическая: чувст­вовать, свежесть, овевание. Обонятельная: чувствовать запах, свежесть, аромат.

Чтобы эффективно пользоваться наложением, нужно описывать основные характеристики каждой модальности. Вот краткий список специфических сенсорных характери­стик каждой системы. Визуальная: цвет, яркость, насы­щенность, расположение, текстура, ясность (отчетливость), форма, движение. Аудиальная: темп, громкость, высота, расположение, тембр. Кинестетическая: тяжесть (нагрузка), температура, плотность (густота), расположе­ние, текстура (фактура), движение, формы. Обоня­ние/вкус: запах, концентрация, эссенция, текстура, аро­мат, влажность, вкус, температура.

Хотя техника наложения репрезентативных систем эффективна и сама по себе, она часто является составной частью паттернов коммуникации, создаваемых для обога­щения опыта человека. Она особенно полезна с клиента­ми, которые не способы сосредоточить свое сознание на кинестетической части опыта в сексуальном контексте.

Чтобы имела место естественная последовательность внутренних и внешних процессов, составляющих сексу­альное переживание, нужно, чтобы кинестетическая часть переживания, то есть телесные ощущуения, входила в со­знание. Начиная с того, что в сознании есть, и добавляя

1 Многое по этому поводу можно найти у К. С. Станиславского, в частности, технику “манков”, пригодную и для задач “наложения”, как и для более серьезных задач раджа-йоги (прим. перев.).

----------------------------------------------------------------------------------------------

другие модальности, можно привести в сознавание телес­ные ощущения и усилить их.

Наложение может быть полезно в помощи тем, чьи внутренние процессы мешают им чувствовать, частично или полностью, интенсивное удовольствие сексуального переживания. Наложение приводит к сознаванию тех сто­рон переживания, которые ранее не сознавались, а также помогает объединить внешние и внутренние процессы, так что переживание становится конгруентным.

Обучая очень визуально-ориентированных людей использовать то, что они считают ведущим к чувствам, я следующим образам использую наложение.

“Посмотри на него. Отчетливо ли ты его видишь? Хо­рошо. Теперь, когда он склоняется ближе к тебе, и ты ви­дишь особое выражение в его глазах, ты можешь прямо-та­ки придти в восторг. И когда он приближается к тебе все ближе и ближе, ты видишь его плечо и его лицо прямо рядом с собой, ты можешь начать слышать его шопот. Он шепчет, и ты можешь почувствовать его дыхание, как оно щекочет тебе ухо, и может быть, слегка покусывает. Его слова и близость меняют ритм и частоту твоего дыха­ния...”

“Когда ты видишь, как ее рука протягивается к тебе и слегка прикасается, ты можешь почувствовать температу­ру ее кожи, и как она притрагивается к твоей.”

“Слушая тон своего голоса, ты начинаешь сознавать, какие чувства стоят за этим.”

“Когда ты видишь, как она смотрит на тебя, совершен­но по-особенному, ты можешь сказать себе, насколько она тебя хочет, и почувствовать, как это хорошо — быть же­ланным.”

“Слыша изменяющийся ритм собственного дыхания, ты возбуждаешься все больше.”

“Видя свою руку, как она протягивается и гладит ее, ты замечаешь, как ты прикасаешься к ее коже, чувствуешь ее фактуру. Гладя ее, перенося руку с места на место, ты можешь следить за выражением ее лица”.

Это примеры инструкций, использующих наложение. Для клиентов, у которых не было успешного сексуального опыта или которые слишком стыдливы и полны запретов, я нашла полезным проведение их через управляемые фантазии сексуальных переживаний, используя наложение и оставаясь максимально неопределенными. Это оставляет им свободу внутренне создавать наиболее удовлетворяющие их переживания. Искусство оставаться достаточно неопределенным при достаточной специфичности, чтобы созда­вать богатые управляемые фантазии, опирается на языко­вые паттерны, в особенности те, которые описаны в книге “Паттерны гипнотической техники Милтона Х .Эриксона, М.Д.” т. 1, составленной Бэндлером и Гриндсром. Остава­ясь неопределенной при направлении вербализации к позитивным переживаниям, я могу помочь клиенту создать фантазию из собственных внутренних ресурсов, а не из моего внутреннего опыта. Например, я могу сказать: “И может быть некоторое чувство удовлетворения в знании того, что ты знаешь”. При этом “некоторое чувство удов­летворения” не определяет, что это за переживание, а “знание того, что ты знаешь” не определяет переживания знания и оставляет свободным, что же именно является содержанием этого знания.

Этот метод особенно эффективен с клиентами, которые в типичном случае говорят: “Я просто не могу увидеть себя делающим это”, — когда их спрашиваешь, что мешает им пережить тот сексуальный опыт, которого они хотят. Такое утверждение говорит мне, что их поведение может измениться, если они смогут “увидеть себя делающими это”. Поскольку видение себя делающим что-то по сущест­ву внутренне создаваемый опыт, здесь вполне уместно вос­пользоваться управляемой фантазией и использовать принципы наложения, чтобы обеспечить богатое и полное переживание.

Клиентов можно научить тому, как использовать соб­ственные внутренние процессы для усиления сексуальных переживаний. Выяснив, каким образом клиент вызывает телесные ощущения (то есть делает ли это непосредствен­но, или посредством слов, картин или звуков), вы можете изучить его, как использовать эту информацию. В качест­ве примера я уже упоминала женщину-сексопатолога, ко­торая жаловалась, что может достичь оргазма только с по­мощью вибратора. При работе с ней я выяснила, что во время полового акта внутренний голос начинается отвле­кать и беспокоить се, говоря “Он начинает уставать, у тебя никогда этого не будет”, — и прочее в этом роде. Когда это возникает, она начинает тревожиться, что уводит се со­знание от непосредственного сексуального переживания. Для се любовника было важно, чтобы она пережила оргазм с ним, и ей тоже этого очень хотелось. Но из-за тревожности, вызываемой внутренним голосом, они каждый раз начинали со стадии возбуждения, пока то, что говорил внутренний голос — что он устал и даже начинает скучать, - не начинало становиться правдой, то есть пророчеством, которое само себя осуществляет. В этой ситуации было много вариантов вмешательства, и я выбрала — научить ее использовать свой внутренний голос для описания своего непосредственного внешнего переживания: пусть голос описывает, как он дотрагивается до нее, тепло его рук, нежность и силу его прикосновений, звучание и ритм его дыхания, биение сердца. Когда она научилась этому, я на­учила ее также использовать эти внутренние описания для приближения переживаний, которых она хотела, то есть вербально приближать текущий опыт к желательному:

“Чувствуя, как он движется вместе со мной, я чувствую, что сама все больше возбуждаюсь, дышу все быстрее, при­ближаюсь все больше к оргазму”. Такая вербализация предпогает, что поскольку она чувствует, как он движет­ся вместе с ней, она становится все более возбужденной, и поскольку она дышит все быстрее, она приближается к ор­газму.

Поскольку эмоциональные состояния этой женщины определялись прежде всего ее внутренним диалогом, этот метод позволил ей чувствовать себя желающей, возбуж­денной, даже оргазмической. Это привело к единству внешних чувственных ощущений и внутренних процессов, и дало ей желаемое переживание. Впоследствии мне было приятно узнать, что по мере того, как она продолжала пользоваться этим методом, внутренний голос начал выпа­дать из сознавания, так что все внимание было занято полнотой кинестетического переживания. Она также расска­зала, что научилась вызывать другие желательные переживания — такие, как чувство алертности, уверенности в себе, покоя, посредством такого же использования внут­реннего голоса.

Я нахожу также полезным наложение для того, чтобы научить клиентов отождествляться с переживаниями пар­тнера. И мужчины, и женщины часто меня спрашивали, как я думаю, чего хотят их партнеры в отношении сексуальности. Почти всегда оказывалось, что если они могли создавать внутреннее переживания отождествления с партнером, они сами могли творчески создавать соответству­ющее поведение. Под “отождествлением с партнером” я имею в виду представление себе, чего они хотели бы сами от себя сексуально. Это предполагает воображение того, что испытывает другой, то есть помещение себя на его место. Используя наложение таким образом, клиент воображает, что он перенесся в тело партнера. Начиная с наиболее естественной для него репрезентативной системы, кли­ент использует принцип наложения, чтобы создать полное переживание. Клиент видит себя с точки зрения партнера дотрагивается, слышит звуки собственного голоса и пр. Такой опыт является источником обратной связи, причем в типичном случае клиент изменяет собственное поведение приспосабливается к собственному выражению, делая его более уместным в этой новой перспективе. Разумеется клиент должен использовать и непосредственную обрат­ную связь, которую дает партнер в действительном сексу­альном контексте, чтоб выяснить, действительно ли его поведение вызывает желаемые реакции. Сообщения кли­ентов говорят, что обычно партнерам нравится новое, со­зданное таким образом поведение.

Эта техника оказалась особенно эффективной с жен­щиной, которая пришла ко мне специально по поводу сек­суальных проблем. Она жаловалась, что ей всегда прихо­дится брать на себя инициативу, в то время как муж ока­зывается сексуально пассивным. Более того, он отказывается пойти с ней на консультацию и казалось, что он вполне доволен тем, как идут дела. Во время первой встречи с этой женщиной я воспользовалась техникой на­ложения, чтобы создать в ней переживание того, будто она — муж. И будучи им, она получила большое удовольствие от чувства, что он столь желанен, она наслаждалась этим. На следующей неделе она позвонила мне и отменила на­значенную встречу, сказав, что <

Наши рекомендации