Керамика на основе синтетического низкотемпературного кварцевого стекла

В 1982 г. Karino56 первым упомянул использо-
вание низкотемпературной керамики для из-
готовления металлокерамических реставра-
ций. Впоследствии в 1998 г. McLaren5' опубли-
ковал возможность применения для облицов-
ки металлических каркасов нового вида низ-
котемпературной керамики, обжиг которой
проводился при температуре на 100° ниже,
чем необходимо для керамики на основе по-
левого шпата. В 2001 г. Chu60 разработал ме-
тодику использования совершенно нового ти-
па керамики на основе синтетического квар-
цевого стекла для металлокерамических рес-
тавраций и виниров. Основное преимущество
этих материалов заключается в их щадящем
воздействии на естественные ткани антагони-
рующих зубов, что приводило к меньшей сти-
раемое™ последних. На рис. с 5-95 по 5-104
продемонстрировано клиническое примене-
ние двух разных материалов одного оттенка
(керамика на основе полевого шпата и синте-
тического низкотемпературного кварцевого
стекла) для изготовления виниров на зубы 11
(8) и 21 (9). Заметны некоторые отличия в опа-
ковости (прозрачности) готовых реставраций.

ческих эффектов. Необходимо помнить о пря-мой зависимости между прочностью и опако-востью - чем выше прочность, тем более выра-жена опаковость (т.е. меньше прозрачность).

Клиническое применение - создание керамических виниров требуемого цвета

Принципы достижения необходимых прозрач-ности, яркости, насыщенности и оттенка при-меняются как в отношении одиночных, так и множественных керамических реставраций. У одного и того же человека в пределах одного зубного ряда отмечаются значительные отли-чия цвета зубов. На верхней челюсти слабые вариации оттенков можно определить между парами центральных резцов, боковых резцов и даже клыков. Следует помнить, что, несмот-

ря на доминирование центральных резцов

среди всей передней группы зубов, клыки

обычно обладают более насыщенным оттен-

ком (рис. 5-106). Центральные резцы являют-

ся наиболее яркими зубами, в то время как

клыки - темными. Между центральными и ла-

теральными резцами отмечаются незначи-

тельные отличия в насыщенности и яркости,

последние несколько меньше по размеру и

менее яркие, однако оттенок их обычно оди-

наковый. Оттенок клыков часто отличается от

центральных и боковых резцов, кроме того,

клыки имеют большую насыщенность (рис. 5-

106). То же касается клыков нижней челюсти,

с другой стороны - нижние центральные и бо-

ковые резцы обладают одинаковым оттенком,

насыщенностью и яркостью, в отличие от рез-

Клиническое применение - создание керамических виниров требуемогс

Рис. 5-105. Пример слабовыраженного изменения цвета, Рис. 5-106. Тон цвета клыков обычно отличается от цент-
что характерно для естественного зубного ряда. Верхние ральных и боковых резцов, кроме того, насыщенность
центральные резцы являются доминирующими с точки цвета клыков значительно интенсивнее
зрения эстетики, однако тон и насыщенность клыков вы-  
ражены сильнее  
Рис. 5-107. Вид передних зубов до препарирования для Рис. 5-108. Препарированный зуб 11. Незначительное из-
изготовления виниров из синтетической низкотемпера- менение цвета поверхности дентина
турной керамики на основе кварцевого стекла. Истинный  
цвет (тон и насыщенность) определяется дентином  

Перечисленные выше группы керамических

материалов обладают различными физически-

ми и оптическими свойствами, зависящими от

молекулярной и кристаллической структуры.

Например, спеченный оксид алюминия имеет

высокую прочность (690 МПа) и выраженную

опаковость, в то время как керамика на осно-

ве полевого шпата имеет наименьшую проч-

ность (90 МПа), но более прозрачна. Различия

в отражении, поглощении, рефракции и дис-

персии света объясняют наличие разных опти-

цов верхней челюсти. Зубы жевательной

группы - моляры и премоляры - ближе по

цвету к центральным резцам.

В пределах каждого зуба существует опре-

деленная стратификация цвета. Эмаль явля-

ется своеобразным окном, проходя через

стекло которого световые волны подвергают-

ся рефракции и отражению. Эмалевый слой

имеет непосредственное отношение к яркос-

ти зуба. Истинный цвет (оттенок и насыщен-

ность) определяется дентинным слоем (рис. с

5-107 по 5-112). Подтверждением данного феномена может служить препарирование зубов, измененных в результате действия тет-рациклина. По мере истончения эмалевого слоя зуб становится все более насыщенным (темным) (см. рис. 5-111 и 5-112). По сути сто-матолог попадает в ловушку - при необходи-мости изменения цвета таких зубов с по-мощью виниров препарирование приводит к еще большему потемнению опорных струк-тур, что затрудняет получение высокого эсте-тического результата.

Sulikowski и Yoshida35 считают, что глубина препарирования должна зависеть от степени потемнения зуба. Большая глубина препари-рования необходима для обеспечения доста-точного пространства для реставрационного материала с целью более эффективного мас-кирования цвета подлежащих структур, что несколько противоречит описанному выше феномену. Однако с технической точки зре-ния логично предположить, что возможность влияния на количество и толщину слоев кера-мики облегчает задачу зубного техника,




Чу • Цвет Клиническое применение - создание керамических виниров требуемого цвета  
   

Рис. 5-109. Вид справа до проведения лечения. Среднее или выраженное изменение цвета

Рис. 5-111. Выраженное изменение цвета зубов в резуль-тате действия тетрациклина

Рис. 5-113. Вид после фиксации виниров

Рис. 5-110. По мере сошлифовывания слоя эмали цвет зуба кажется более насыщенным (темным), что затрудня-ет нивелирование изменения цвета с помощью реставра-ции

Рис. 5-112. Подлежащая структура зуба после препари-рования влияет на цвет окончательной реставрации

В отличие от металлокерзмических рестав-раций, где контроль цвета обеспечивается за счет использования опакового слоя керамики поверх металлического каркаса, при изготов-лении керамических виниров такая возмож-ность имеется не всегда. Более того, при ис-пользовании данного приема виниры выгля-дят слишком яркими и опаковыми. Однако часто препарирование вестибулярной поверх-ности зуба проводится в недостаточном объ-еме для нанесения опакового, дентинного и эмалевого слоев керамики для придания жи-вого эффекта и естественной прозрачности реставрациям. Практически неизбежно под-лежащие ткани зуба создают определенный


Рис. 5-114. Клинический случай 3. На данном примере Рис. 5-115. Модель после секционирования и подготовки
продемонстрирована эффективная маскировка цвета штампов. Пришеечные участки штампов окрашены
подлежащих структур зуба с помощью виниров на осно- черным для обозначения темных участков зуба, которые
ве дисиликата лития необходимо нивелировать

Рис. 5-116. Восковое моделирование верхних передних Рис. 5-117. Прессованные виниры. Материал эффективно

зубов блокирует темные участки

Рис. 5-118. Препарирование прессованного каркаса для Рис. 5-119. Облицовочная керамика нанесена на прессо-

создания пространства для облицовочной керамики ванный каркас

Чу • Цвет

Рис. 5-120. Виниры (зубы с 14 по 24) отглазурованы и от- Рис. 5-121. Вид справа виниров зубов 14 , 13 и 12

Клинические приемы при подборе цветов керамических виниров

Рис. 5-125. Вид препарированных зубов. Основной цвет Рис. 5-126. Вид после установки винира (зуб 22). Облицо-

задают с помощью подбора заготовки с соответствую- вочную керамику наносят по стандартной методике, раз-

щей опаковостью работанной Аошима и Мележко (Aoshima и Mieleszko)


Рис. 5-122. Вид спереди BI !Иров центральных резцов Рис. 5-123. Вид слева виниров зубов 22, 23 и 24
верхней челюсти  

Например, пациенты не видят разницы между оттенками А1 и В2 (оранжевый по сравнению

с желтым) из-за их низкой насыщенности. Од-
нако почти каждый может определить разни-
цу в яркости между этими образцами. Изме-
нение оттенка является одной из самых
сложных задач, поскольку большинство мате-
риалов, используемых для фиксации керами-
ческих реставраций, имеют определенные
цветовые характеристики. Чаще всего произ-
водители предлагают только прозрачные,
светлые, темные или белые цементы. Для мо-
дификации цвета к цементу можно добавить
оттеночные композитные красители. Ошибка

мики (рис. с 5-124 по 5-126). Такой материал облегчает контроль основного цвета, особен-но при возможности использования загото-вок различной опаковости (Церпресс SL), в то время как облицовка керамического каркаса проводится по традиционной методике изго-товления реставраций из прессованной кера-мики.33

Клинические приемы при подборе цветов керамических виниров

Рис. 5-124. Клинический случай 4. Вид до лечения верх-него левого бокового резца. Правильный цвет и соответ-ствие с соседними зубами одиночной реставрации легче всего могут быть достигнуты с помощью прессованной керамики

фон для виниров, вызывая эффект «цвета культи» {рис. 5-113).

Керамические виниры имеют истинно ла-минированную (слоистую) структуру: поверх-ность препарированного зуба, цемент и соб-ственно винир. Оттенок, насыщенность и яр-кость окончательной реставрации во многом зависят от цвета подлежащих структур. Ко-нечный результат определяется наложением цвета зуба, цвета цемента и цвета керамики. Яркость реставрированного зуба является наи-более заметным цветовым параметром. Отте-нок и насыщенность часто не слишком хоро-шо определяются при наличии светлых тонов, поскольку насыщенность относительно низка, таким образом, яркость приобретает наиваж-нейшее значение для эстетического эффекта.

в оттенке заметна меньше, чем неправильный

выбор насыщенности и яркости (см. рис. 5-

96). К счастью, на яркость окончательных рес-

тавраций можно относительно легко повли-

ять с помощью цементов.

Проще всего изменить яркость зубов с вы-раженным изменением цвета с помощью ке-рамики на основе дисиликата лития. Прессо-ванные керамические каркасы позволяют эф-фективно маскировать очень темные, недос-таточно яркие зубы. На рис. с 5-114 по 5-123 представлен клинический случай использова-ния керамики на основе дисиликата лития для маскировки темных участков зубов.

Обеспечить достижение оптимального цве-та при изготовлении одиночного винира наи-более просто с помощью прессованной кера-

Несколько виниров

1. Необходимо обеспечить оптимальное осве-щение для определения цвета.

2. Следует выбрать окончательный цвет вини-ров - на основании предпочтений пациента с учетом цвета волос, глаз и кожи.

3. Необходимо сделать фотографии выбран-ных образцов рядом с непрепарированны-ми зубами (см. рис. 5-25) для использова-ния зубным техником в качестве ориентира (калибровка интерпретации цвета отлича-ется на фотографиях и в клинической ре-альности).

4. Следует определить исходный цвет гидрати-рованных непрепарированных зубов, кото-рый будет служить ориентиром. Клиническое

Чу • Цвет

значение заключается в определении роли эмалевого слоя с точки зрения яркости. Ре-комендуется подробно документировать полученные результаты, поскольку паци-енты обычно быстро забывают о первона-чальном цвете зубов.

5. Необходимо после окончательного препа-рирования определить цвет культи. Нельзя недооценивать того факта, что цвет культи может варьироваться в пределах одного зу-ба и у разных зубов.

6. Для зубного техника следует получить цвет-ную фотографию культи зуба. Все полу-ченные фотографии предоставляют техни-ку достаточно информации, что облегчает изготовление реставраций. По сути, рестав-рации зачастую должны компенсировать более темный, насыщенный цвет культи, и изготавливаются с более выраженной яр-костью, меньшей насыщенностью и точным оттенком.

7. Для подтверждения точности оттенка и по-лучения одобрения пациента необходимо использовать пробный цемент перед фик-сацией винира на постоянный. Следует помнить, что цементы двойного отвержде-ния немного изменяют свою яркость в ре-зультате деградации под действием бензо-аминов, содержащихся в фиксирующих агентах. Окончательный цвет оказывается несколько менее ярким (темнее). Нельзя забывать о том, что окончательный цвет реставрации образуется в результате нало-жения цветов используемых материалов и подлежащих тканей зуба.

Одиночные виниры

При изготовлении одиночных виниров выпол-няются те же этапы, за исключением второго.

Заключение

В данной главе представлен обзор совре-менных методов и материалов, позволяющих получить оптимальные результаты при опре-делении и анализе цвета зубов и реставра-ций. Однако многие аспекты, имеющие боль-шое клиническое или техническое значение, приведены очень подробно.

Обсуждаются особенности цвета и цвето-восприятия, а также приемы, направленные на выявление и компенсацию этих особеннос-тей. Даны развернутые советы по выполнению клинических и зуботехнических этапов изго-товления виниров, включая обеспечение оп-тимальных условий освещения и окружения. Понимание и выявление контрастных эффек-тов позволяет оценить их клиническое значе-ние и определить возможности коррекции. Большое число схем и клинических иллюстра-ций облегчает усвоение материала.

Недостатки традиционных цветовых шкал привели к необходимости разработки компь-ютерных систем определения цвета. В данной главе проведено подробное описание и срав-нение преимуществ и недостатков традици-онных и компьютерных систем. Приведены достижения современного стоматологическо-го материаловедения с точки зрения улучше-ния физических и оптических свойств керами-ческих материалов.

Повышение требований к эстетическому результату стоматологического лечения при-вело к появлению новых систем и матери-алов. Автор надеется, что представленная в данной главе информация поможет стомато-логам и зубным техникам проводить опти-мальное лечение пациентов.

Литература

1. Clark ЕВ. Analysis of tooth color. J Am Dent Assoo 1931;18:2093-2103.

2. Clark EB. The color problems in dentistry. Dent Dig 1931:37:499-509.

3. Clark EB. Seventy-fourth annual session of the ADA. Buffalo, NY, 15 Sept 1932.

4. Sproull RC. A Survey of Color Education in the Dental Schools of the World. El Paso, TX: US Army Research Report, 1967.

5. Sproull RC. Color matching in dentistry. Part 1. J Prosthet Dent 1973:29:416-424.

6. Sproull RC. Color matching in dentistry. Part 2. J Prosthet Dent 1973:29:556-566.

7. Sproull RC. Color matching in dentistry. Part 3. J Prosthet Dent 1974:31:146-154.

8. Munsell AH. A Grammar of Color. New York: Van Nostrand Reinhold Company, 1969.

9. Nagakawa Y. Color analysis of shade guides. Shikai Tenbo 1976;48:1-9.

10. Nagakawa Y. Analysis of natural tooth color. Shikai Tenbo 1975:46:527-537.

11. Preston JD, Bergen SF. Color Science and Dental Art: A Self-Teaching Program. St Louis, MO: Mosby, 1980:42.

12. Bergen SF. Color in esthetics. NY State Dent J 1985;51: 470-471.

13. Preston JD. Current status of shade selection and color matching. Quintessence Int 1985:16:47-58.

14. Yamamoto M. Variations in color perception. In: Proceed-ings from Osaka Dental Technology Meeting (1980). Osaka, Japan.

15. Miller LL. A Scientific Approach to Shade Matching. Chicago: Quintessence, 1988.

16. Ubassy G. Shape and Color. Chicago: Quintessence, 1988.

17. Seghi RR. Spectrophotometric analysis of color differen-ces between porcelain systems. J Prosthet Dent 1986;56: 35-40.

18. Seghi RR. Performance assessment of colorimetric devices on dental porcelains. J Restor Dent 1989:68:1755-1759.

19. Ishikawa-Nagai S. Using a computer color matching system in color reproduction of porcelain restorations. Part 1. Application of the CCM to the opaque layer. Int J Prosthodont 1992:5:495-502.

20. Miller LL. Shade matching. J Esthet Dent 1993:5:143-153.

21. Miller LL. Shade selection. J Esthet Dent 1994:6:47-60.

22. Pensler AV. What you were not taught about shade selection. Dent Econ 1995:85:80-81.

23. Yamamoto M. Development of the vintage halo computer color search system. QDT 1998;21:9-26.

24. Miyoshi Y, Sasaki J. Clinical application of the computer color search system and digital recording method of the buildup recipe: Use of the "Shade Eye File" database. QDT 1999:22:69-77.

25. Lichter JA. Shade selection: Communicating with the laboratory technician. NY State Dent J 2000:66:42-46.

Литература

26. Cherkas LA. Communicating precise color matching and cosmetic excellence. Dent Today 2001 ;4:52-57.

27. Ahmad I. Three-dimensional shade analysis: Perspectives of color. Part 1. Pract Periodont Aesthet Dent 1999;11: 789-796.

28. Ahmad II. Three-dimensional shade analysis: Perspectives of color. Part 2. Pract Periodont Aesthet Dent 2000;12: 557-564.

29. Priest G, Lindke L. Tooth color selection and characteriza-tion accomplished with optical mapping. Pract Periodont Aesthet Dent 2000:12:497-504.

30. Vanini L. Light and color in anterior composite restorations. Pract Periodont Aesthet Dent 1996:8:673-682.

31. Chu SJ, Tarnow DP. Digital shade analysis and verificat-ion: A case report and discussion. Pract Periodont Aesthet Dent 2001:13:129-136.

32. Chiazzari S. The Complete Book of Color. Boston: Element Books, 1999.

33. Aoshima H. Aesthetic all-ceramic restorations: The internal live stain technique. Pract Periodont Aesthet Dent 1997; 9:861-870.

34. Mieleszko AJ. The art of color mapping, i Magazine (Ivoclar Vivadent Inc.) 2001 ;5:6-7.

35. Sulikowski AV, Yoshida A. Clinical and laboratory protocol for porcelain laminate restorations on anterior teeth. QDT 2001:24:8-22.

36. Heydecke G. In vitro color stability of double-layer ve-neers after accelerated aging. J Prosthet Dent 2001 ;85: 551-556.

37. Robert D. First contacts with the ShadeScan System. Canadian J Dent Technol 2000:4:52-60.

38. Preston JD. Digital tools for clinical dentistry. J Calif Dent Assoc. 1998:26:915-922.

39. McLaren EA. Provisionalization and the 3-D communi-cation of shade and shape. Contemp Esthet Rest Pract 2000:5:48-60.

40. Bowen RL. Properties of silica-reinforced polymer for dental restorations. J Am Dent Assoc 1963:66:57-64.

41. Bertil H. Procera All-Ceram laminates: A clinical report. J Prosthet Dent 2001:85:231-232.

42. Seymour KG. Stresses within porcelain veneers and the composite lute using different preparation designs. J Prosthodont 2001:10:16-21.

43. Weinstein M, Katz S, Weinstein AB. Fused porcelain-to-metal teeth. US patent 3052,982 (1962).

44. Yamamoto N. Metal-Ceramics: Principles and Methods of

Makoto Yamamoto. Chicago: Quintessence, 1985:219-305.

45. Preston JD. Perspectives in Dental Ceramics: Proceedings of the Fourth International Symposium on Ceramics (1985). Chicago: Quintessence, 1988.

46. Castelnuovo J, Tjan AH, Phillips K, Nicholls Jl, Kois JC. Fracture load and mode of failure of ceramic veneers with different preparations. J Prosthet Dent 2000:83:171-180.

47. McLean JW. The science and art of dental ceramics. Bridge design and laboratory procedures in dental ceramics. Chicago: Quintessence, 1980:2.

206 207

Чу • Цвет

48. McLean JW. Evolution of dental ceramics in the twentieth century. J Prosthet Dent 2001 ;85:61-66.

49. Spear FM. The metal-free practice: Myth? reality? desirable goal? J Esthet Rest Dent 2001 ;13:59-67.

50. Shoher I, Whiteman A. Captek n A new capillary casting technology for ceramometal restorations. QDT 1995;18: 9-20.

51. Shoher I. Vital tooth esthetics in Captek restorations. Dent Clin North Am 1998;42:713-718.

52. Garber D. Porcelain laminate veneers: Ten years later. Part 1. Tooth preparation. J Esthet Dent 1993;5:56-62.

53. Stewart RM. Electroforming as an alternative to full ceramic restorations and cast substructures. Trends Tech Contemp Dent Lab 1994;11:42-47.

54. McLean JW. The science and art of dental ceramics. Bridge design and laboratory procedures in dental ceramics. Chicago: Quintessence, 1980:2:189-209.

55. McLean JW, Seed IR. The gold/alloy porcelain bond. Trans Brit Ceram Soc 1973;5:235.

56. Karino S. A study of the development of low fusing porce-lains forfusing to metals. D.Sc. thesis, 1982. Gifu University, Japan.

57. McLaren EA. Utilization of advanced metal-ceramic tech-nology: Clinical and laboratory procedures for a lower-fusing porcelain. Pract Periodont Aesthet Dent 1998;10: 835-842.

58. Sorensen JA, Choi C, Fanuscu Ml, Mito WT. IPS Empress crown system: Three-year clinical trial results. J Calif Dent Assoc 1998:26:130-136.

59. Jones W. Low-fusing porcelains. In: Preston JD. Per-

spectives in Dental Ceramics: Proceedings of the Fourth International Symposium on Ceramics (1985). Chicago: Quintessence, 1988:29-46.

60. Chu SJ. Use of a synthetic low-fusing quartz glass-ceramic material for the fabrication of metal-ceramic restorations. Pract Proced Aesthet Dent 2001 ;13:375-380.

61. Sorensen J, Cruz M, Mito W: Research evaluations of a

lithium disilicate restorative system: IPS Empress 2. Signature 1998;5:4-10.

62. Calamia JR. Etched porcelain veneers: The current state of the art. Quintessence Int 1985;16:5-12.

63. Calamia JR, Simonsen RJ. Effect of coupling agents on bond strength of etched porcelain. J Dent Res. 1984;63: 162-362.

64. Kanca J 3rd, Gwinnett AJ. Successful marginal adaptation of a dentine-enamel bonding system in vitro and in vivo, J Esthet Dent 1994:6:286-294.

65. Buonocore MG. A simple method of increasing the adhe-sion of acrylic filling materials to enamel surfaces. J Dent Res 1955;34:849-853.

66. Kanca J 3rd. Effect of resin primer solvents and surface wetness on resin composite bond strength to dentin. Am J Dent 1992:5:213-215.

67. Kanca J 3rd. Improving bond strength through acid etching of dentin and bonding to wet dentin surfaces. J Am Dent Assoc 1992:123:35-43.

68. Roulet J-F, Degrange M. Prosthodontics of the future: Cementing or bonding? In: Adhesion: The Silent Revolution in Dentistry. Chicago: Quintessence, 2000.

69. Goldstein, GR, Schmitt, GW. Repeatability of a specially designed intraoral colorimeter. J Prosthet Dent 1993;69: 616-619.

Пародонтологические аспекты планирования эстетического стоматологического лечения

Коркуд Демирель, Галип Гюрель

Введение

Эстетический результат стоматологического лечения не должен зави-сеть исключительно от технических возможностей и представлений стоматолога и зубного техника о красоте, необходимо учитывать мне-ние пациента, а также его понимание проблемы и способов ее реше-ния. Пациента следует проинформировать о том, что для достижения высокого эстетического результата стоматологической реабилитации требуется целый комплекс сложных лечебных мероприятий, непосред-ственное участие в которых должен принимать сам пациент. Лечение необходимо рассматривать в качестве совместных усилий, поскольку самостоятельная гигиена полости рта и пародонтологический статус определяют исход и долгосрочный прогноз терапии. Улучшение улыбки зависит не только от реставрационных мероприятий, но и от здорового вида десен.

Активное устранение эстетических пародонтологических проблем можно проводить только после устранения зубного налета и завер-шения первого этапа пародонтологического лечения. Дефекты мяг-ких тканей становятся более очевидными после устранения воспале-ния десны.

Эстетический результат определяется соотношением между мягки-ми тканями и клинической коронкой вне зависимости от того, чем она представлена - естественным зубом, промежуточной или опор-ной единицей мостовидного протеза или коронкой на имплантате. Доскональное знание нормальной анатомии зубодесневого комплек-са позволяет избежать нарушения основных биологических принци-пов, а также понять границы физиологической адаптации.



Ткани пародонта в здоровом

состоянии

Зубодесневой комплекс

И биологическая ширина

Зубодесневой комплекс отличается уни-

кальными анатомическими характеристика-

ми, что, прежде всего, касается прикрепле-

ния между десной и зубом {рис. 6-1 а), кото-

рое имеет эпителиальную и соединительно-

тканную составляющие.

В зубодесневом комплексе выделяют три основные типа эпителия. Во-первых, эпителий десны, представляющий собой стратифици-рованный чешуйчатый кератинизированный эпителий, который граничит в области гребня со вторым типом эпителия - стратифициро-ванным некератинизированным или параке-ратинизировэнным. Эпителий борозды высти-лает стенку мягких тканей, прилегающую к поверхности зуба, но не прикрепляется к не-му. В области дна борозды ее эпителий пере-ходит в прикрепленный эпителий, или эпите-лиальное прикрепление. Уменьшение степе-ни кератинизации эпителия борозды происхо-дит в результате воспаления подлежащей со-единительной ткани.

Прикрепленный эпителий формирует во-

круг зуба своеобразный воротник, который

фиксируется непосредственно к поверхности

зуба. При изучении материала, полученного

при аутопсии, Gargiulo и соавт.1 определили,

что средняя глубина борозды составляет

0,69 мм, а средняя толщина слоя прикреп-

ленного эпителия - 0,97 мм. Оказалось, что

глубина десневой борозды в значительной

степени варьировалась у разных зубов.

Соединительнотканная составляющая зу-

бодесневого комплекса представлена фиб-

розным прикреплением десны к поверхности

Ткани пародонта в здоровом состоянии

зуба с помощью системы коллагеновых воло-кон десны, которые обеспечивают функцио-нальную целостность прикрепления. Gargiulo

и соавт.' сообщили, что средняя толщина со-единительнотканного слоя над альвеолярным гребнем составляет 1,07 мм, причем этот по-казатель практически не меняется в зависи-мости от локализации. Наиболее важными группами волокон зубодесневого комплекса являются зубодесневая, альвеолодесневая, зу-бонадкостничная, чресперегородочная (меж-зубная), циркулярная (полуциркулярная) и межсосочковая (рис. 6-1Ь)."

По данным Gargiulo и соавт.' толщина со-единительнотканного прикрепления характе-ризуется минимальной вариабельностью, а глубина борозды - максимальной. В 1962 г. Cohen4 дал определение «биологической ши-рины» полосы прикрепления десны, располо-женной над гребнем в непосредственном контакте с зубом. Таким образом, биологи-ческая ширина - это прикрепленный эпите-лий и соединительная ткань зубодесневого комплекса, которые заполняют пространство между дном борозды и альвеолярным греб-нем. В среднем, биологическая ширина сос-тавляет 2,04 мм (рис. 6-2).

Из практических соображений, Nevins и Skurow5 предложили включать в понятие био-логической ширины не только слои соедини-тельной ткани и прикрепленного эпителия, но

и десневую борозду. Избежать путаницы поз-воляет использование термина биологическая зона, предложенного Kois6(см. рис. 6-2).

Таким образом, минимальное расстояние между наиболее коронарной точкой альве-олярного гребня и наиболее коронарной точ-кой края десны не должно превышать 3 мм для обеспечения здорового состояния тканей пародонта.



Демирель, Гюрель • Пародонтологические аспекты планирования эстетического стоматологического лечения Ткани пародонта 8 здоровом состоянии

Рис.6-1аиЬ: а - анатомические структуры на границе между поверхностью зуба

и мягкими тканями; b - волокна соединительной ткани десны. Зубодесневая груп-па: таких волокон большинство, они проходят от цемента к свободной и прикреп-ленной десне и обеспечивают поддержку десны. Альвеолярно-десневая группа: такие волокна идут радиально от альвеолярного костного гребня и расходятся ве-ером в толще прикрепленной десны. Они обеспечивают прикрепление десны к подлежащей кости. Зубонадкостничная группа: волокна идут апикально от це-мента поверх надкостницы наружной кортикальной пластины альвеолярного от-ростка. Такие волокна удерживают зуб в костном ложе и обеспечивают защиту периодонта. Система поперечных волокон: такие волокна проходят в межзубных участках от цемента апикальнее основания прикрепленного эпителия одного зу-ба над альвеолярным гребнем и вплетаются в соответствующий участок цемента соседнего зуба. Они обеспечивают соотношение прилегающих зубов и защища-ют межзубную перегородку. Группа циркулярных и полуциркулярных волокон: ма-лочисленная группа волокон, окружающих шейку зуба и переплетающихся с дру-гими волокнами в толще свободной десны. Эти волокна определяют контур и по-ложение краевой десны. Межсосочковые волокна: также представляют собой малочисленную группу волокон в толще межзубной десны, направленных вести-булярно-орально. Такие волокна прикрепляют вестибулярный сосочек к орально-му и обеспечивают поддержку межзубной десны

Зубодесневая группа

| Альвеолярно-десневая группа

Межсосочковая группа

212 213

Демирель, Гюрель • Пародонтологические аспекты планирования эстетического стоматологического лечения

Биологическая  
зона  
  Рис. 6-2. Биологической шириной и
Биологическая биологической зоной называют ми-
ширина нимальное пространство между наи-
  более корональной границей альве-
  олярной кости и дном десневой бо-
  розды или краем десны соответствен-
  но. Это минимальное пространство
  необходимо для обеспечения целост-
  ности и здорового состояния тканей.
  Нарушение этого пространства при-
  водит к воспалению и, в конечном
  итоге, к потере пародонтальной под-
  держки

Ткани пародонта в здоровом состоянии

Рис. 6-3. Текстура поверхности, цвет, форма и консистен- Рис. 6-4. Контур десны зависит от формы зубов, их рас-
ция десны соответствуют здоровому состоянию тканей. положения в зубном ряду и толщины альвеолярной кос-
Фактура в виде «лимонной корочки», розовый корал- ти. Чем больше выражена фестончатость десны, тем она
ловый цвет различной степени пигментации, фестон- тоньше и больше подвержена рецессии даже при воздей-
чатый контур в области зубов являются основными при- ствии минимальной травмы. Толстая десна обычно харак-
знаками здоровой десны теризуется относительно прямым контуром и большей
  устойчивостью к травме

Наши рекомендации