Тема 2: Ручной инструмент для производства малярных работ.
Маховые кисти – применяются при окрашивании больших поверхностей стен и потолков. Выпускаются маховые кисти в основном больших размеров (диаметром 60-65 мм).
Ручники – это небольшие по размеру кисти, (диаметром 26-54мм) с короткой ручкой, применяемые при окраске небольших поверхностей клеевой и масляной красками
Флейцы – широкие плоские кисти, шириной 25-100мм, применяемые для разравнивания неровностей красочных и лаковых покрытий после выполнения работ маховой кистью или ручником.
Побелочные кисти – служат для отделки поверхностей клеевыми и казеиновыми красками. Внешне побелочная кисть напоминает флейц, имеет ширину 200мм, толщину 45-65мм, длину волоса до 100мм.
Макловица – состоит из колодки со щетиной и ручки, прикрепленной к середине колодки (на винтах или наглухо).
Торцовка – прямоугольная кисть из твердой хребтовой щетины. Применяется для обработки свежеокрашенной поверхности.
Филеночные кисти - предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, окраски небольших поверхностей, а также труднодоступных мест, куда не проходит ручник.
Валики – часто используются при проведении малярных работ вместо кисти. С их помощью можно получить фактурную поверхность “ под шагрень”.
Шпатели – применяются при производстве малярных работ для нанесения и разравнивания (сглаживания) слоя шпаклевки на подготавливаемых под окраску поверхностях, а также для выполнения работ по очистке этих поверхностей.
Средства измерения и контроля.
В соответствии с СТБ 1472 номенклатура контролируемых показателей качества производства малярных работ включает: соответствие свойств материалов требованиям проектной и нормативно-технической документации (входной контроль), условий производства работ, влажности и состояния основания, состояния окрашенной поверхности, внешнего вида окрашенной поверхности и толщины покрытия. Контроль осуществляется визуальным, измерительным и органолептическим методом.
Малярные кисти и валики.
Меховые валики (50 мм, 100 мм, 150 мм, 200 мм, 250 мм, 300 мм)
Применяются для работ с различными лакокрасочными составами (масляные, ПФ, НЦ и др.)
Производятся 6-ти размеров: 50, 100, 150, 200, 250, 300 мм.
Предусмотрена возможность замены насадки.
Поролоновые валики шовные (50 мм, 100 мм, 150 мм, 200 мм, 250 мм, 300 мм)
Применяются для высококачественной окраски водно-дисперсионными красками, грунтовками и лаками на водной основе. Производятся 6-ти размеров: 50, 100, 150, 200, 250, 300 мм.
Предусмотрена возможность замены насадки.
Велюровые валики (50 мм, 100 мм, 150 мм, 200 мм, 250 мм, 300мм)
Используется для деликатных работ по окраске лаками, акриловыми красками, в том числе красками на пентафталевой основе (ПФ), Также данный вид валиков можно применять для прикатки обоев.
Производятся 5-ти размеров: 50, 100, 150, 200, 250 мм.
Предусмотрена возможность замены насадки.
К каждому виду валиков выпускаются насадки соответствующего размера.
2.3 Инструмент для подготовки и обработки поверхностей.
Подготовка металлических поверхностей
Подготовка металлических поверхностей заключается в очистке их от грязи, брызг раствора и ржавчины. Небольшие поверхности (перила, балконные решетки, трубы, радиаторы отопления и т.д.) очищаются металлическими щетками и скребками до появления металлического блеска (рис.1). Отдельные места металлических конструкций, труднодоступные для щетки или скребка, очищаются различными приспособлениями.
Рис.1. Инструмент и средства малой механизации для подготовки поверхностей под окраску: а -стальные шпатели; б- скребки; в- щетка; г- затирочно-шлифовальная машинка пневматическая; д- то же, электрическая; е- малярный нож; ж- шпатель-полутерок; з- механизированный плоский шпатель; и, к- схемы процесса выравнивания поверхности механизированным шпателем-валиком; 1 - штуцер; 2- запорный кран; 3- корпус; 4- щель для шпатлевки; 5 - резиновая пластинка; 6- ванночка; 7 - разравнивающая полоска; 8- валик; 9-клапан; 10- потолок
Тема 3: Подготовка поверхности под окраску
Подготовка поверхности кузова к нанесению лакокрасочных материалов является ответственной операцией в технологическом процессе окраски. От тщательности подготовки поверхности зависят качество и защитные свойства лакокрасочного покрытия.
При подготовке поверхности к окраске следует удалить с нее следы коррозии, грязь, пыль и масляные пятна. При перекраске кузова старую краску удаляют частично или полностью.
Очень важно при подготовке поверхности под окраску тщательно выполнить рихтовочные работы по металлу, пайку и зачистку, т.е. создать правильную форму поверхности кузова.
Качественное выполнение рихтовочных работ упрощает и удешевляет окраску, а также значительно увеличивает стойкость покрытия, так как при ровной и гладкой поверхности количество слоев шпаклевки сводится к минимуму. При плохом выполнении рихтовочных работ неровности выравнивают дополнительным количеством слоев шпаклевки, увеличивая толщину слоев шпаклевки на отдельных участках покрытия. Такое покрытие непрочно, при температурных колебаниях сравнительно быстро разрушается и отскакивает при легких ударах.
Не менее важным в подготовке поверхности под грунтовку является удаление следов коррозии. При неполном удалении коррозия будет продолжаться под лакокрасочным покрытием, что приведет к разрушению и отслаиванию покрытия.
3.1 Способы подготовки деревянных поверхностей под окрашивание и оклеивание, вырезка сучков и засмолок. Разрезка трещин, обрезка концов стыков.
Прочистку производят по сухим поверхностям. После этого разрезают все трещины на глубину не менее 3 мм, смачивают их водой, замазывают гипсовым раствором или специально приготовленной подмазкой из мела и гипса, хорошо зачищают и сушат.
На новых деревянных поверхностях необходимо вырубить сучки, засмолы, нагели, пробки на глубину не менее 3 мм, разрезать трещины. Затем поверхности грунтуют, сушат, исправляют подмазкой или шпаклевкой дефектные и вырубленные места, сушат и зачищают. Если не удалить сучки, засмолы, нагели и не утопить гвозди, то при усыхании древесины они будут выступать буграми на окрашенной поверхности. Краска над такими местами будет трескаться и отслаиваться, и все придется перекрашивать вновь. Если не вырубить засмолы, то смола будет проходить сквозь шпаклевку, разрушать краску и образовывать неустранимые пятна.