Назначение, устройство и монтаж буксового узла прицепного вагона
Буксовый узел прицепного вагона предназначен:
· для соединения колесных пар с рамой тележки (за счёт надбуксовых цилиндрических пружин);
· для передачи нагрузки от веса вагона и пассажиров на шейки осей колесных пар;
· для ограничения продольного и поперечного разбега колесной пары;
· для воспринятия тяговых и тормозных усилий от колесных пар и передачи их на раму тележки или на раму кузова;
Кроме того, корпус буксы защищает шейку оси и подшипники от влаги и грязи. Он является резервуаром для заполнения смазкой ЖРО, необходимый для нормальной работы подшипников.
В буксовом узле рассположена первая ступень рессорного подвешивания, которое предназначено для подрессоривания рамы тележки относительно колёсной пары.
Букса прицепного вагона состоит из тонкостенного стального литого корпуса, крышек, лабиринтных колец, подшипников и деталей, связывающих ее с рамой тележки. Внутренняя полость корпуса буксы имеет целендрическую поверхность под посадку подшипников.
Корпус буксы прицепного представляет собой одно целое с опорными чашками (крыльями) для установки комплекта цилиндрических пружин. Крылья букс, в отличие от моторного вагона, расположены симметрично (в одном уровне). Комплект пружин используется как элемент рессорного подвешивания. Комплект состоит с двух пружин: внутренней и внешней, с правосторонней и левосторонней завивкой соответственно. Так же крылья букс предназначены и для передачи тяговых и тормозных усилий через шпинтон, установленном на раме тележки. Для прохода шпинтонов тележки через крылья буксы (чашки) в них имеются отверстия, диаметр которых на 20 мм больше, чем диаметр втулок, насаженных на хвостовики шпинтонов. Поэтому достигается свободное, без ударов перемещение буксы относительно рамы и самоустановка буксы за счет поперечной упругости надбуксовых пружин. Нижние концы шпинтонов проходят через отверстия в крыльях буксы и оканчиваются резьбой, на которую навертывается корончатая гайка. Под гайкой установлена тарельчатая пружина, упирающаяся в торец втулки, напрессованной на шпинтон. При движении пружина смягчает удары гайки шпинтона о крыло буксы (рис. 1.1).[2]
Рис. 1.1 Надбуксовое подвешивание тележки прицепного вагона:
1 – шпинтон; 2 – наружная пружина; 3 – внутренняя пружина; 4,9 – конические кольца; 5 – стальная прокладка; 6,8 – резиновые гасители; 7 – прокладка нижнего гасителя; 10 – гайка; 11 – пружинная шайба; 12 – гильза; 13 – сухарь
С передней стороны имеются 2 крышки – смотровая и крепительная. Между корпусом буксы и крышкой устанавливают уплотняющее резиновое кольцо, на правой буксе передней колесной пары головного вагона дополнительно смонтирован привод скоростемера ЗСЛ-2М.
Буксовая подвеска снабжена фрикционным амортизатором клинового типа — его конструкция довольно проста, и он не требует ухода в эксплуатации.
На головных вагонах на первую колесную пару устанавливают привод скоростемера.
Букса колесной пары прицепного вагона изнутри принципиально такая же, как и букса колесной пары моторного вагона, за исключением отсутствия дистанционных колец (впритык).
Подшипники содержат внутренние и наружные кольца между которыми в сепараторе находятся ролики. Внутренние кольца подшипниов устонавливают на шейку оси с натягом в горячем состоянии, наружные – свободно (рис.1.2). [3]
Рис. 1.2 Букса прицепного вагона
1 – смотровая крышка; 2 - торцевая гайка; 3,5 – болт; 4 – стопорная пластина; 6 – крышка; 7 – корпус буксы; 8 – подшипник; 9 – лабиринтное кольцо; 10 – ось колесной пары
Диаметр шейки оси и размеры подшипников определяются нагрузкой и допустимой частотой вращения (диаметр шейки оси 130 мм, длина ролика 80 мм).
Монтаж буксы.Буксы монтируются на шейках оси колесной пары. Монтаж буксы и подшипников осуществляют в таком же порядке, как и на моторном вагоне электропоезда ЭР2Т.
Процесс монтажа буксы можно разбить на три последовательных операции: сборка деталей на шейке оси; сборка деталей в корпусе буксы; совместный монтаж деталей.
Сборка деталей на шейке оси.На предподступичную часть оси в горячем состоянии насаживают лабиринтное кольцо до упора ее бурта в торец предподступичной части. Затем вплотную к лабиринтному устанавливают разогретое внутреннее кольцо заднего роликоподшипника с буртом, ставят холодное малое дистанционное кольцо и разогретое внутреннее кольцо переднего роликоподшипника. Нагрев лабиринтного кольца и внутренних колец роликоподшипников ведут в горном воске-озокерите до температуры 110 - 120°С. Озокерит в дальнейшем предотвращает появление коррозии деталей. Посаженные на ось детали поджимают упорным кольцом и осевой гайкой и оставляют для остывания.
Сборка деталей в корпусе буксы.В корпусе буксы собирают наружные кольца подшипников с сепараторами и роликами. Предварительно стенки корпуса смазывают тонким слоем смазки ЛЗ-ЦНИИ и на скользящей посадке опускают в него последовательно наружное кольцо с сепаратором и роликами переднего подшипника. В выточку горловины корпуса буксы на задней его стенке со стороны оси заводят войлочное уплотнение, а ролики подшипника закрывают смазкой ЛЗ-ЦНИИ.
Совместный монтаж деталей.
Совместный монтаж деталей, находящихся на шейке и в корпусе буксы, и окончательное закрепление буксы на оси.
Сняв осевую гайку и упорное кольцо, после остывания, одевают корпус буксы на шейку оси. После этого снова устанавливают упорное кольцо, выполняющее роль бурта для внутреннего кольца переднего подшипника, завертывают осевую гайку, ставят и закрепляют двумя болтами стопорную планку.
Болты крепления планки стопорят проволочной скруткой в виде восьмерки.
Буксу закрывают сначала крепительной упорной крышкой, выступ которой закрепляет наружные кольца подшипников, а затем контрольную крышку, предварительно добавив смазку. Общее количество смазки ЛЗ-ЦНИИ, закладываемой в буксу, составляет около 1,6 кг.
Требования нормативных документов к буксовому узлу прицепного вагона в эксплуатации и по выпуску из ремонта
Высокие требования предъявляются к шейкам оси колёсной пары и подшипникам качения, так как они воспринимают весь вес от кузова вагона с пассажирами, а так же нагрузок возникающих от неровности пути.
Данные требования выражаются в периодическом магнитном (ультразвуковом) контроле.
Таблица 1. Перечень и периодичность контроля деталей буксового узла,