Дидактические особенности технологии «Портфель ученика»
Схема 1.
Принципы, определяющие отличительные особенности технологии и
Умения, формирующиеся в процессе её реализации
Схема 2.
Процесс реализации технологии при изучении курса географии
Схема 3.
Оценка учебной деятельности ученика по оформлению «Портфеля»
Схема 4.
Заключение
В пособии, с которым Вы познакомились, рассматриваются педагогические технологии, часто применяемые учителями географии в своей педагогической практике. Знание дидактических особенностей, овладение первоначальными профессиональными умениями по применению педагогических технологий в учебном процессе позволят молодому учителю реализовывать наиболее значимые идеи и подходы современной парадигмы образования.
Практически все представленные в пособии педагогические технологии содействуют реализации личностного подхода в обучении, направленного не только на усвоение основных компонентов географического содержания, но и на формирование личностных качеств ученика. Личностный подход в системе педагогических технологий, способствует реализации глобальных целей образования: формирование гуманистического мировоззрения личности с такими заданными качествами как осознание природы и человека в их единстве с окружающим миром, отказ от авторитарного стиля мышления, толерантности, уважительного отношения к иным культурам, традициям и верованиям.
Представленные в пособии педагогические технологии определяют возможность реализации и деятельностного подхода в обучении через обучение учащихся наиболее оптимальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности. Не даром восточная мудрость гласит: я слышу - и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я действую - и я понимаю.
Коллективный подход в обучении реализуются при использовании в учебном процессе практически всех технологий представленных в пособии, но, безусловно, яркое своё выражение он находит в технологии группового обучения, технологии коллективных способов обучения и в игровых технологиях.
Представленные в пособии педагогические технологии позволяю осуществить и оптимизационный и технологический подход в обучении. Первый из них содействует при обучении географии создании ситуации успеха в учении и устойчивого интереса к предмету, второй – технологизации всей системы обучения географии.
Литература
1. Гузеев, В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений
/ В.В.Гузеев // Завуч. – М.: Центр «Педагогический поиск» - 2004. - № 3. С. 64-96.
2. Давиденко, В.Г. Опорные конспекты уроков географии в 10 классе /
В.Г.Давиденко // Геаграфія “Праблемы выкладання” – 2006. - № 4. С. 35-39.
3. Жаринова, Г.Е., Чижова, М.В. Организация профильного обучения в адаптивной
школе / Г.Е.Жаринова, М.В.Чижова // Завуч. – М.: Центр «Педагогический
поиск» - 2004. - № 5. С. 110-120.
4. Иванов, Ю.А. Дифференцированное обучение / Ю.А.Иванов // Дифференциация
как система - М.: Новая школа. 1992 г.: Ч. 1. – С. 43-64.
5. Иванова, Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация
содержания образования / Е.О.Иванова // Завуч. – М.: Центр «Педагогический
поиск» - 2002. - № 8. С. 100-117.
6. Коленченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
преподавателей / А.К.Коленченко. – СПб.: КАРО, 2001 - 368 с.
7. Ксёнзова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое
пособие / Г.Ю.Ксёнзова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 221 с.
8. Кулеша, В.И. Новые педагогические технологии компьютеризации обучения /
В.И.Кулеша // Новые технологии в системе непрерывного образования: Сб. науч.
ст. (По итогам работы международной научно-практической конференции.
Минск, 30-31 мая 1955 г.) – С. 283-292.
9. Лэхтикова, Л.Г. Использование опорных сигналов для формирования у учащихся
ассоциативного мышления / Л.Г.Лэхтикова // Новые технологии в системе
непрерывного образования: Сб. науч. ст. (По итгам работы международной
научно-практической конференции. Минск, 30-31 мая 1955 г.) / - С. 226-229
10.Новик, Н.Н. Использование информационных технологий в преподавании
географии / Н.Н.Новик // Геаграфія “Праблемы выкладання” – 2007. - № 1. С. 21-34.
11.Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и
системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
12.Разина, Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного
Урока / Н.А.Разина // Завуч. – М.: Центр «Педагогический поиск» - 2004. № 3. –
С. 125-127.
13.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
/Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
14.Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко
// Завуч. – М.: Центр «Педагогический поиск» - 2003. - № 6. – С. 96-111.
15.Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе:
Практикоориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. – М.: Новая
Школа, 2001. – 352 с.
16.Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в
Современной школе / И.С.Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических специальностей
географических факультетов институтов и университетов