По доминирующему методу игровые технологии относятся к группе развивающих, поисковых и творческих педагогических технологий
Чаще всего дидактическую (педагогическую) игру определяют как процесс обучения, направленный на моделирования реальной действительности с целью принятия решения в моделируемой обстановке, В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенно-отличительным признаком – наличием чётко поставленноё цели обучения и воспитания и соответствующе запланированного педагогического результата.
Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры, и в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Таким образом, основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания деятельности учащихся по решению задания, что придаёт законченность всей игре. Все структурные элементы игры системно взаимосвязаны, так, что при отсутствии какого либо из её элементов, игра теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение заданий традиционного, а в лучшем случае, современного комбинированного урока.
В современной школе игровая деятельность используется как в качестве самостоятельной технологии для усвоения учащимися теоретических и эмпирических знаний, так и на отдельных этапах урока для более глубокого и прочного усвоения наиболее значимых единиц географических знаний и умений, заданных учебной программой.
Дидактическая игра имеет ряд признаков, которые существенно отличают её от игры вообще. К ним относятся:
- чётко заданная цель обучения в форме игровых заданий, определяющих познавательные задачи и прогнозирующих соответствующий результат;
- подчинение познавательной деятельности правилам игры:
- использование учебного материала в качестве средства дидактической игры;
- введение в деятельность учащихся элемента соревнования, который переводит познавательную деятельность учащихся по решению дидактических задач в игровую форму;
- увязка успешного решения дидактических задач с результатом игры.
Дидактические игры характеризуются широким спектром целевых ориентаций:
- дидактический спектр целевых ориентаций: познавательная деятельность, формирование умений и навыков, применение приобретённых в результате игровой деятельности знаний умений и навыков в практической жизнедеятельности, расширение кругозора учащихся;
- воспитательный спектр целевых ориентаций: воспитание самостоятельности, воли, коллективизма, коммуникативности личности, формирование мировоззрения, личностных норм поведения по отношению к окружающему миру, формирование экологического сознания и норм поведения, содействие в реализации ведущей цели образования – формировании личности ученика;
- развивающийспектр целевых ориентаций: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творчества, рефлексии, мотивации в обучении; умение находить аналогии и оптимальные решения.
- социализирующий спектр целевых ориентаций: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль и саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Среди множества классификаций педагогической игры необходимо выделить две классификации: по характеру педагогического процесса и по игровой методике, которые реализует учитель на своих уроках.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие игры;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Необходимо заметить, что чёткого разделения игр в данной классификации трудно провести. Так, обучающие игры при их применении выполняют функцию познавательную, воспитательную и развивающую и в то же время по характеру игровых заданий могут быть репродуктивными, продуктивными или творческими, а по направленности педагогического процесса коммуникативными, диагностическими и профориентационными.
На уроках географии чаще всего применяются обучающие игры, которые по технологии конструирования и игровой методике могут быть имитационными и неимитационными. Если при проведении дидактической игры моделируется изучаемый природный процесс, реальность происходящего явления или события, то такие обучающие игры относятся к группе имитационных игр. К неимитационным играм относятся настольные игры: географические ребусы, кроссворды, шарады, географическое лото, географическое домино, географические игровые кубики и игры-состязания: географические викторины, олимпиады, уроки-КВН, географические конкурсы «Что? Где? Когда?», географический Брейн-Ринг и т. д.
Имитационные игры в процессе обучения географии представлены довольно широким спектром игр. К ним обычно относят ролевые ( игра-путешествие, уроки разыгрывания ролевых ситуаций), деловые (особенно учебные), театрализованные игры, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций. Основным признаком имитационных игр является деятельность учащихся, в результате которой осуществляется процесс познания, и наличие ролей, определяющих характер этой деятельности и, следовательно, характер процесса познания. Рассмотрим особенности названных нами имитационных игр.
Ролевая игра
Особенность такой игры заключается в моделировании реальной ситуации в соответствии с сюжетом и обозначенными ролями, распределёнными между учащимися класса. При этом она предполагают не столько процесс усвоения новых знаний, сколько, с опорой на имеющиеся знания, умение прогнозировать действия ответственных лиц, от которых зависит развитие предложенного игрового сюжета. Обучение в данном случае происходит в процессе разыгрывания ролей, взятых на себя учениками.
Дидактические ролевые игры по мере возрастания их сложности обычно подразделяют на три классификационные группы:
1. Имитационные, предусматривающие имитацию определённого
профессионального действия (урок-путешествие, урок-анализ конкретных ситуаций, уроки-«суды», уроки-конференции и т. д.);
2. Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемной игровой ситуации (уроки - творческие отчёты, уроки - сомнения, уроки - «следствие ведут знатоки», уроки - аукционы и т. д.)
3. Условные посвящённые разрешению обычно учебных или производственных конфликтов.
Ролевые игры первых двух групп часто используются на уроках географии особенно уроки-путешествия, уроки анализа конкретных ситуаций с разыгрыванием учащимися соответствующих ролей, уроки-«суды», уроки-конференции и т. д. В методических пособиях такие ролевые игры, применяемые на уроках географии, часто определяют как имитационно-ролевые игры. Игры третьей группы, имеющие цель совершенствования профессионального мастерства, в школе практически не используются.
Для того, чтобы провести на уроке имитационно-ролевую игру, учитель должен предварительно подготовить учащихся к выполнению прогнозируемых ролей. Такие игры рассчитаны не только на усвоение географических знаний, но и на приобретение способностей к самовыражению, пониманию социальной значимости разыгрываемых ролей и пониманию самого себя в разыгрываемой ситуации. Методика подготовки и проведения ролевых игр обычно состоит из следующих этапов: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.
На подготовительномэтапе решаются организационные вопросы: определение целей и задач, выбор вида ролевой игры и конкретной ролевой ситуации для обсуждения, определение ролей в выбранной игре, распределение ролей среди учащихся, подготовка учащихся к исполнению ролей, формирование игровых групп, подбор соответствующей информации, подготовка по мере необходимости реквизита и наглядных пособий.
Игровой этап представлен внутригрупповым и межгрупповым аспектами. На этапе внутригруппового аспекта осуществляется индивидуальное понимание и осознание проблемной игровой ситуации каждым учащимся группы, внутригрупповая дискуссия и выявление позиций по предложенной проблемной игровой ситуации, принятие решения и подготовка сообщения группы. Межгруппового: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
Заключительный этап. На этом этапе вырабатываются решения по проблеме или оценка предложенной ситуации, заслушивается сообщение экспертной группы, или компетентной комиссии, выбирается наиболее удачное решение или оценка действий.
Анализ результатов. На этом этапе определяется степень активности учеников при обсуждении проблемной ситуации, оценивается уровень их знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
На уроках географии особенно часто используется такой вид ролевой игры как игра-путешествие. Алгоритм её проведения может быть следующим:
- разработка учителем дидактической цели планируемой игры-путешествия;
- определение цели и маршрута «путешествия»;
- формирование групп и определения маршрута «путешествия» каждой группе учащихся;
- определение заданий каждой группе, которые они должны выполнить в ходе «путешествия»;
- работа групп по выполнению заданий, подготовка и оформление группового отчёта;
- презентация руководителями групп результатов «путешествий» с демонстрацией подготовленных материалов (маршрутов «путешествий, схем, рисунков, фотоматериалов, зарисовок, описаний и т.д.).
Что касается разыгрывания ролевых ситуаций, то на уроках географии они могут быть следующие.
1. Инсценировка события, связанного, к примеру, с историей географических открытий; решения экологической проблемы, проблемы охраны природы при строительстве крупного промышленного объекта; реализации научного проекта или какого-либо административного решения.
2. Выход за пределы реального, когда обсуждается вопрос о состоянии географического объекта или региона в результате проведенных тех или иных работ. К примеру, что стало бы с природой Белорусского Полесья, если бы осушили все его заболоченные территории.
3. Действия за другого лица. Пример: попытка понять действие директора
заповедника или охотничьего хозяйства, директора завода, лесничего, административного лица в конкретно моделируемой ситуации, через принятия в игре его установок и действий и помещения себя в обстоятельства его деятельности в моделируемой ситуации.
4. Перенос в современную ситуацию. Пример: заседание компетентной комиссии, которая должна в современной ситуации решать вопрос о проведении мелиоративных работ на территории Полесья.
5. Изучение социальных ситуаций. Применяется с целью понять логику поведения людей в данной ситуации, примеры: шофёр моет свою машину на берегу местного водоёма, или отдыхающие рвут цветы, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь, сжигание прошлогодней сухой травы и т. д.
Урок - деловая игра
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь формой моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов её выполнения, и как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, основой которой являются соответствующие знания по данному предмету. Эта весьма сложная технология обучения, включающая целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, исполнение ролей, имитацию действий в заданных условиях, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. п.
В зависимости от того, какой тип человеческой деятельности воссоздаётся в игре и каковы цели её участников, различают деловые игры: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, исследовательские, управленческие, аттестационные, учебные.
На уроках, при обучении географии, чаще всего применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр, включает следующие этапы:
- определение целей, обоснование требований к проведению игры и разъяснение учащимся этих требований;
- составление плана разработки деловой игры;
- разработка сценария игры, включая правила и рекомендации по её организации;
- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
- разработка руководства для ведущего, инструкций для игроков, подбор и оформление дидактического материала;
- разработка критериев оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Технологическая цепочка структуры деловой игры на уроке может быть следующей:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение с учениками имитационной модели игры;
- определение учителем цели игры, групповых им индивидуальных задач участникам игры, уточнение роли групп и каждого ученика в предстоящей деловой игре:
- создание учителем игровой проблемной ситуации;
- определение учащимися совместно с учителем необходимых для разрешения игровой проблемы теоретических знаний, их воспроизведение и поиск при необходимости дополнительных знаний с помощью имеющихся источников информации;
- разрешение игровой проблемной ситуации;
- внутригрупповое и межгрупповое обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция наработанных результатов;
- реализация принятого в ходе игры решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов игры.
Анализ конкретных ситуаций
Особенность данного вида игры заключается в том, что учитель предлагает каждой группе учащихся ту или иную конкретную ситуацию. К примеру, при изучении темы «Глобальные черты рельефа» в курсе «География материков и стран» можно предложить ученикам групп проанализировать ситуацию: «Какие изменения в рельефе, растительном и животном мире, в хозяйственной деятельности людей могут произойти, если скорость движения литосферных плит значительно увеличится?» При этом каждой группе предлагается ситуационное задание по конкретной литосферной плите. Каждая группа учеников, анализируя предложенную ситуацию с использованием имеющейся учебной информации, субъектного опыта приобретённого на уроках географии и из средств массовой информации, прогнозирует возможный вариант событий. Спрогнозированные результаты развития ситуации сообщаются каждой группой и оцениваются учителем. Возможен вариант, когда учитель организует обсуждение результатов учащимися всего класса, а оценку группам даёт экспертная комиссия учащихся.
Театрализованные игры
Выделение такого типа обучающих игр обусловлено разыгрыванием сюжета игры с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при проведении урока географии. Такие игры привлекательны тем, что вносят в учебный процесс атмосферу театрализованного праздника, приподнятое настроение, позволяют ученикам проявить инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи и коммуникативных умений. При проведении таких игр даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов, подбор и изготовление театрального реквизита, необходимого для инсценировки, становится результатом совместной коллективной деятельности учителя и учащихся. При этом, как на этапе подготовки, так и при проведении самой театрализованной игры, складывается демократический тип отношений, когда учитель передаёт учащимися не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Наполнение сценария фактическим географическим материалом и его реализация в процессе игры требует от учащихся серьёзных усилий в работе с различными видами информационного материала: учебником, научно-популярной литературой, историческими справками, что, безусловно, вызывает у учеников дополнительный интерес к знаниям. Обучающий характер имеет сам сценарий театрализованной игры, при этом, обучающая роль учителя скрыта от учащихся, для них он выступает, прежде всего, как организатор представления.
Театрализованная игра может быть представлена следующими структурными элементами:
1. Вступительное слово ведущего (учителя или ученика);
2. Театрализованное представление, в котором, как правило, участвует
группа учащихся.
3. Постановка проблемных заданий в соответствии со сценарием
представления, в решении которых должны принимать участие уже все учащиеся класса.
4. Подведение итогов, которые могут быть представлены заключительной частью разыгрываемого сценария.
5. Оценка по заранее разработанным оценочным критериям всех видов
деятельности учащихся класса при проведении игры.
Необходимо заметить, что театрализованные игры чаще всего используются при проведении с учащимися внеклассной работы по географии. Применение таких игр на уроках географии сдерживается отсутствием специально разработанных для таких целей сценариев географического содержания, учитель сам должен их разрабатывать, и большой подготовительной работой, как самого учителя, так и учащихся занятых в театрализованной инсценировке. Тем не менее, наиболее опытные и увлечённые своей работой учителя разыгрывают с учениками сюжеты, особенно из истории географических открытий и путешествий.
Игровое проектирование
Данный вид игровых технологий может быть использован в обучении географии при разработке учениками проектов по использованию природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека.
Особый интерес может представлять разработка следующих проектов:
- использование местных природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека;
- использование в своём районе или области природных ресурсов заданных учителем, к примеру, разработать проект использования месторождения каменного угля, если бы оно имелось на территории нашего района или области;
- разработка проекта использования местного географического объекта (реки, озера, заболоченного участка территории, урочища, и т. д.);
- проект использования неисчерпаемых видов энергии.
Технология подготовки и проведения такого игрового проектирования может быть следующей:
1. Подготовительный этап, на котором определяется тема, цель и содержание игрового проектирования, осуществляется формирование групп и предлагается необходимый информационный материал.
2. Игровое проектирование: разработка варианта проекта каждой группой класса: презентация каждой группой своего варианта проекта; межгрупповое обсуждение представленных вариантов.
3. Заключительный этап. На данном этапе экспертной группой определяются более реальные и перспективные проекты, осуществляется оценка деятельности групп и, по возможности, каждого ученика группы.
Неимитационные игры, применяемые на уроках географии, так же как и имитационные относятся к активным формам обучения и являются одной из моделей познавательной деятельности учащихся. Особенностью таких игр является возможность соединения индивидуальной учебной деятельности учащихся с коллективными, групповыми формами, реализуемыми в процессе игровой соревновательной деятельности. Так, наряду с коллективными оценками в процессе игры, каждый ученик может получить свою индивидуальную оценку в виде соответствующего оценочного бала. В таком случае учитель при разработке сценария игры планирует как индивидуальные задания, так и задания для групп, требующие коллективного обсуждения и принятия решения. Рассмотрим особенности основных видов неимитационных игр, применяемых учителями на уроках географии.
Игры-состязания
К данной группе относятся игры, имеющие в своей основе компоненты школьного географического содержания: географические викторины, олимпиады, уроки-КВН, географические конкурсы, Брейн-Ринги. Им свойственна занимательность, которая связана как с необычной формой проведения занятий, так и с необычной оценкой деятельности учеников. Исключительное значение в игре имеет объективность оценки деятельности уровня знаний учащихся. В случае правильного и более быстрого ответа участник игры получает определённое количество балов, соответствующих сложности вопроса, При неправильном выполнении задания снимается оговоренное правилами игры соответствующее количество баллов. При этом не нужно бояться отрицательных оценок на одном из этапов. Отказ от практики снятия баллов за неправильный ответ может вызвать ряд непродуманных ответов на последующие вопросы в ходе игры.
Для объективной оценки результата игры необходимо соблюдение следующих условий:
- знание учащимися содержания темы, по которой проводится игровое состязание;
- ни один из участников игры не должен находиться в каком бы то ни было привилегированном положении;
- максимальное количество баллов, которое можно получить за правильный ответ, должно быть известно ученикам до начала игры;
- знание участниками игры оценочных критериев;
- обеспечение исключительной самостоятельности при ответах на вопросы игры-состязания.
В организации и проведении игр-состязаний, так же как и в ролевых играх можно выделить четыре этапа: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов, который предназначен для учителя, проводившего игру. При этом игровой этап может предполагать как индивидуальное участие учеников в игре, так и участие их в составе группы или команды.
Технология проведения таких игр как соревнование команд КВН, географический Брейн-Ринг, конкурс команд «Что? Где? Когда?» общеизвестны, а проекты таких уроков даны в приложении.
Настольные игры
Относятся к дидактическим играм, которые с одинаковым успехом можно применять как на самом уроке, так и при проведении внеклассной работы по географии. В настольные игры одинаково любят играть как учащиеся 5-8 классов, так и старшеклассники. Поэтому использование настольных игр (географических ребусов, кроссвордов, шарад, географического лото, домино, топографического лото, игровых кубиков) возможно на уроках при изучении всего школьного курса географии.
Особенность применения таких игр на уроках географии - наличие игровых правил, в которых внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи определяет её результат и способствует у учащихся развитию навыков самооценки, как личностных качеств, так и уровня своих знаний. При этом очень важно то, что самооценка личностных качеств и уровня знаний, реализуемых в процессе игры, осуществляется в сравнении с возможностями своих товарищей. Происходит своеобразная «саморасстановка» в рейтинговый ряд, что является дополнительным внутренним стимулом, определяющим развитие интереса к географическим знаниям и, как результат, успешность процесса обучения. Необходимо заметить, что данная особенность присуща не только настольным играм, но и всем видам игр, которые применяются на уроках географии.
Одной из особенноcтью настольных игр является занимательность и присутствие элемента соревновательности, поэтому ученики с удовольствием принимают в них участие. Настольные игры развивают такие качества личности как воображение, наблюдательность, сообразительность, ловкость, быстроту реакции, учат быстро и логично рассуждать.
В настольной географической игре закрепляются умения применять имеющиеся знания, извлекать необходимые знания из справочной, научно-популярной литературы, привлекать иные дополнительные источники знаний, использовать все возможности школьной географической карты, в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие и радость.
Настольные игры можно использовать при всех формах организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальной, коллективной (групповой) и индивидуальной.
В технологии организации проведения настольных игр, как правило, выделяют следующие этапы: этап разработки игры учителем или выбора игры из опыта работы учителей-географов, игровой этап и этап составления настольных игр самими учениками под руководством учителя. На этапе разработки или выбора игры учитель должен адаптировать содержание учебного материала, заложенного в игре, с уровнем обучаемости и обученности учащихся класса, в котором планируется проведение игры и решить все организационные вопросы, которые предусмотрены правилами игры.
На этапе проведения самой игры от учителя требуется терпение, такт и умелое руководство игрой. Как показывает опыт работы учителей, нельзя сразу вводить сложные игры, надо начинать с более лёгких игр со знакомым учащимся знаниевым содержанием, чтобы учащиеся познавали суть игры на знакомом учебном материале. Например, предлагая учащимся играть в картографическое или топографическое лото, первоначально необходимо предложить учащимся карточки с наиболее часто употребляемыми условными знаками и только после того как учащиеся уяснят правила игры, можно вводить карточки с незнакомыми для них условными знаками. При этом учащиеся должны выяснить и запомнить, что обозначает новый условный знак, предложенный учителем. Таким образом, сочетание известного и неизвестного в игровой ситуации - ещё одна из особенностей организации настольных игр.
На заключительном этапе проведения настольный игры учитель подводит итоги и оценивает участие каждого ученика класса в игре, руководствуясь критериями, выработанными им самим с учётом игровой ситуации и соответствующей шкалы оценки уровня достижений учащихся.
Проведение настольных игр целесообразно организовывать на соответствующем этапе комбинированного урока: на этапе проверки знаний учащихся, этапе изучения нового материала активизируя познавательную деятельность учеников, при повторении и закреплении изученного на уроке.
Психологически оправдано проведение настольных игр на уроках повторения и обобщения изученного, особенно после сложной темы, к окончанию триместра, или учебного года. В эти периоды учебного года ученики устают и значительно теряют интерес к учёбе, а проведение таких игр позволяет активизировать мыслительную деятельность учеников и повышать интерес к предмету.
Немаловажной особенностью настольных игр, является формирование продуктивного мышления, определяющего возможность самостоятельного составления учениками географических кроссвордов, ребусов, шарад и т. д. При этом главным становится не технология составления самой игры, а умение использовать при её составлении текст учебника, географическую карту, справочную и научно-популярную литературу, уметь грамотно сформулировать вопрос или задание. Учителю необходимо не только поддерживать стремление учеников к самостоятельному составлению игр, но быть и организатором такого процесса. Так как при составлении настольных игр ученики не только выполняют мыслительную работу по воспроизведению учебного материала, но проявляют и большую творческую активность. Им приходится применять имеющиеся знания в новой продуктивно-творческой ситуации со значительной степенью ответственности за правильность разработки того или иного вида игры.
Настольные игры и их составление способствуют развитию не только памяти и усвоению знаний и географической номенклатуры, но, что очень важно при изучении географии, служат источником развития творческого мышления учеников.