Тепловая диагностика локомотивов

Диагностирование подвижного состава на железнодорожном транспорте позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы на содержание и ремонт подвижного состава, выбрать рациональную систему ремонта с учетом технического состояния узлов и агрегатов оборудования, повысить надежность подвижного состава в эксплуатации.

Диагностирование – процесс установления признаков, характеризующих техническое состояние объекта – локомотива, дизель-поезда и др.

В настоящее время большое внимание многих предприятий железнодорожного транспорта уделяется инфракрасной диагностике.

Инфракрасная диагностика - это наиболее перспективное и эффективное направление развития в диагностике локомотивов и локомотивных депо, которое обладает рядом достоинств:

- безопасность персонала при проведении измерений;

- не требуется отключение оборудования;

- не требуется подготовки рабочего места;

- большой объём выполняемых работ за единицу времени;

- возможность определение дефектов на ранней стадии развития;

- диагностика всех типов локомотивов;

- малые трудозатраты на производство измерений;

- наглядность, достоверность и точность диагностики.

Тепловизионная диагностика является самым новым и эффективным средством диагностики локомотивного хозяйства во всех странах мира.

В локомотивных депо тепловизоры должны применяться как диагностический комплекс во время технического обслуживания (ТО) и текущих ремонтов (ТР) локомотивов, а также для контроля и тепловизионной диагностики основного и вспомогательного оборудования на технологических участках, испытательных станциях, котельных депо и пр.

Диагностика с помощью тепловизора проводится на основании превышения нормированной температуры узла или объекта согласно утвержденным нормам и пороговым уровням.

Примерный перечень контролируемого оборудования для локомотивных депо:

Электрооборудование тепловозов и электровозов, электрические схемы соединений электрических машин, принципиальные схемы электронных блоков, катушки…;

Механическое оборудование - буксовые узлы, узлы колесно-моторного блока (КМБ) и колесно-редукторного блока (КРБ) на локомотиве;

Энергоаудит зданий и сооружений, входящих в состав депо на потери тепла и соответственно экономии электроэнергии, например: возможна проверка утечки тепла из кабин машинистов.

Основные отличия тепловизоров заключаются в наличии специализированного программного обеспечения, повышенном уровне виброустойчивости, наличием специальных палитр, повышенной ёмкости аккумуляторных батарей и комплектности приборов. Основные параметры диагностики узлов и деталей локомотивов представлены на рисунках.

При использовании тепловизионной техники в ремонтных локомотивных депо достигаются следующие цели:

проверка исправности – убедиться, что в объекте нет ни одной неисправности, это наиболее полный вид контроля;

проверки работоспособности – оценка способности объекта выполнять все функции, предусмотренные его алгоритмом работы;

проверки функционирования – следить за тем, не появились ли неисправности, нарушающие работу в данное время.

Тепловая диагностика локомотивов - student2.ru

Рис. 1. Нагрев болтового соединения «земля» из-за ослабления затяжки контакта

Тепловая диагностика локомотивов - student2.ru

Рис. 2. Неравномерный нагрев токоведущих частей (щеток) электродвигателя

Тепловая диагностика локомотивов - student2.ru

Рис. 3. Аномальный нагрев болтового соединения

Тепловая диагностика локомотивов - student2.ru

Рис. 4. Определение уровня заливки нефтепродуктов вагона (цистерны)

Тепловая диагностика локомотивов - student2.ru

Рис. 5. Аномальный нагрев переднего буксового узла тепловоза

Рассмотрим тепловизор BALTECH TR-01100RW – система диагностики предназначенная для ремонтных (сервисных) локомотивных ремонтных депо и имеющая ряд преимуществ перед другими средствами диагностики:

- передовая техника в детекторе теплового формирования изображений (тепловидение);

- невыхолаживающее детектирование фокальной плоскости (термография);

- четкое изображение;

- оригинальный дизайн и эргономика;

- интерфейс данного прибора понятен и прост для любого пользователя;

- мощная функция анализа и обработки термограмм;

- цифровое изображение и запись комментариев при обследовании;

- полноцветная индикация;

- комплектация и дизайн системы;

- интеллектуальная аккумуляторная система снижает издержки на использование прибором;

- мощный софт по анализу и обработке изображений;

- конфигурация и аксессуары для применения;

- многофункциональная линза;

- высокотемпературный модуль;

- карта PC большой ёмкостью.

Тепловизоры серии BALTECH TR-01100RW решает следующие задачи по тепловой диагностике:

1. Электрооборудование тепловозов и электровозов, электрические схемы соединений электрических машин, принципиальные схемы электронных блоков, катушки, контакторы;

2. Термография механического оборудования;

3. Энергоаудит зданий депо и котельных;

Результаты тепловой диагностики представляют собой термограммы (теплограммы), на основании анализа которых с помощью программы BALTECH Expert делаются выводы о наличии тепловых аномалий и уровне развития дефекта.

Тепловая диагностика проводится в дополнение к проведению испытаний узлов и оборудования локомотивов по существующим технологическим инструкциям без вмешательства в технологический процесс, время проведения зависит от условий испытания.

Максимальные температурные показатели фиксируют на работающем оборудовании после выхода на заданный режим и достижения теплового равновесия в местах контроля.

Наши рекомендации