Организационно-методические указания

КУРС УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ-ПАРАПЛАНЕРИСТОВ

(КУЛП ПП-2017)

Г.Ялуторовск 2017 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий курс является основным руководящим документом, определяющим содержание, объем, порядок и последовательность первоначального летного обучения курсантов(спортсменов,слушателей) по программе пилот-парапланерист, а также тренировки и совершенствования подготовки постоянного состава региональной общественной организации СС ПС Тюменского АСК ДОСААФ РФ " ПАРАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ ".

2.В основу его разработки положены требования «Программы подготовки авиационного персонала на сверхлегких летательных аппаратах» (далее - ППАП СЛА-2017).

3. По настоящему Курсу учебно-летной подготовки пилотов-парапланеристов (далее -

КУЛП ПП-2017) могут проходить обучение юноши и девушки в возрасте не моложе 14 лет.

4. В процессе обучения курсант должен приобрести уровень профессиональных знаний, и получить практический опыт, необходимый для самостоятельного безопасного пилотирования и эксплуатации параплана, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к обладателю свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата, указанным в ППАП СЛА-2017.

5. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства курсант проходит подготовку

под руководством педагога дополнительного образования, (пилота-инструктора имеющего

допуск на первоначальное обучение по программе утвержденной уполномоченным органом) по

настоящему КУЛП ПП-2017.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6. Курс состоит из организационно-методических указаний, трех частей, четырех задач, и

приложений. Курс предусматривает первоначальное обучение курсантов в течение от одного до

четырех лет и дальнейшее совершенствование летного мастерства в качестве пилота-параплана и

спортсмена--парапланерста.

7. В организационно-методических указаниях изложены основные положения и указания

по организации и проведению летной подготовки курсантов (спортсменов).

8. Курсом предусмотрено изучение специальных теоретических дисциплин (Часть I) и

практическое выполнение полетных заданий (Часть II) для постоянного и переменного состава, а также теоретическую и практическую подготовку руководителей полетами (ЧастьIII).

ЧАСТЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Это курс теоретических занятий, содержащий базовые сведения об основных принципах

полетов, правилах поведения ЛА и необходимых действиях пилотов на земле и в воздухе. При

прохождении обучения по первой части Курса курсантами должен быть изучен теоретический

материал и сданы экзамены (зачеты) по следующим дисциплинам:

· Документы, регламентирующие летную работу и обеспечение безопасности полетов

· Основы аэродинамики и динамики полета.

· Конструкция и эксплуатация параплана.

· Авиационная метеорология

· Основы управления парапланом. Техника пилотирования и методика выполнения полетного задания. Особые случаи в полете.

· Парашютно-спасательная подготовка и поисково-спасательное обеспечение

· Основы оказания доврачебной помощи.

· Воздушная навигация

· Теория и техника парящего полета

· Конструкция и эксплуатация средств механизированного старта (СМС)

ЧАСТЬ 1

ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Задача первая – планирующие полеты. По этой задаче проводится перво-начальное обу-

чение (восстановление навыков) технике управления парапланом и планирующим полетам.

Подготовка и выполнение нормативов III спортивного разряда.

Задача вторая – полеты на парение в потоках обтекания. При прохождении этой задачи курсанты совершенствуют достигнутый при обучении по первой задаче уровень летной

подготовки и отрабатывают навыки выполнения:

- парения в динамических восходящих потоках обтекания;

- посадки на уровне старта;

- полетов на продолжительность и максимальный набор высоты;

- полетов по маршруту и в составе группы с использованием динамических восходящих

потоков.

А также проходят подготовку и участвуют в соревнованиях местного уровня с целью

выполнения нормативов II спортивного разряда.

Задача третья – полеты на парение в ТВП и маршрутные парящие полеты. Это задача совершенствования спортивного мастерства с целью выступления на региональных, федеральных и международных соревнованиях по программе соревнований спортсменов высших разрядов и спортивных званий.

Задача четвертая- подготовка пилотов-инструкторов. Освоение и совершенствование

теоретических знаний и методических навыков, необходимых для успешного обучения

курсантов (спортсменов) и обеспечения безопасности полетов постоянным летным составом

Парапланерной Секции и других, взаимодействующих авиационных спортивных учреждений и организаций.

Задачи состоят из указаний по их выполнению, указаний по безопасности, перечня и содержания упражнений. В В Сод-нии упражнений изложены: наименование, условия выполнения, количество полетов, диапазон высот выполнения полетного задания, цель полетов, задание на полет, порядок его выполнения и меры безопасности.

В приложениях приведены:

- примерный план проведения предварительной подготовки к полетам;

- схема последовательности и параллельности прохождения задач и упражнений

КУЛП ПП – 2017;

- нормативы оценок;

- сигналы и команды, подаваемые при управлении полетами на земле и в воздухе.

ЧАСТЬ III

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛЕТАМИ

Часть третья КУЛП ПП-2017 определяет обязательный объем и содержание подготовки лиц, впервые допускаемых к руководству полетами на парапланах, а также ежегодная подготовка, совершенствование и проверка теоретической и практической подготовки руководителей полетами, допущенных к руководству полетами ранее. В этом случае объем подготовки определяет начальник, который ее организует, исходя из достигнутого уровня (опыта) подготовки руководителей полетами.

. Часть третья КУЛП ПП-2017 включает:

- теоретическую подготовку руководителей полетами;

- практическую подготовку руководителей полетами.

ЧАСТЬ I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Целями теоретической подготовки являются:

- первоначальное теоретическое обучение курсантов;

- восстановление, углубление ранее изученного материала и изучение новых дисциплин постоянным и переменным составом Секции (взаимодействующих авиационных организаций) в процессе совершен- ствования их подготовки;

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ

ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА

1. Документы, регламентирующие летную работу и обеспечение безопасности полетов--20часов

2. Основы аэродинамики и динамики полета--24 часа

3. Конструкция и эксплуатация параплана--12 часов

4. Авиационная метеорология --22 часа

5. Основы управления парапланом. Техника пилотирования и методика выполнения полетного задания, особые случаи в полете--30 часов

6. Парашютно-спасательная подготовка и поисково-спасательное обеспечение--10 часов

7. Основы оказания доврачебной медицинской помощи--11 часов

8. Воздушная навигация --26 часов

9. Теория и техника парящего полета--10 часов

10. Конструкция и эксплуатация средств механизированного старта--9 часов

Итого: 174 часа.

Указанный объем изучения теоретических дисциплин является минимальным.

Он может быть увеличен в зависимости от достигнутого уровня общей подготовки, индивидуальных особенностей и качества усвоения материала обучаемыми.

Порядок теоретической подготовки различных категорий личного состава по тематике настоящего КУЛПа определяется учебным планом теоретической подготовки Секции, который разрабатывается на год обучения в соответствии с требованиями настоящего курса с учетом стоящих перед Парапланерной Секцией задач и уровня подготовки контингента обучаемых.

При первоначальном обучении до начала летной подготовки курсанты в обязательном порядке должны изучить (в объеме, указанном в графе тематического плана «до начала полетов») и сдать зачеты по следующим дисциплинам:

- документы, регламентирующие летную работу и обеспечение безопасности полетов;

- аэродинамика и динамика полета;

- конструкция и эксплуатация параплана;

- основы оказания доврачебной медицинской помощи;

- авиационная метеорология;

- основы управления парапланом. Техника пилотирования и методика выполнения полетного задания, особые случаи в полете;

- конструкция и эксплуатация средств механизированного старта (при их использовании).

Дисциплины: парашютно-спасательная подготовка и поисково-спасательное обеспечение, теория и техника парящего полета, воздушная навигация – должны быть изучены до начала наземной и летной подготовки.

При необходимости в тематический план теоретической подготовки может быть дополнительно включена тематика, не предусмотренная настоящим КУЛПом.

К проведению занятий могут привлекаться педагоги дополнительного образования

(далее - ПДО), наиболее подготовленные преподаватели (пилоты-инструкторы), а также, по возможности, другие авиационные специалисты взаимодействующих организаций, специалисты Секции и ОФ СЛА России.

На каждую тему преподавателем должен быть составлен конспект (план-конспект),

который утверждается Руководителем Секции или его заместителем по учебной (летной) работе.

Основные формы проведения занятий: лекция, семинар, практические занятия и тренажи на технике, контрольная работа, самостоятельная подготовка. По мере накопления знаний у обучаемых, удельный вес активных форм обучения необходимо увеличивать. Особое внимание уделять текущему контролю знаний обучаемых и экзаменам (зачетам). К полетам допускать летный (курсантский) состав, сдавший экзамены (зачеты) по теоретическим дисциплинам с оценкой не ниже "хорошо".

Тематический план по дисциплине: РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ,

Итого: 18 часов

Содержание тем : Тема № 1 Строение атмосферы. Основные метеорологические элементы и их влияние на полет

- Строение атмосферы земли. Основные характеристики атмосферы: атмосферное давление, температура воздуха, влажность воздуха.

- Основные характеристики погоды: направление и сила ветра, облачность, осадки, видимость.

- Ветер. Распределение атмосферного давления по поверхности земли. Глобальные причины возникновения ветра. Локальные причины возникновения ветра. Сила ветра. Шкала Бофорта. Термический ветер и береговой бриз. Горный бриз. Местные ветры. Фены.

Бора. Ветер у земли. Градиент ветра. Порывы ветра. Фронтальная зона ветра.

- Глобальные атмосферные явления. Воздушные массы. Циклоны и антициклоны. Карты барограммы. Направление ветров в циклонах и антициклонах. Фронты. Фронтальная зона. Работа служб пред-я погоды.

- Облачность. Образование облаков. Классификация облаков. осадки, видимость.

Итого: 34 часа.

Кроме теоретического обучение по данной дисциплине в разных формах проводятся в процессе наземной и предварительной подготовки к полетам. Допуск к полетам по каждому виду подготовки дается курсанту при получении итоговой оценки по наземной подготовке (соответствующей темы) не ниже « хорошо».

Содержание отдельных тем: Темы № 1 – 5Краткое содержание теоретических занятий указано непосредственно в вышеприведенной таблице.

Темы № 2 – 11Содержание практических занятий указано в упражнениях КУЛП ПП-2017 № 1 – 9. Эти занятия проводятся в процессе летной практики, перед выполнением полетов по данным упражнениям.

Тема №12 Техника управления парапланом и порядок действий в особых случаях полета.

- Опасные режимы полёта параплана. Особенности мягкого крыла. Фронтальный подворот, асимметричный подворот, Причины и опасности. Малые углы атаки, турбулентность. Действия пилота при фронтальном и асимметричном подворотах. Негативная спираль, задний свал параплана. Ошибки в пилотировании парапланом. Действия пилота при попадании в негативную спираль и задний свал.

- Использование запасного парашюта. Технические данные запасных парашютов. Ввод в действие и посадка на запасном парашюте.

- Правила расхождения летательных аппаратов в воздухе. Правило преимуществ. Правило правостороннего движения. Особенности организации групповых полетов в динамических восходящих потоках (ДВП). Особенности организации групповых полетов в термических восходящих потоках (ТВП).

- Действия при попадании в опасные метеоусловия. Опасности, связанные с ветром. Особенности управления парапланом в условиях турбулентности. Особенности управления парапланом при полете в неровный ветер. Действия пилота при "сдувании" аппарата за гору в зону подветренного ротора. Особенности выполнения посадки при сильном ветре. Попадание в зону спутной турбулентности от впереди летящего аппарата. Опасности, связанные с облаками. Плохая видимость. Затягивание в облака.

- Действия пилота в особых случаях в полете. Ухудшение состояния здоровья пилота.

Частичное повреждение аппарата в полете. Вынужденная посадка вне посадочной площадки. Способы определения направления ветра в полете. Техника выполнения посадок на препятствия. Посадка на лес или отдельно стоящее дерево. Посадка на посевы, кустарник, болото. Посадка на воду. Посадка на строения. Посадка на крышу. Посадка на стену. Посадка на ЛЭП (линии электропередачи).

Тема № 13 Требования к одежде пилота.

Верхняя одежда пилота-парапланериста (зима, лето, осеннее-весенний период).Обувь. Шлем. Очки. Перчатки.

Правила выбора, надевания (подгонки) и эксплуатации на земле и в воздухе. Итоговое занятие (зачет на допуск к полетам). Занятие проводится после прохождения курсантами наземной подготовки по Упр. № 1а – 1в (Тема № 2).Вопросы для итогового занятия подготовить в объеме изученных обучаемыми тем № 2 – 4, 12,13.

Тематический план по дисциплине: ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный курс начальной парашютно-спасательной подготовки и поисково-спасательного обеспечения рассчитан на обучение пилотов-парапланеристов методам работы с парапланерным спасательным парашютом.

В курс включены: Конструкция основных типов запасных парашютов для парапланеристов. Методы и правила эксплуатации, транспортировки и хранения спасательных парашютных систем. Методы укладки различных спасательных парашютов. Практическое занятие по укладке и тренаж по вводу в действия спасательного парашюта.

1. Краткая история появления и развития парашютной техники--1 час

2. Спасательные парашюты для пилотов парапланеристов--1 час

3. Конструкция и эксплуатация основных типов спасательных запасных парашютов-4 часа

4. Анализ аварийных ситуации и порядок ввода в действие спасательного парашюта--4 часа

5. Практические занятия по укладке и тренаж по вводу в действия спасательного парашюта--4 часа

6. Поисково-спасательное обеспечение полетов-- 1 час

7. Итоговое занятие (контрольная работа, зачет) -2 часа

Итого: 17 часов.

В целях более подробного изучения курсантами дисциплины ПСП ПСО и выполнения прыжка с парашютом допускается включение этой дисциплины в программу обучения в объеме программы подготовки «Парашютист первоначальной подготовки».

Содержание тем: Тема № 1 Краткая история появления и развития парашютной техники.

- Краткая история создания, практического применения и развития парашютной техники.

- Спасательные системы. Назначение спасательного парашюта. Различные типы спасательных парашютов.

Тема № 2 Спасательные парашюты для пилотов парапланеристов

- Спасательные парашюты для спасения пилотов парапланеристов.

- ТТД различных запасных парашютов.

- Требования предъявляемые к запасным парашютам (далее – ЗП) для парапланеристов.

- Принцип и динамика раскрытия ЗП парашютов для парапланеристов.

Итого: 7 часов.

Содержание тем: Тема № 1 Предмет авиационной медицины. Основные методы и принципы оказания первой медицинской помощи

- Введение: Основные принципы философии медицины. Гражданский долг. Основная ценность это жизнь. Предагональная, агональная, клиническая, физическая - фазы смерти.

- Методы оживления и поддержания жизни у пострадавшего.

- Реанимация. Когда нужно проводить реанимацию.

- Травмы несовместимые с жизнью. Принятие решения о проведении реанимации. Остановка дыхания. Возможные причины остановки дыхания. Методы определения.

- Остановка сердца. Возможные причины остановки сердца. Методы определения. Методы реанимации. Подготовка пострадавшего к реанимационным мероприятиям.

- Искусственное дыхание. Подготовка. Асфиксия. Методы: Изо рта в рот, изо рта в нос.

Возможные трудности и противопоказания.

- Непрямой массаж сердца. Подготовка. Правила и методы проведения непрямого массажа сердца.

Тема № 2 Медицинские требования к лицам, занимающимся парапланерным спортом.

Порядок оформления медицинского допуска.

- Медицинские требования к лицам, занимающимся парапланерным спортом.

Медицинское обеспечение полетов на парапланах.

- Порядок оформления медицинского договора.

- Медицинское страхование.

Итого: 5 часов.

Содержание тем: Тема № 1 Основные типы, принципы и конструкции СМС.

- Назначение. Типы СМС. Пассивная лебёдка. Активная лебёдка.

- Технические требования к СМС.

- Конструкции СМС. Основные узлы и агрегаты. Буксировочные фалы. Отцепные замки.

- Конструкция и работа основных типов отцепных замков.

- Требования к эксплуатации и ремонту СМС.

- Эксплуатационная документация на СМС.

- Характерные неисправности СМС.

Тема № 2 Условия и правила безопасной эксплуатации СМС.

- Условия и правила безопасной эксплуатации СМС.

- Опасные режимы буксировки.

- Превышение скорости буксировки.

- Флаттер и галанский шаг.

- Пассивные системы безопасности.

- Слабое разрывное звено.

- Заклинивание лебёдки.

- Заклинивание отцепного замка.

Тема № 3 Правила выполнения буксировочных полётов.

- Особенности организации полётов с использованием СМС.

- Метод буксировки встречными лебёдками.

- Правила выполнения буксировочных полётов.

- Управление СМС.

- Работа оператора лебёдки.

- Взаимодействие оператора и пилота. Радиосвязь. Сигналы визуального взаимодействия.

- Старт. Набор высоты. Отцепка от буксировочной системы.

- Особенности поведения крыла параплана при выполнении набора высоты с помощью СМС.

- Обеспечение безопасности полетов с использованием СМС.

- Аварийные ситуации в режиме набора высоты с использованием СМС.

- Действия пилота при попадании в задний свал.

- Действия пилота при попадании во флаттерные режимы.

- Использование запасного парашюта.

Итоговое занятие – выполняется контрольная работа по вопросам изученных тем.

Тематический план по дисциплине: ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА ПАРЯЩЕГО ПОЛЕТА

Специальный курс «Теория и техника парящего полета» является базовым звеном в подготовке пилотов-парапланеристов к соревновательным полётам и к полётам по маршруту на большие расстояния. Данный курс способствует пониманию, принципов набора высоты и выполнения маршрутных полётов для безмоторных СЛА. Способствует более полному пониманию обучемыми, принципов и методов управления парапланом в восходящих воздушных потоках.

1. Виды восходящих потоков. Способы и особенности пилотирования для набора высоты в различных ВП.

2. Правила и принципы полёта по маршруту.

Содержание тем: Занятия по данной дисциплине проводятся до начала и в процессе полетов.

Занятия проводится в форме лекции в течение 1-го часа до полетов по задаче II, и 1-го часа - до полетов по Задаче III по вопросам, указанным в теме № 1, и, в течение 1-го часа по теме № 2 до полетов по Упр. № 18 Задачи III.

В процессе полетов: по теме № 1, в объеме 2-х часов, занятия проводятся как наземная подготовка перед выполнением полетов по Задаче II упр. № 10. Остальные 2 часа занятий по теме № 1 и 2 часа занятий по теме № 2 – перед полетами по Упр. № 17 и № 18 Задачи III соответственно.

ЧАСТЬ II

ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Организационно-медодические указания:

1. После прохождения теоретической подготовки и успешной сдачи зачетов на допуск к полетам приказом по Секции, курсанты допускаются к полетам.

2. С учетом сдачи зачетов, рекомендаций методического совета Секции, курсанты распределяются по летным группам. О распределении курсантов по летным группам издается приказ .

3. Перевод курсантов из одной летной группы в другую может производиться в исключительных случаях.

4. Перед выполнением полетов с курсантами проводится наземная подготовка к полетам, которая имеет целью на базе знаний и навыков, полученных в процессе теоретической подготовки дать курсантам конкретные знания и навыки, необходимые для выполнения полетных заданий по упражнениям КУЛПа. Проведение наземной подготовки с курсантами планируется расписанием занятий, которое утверждается Руководителем Секции.

В Курсе в каждой задаче представлены упражнения наземной подготовки к полетам, в которых определен объем, содержание и указания по ее проведению. Время на отработку упражнений наземной подготовки решением педагога дополнительного образования (пилота-инструктора) разрешается увеличивать до полного усвоения материала курсантами. Материал наземной подготовки должен быть усвоен курсантами на оценку не ниже «хорошо». Курсанты, показавшие неудовлетворительные знания по итогам проведения наземной подготовки, к полетам не допускаются. Им предоставляется время для проведения дополнительных занятий с последующей проверкой и оценкой знаний. Курсанты, показавшие неудовлетворительные знания при повторной проверке, представляются к рассмотрению Методическим советом Секции для определения целесообразности дальнейшего обучения.

При перерывах между наземной подготовкой и полетами по данному виду подготовки более 10 дней проводится дополнительная наземная подготовка. Объем и порядок ее проведения определяет педагог дополнительного образования (пилот-инструктор).

В ходе летной практики, курсант ведет журнал (тетрадь пилота) наземной подготовки,в которой конспектирует изучаемый материал. Записи проверяются и подписываются пилотом-инструктором (ПДО). Название упражнения наземной подготовки, время, затраченное на ее проведение и оценка знания материала, записываются в журнал учета занятий и подписываются лицом, проводившим наземную подготовку и проверку усвоения материала данного упражнения.

5. Предварительная подготовка к полетам проводится в целях обеспечения качественной подготовки курсантов к выполнению полетных заданий, в соответствии с запланироваными упражнениями предстоящего летного дня. Все курсанты, участвующие в полетах, обязаны пройти предварительную подготовку в полном объеме. Курсанты, отсутствовавшие на предварительной подготовке, к полетам не допускаются. В период полетов с курсантами предварительная подготовка может проводиться к одной или нескольким сменам, но не более чем к трем, при условии, что в эти смены отрабатываются однотипные виды полетов. В этом случае, перед первой летной сменой предварительная подготовка проводится в полном объеме, а перед последующими сменами проводится уточнение задания на полеты и контроль готовности к полетам.

Перед дневными полетами во вторую смену разрешается проведение предварительной подготовки непосредственно перед полетами, при этом рабочий день летного и курсантского состава должен начинаться не ранее чем за 4 часа до начала полетов.

Время, отводимое на предварительную подготовку к полетам летного и курсантского состава, должно быть предусмотрено распорядком дня и составлять до 1-го часа в день полетов. Примерный план проведения предварительной подготовки к полетам приведен в приложении № 1.

6. В период летной практики систематически проводить тренировки курсантов по отработке падений и управлению куполом параплана на земле. Организация и порядок проведения любых тренировочных занятий с курсантами должны соответствовать требованиям, предъявляемым к отработке умений и навыков, необходимых для безопасного выполнения запланированных полетных заданий. Тренировки проводить в дни наземной, предварительной подготовки к полетам и в процессе летной смены под руководством пилота-инструктора (ПДО парапланерного звена) или по его указанию самостоятельно.

Учет тренажной подготовки ведется в рабочей книжке пилота-инструктора.

7. Ни один курсант, независимо от его летной успеваемости и этапа обучения не может быть выпущен в полет без подготовки и проверки его готовности к полету, а при самостоятельных полетах – без анализа качества и оценки выполнения предыдущего полета пилотом-инструктором (ПДО парапланерного звена). Курсантов, выполнивших полетное задание в тренировочном полете на оценку ниже«удовлетворительно» или допустив- ших нарушение мер безопасности, выпускать в последующие тренировочные полеты ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Объем и тематику дополнительных занятий, контрольных полетов и порядок допуска курсанта к дальнейшим тренировочным полетам в этом случае определяет Иструктор Секции, с учетом предложений ПДО.

8. Перевод курсанта с одного упражнения на другое (там, где это специально не оговорено) проводит пилот-инструктор (ПДО парапланерного звена) в соответствии с разрешенной последовательностью и параллельностью прохождения упражнений КУЛПа.

9. При затруднениях курсанта в усвоении отдельных элементов полета разрешается выполнение дополни- тельных целевых полетов. Полетное задание в этих случаях разрабатывает пилот-инструктор (ст. ПДО ). Эти полеты целесообразно выполнять на параплане «Тандем». При значительных затруднениях курсанта в усвоении отдельных видов летной подготовки пилот-инструктор (ст. ПДО парапланерного звена) представляет оформленные установленным порядком сведения о теоретической успеваемости данного курсанта, летную документацию и характеристику на него для принятия решения о целесообразности его дальнейшего летного обучения или об изменении специализации обучения. Причем, изменение специализации обучения реализуется только при согласии на это самого курсанта.

10. Максимальный налет и количество полетов (полетных заданий) курсанту в летную смену определяет пилот-инструктор (ПДО парапланерного звена), индивидуально для каждого курсанта, с учетом сложности полетных заданий, метеорологических условий, уровня летной подготовки, перерывов и натренированности в полетах и не должно превышать норм, указанных в таблице № 1.

5пол. с Н старта до 100 м. или 10пол. с Н ст. до 50 м.

Общее время полетов на парение не более 1 часа

Курсанты (спортсмены),имеющие III спортивный разряд, не более 10 полетов. Курсанты (спортсмены), имеющие II спортивный разряд, не более 10 полетов.

Время полета на парение не более 4 часов.

11. Летную подготовку курсантов проводить равномерно в течение всего периода обучения, не допуская длительных перерывов в полетах. При перерывах в полетах более трех месяцев курсантам (пилотам- парапланеристам, спортсменам) должны быть даны дополнительные полеты. Порядок восстановления утраченных навыков курсанта определяет пилот-инструктор (ПДО), но при этом объем теоретической (наземной) подготовки и количество полетов по программам подготовки не должно быть менее, указанных в таблице № 2

Категория обучаемых,программы обучения:

Продолжительность создавшихся перерывов в полетах 3-4 месяца 4-6 месяцев 6-12 месяцев.

Младшие возрастные категории,первоначальное обучение:

Не менее 50% программы первоначального обучения.

Программа первоначального обучения в полном объеме:

Спортсмены III-I разрядов,совершенствование навыков:

Не менее 10% программы первоначального обучения и не менее 25% программы совершенствования навыков. Не менее 10% программы первоначального обучения и не менее 50% программы совершенствования навыков. Не менее 10% программы перв. обучения и программа совершенствования навыков в полном оббьем. КМС, МС,совершенствование навыков не менее 10% программы,совершенствования навыков не менее 30% программы,соверш-ния навыков Не менее 5% программы первоначального обучения и не менее 50% программы

совершенствования навыков.

При создавшихся длительных перерывах в полетах, порядок восстановления утраченных навыков каждого пилота (спортсмена)-парапланериста по видам подготовки определяется на заседании Методического совета и утверждается руководителем.

12. Подготовка курсантов младших возрастных категорий.

Подготовка юных спортсменов осуществляется при строгом соблюдении следующих требований.

12.1. Планирование летной подготовки для каждого курсанта осуществлять на основе постоянного анализа уровней психического, физического развития и их динамики.

12.2. Самостоятельные полеты с детьми и юношами проводить только в простых метеоусловиях, в отсутствии атмосферной турбулентности (для подготовленных в объеме 1-го юношеского разряда может допускаться турбулентность слабая, ветер - 3-4 м/с). С этой целью рекомендуется планировать полеты преимущественно в ранние утренние и вечерние часы, активно использовать благоприятные метеоусловия в зимний период.

12.3. Перевод на каждое новое упражнение, задачу осуществлять на основании исключительно индивидуальной оценки после тщательного анализа качества освоения предыдущего упражнения.

12.4. Самостоятельные (тренировочные) полеты курсантам до 18 лет выполнять при непрерывном контроле со стороны пилота-инструктора, находящегося в постоянном визуальном контакте с ним. При полетах по Задачам II и III, - только при устойчивой 2-х сторонней радиосвязи между ними.

12.5. На соревнования национальной категории допускать после выполнения зачетных упражнений и участия в соревнованиях меньшего уровня.

12.6. Подготовка спортсменов III юношеского разряда.

Цель:Освоение планирующих полетов в объеме упражнений 1-4 Задачи I настоящего КУЛПа.

Содержание: задача № I, упр. №№ 1-4. Зачетное упражнение: № 7.

12.7. Подготовка спортсменов II юношеского разряда.

Основные цели:Завершение обучения по Задаче I КУЛП ПП-2015 «Планирующие полеты» в полном объеме;

Обучение элементам парения в ДВП обтекания по Задаче II КУЛП ПП-2017 ( Упр.№ 10-11). Содержание: Задача I КУЛПа в полном объеме, Задача II, - упр. № 10-11; Зачетные упражнения: № 7, 16.

12.8. Подготовка спортсменов I юношеского разряда,

Основные цели:Обучение полетам на парение в ТВП и маршрутным парящим полетам;

Обучение полетам на открытую дальность через один или несколько поворотных пунктов маршрута, полетам до намеченной цели с возвращением;

Подготовка к соревнованиям и выполнению норм I юношеского разряда.

Содержание: Задача II, упр. № 12,13,15; Задача III, упр. № 17-18, 20-24. Зачетные упражнения: № 25.

СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ, УПРАЖНЕНИЙ И ПРОГРАММ(с минимальным количеством полетов по видам)

Номер упражнения

Краткое содержание упражнения

Программы обучения

Первоначальное обучение

Совершенствование навыков

Подготовка инструкторов III разряд, II разряд,I разряд,КМС, МС

Количество полетов (попыток) КВ Т З КВ Т З КВ Т З М ЗМ

ЗАДАЧА I ПЛАНИРУЮЩИЕ ПОЛЕТЫ

Наземная подготовка

1а Тренаж падений. 20

1б Подъем купола в полетное положение. 20

1в Пробежки с поднятым куполом. 20

Упражнения начальной летной подготовки

1. Тренировочный полет для отработки взлета и посадки (подлет).--10

2. Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки прямолинейного планирования.--10

3. Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для отработки маневрирования скоростью.--5

4 Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для отработки техники выполнения разворотов на 30, 45 и 90 градусов.--5

5а. Наземная подготовка к полетам для определение границы заднего сваливания.

5. Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для определение границы заднего сваливания.-5

6. Тренировочный (контрольный, зачетный) полет по заданной траектории с посадкой в цель.--10

7. Зачетный полет по программе соревнований III-го спортивного разряда.--3

8а. Наземная подготовка к полетам для отработки подворота «ушей» купола параплана.

8. Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для отработки маневрирования вертикальной скоростью подворотом «ушей» купола параплана.--10

9. Тренировочный (зачетный) полет для отработки техники пилотирования с увеличением высоты полета над рельефом местности.--10

ЕВСК ЗАДАЧА IV ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ-ИНСТРУКТОРОВ

С Н-4м. Методические полеты для отработки маневрирования скоростью и техники выполнения разворотов на 30, 45 и 90 градусов.--2

С Н-6м. Методические полеты по заданной траектории с посадкой в цель.--2

С Н-.24м. Методические (зачетные методические)полеты по треугольному маршруту--1

ЗАДАЧА I. ПЛАНИРУЮЩИЕ ПОЛЕТЫ

Основная цель данной задачи - выработка у курсантов первоначальных умений навыков управления парапланом на земле, навыков выполнения взлета и посадки, первоначальных навыков управления парапланом на прямолинейном планировании, в управлении горизонтальной скоростью полета и выполнении маневров по направлению. Научить курсантов ведению осмотрительности в полете. Выработать умения и навыки расчета и выполнения посадки в заданном месте. Итогом прохождения данной задачи является выполнение курсантами норм III-го спортивного разряда ЕВСК.

Параплан это уникальный сверхлегкий летательный аппарат, который дает нам возможность научиться управлять им не поднимаясь в воздух, в процессе наземной подготовки.

НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТРАВМ, НА УЧЕБНЫХ ПОЛЕТАХ, ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА НЕУМЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ.

Для того чтобы в аварийной ситуации курсант сработал нормально, необходимо, чтобы группировку в падении он выполнял автоматически, не думая, на уровне подсознания, на уровне рефлекса. Для этого необходимо не ограничиваться разовой отработкой данного упражнения в начале курса, а проводить тренажи падений регулярно перед началом КАЖДОГО летного дня. Для отработки навыков по проведению таких тренировок в КУЛПе предусмотрено специальное упражнение № 1а.

Упражнения же №1б, №1в и №1 являются базовыми. Прежде чем начать осваивать управление парапланом в воздухе, курсант должен научиться чувствовать аппарат на земле.

Жестких посадках.

Условия: Упражнение выполняется на горизонтальной площадке.

Количество попыток -20.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

1-4 попытки: Курсанту присесть на корточки. Ноги сжать в коленях и щиколотках. Прижать колени к туловищу, голову к коленям. Руки согнуть в локтях и прижать к туловищу. Свернувшись в плотный «шарик», завалиться на бок. Таким образом, чтобы выполнить кувырок через плечо и спину. Задание считается выполненным, если в кувырке курсант сохраняет принятую позу и избегает чувствитель<

Наши рекомендации