Раздел i. технология технического обслуживания системы охлаждения
Назначение системы охлаждения
Система охлаждения должна обеспечивать:
- заданные расходы воздуха на охлаждение электрического оборудования;
- вентиляцию помещений кузова для удаления избыточного тепла, которое выделяет электрическое оборудование при своей работе и получения заданного перепада температуры воздуха в кузове над температурой окружающей среды (15-20 °С);
- очистку охлаждающего воздуха от снега и пыли;
- создание в помещениях кузова избыточного давления (40-60 Па).
Система охлаждения силового электрического оборудования электровоза ВЛ80С является принудительной, воздушной и предназначена для охлаждения тяговых электродвигателей, индуктивных шунтов (ИШ1-ИШ4), тяговых выпрямительных установок (61, 62), сглаживающих реакторов (55, 56), масляных радиаторов тягового трансформатора, а также при реостатном торможении должна охлаждаться выпрямительная установка возбуждения (60) и блоки тормозных резисторов (R11-R14).
В систему охлаждения и вентиляции электровоза ВЛ80С входят центробежные вентиляторы, жалюзи, фильтры, форкамеры и воздуховоды.
Центробежные вентиляторы состоят из клееного из стеклоткани корпуса в виде улитки и вентиляционного колеса с 20 наклонными лопатками. При вращении лопатки вентиляционного колеса забирают воздух из корпуса и направляют его в воздухопровод, при этом внутри корпуса улитки создается разряжение. В результате под действием атмосферного давления через жалюзи и фильтры воздух поступает внутрь корпуса-улитки, откуда нагнетается для дальнейшего охлаждения оборудования.
Особенностью центробежных вентиляторов ЦВ-19 № 6, 5 (МВЗ, МВ4) является использование обоих концов вала электродвигателя для привода двух противоположных по направлению вращения вентиляторов. Расход воздуха на охлаждение оборудования электровоза приводится в таблице.
№ | Охлаждаемое оборудование | Расход воздуха, м3/мин |
Масляные радиаторы тягового трансформатора | ||
Блок тормозных резисторов (БТР-171) | ||
Два плеча выпрямительной установки | ||
Тяговый двигатель (НБ-418К6) | ||
Сглаживающий реактор (РС-53) | ||
Индуктивный шунт (ИШ-95) | ||
Выпрямительная установка возбуждения |
Работа системы охлаждения
Работа МВ1, МВ2. При работе мотор-вентиляторов МВ1, МВ2 воздух засасывается через лабиринтные жалюзи (в правой боковой стенке кузова) и поступает в форкамеры, где охлаждает индуктивные шунты (ИШ1, ИШ2 от МВ1 и ИШЗ, ИШ4 от МВ2). После индуктивных шунтов воздух нагнетается в воздуховоды к тяговым двигателям, после охлаждения которых выбрасывается под кузов электровоза. От воздуховода к ТЭД № 4 часть воздуха ответвляется для охлаждения тиристорного плеча выпрямительной установки возбуждения. Требуемый расход воздуха на охлаждение двигателей и выпрямительной установки возбуждения регулируется специальными заслонками. Направление потоков охлаждающего воздуха от МВ1, МВ2 в режимах тяги и реостатного торможения остается неизменным.
Работа МВЗ, МВ4. В связи с возможностью работы электровоза в режиме реостатного торможения на каждой секции установлены устройства переключения воздуха типа УПВ-5 (4 шт.), которые переключают поток охлаждающего воздуха в зависимости от режима работы электровоза. В режиме тяги воздушные заслонки внутри УПВ располагаются таким образом, что воздух, засасываемый через лабиринтные жалюзи (с обеих сторон боковых стенок кузова) мотор-вентиляторами МВЗ, МВ4 нагнетается в выпрямительные установки (в 61 от МВЗ и в 62 от МВ4). После выпрямительной установки часть воздуха идет на охлаждение сглаживающего реактора (55, 56 соответственно), а другая часть охлаждает масляные радиаторы тягового трансформатора. После охлаждения этого оборудования воздух выбрасывается под кузов. Распределение воздуха между реакторами и радиаторами осуществляется специальными заслонками.
При работе электровоза в режиме реостатного торможения воздушные заслонки внутри УПВ автоматически переключаются в другое положение, в результате чего воздух от МВЗ, МВ4 не поступает на охлаждение выпрямительных установок, а подается вверх на охлаждение тормозных резисторов (МВЗ охлаждает R11, R12, а МВ4 охлаждает R13, R14). После охлаждения тормозных резисторов воздух выбрасывается в атмосферу через выбросные жалюзи, установленные на крыше электровоза.
Система вентиляции кузова также является принудительной и предназначена для создания избыточного давления с целью предотвращения проникновения в кузов пыли и снега при движении электровоза, а также для охлаждения воздуха в кузове в летнее время.
Вентиляция кузова электровоза осуществляется воздухом, поступающим через окна выброса воздуха в кузов, расположенные на воздуховодах к ТЭД № 2 и № 3 и через окна на воздуховодах к реакторам. Отработанный воздух выбрасывается из кузова через дефлекторы, установленные на крыше кузова.
Для защиты охлаждаемого оборудования от попадания снега на период эксплуатации электровоза в зимнее время на лабиринтные жалюзи устанавливают снегозащитные фильтры из мешковины.
В зимнее время дефлекторы, расположенные на крыше кузова, должны быть закрыты. Схематично система вентиляции и охлаждения электровоза изображена на рисунке 1.
Рис. 1. Система вентиляции и охлаждения, где 1 – центробежный вентилятор ЦВ-19 №7,6, 2 – дефлектор, 3 - центробежный вентилятор ЦВ-19 №6,5, 4 – выбросные жалюзи, 5 – блок тормозных резисторов, 6 – устройство переключения воздуха 251, 7 – выпрямительная установка, 8 – заслонка, 9 – плечо ВУВ, 10 – воздуховод к блоку ВУВ, 11 – окно выброса воздуха в кузов с заслонкой, 12,17 – воздухозаборные жалюзи, 13 – тяговый трансформатор, 14 – воздуховод к тяговому трансформатору, 15 – брезентовый патрубок, 16 – воздуховод к тяговому двигателю, 18 – заслонки, 19,21 – форкамеры, 20 – заслонка, 22 – индуктивный шунт, 23 – окно выброса воздуха в кузов, 24 – сглаживающий реактор, 25- регулировочная заслонка, 26 – воздуховод к сглаживающему реактору, 27 – фильтр-мешковина
Охлаждение тяговых двигателей, индуктивных шунтов и выпрямительной установки возбуждения.
Как видно из рисунка 1, воздух через лабиринтные жалюзи 17 и изолированные от других помещений кузова форкамеры 21, охлаждая индуктивный шунты 22, зазасы- вается центробежными вентиляторами 1 типа Ц8-19 № 7, 6 и нагнетается в воздуховоды 16 к тяговым двигателям. Требуемый расход воздуха на охлаждение тяговых двигателей регулируют заслонками 11 на окнах выброса воздуха в кузов, после чего заслонки фиксируют болтами. После охлаждения тяговых двигателей воздух выбрасывается в атмосферу под кузов электровоза.
От воздуховода к тяговому двигателю № 4 (второй конец секции) ответвляется воздуховод 10 к выпрямительной установке возбуждения 9. Заслонкой 20, установленной на воздуховоде, регулируется количество воздуха, расходуемого на охлаждение выпрямительной установки возбуждения.
Для сезонной регулировки расходов воздуха и защиты тяговых двигателей от попадания снега на лабиринтные жалюзи устанавливают фильтр 27. Для защиты от снега в каждой форкамере МВ1 и МВ2 устанавливается в зимнее время дополнительный подвижной фильтр-штора.
Охлаждение выпрямительной установки, тягового трансформатора, сглаживающего реактора и тормозных резисторов.
Воздух через лабиринтные жалюзи и форкамеры 19, 21 засасывается центробежными вентиляторами 3 типа Ц8-19 № 6, 5 и нагнетается через устройство переключения воздуха 6. При положении заслонки 8 вверх (что соответствует режиму тяги) воздух подается в выпрямительные установки 7, охлаждая их. После выпрямительной установки часть воздуха идет на охлаждение сглаживающего реактора 24, другая часть охлаждает теплообменники тягового трансформатора 13. Распределение воздуха между сглаживающими реакторами и теплообменниками трансформатора осуществляется заслонками 18 на воздуховодах к трансформатору и заслонками 25 под реакторами. После теплообменников трансформатора и сглаживающих реакторов воздух выбрасывается под кузов.
При положении заслонки переключателя воздуха вниз (что соответствует режиму торможения) воздух подается на охлаждение блоков тормозных резисторов 5. Охладив тормозные резисторы, воздух выбрасывается в атмосферу через выбросные жалюзи 4 на крыше электровоза. На электровозах в выбросных колпаках устанавливают снегоотбойные листы, которые улучшают защиту блоков от снега на стоянке и в режиме тяги.
Вентиляция кузова.
Вентиляция кузова осуществляется воздухом, поступающим через окна 11 выброса воздуха в кузов, расположенные на воздуховодах к тяговым двигателям 2 и 3, и через окна 23 на воздуховодах к реакторам, при этом в кузове обеспечивается избыточное по отношению к атмосферному давление 40-60 Па для защиты от попадания в кузов пыли и снега через его неплотности.
Основные параметры вентиляторов электровоза ВЛ80С и охлаждаемое ими оборудование приводятся в таблице.
Тип вентилятора | ЦВ-19 № 7, 6 | ЦВ-19 №6, 5 | |
Обозначение по схеме | МВ1 | МВ2 | МВЗ | МВ4 | |
Частота вращения, об/мин | |||
Диаметр рабочего колеса, мм | |||
Число рабочих колес | |||
Производительность, м/мин | 2x155 | ||
Мощность, кВт | |||
Охлаждаемое оборудование в режиме тяги | |||
МВ1 | ТЭД первой тележки (1 и 2), индуктивные шунты ИШ1 и ИШ2 | ||
МВ2 | ТЭД второй тележки (3 и 4), индуктивные шунты ИШЗ и ИШ4 | ||
МВ3 | Тяговая ВУ 61, сглаживающий реактор 55, масляные радиаторы | ||
МВ4 | Тяговая ВУ 62, сглаживающий реактор 56, масляные радиаторы | ||
Охлаждаемое оборудование при реостатном торможении | |||
МВ1 | ТЭД первой тележки (1 и 2) | ||
МВ2 | ТЭД второй тележки (3 и 4), выпрямительная установка возбуждения (60) | ||
МВЗ | Блоки тормозных резисторов R11, R12 | ||
МВ4 | Блоки тормозных резисторов R13, R14 | ||