При реконструкции автомобильной дороги
Обеспечение эффективности выполнения и качества работ при реконструкции автомобильных дорог возможно только на основе современных научно обоснованных методов организации и производства работ.
Реконструкция автомобильных дорог, так же как и строительство, должна осуществляться поточным методом. Однако условия организации работ при реконструкции и при новом строительстве автомобильных дорог различны.
Основными особенностями организации работ при реконструкции автодорог являются:
- необходимость обеспечения, на период реконструкции, удовлетворительных условий движения транспорта общего пользования, в ряде случаев значительной интенсивности;
- неудобство (иногда даже невозможность) использования на некоторых работах традиционных средств механизации;
- необходимость разработки и применения индивидуальных технологических схем;
- повышенная энергоемкость и, как следствие, повышенная себестоимость единицы строительной продукции.
В практике организации работ поточным методом установились некоторые определения, знание которых необходимо.
Выполняющие работы подразделения, объединенные вместе, называют потоком. По составу и назначению различают частные, специализированные, объектные и комплексные потоки.
Частный поток – поток, выполняющий какой-либо один вид или элемент сооружения, например дополнительный слой основания, основание или покрытие или даже один вид покрытия.
Специализированный поток – совокупность частных потоков, объединенных единой системой параметров и схемой потока, а также общей строительной продукцией в виде части дороги или сооружения, например земляного полотна, дорожной одежды и т.п.
Комплексный поток – совокупность специализированных потоков (по строительству земляного полотна, труб, мостов, дорожной одежды и т.д.), совместной продукцией которых является полностью законченная автомобильная дорога определенного протяжения.
Для организации работы поточным способом необходимо работы, включаемые в специализированный поток, расчленить на составляющие его частные потоки, для выполнения которых подбирают механизированные звенья.
Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на которых специализированные подразделения – звенья машин – выполняют определенные рабочие процессы и операции. Такие участки носят название захватки.
Захватка – участок работы, занимающий такое протяжение дороги (в м), на котором специализированное звено машин выполняет данный рабочий процесс или рабочую операцию или их технологически неразделимый комплекс.
Сменная захватка - это участок дороги (в м), на котором звено машин определенного состава выполняет один или несколько технологически тесно связанных рабочих процессов (операций). Рабочий процесс может быть выполнен за половину смены, тогда захватка называется полсменной. Иногда на рабочий процесс в зависимости от сложности расходуют две и даже три смены, тогда захватки называют двух- и трехсменными.
Специализированный поток по строительству дорожной одежды в общем случае будет состоять из трех частных потоков: первого, впереди идущего, частного потока по строительству дополнительного слоя основания (может быть из двух и более захваток); второго частного потока по строительству основания (из двух и более захваток); третьего частного потока по строительству покрытия (рис. 2.1). Между частными потоками, а иногда и между отдельными захватками в частном потоке могут быть разрывы, вызываемые необходимостью перерывов во времени. Их измеряют числом смен или протяжением между потоками. Так как захватка – это участок, на котором выполняют работу в смену или в период, кратный смене, то и разрывы между частными потоками измеряют таким же образом.
I | II | III | |||||||||
З.П. | О.П. | Т.П. | Г.Д.О. | ||||||||
Рис. 2.1. Схема специализированного потока по строительству дорожной
одежды:
I – частный поток по строительству дополнительного слоя основания;
II – частный поток по строительству основания; III – частный поток
по строительству дорожного покрытия; 1-8 – захватки; З.П. – земляное
полотно; О.П. – организационный перерыв; Т.П. – технологический
перерыв; Г.Д.О. – готовая дорожная одежда
Специализированный отряд – отряд машин, выполняющий комплекс взаимосвязанных работ (к примеру, специализированный отряд по выполнению сосредоточенных земработ).
Технологический перерыв (tT) – перерыв в работах на участке протяжением в несколько захваток, вызванный характером работ (твердение бетона, цементогрунта и т.д.).
Организационный перерыв (to)- перерыв между смежными частными потоками или захватками одного потока, вызванный необходимостью подготовки участка для последующего потока или захватки.
Участок автомобильной дороги, подлежащий реконструкции, состоит из ряда захваток.
Первое механизированное звено, выполнив первый рабочий процесс, переходит на вторую захватку, уступая первую захватку второму звену; так продолжается до тех пор, пока на первую захватку не придет последнее звено для выполнения последнего рабочего процесса. С момента, когда все звенья приступят к работе, заканчивается период развертывания потока (Тр).
Период действия потока ТП –время от начала работы первого звена на первой захватке до окончания работы последнего звена на последней захватке.
Период развертывания потока Тр следует применять главным образом для частных потоков. Он составляет время от начала работы первого звена на первой захватке до начала работы на этой захватке последнего звена. В течение этого времени в работу включаются все составляющие звенья частного потока. Применительно к специализированному потоку период развертывания составляет время от начала работы первого звена первого частного потока на первой захватке до начала работы на этой захватке последнего звена последнего частного потока.
Для расчета элементов потока и длины захваток необходимо принять ряд основных определений параметров, характеризующих поток.
Скорость потока(иногда называют время и интенсивность потока) за единицу времени, преимущественно за смену, измеряемая в метрах готовой дороги; для частных потоков в натуральных показателях их продукции: в кубических метрах земляных работ, метрах или квадратных метрах основания или слоя покрытия в смену и т.д.).
Скорость потока целесообразно принимать равной длине сменной захватки. В этом случае механизированное звено получает в свое распоряжение захватку, на которой в течение смены выполняют рабочий процесс.
Длина специализированного потока представляет собой сумму длин частных потоков (Lч.п) и технологических разрывов между ними (lт.р.), т.е.
, м (2.1)
Определив длину специализированного потока Lс.п , проверяют скорость и продолжительность работы потока, сверяя ее с необходимой скоростью для выполнения реконструкции в установленные директивные сроки /2/.
Для разработки технологического процесса реконструкции автодороги служат следующие нормативные документы и материалы:
- строительные нормы и правила /5,6/;
- единые нормы и расценки /7,8/;
- технологические схемы комплексной механизации основных видов дорожно-строительных работ, а также типовые технологические карты /2-4/; ГЭСН, ФЕР.