Спасательный авиационный жилет САЖ-43п 2-й серии
Спасательный авиационный жилет САЖ-43п 2-й серии является индивидуальным спасательным средством и предназначается для поддержания на плаву человека в полном летном снаряжении.
Жилет (рис. 9.13) изготовлен из прорезиненной диагонально-дублиро-ванной ткани ярко-оранжевого цвета и представляет собой герметически закрытую камеру, состоящую из трех изолированных друг от друга отсеков, _ наспинного (2) и двух нагрудных (1). __________________________________
Для придания жилету необходимой положительной плавучести все три отсека заполнены набивкой, помещенной в отсе-ки. Кроме того, нагрудные отсеки (надувные камеры) приспособлены для наполнения их воздухом через трубки (3)с клапанами. Клапаны позволяют производить через них поддув отсеков, запирание отсеков после поддувки и стравливание воздуха из отсеков. Открытие и закрытие клапана осуществляется с помощью мундштука (4). При нажатии пальцем мундштук клапана утапливается, при снятии пальца возвращается в исходное положение под действием пружины. Мундштук фиксируется в утопленном положении при повороте его слева направо и возвращается в исходное положение при повороте его справа налево.
Наспинный отсек представляет собой замкнутую камеру, на внутренней поверхности которой имеется клапан для стравливания воздуха при подъеме на высоту. Наспинный отсек воздухом не поддувается в целях придания телу спасающегося наиболее удобного положения на плаву.
На внутренней стороне левого отсека жилета имеется карман с уранином. При попадании в воду уранин окрашивает ее в ярко-зеленый цвет, облегчая поиск человека с воздуха.
Все жилеты изготавливаются одного размера и надеваются на все виды десантного обмундирования. Подгонка жилета по росту производится с помощью пряжки (12) ремня (9).
Жилет надевается поверх обмундирования под подвесную систему парашюта и крепится на туловище человека с помощью двух грудных застежек, застегивающихся на пукли. Нижняя часть жилета крепится с помощью ремня.
Для удобства крепления ремень имеет карабин (11), а правая петля (8) металлическое полукольцо(10).
Для закрепления жилета на туловище имеются две застежки (6), которые застегиваются на пукли. Регулировка производится путем подбора соответствующего отверстия на застежке. Оставшиеся свободные концы застежек заправляются в петлю (нижняя застежка) и под трубку (верхняя застежка).
Для увеличения прочности верхние кромки жилета в области шеи и плеч усилены. Металлические детали жилета имеют антикоррозийное покрытие.
Масса жилета – не более 1,5 кг.
При подготовке к прыжку необходимо выполнить следующее:
· надеть жилет поверх обмундирования;
· подогнать по росту длину ремня;
· продеть правую петлю в левую(7), к полукольцу правой петли пристегнуть карабин ремня, пропущенного между ногами парашютиста;
· застегнуть грудные застежки;
· открыть клапаны трубок поддува и поддуть нагрудные отсеки жилета, сделав поочередно по 3 – 4 выдоха в каждый отсек;
· закрыть клапаны трубок.
Одноместная малая авиационная спасательная
Лодка МЛАС-1-ОБ
Одноместная малая авиационная лодка МЛАС-1-ОБ является индивиду-альным спасательным средством парашютистов-десантников при совершении прыжков с парашютом на воду с оружием, снаряжением и средствами связи. Лодка состоит из бортов (1) (рис. 9.14) с поручнями (3) и днища (2). Кроме того, в комплект входят баллон с углекислотой (6), выпускной вентиль (5), ручной мех (8), черпак (7), плавучий якорь (10) и набор резиновых пробок (4).
МЛАС-1-ОБ изготовлена из диагонально-дублированного прорезиненного шелкового полотна, окрашенного в оранжевый цвет. Основными частями ее являются надувные борта и днище. Борта представляют собой одну общую оболочку (камеру) без отсеков, образуемую шестью склеенными между собой усеченными корпусами и цилиндрами из прорезиненной ткани.
Для удобного размещения человека в лодке и для лучшей ее устойчивости оболочка бортов в кормовой части имеет больший диаметр, чем в носовой, кроме того, ее кормовая часть сделана несколько шире носовой.
Оболочка бортов автоматически наполняется углекислым газом, находящимся в специальном баллоне. Баллон с углекислым газом смонтирован в кормовой части с внешней стороны борта лодки с помощью специального кар-мана, наклеенного на оболочку, и ниппеля. Баллон крепится к ниппелю за штуцер вентиля накидной гайкой, находящейся на ниппеле. На левом борту смонтирован ручной мех, позволяющий при необходимости поддувать оболочку воздухом. Мех несъемный; он укреплен на лодке с помощью резиновой трубки, вклеенной в оболочку. В рабочем положении его укладывают в специальный карман, наклеенный на оболочку.
Для выхода остатков газа или воздуха из оболочки (при подготовке лодки к укладке) в ее кормовой части вмонтирован выпускной вентиль с пробкой на резьбе. На борту лодки наклеены две пары ленточных поручней для удобства влезания парашютиста-десантника в лодку. В целях придания лодке устойчивости в кормовой части к днищу приклеен водобалластный мешок.
Укладка спасательной лодки МЛАС-1-ОБ в контейнер ГК-30У производится под специальный клапан, нашитый с внешней стороны портпледа и закрепленный с помощью шнурового замыкающего приспособления и трех шнуровых петель, имеющихся на портпледе контейнера, в такой последовательности:
- закрывают пробки, с помощью ручного меха надувают лодку и внешним осмотром убеждаются в ее исправности;
- открывают пробку выпускного вентиля, удаляют воздух, сворачивают лодку в рулон по направлению от новой части к корме и, не разворачивая лодки, завертывают пробку выпускного вентиля;
- разворачивают лодку, черпак и плавучий якорь укладывают в водобалластный мешок, ручной мех в специальный карман, к одному из поручней привязывают мешок с комплектом пробок;
- складывают борта лодки к середине, затем складывают всю лодку по размерам клапана так, чтобы ниппель с накидной гайкой для крепления баллона был расположен сверху;
- привязывают к скобе вентиля баллона и к предохранительной чеке свободный конец шнурового замыкающего приспособления, баллон размещают в специальном кармане и накидной гайкой закрепляют штуцер вентиля баллона к ниппелю лодки;
- укладывают приготовленную лодку на грузовой контейнер так, чтобы баллон с углекислым газом разместился под нижней частью нашитого клапана; поочередно затягивают три люверса клапана на шнуровые петли портпледа и зачековывают тремя шпильками шнурового замыкающего приспособления;
- выводят конец шнурового замыкающего приспособления с карабином из-под затянутого клапана с правой стороны контейнера и после крепления ГК-30У к подвесной системе зацепляют этот карабин к кольцу накладки, пред-варительно нашитой на правой стороне комбинезона парашютиста.
При отделении грузового контейнера от подвесной системы спасательная лодка начинает падать вниз вместе с контейнером ГК-30У до полного натяжения шнура, прикрепленного карабином с кольцом и накладкой к комбинезону парашютиста-десантника. Из шнуровых петель портпледа выдергиваются три замыкающие шпильки, открывается клапан, и из-под него освобождается сложенная лодка. При падении лодки под собственным весом свободный конец шнурового замыкающего приспособления срывает предохранительную чеку баллона, скоба его вентиля перемещается вверх и проводит в действие баллон.
Лодка зависает на расстоянии 1 м от парашютиста десантника и начинает наполняться газом, а грузовой контейнер продолжает падать дальше, до полного выхода из карманов портпледа.
Дополнительное снаряжение
Водонепроницаемые чехлы применяется для предохранения предметов боевой выкладки от воды. Оружие, боеприпасы, средства противохимической защиты, продовольствие и другие предметы при совершении прыжков на воду перед упаковкой их в контейнер ГК-30У предварительно укладывают в защитные хлорвиниловые чехлы (1) (рис. 5.15). Всего в комплект входят четыре таких чехла. В чехол № 1 укладывают оружие, в чехол № 2 – рюкзак десантника со всеми уложенными в него предметами боевого снаряжения, в чехол № 3 укладывают средства противохимической защиты и мелкие предметы, не вошедшие в рюкзак; в чехол № 4 укладывают радиостанцию или чехлы № 2 и № 3 с уложенным в них имуществом. __________________
При завязывании чехлов рекомендуется оставлять в них немного возду-ха для обеспечения плавучести предметов боевого снаряжения десантника, снижающегося с парашютом на воду.
Предохранительный пояс (рис. 9.16) – страховочное средство, предохраняющее парашютиста от случайного выпадания из подвесной системы при подготовке к приводнению. После надевания жилета АСЖ-58 (САЖ-43п 2-й серии) и парашюта пояс пропускают через окна главного обхвата подвесной системы парашюта и застегивают спереди на быстро расстегивающийся за-мок.
Дополнительный ремень (рис. 9.17)крепления оружия заменяет основной ремень в случае, когда оружие десантируется на парашютисте в водонепроницаемом чехле.
СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности парашютиста-десант-ника на нем должны быть надеты: хлопчатобумажное обмундирование (зимой – специальная куртка и теплые брюки, хорошо подогнанные и не сковы-вающие движений); на ногах сапоги или парашютные ботинки (зимой – ва-ленки или унты); на голове специальный шлем с плотным амортизирующим предохранителем или жесткий шлем-каска (зимой – шапка-ушанка или теплый шлем), застегнутые и не мешающие обзору; на руках – обязательно шерстяные пятипалые перчатки и меховые трехпалые рукавицы. Каждый десантник должен иметь строповый нож.
Парашютисты, совершающие прыжки со стабилизацией более 10 с, обеспечиваются парашютным высотомером и секундомером для их монтажа на запасном парашюте в блоке БКВВ-2А.
На самолетах установлен комплект кислородного оборудования для десантников при совершении ими прыжков с парашютом с высоты более 4000 м и раненых (ККО-ПДР). В этот комплект кроме самолетного оборудования вхо-дит индивидуальный комплект для обеспечения жизнедеятельности парашютиста-десантника после отделения от самолета. Индивидуальный комплект со-стоит из кислородного прибора КП-43, кислородного баллона КП-58, кисло-родной маски КМ-19 со шлангом и разъемами. На борту самолета кислородный прибор КП-43 позволяет подсоединяться к бортовой кислородной системе, а после отделения от самолета питание кислородом осуществляется от бал-лона, входящего в комплект прибора.
Жизнедеятельность де-сантников во время высот-ных перелетов обеспечивает самолетное кислородное _______________________ оборудование, которое включает кислородную маску КМ-19 (рис. 9.17) как индивидуальное средство жизнеобеспечения парашютиста-десантника. Она состоит из основания маски, наголовника и ремней подгонки.
Основание маски (1)содержит носовую пружину (3), два губчатых клапана (2)для выхода выдыхаемого воздуха, тройник (4), к которому крепится резиновый шланг (5)подвода кислорода, штуцер для крепления к трубке индикатора и резиновый мешок (6) с колпачком (7). На ремнях подгонки (8) смонтированы пряжки для регулировки.
Перед полетом маску подгоняют регулировкой длины ремней подгонки или заменяют. При замене масок парашютисты с явно большими или малыми основаниями масок обмениваются между собой, а несоответствие величины основания масок устраняется подгонкой регулировочных ремней. Основание маски должно быть подогнано так, чтобы ее верхний край не закрывал глаза, а нижняя часть плотно прилегла к подбородку. Длина ремней подгонки должна быть отрегулирована так, чтобы ремни надежно прижимали основание маски к лицу, но не вызывали при этом излишнего напряжения и неудобства. Кислородная маска надевается так же, как и маска противогаза.
К кислородной системе самолета маска подключается с помощью шланга и штуцера, которые крепятся к индикатору. Индикатор предназначен для контроля нормального поступления кислорода. Он состоит из основания, стек-лянной колбы и поплавка. Плавающее положение поплавка в колбе свидетель-ствует о том, что к данному парашютисту-десантнику кислород поступает нормально.
Кислородные маски КМ-19 входят в состав самолетного оборудования и постоянно хранятся в специальных нишах или сумках за сиденьями в грузовой кабине военно-транспортного самолета.
Г л а в а 10
ПОДГОТОВКА ДЕСАНТНИКОВ-ПАРАШЮТИСТОВ