Тема № 3: НАЗЕМНАЯ ОТРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА

С ПАРАШЮТОМ НА СНАРЯДАХ ВДК

Занятие № 1:. Устройство РД-54 и ГК-30, подготовка оружия и снаряжения

К совершению прыжка с парашютом, отработка элементов

Прыжка на снарядах ВДК

Цели

занятия: 1. Ознакомить обучаемых со снарядами ВДК и порядком проведения

занятий по наземной отработке элементов прыжка

2. Изучить с личным составом взвода правила совершения учебно-

тренировочных прыжков с парашютом.

3. Формировать у десантников практические навыки в выполнении

элементов прыжка.

4. Готовить взвод к совершению прыжков с парашютом.

Время: 3 часа.

Учебные

вопросы: 1. Ознакомление со снарядами ВДК. Меры безопасности на каждом

снаряде (тренажере).

2. Получение макетов парашютов. Подгонка подвесных систем и

подготовка макетов к надеванию.

3. Устройство РД-54, чехла на автомат и ремня крепления оружия.

Подготовка оружия и снаряжения к совершению прыжка

с парашютом.

4. Отработка элементов прыжка с парашютом на снарядах ВДК.

Место: воздушно-десантный комплекс

Метод:рассказ с показом, тренировка

Материальное

обеспечение: 1. Оружие и снаряжение по штату.

2. Макеты парашютов на каждого обучаемого.

3. Шлемы десантные.

4. Планшет с планом проведения тренировки на учебных местах.

5. Секундомер.

Литература: 1. РВДП-79, стр.32 – 60.

2.Воздушно-десантная подготовка. Учебник, часть 1. с. 244 – 272.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Учебные вопросы и время   Краткое содержание учебных вопросов; действия руководителя занятия и обучаемых
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 минут     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 125 минут 1. Ознакомление со снарядами ВДК, требования безопасности на каждом снаряде. 20 минут   2. Получение макетов парашютов, подгонка подвесных систем и подготовка макетов к наде - ванию. 25 минут     3. Устройство РД-54, чехла на автомат и ремня крепления оружия. Подготовка оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом. 25 минут   4. Отработка элементов прыжка с парашютом на снарядах ВДК. 45 минут   Учебное место № 3а – 15 минут     Учебное место № 4 – 20 минут         Учебное место № 5 – 10 минут   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5 минут Проверяю наличие личного состава, внешний вид, наличие оружия, снаряжения и шлемов. Называю тему и цели занятия. Довожу общие требования безопасности при занятиях на ВДК. Приступаю к отработке учебных вопросов.   Называю учебный вопрос. Последовательно разъясняю назначение снарядов для отработки элементов прыжка, показываю и кратко поясняю порядок тренировки. Довожу требования безопасности при работе на каждом снаряде. Последовательность ознакомления со снарядами: Учебное место № 1 – старт подготовки десантников. Учебное место № 2 – тренажер УТП-76. Учебное место № 2а – наземный макет самолета Ил-76. Учебное место № 3 – высотные тренажеры самолета Ан-2, вертолета Ми-8. Учебное место № 3а – наземные макета самолета Ан-2, вертолета Ми-8. Учебное место № 4 – стапеля для подвесных систем. Учебное место № 5 – тренировка в действиях при приземлении Учебное место № 6 – площадка инструктажа выпускающих. Отвечаю на вопросы обучаемых. Перехожу к отработке следующего учебного вопроса. Называю учебный вопрос. Довожу до личного состава порядок хранения макетов парашютов в тренажере УТП-76. Даю команду на получение макетов, постановку их в «козлы» на подстеллажниках. Указываю подстеллажники для каждого отделения. Подгонка подвесных систем Становлюсь с макетом парашюта перед личным составом, напоминаю порядок подгонки подвесной системы парашюта. По моей команде обучаемые производят подгонку подвесных систем; командиры отделений оказывают необходимую помощь подчиненным. В ходе работы контролирую правильность выполнения операций подгонки. Предварительная подгонка 1. 1. Отрегулировать наспинно-плечевые обхваты. 2. 2. Отрегулировать грудную перемычку. 3. 3. Отрегулировать ножные обхваты. Дополнительно необходимо: - проверить правильность установки пряжек с зубчатыми перемычками; - проверить максимальное удлинение лент подтяга ранца; - удлинить ленты крепления запасного парашюта; - укоротить регулирующие ленты. Для надевания макетов парашютов подаю команду: «На первый – второй рассчитайсь!». На примере командиров отделений показываю надевание парашюта в целом, а потом по разделениям. Поясняю действия первого и второго номеров. Делай раз: второй номер берет макет за подвесную систему (за главный обхват в районе изогнутых пряжек) и надевает первому номеру на предплечья рук, отведенных назад. Делай два: первый номер наклоняется, второй номер приподнимает ранец и, сдвигая макет вперед, надевает лямки на плечи. Делай три: второй номер расправляет подвесную систему. Первый номер выпрямляется, застегивает ножные обхваты и грудную перемычку. Делай четыре: второй номер помогает первому подсоединить запасной парашют, заправить ленты крепления запасного парашюта и регулирующие ленты. После показа надевают макеты парашютов сначала первые номера, а потом вторые. Командиры подразделений оказывают помощь своим подчиненным. Подаю команду: «Проверить подгонку подвесных систем!», после чего напоминаю обучаемым порядок окончательной подгонки подвесных систем. Окончательная подгонка: 1. 1. Грудная перемычка и ножные обхваты плотно прилегают к телу, не стесняя движений. 2. Верхний обрез ранца находится на уровне плеч (ниже уровня плеч – снять парашют и уменьшить длину наспинно-плечевых обхватов, прижат к плечам – увеличить). 3. 3. Ленты крепления ЗП подтянуты, концы их закреплены. 4. 4. Слабина регулирующих лент убрана, концы заправлены. Дав личному возможность потренироваться в быстром и правильном надевании макетов парашютов, подаю команду на снятие макетов и постановку их в «козлы» на подстеллажниках. Перехожу к отработке очередного вопроса занятия.   Называю учебный вопрос. Два командира отделений показывают порядок укладки автомата в чехол и крепления его на десантнике для совершения прыжка; я объясняю их действия, обращая особое внимание на положение затыльника автомата при креплении его на плече десантника. По окончании показа отвечаю на вопросы и приступаю к разучиванию операции. Разучивание осуществляю по элементам: 1. 1. Укладка оружия в чехол, крепление ремня. 2. 2. Перевод РД-54 в положение для десантирования. 3. 3. Размещение и крепление автомата на парашютисте. 4. Надевание на десантника макета парашюта. Командиры отделений осуществляют контроль и помощь своим подчиненным в выполнении показанных действий. По окончании работы строю взвод на линии проверки и контро-лирую правильность выполнения операций крепления оружия и надевания макетов парашютов. В ходе проверки поясняю личному составу, что на таких линиях проверки (на старте) их будут проверять перед посадкой в самолет для совершения парашютного прыжка. При обнаружении ошибки в креплении оружия вывожу десантника перед строем; показываю всему личному составу допущенную ошибку; поясняю, к каким последствиям она может привести; объясняю, как не допустить подобных ошибок. Перехожу к следующему учебному вопросу.   Называю учебный вопрос, кратко поясняю особую важность отрабатываемых элементов подготовки и совершения парашютного прыжка. Приступаю к отработке элементов прыжка. Изготовка к отделению от самолета (5 мин.) Командир отделения перед строем взвода практически показывает выполнение элементов изготовки десантника к отделению по ходу моего объяснения. При необходимости лично показываю положение частей тела десантника при изготовке его к прыжку. Разучивание приема осуществляю по разделениям: Делай раз: положение рук (правая – на кольце ЗРР Д-6, левая – на правом свободном конце ППС З-5, локти прижаты). Делай два: положение ног – развести ступни на ширину плеч, левую ногу выставить немного вперед, ступни развести на угол примерно 450. Делай три: слегка согнув ноги в коленях, принять устойчивое положение, смотреть вперед. Отрабатываю прием сначала по разделениям, а затем в целом. Добиваюсь правильного положения всех частей тела. После этого перехожу к отработке следующих действий. Отделение от самолета (5 мин) Показываю на подготовленном парашютисте порядок его действий при отделении от летательного аппарата, комментирую и объясняю его действия. Развожу шеренги на 8 – 10 шагов, располагаю их лицом друг к другу и приступаю к разучиванию и отработке показанного приема. Вначале отрабатываю само отделение (толчок, группировка, отсчет времени, выдергивание кольца), а затем усложняю прием, добавляя к нему три шага, имитирующих движение десантника по грузовой кабине самолета. Разучивание осуществляю также по разделениям, впоследствии тренирую выполнение всего приема в целом. Тренировка по команде «Пошел!» проводится вначале с одного шага, а затем с трех шагов. Размещение десантников в самолете и действия при отделении от него (5 мин) Строю взвод и подвожу к макету самолета Ан-2. Назначаю корабельную группу, показываю на ней порядок размещения десантников в самолете. Показываю и поясняю действия выпускающего, довожу порядок действий корабельной группы по командам и сигналам, подаваемым в самолете. На примере данной корабельной группы показываю порядок отделения от самолета, возможные ошибки и пути их недопущения. Отвечаю на вопросы обучаемых, после чего приступаю к тренировке. Каждая корабельная группа совершает отделение от макета перед своими товарищами для большей наглядности действий и допускаемых ошибок (стараюсь добиться, чтобы каждый десантник учитывал ошибки своих товарищей и не допускал их сам). Вкратце подвожу итог работы взвода на учебном месте. Действия парашютиста в воздухе (20 мин) Подвожу взвод к стапелям. Указываю места занятий. С помощью командиров отделений показываю, как подсоединиться к стапелям, а затем – основные элементы действий в воздухе. Затем провожу тренировку обучаемых в выполнении показанных действий. Перед каждым элементом напоминаю порядок выполнения. Отрабатываемые элементы и последовательность тренировки: 1. Действия при стабилизированном снижении по командам: «Положение для стабилизации принять!», «Отсчет времени!», «Кольцо!», «Купол!» 2. Осмотр купола. По команде: «Осмотреть купол!» убедиться в правильности его формы. 3. Размещение в подвесной системе. «Сесть глубже в подвесную систему!» 4. Развороты с помощью купола. «Натянуть стропу управления, развернуться вправо, влево». 5. Развороты на подвесной системе (вправо, влево, кругом). Разворот на подвесной системе осуществляется в случае, если десантник не смог развернуться за счет строп управления перед приземлением. 6. Изготовка к приземлению. Положение ног парашютиста при различной скорости ветра. 7. Действия при схождении парашютистов в воздухе. Варианты: 4. - когда один прошел через стропы другого и один купол погас (удерживать за купол); 5. - когда оба сошлись на одной высоте, зацепились, но купола работают нормально (обхватить друг друга); 6. - когда один проскочил в стропу другого и парашюты могут погаснуть (обрезать стропу); 7. - когда после схождения оба парашюта начинают гаснуть (верхнему раскрыть запасной парашют); 8. - когда один оказался под куполом другого (предупредив нижнего, уйти при помощи скольжения в противоположную сторону). Вводные: - парашютист движется на вас справа, слева, сзади, спереди; - парашютист проскочил через стропы вашего парашюта. Купол его гаснет; - вы сошлись на одной высоте и зацепились, купола работают; - парашютист проскочил в стропы вашего парашюта, купола работают; - парашютист проскочил в стропы вашего парашюта, оба купола гаснут; - вы оказались над куполом другого парашюта. Наблюдаю за действиями подчиненных, дополнительно разъясняю смысл и порядок действий парашютистов в той или иной ситуации. По истечении времени тренировки провожу краткий разбор действий подчиненных и подаю команду отсоединить подвесные системы от карабинов тросов.   Тренировка в действиях при приземлении (10 мин) Подвожу взвод к трамплину. Вначале показываю, как изготовиться к приземлению. По команде «Внимание! Земля!» парашютист прыгает, приземляется на ступни ног и падает на бок. Объясняю, почему следует падать на бок. Отвечаю на вопросы, перехожу к тренировке. Порядок тренировки Строю взвод в две шеренги. Вначале команды подаются для первой шеренги, а затем – для второй. Прыгнувшая шеренга встает, делает три шага вперед, поворачивается кругом и наблюдает за действиями второй шеренги. После трех пробных прыжков приступаю к оценке действий обучаемых при выполнении элементов приземления. Затем перехожу на другую учебную точку. Строю взвод возле учебного места. С помощью подготовленных десантников показываю порядок гашения купола: 1 способ: гашение парашюта при среднем ветре (3-4 с) методом забегания в подветренную сторону; 2 способ: гашение методом подтягивания нижних строп; 3 способ: гашение методом отсоединения правой группы свободных концов подвесной системы. Применяется, когда нет возможности погасить методом подтягивания строп; 4 способ: гашение методом обрезания свободных концов. Применяется в случаях, когда нельзя погасить купол другими способами. Довожу до личного состава, что основным является первый способ, после чего показываю им, как можно подняться на ноги после приземления, используя силу тяги купола. Даю возможность попробовать выполнить показанный прием. При выдвижении к учебному месту № 1 обучаемые пробегают по дорожке для укрепления голеностопных суставов. Строю взвод, показываю порядок подготовки макетов к сдаче в хранилище, даю время на снятие макетов парашютов и выполнение показанного элемента. Проверяю качество выполнения работы, добиваюсь наведения порядка в хранилище. Строю взвод. Принимаю доклады командиров отделений о наличии личного состава, оружия, снаряжения и имущества. Напоминаю тему и цели занятия. Провожу разбор занятия: · - степень достижения поставленных целей; · - положительные стороны проведенного занятия, фамилии военнослужащих, отличившихся в лучшую сторону; · - недостатки в действиях личного состава, слабо усвоенные элементы занятия, пути устранения недостатков; · - оценки личному составу и взводу в целом за занятие. Ставлю задачи на самостоятельную отработку разученных действий при совершении парашютного прыжка. Заканчиваю занятие, увожу взвод с ВДК.




Руководитель занятия

гв. старший лейтенант А.Грищенко

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКАЮЩИХ

Наряду с высоким уровнем личной подготовки десантников успех и безопасность прыжка с парашютом во многом зависит от качества работы должностных лиц, обеспечивающих десантирование. Одним из таких должностных лиц является выпускающий – человек, отвечающий за правильность действий десантников в летательном аппарате при изготовке непосредственной к совершению пры-жка с парашютом. Согласно требованиям Руководства по воздушно-десантной подготовке, выпускающий назначается из числа офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту, обладающих достаточным опытом совершения прыжков с парашютом и имеющих звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки». Однако, кроме личного опыта совершения парашютных прыжков, выпускающий должен знать порядок подготовки корабельной группы в самолете к прыжку и уметь руководить действиями десантников в ходе их подготовки к отделению от самолета.

Система подготовки выпускающих слагается из следующих составных частей:

- первоначальная подготовка выпускающих (для военнослужащих, не имеющих практики работы выпускающими или вновь прибывших в часть);

- систематическое поддержание и совершенствование навыков выпускающих;

- непосредственная подготовка выпускающих к выполнению обязанностей в ходе совершения парашютных прыжков;

- периодический контроль уровня подготовки выпускающих.

К первоначальной подготовке для выполнения обязанностей выпускающих привлекаются военнослужащие, отобранные из числа офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту (в должностях не ниже командира отделения), имеющие не менее 25 прыжков с парашютом, в том числе не менее 5 из самолетов Ил-76.

Первоначальная подготовка осуществляется в ходе трехдневного учебного сбора, который завершается принятием зачетов, оформлением акта и изданием приказа по части о допуске военнослужащих к работе в качестве выпускающих.

Систематическое поддержание и совершенствование навыков выпускающих осуществляется при выполнении ими обязанностей в ходе практического десантирования, а также при проведении тренажей с личным составом по наземной отработке элементов прыжка с парашютом и в ходе ежемесячных занятий по командирской подготовке, которые в обязательном порядке должны завершаться проведением со всеми обучаемыми практической отработки действий выпускающего в самолете (вертолете) при выпуске корабельной группы.

Периодический контроль качества подготовки выпускающих осуществляется ежегодным принятием зачетов в период проведения ежегодной зачетной сессии с офицерским составом по воздушно-десантной подготовке. По результатам принятия зачетов оформляется акт и издается приказ по части о допуске личного состава к выполнению обязанностей выпускающего, который действует до проведения следующей зачетной сессии.

Военнослужащие, получившие на зачете оценку ниже «хорошо», привлекаются для повторного прохождения курса первоначальной подготовки.

Непосредственная подготовка выпускающих к выполнению обязанностей проводится в ходе предпрыжковой тренировки и инструктажа на реальном самолете в день совершения прыжков с парашютом.

При проведении предпрыжковой тренировки выпускающие занимаются в составе своих корабельных групп, тренируясь в выполнении обязанностей выпускающего на учебных местах №№ 2(3), 2а(3а), 6.

Для того, чтобы офицер или прапорщик был допущен к выполнению обязанностей выпускающего, он должен быть назначен приказом по полку (отдельной части). В конце календарного года в части издается приказ о назначении выпускающих на следующий год. Военнослужащих, назначенных выполнять обязанности выпускающего, привлекают на занятия, в ходе которых их учат выполнению данных обязанностей. По окончании занятий у кандидатов принимаются зачеты с выставлением оценок, после чего приказом по части они допускаются к работе выпускающими. Но на этом подготовка выпускающих не заканчивается. Закрепление их знаний и формирование навыков осуществляется в ходе еженедельных занятий подразделений на снарядах ВДК. По окончании отработки с личным составом учебных вопросов на снарядах, когда подразделения сдают макеты парашютов, заместитель командира батальона проводит инструктаж выпускающих и практическую тренировку их в выполнении функций выпускающего. Кроме того, в ходе предпрыжковой тренировки офицер ВДС инструктирует выпускающих по действиям при совершении прыжков из конкретного вида летательного аппарата, проводит с ними тренировку в зацеплении карабинов, в выпуске парашютистов с определенным интервалом времени. По окончании тренировки выпускающие расписываются в журнале инструктажа выпускающих за проведенный инструктаж. В день совершения прыжков всех выпускающих собирает помощник руководителя прыжков и проводит инструктаж на реальном самолете по порядку действий в штатной ситуации и в особых случаях. После этого выпускающие ставят свои подписи в журнале за проведенный инструктаж и приступают к работе.

Подготовка курсантов военно-учебного заведения к выполнению обязанностей выпускающих осуществляется, начиная с середины второго курса. К концу четвертого семестра курсанты должны знать обязанности выпускающего согласно РВДП-79. На третьем курсе курсанты изучают порядок работы выпускающего из самолета Ан-2 и вертолета Ми-8, а в ходе еженедельных тренажей по наземной отработке элементов прыжка с парашютом на снарядах ВДК их по очереди назначают выполнять обязанности выпускающего при отработке учебных вопросов на макетах самолета (вертолета). Командиры подразделений и преподаватели воздушно-десантной подготовки ведут учет и контроль формирования у курсантов навыков в управлении корабельной группой в ходе десантирования. В конце календарного года все курсанты третьего курса назначаются на будущий год выпускающими из самолета Ан-2 и вертолета Ми-8. Наиболее подготовленные в этом отношении курсанты назначаются для работы выпускающими в ходе очередных учебно-тренировочных прыжков. Это очень важный фактор подготовки курсантов к выполнению обязанностей выпускающего, так как наработка у них первичных практических навыков в ходе реального десантирования происходит в окружении своих же товарищей, которые обладают уже достаточным опытом совершения парашютных прыжков и не создадут особых проблем для выпускающего (наоборот, при случае могут оказать помощь или подсказать оптимальный вариант действий). Очень важен этот момент и в морально-психологическом плане: курсанту гораздо проще осваивать новые обязанности в среде своих сверстников, обладающих примерно одним уровнем подготовки. Намного сложнее было бы начинающему выпускающему работать с парашютистами-первокурсниками, которые требуют повышенного внимания и большего опыта работы с корабельной группой.

Как правило, практически выполнять обязанности выпускающего в ходе учебно-тренировочных прыжков первыми начинают курсанты, стоящие на должностях младшего командного состава, так как они уже обладают определенным навыком командования людьми.

Назначенные курсанты сдают зачет на допуск к самостоятельной работе, в ходе предпрыжковой тренировки получают от преподавателя подробный инструктаж по предстоящим действиям, расписываются в журнале за полученный инструктаж. Очередной инструктаж они получают на аэродроме непосредственно перед началом прыжков. Помощник руководителя прыжков собирает их на реальном самолете, где доводит до них:

- метеоусловия на площадке приземления;

- последовательность десантирования подразделений, распределение выпускающих и порядок их работы;

- место посадки в самолеты, маршрут и порядок движения к ним корабельных групп;

- элементы десантного оборудования самолета (вертолета), проверяемые выпускающим перед посадкой корабельной группы;

- порядок посадки и размещения корабельной группы в самолете (вертолете);

- порядок зацепления карабинов камер стабилизирующих парашютов за тросы ПРП (удлинители);

- сигналы, подаваемые в самолете (вертолете), и порядок действий по ним;

- порядок визуального контроля выпускающим готовности десантника к отделению от самолета;

- случаи, при которых выпускающий обязан прекратить выпуск корабельной группы, и порядок его действий.

Кроме того, он дает им возможность потренироваться в зацеплении карабинов и проверяет готовность их к работе с корабельной группой. После этого выпускающие распределяются по корабельным группам и приступают к работе. Вся работа выпускающих от старта до площадки приземления находится под контролем преподавательского состава кафедры воздушно-десантной подготовки. Педагоги помечают и положительные примеры, и ошибки, допускаемые курсантами в руководстве корабельными группами на старте и в накопителе. Действия выпускающих в самолете оцениваются по соблюдению интервала отделения парашютистов от самолета, а также по докладам экипажа самолета. Все эти данные обобщаются, анализируются и доводятся до личного состава подразделения в ходе разбора прыжков. Особое внимание обращается на допущенные ошибки; преподаватель проводит подробный разбор этих ошибок, вскрывает их причины и указывает пути недопущения их в дальнейшем. В ходе последующих тренажей по наземной отработке элементов прыжка с парашютом и в ходе учебно-тренировочных прыжков курсанты закрепляют полученные навыки.

Действия выпускающего из самолета Ан-2 (вертолета Ми-8)

на старте

1. Построить корабельную группу согласно полетной массе парашютистов, уточнить численный состав. Проверить правильность подгонки оружия, снаряжения, подвесных систем и надевания парашютов.

2. Определить очередность посадки в самолет (вертолет) и десантирования, довести до личного состава требования безопасности при посадке в самолет (вертолет) с работающими двигателями.

3. Напомнить личному составу сигналы, подаваемые в самолете (вертолете) и порядок действий по ним. Потренировать десантников в изготовке к прыжку, отсчете времени стабилизации и выдергивании звена ручного раскрытия.

4. Довести до личного состава задачу прыжка, высоту и скорость десантирования, интервал отделения, направление полета самолета (вертолета) при десантировании. Напомнить действия парашютистов в воздухе и при приземлении, а также действия после приземления.

5. Определить задачу помощнику выпускающего при посадке в вертолет, во время десантирования, а также по зацеплению карабина камеры стабилизирующей системы выпускающего за трос ПРП.

6. Проверить заполнение посадочного листа, представить корабельную группу для проверки и дать посадочный лист на подпись дежурному офицеру ВДС.

7. Вывести корабельную группу к самолету (вертолету). Направить помощника в вертолет для руководства размещением и посадкой десантников. При посадке десантников в летательный аппарат оказывать им помощь.

8. По окончании посадки отдать посадочный лист бортмеханику.

Действия выпускающего в самолете Ан-2

1. Зайти в самолет последним, проверить правильность размещения десантников на сиденьях и отдать посадочный лист бортмеханику самолета.

2. Убедиться в надежности крепления тросов ПРП и исправности удлинителей, после чего занять свое место в грузовой кабине самолета.

3. По команде (сигналу) командира экипажа самолета раздать десантникам удлинители, показать порядок складывания их и крепления резиновой сотой. Приступить к зацеплению карабинов камер стабилизирующих систем за удлинители, начиная с десантника, совершающего прыжок первым.

При зацеплении: контролировать постановку защелки и фиксатора карабина в исходное положение, надеть на карабин чехол в плоскости карабина и зафиксировать его резиновой сотой, уменьшить слабину удлинителя, сдвинуть удлинитель за голову десантника.

4. Убедиться в зацеплении всех карабинов камер стабилизирующих систем, дать бортмеханику зацепить свой карабин за удлинитель (зацепление контролирует десантник, совершающий прыжок первым) и занять свое место.

5. После взлета самолета следить за поведением десантников, не допускать, чтобы десантники вставали, ходили по грузовой кабине, отцепляли карабины.

6. По команде «Приготовиться» продублировать команду голосом и жестом, проследить за тем, чтобы десантники левого борта встали и изготовились к прыжку, а сиденья были опущены. Десантники, сидящие на правом борту, изготавливаются к прыжку, не поднимаясь со своих мест. Бортмеханик приоткрывает дверь грузовой кабины.

7. Обратить внимание на положение удлинителей, особенно у десантников, находящихся возле кабины летчиков. При необходимости устранить недостатки.

8. Занять свое место рядом с бортмехаником, повернуться лицом по направлению полета самолета, сдвинуть свой удлинитель за голову и принять устойчивое положение. Левую руку положить на плечо первого десантника, а правую – на ранец его парашюта.

9. По команде «Пошел» бортмеханик открывает дверь, выпускающий дублирует команду голосом и производит хлопок левой рукой по плечу первого десантника. После отделения первого десантника левой рукой останавливает второго, отсчитывая время до его выпуска, проверяет правильность положения и готовность его к отделению от самолета (501 – удлинитель находится за головой десантника, голова на опущена; 502 – правая рука десантника находится на звене ручного раскрытия основного парашюта, левая – на правой лямке промежуточной подвесной системы запасного парашюта; 503 – ноги слегка согнуты для устойчивости, левая нога впереди), после чего подает ему команду «Пошел». Далее аналогично этому производит выпуск всех десантников корабельной группы.

10. После выпуска последнего десантника корабельной группы выпускающий спокойно занимает исходное положение для прыжка, изготавливается к прыжку и через 3 секунды после выхода последнего десантника отделяется от самолета.

Действия выпускающего в вертолете Ми-8

1. Зайти в вертолет последним, проверить правильность размещения десантников на сиденьях и отдать посадочный лист бортмеханику, после этого убедиться в надежном креплении тросов ПРП. Помощник выпускающего проверяет крепление ограждения и работоспособность прерывателя потока, а также снимает стабилизирующую систему с ранца парашюта выпускающего и подает ее ему. Выпускающий временно фиксирует стабилизирующую систему с помощью карабина на подвесной системе.

2. После взлета и набора высоты 200 м приступить к зацеплению карабинов камер стабилизирующих систем за тросы ПРП, начиная с десантника, сидящего первым у водной двери левого борта. При зацеплении убедиться в постановке защелки и предохранителя карабина в исходное положение и заправить слабину стабилизатора под клапан ранца.

3. После этого проверить зацепление карабинов, пересчитать их количество, затем занять свое место у кабины летчиков и зацепить свой карабин за левый трос ПРП. Контролирует зацепление карабина помощник выпускающего.

4. По команде «Приготовиться» (за 1 минуту до начала выброски) выпускающий и его помощник дублируют команду голосом и жестом и контролируют изготовку десантников к прыжку. Помощник выпускающего встает со своего места, расфиксирует прерыватель потока, опускает его вниз и ставит на фиксатор в нижнем положении. Затем он придерживает правой рукой первого десантника.

5. По команде «Пошел» помощник выпускающего выпускает первого десантника и останавливает следующего; отсчитывает время 501, 502, 503 и, убедившись в правильной изготовке и нормальном положении стабилизирующей системы, подает команду «Пошел». Далее выпускает всех десантников левого борта с интервалом 3 – 4 секунды, затем отделяется сам.

6. Выпускающий, двигаясь вслед за последним десантником левого борта, подходит к ограждению с левой стороны и руководит выброской десантников правого потока; вертолет покидает последним.

Действия выпускающего из самолета Ан-2 (вертолета Ми-8)

в особых случаях

1. При выпуске десантников все внимание выпускающего должно быть сосредоточено на изготовке десантников, на положении удлинителей (стабилизаторов) и интервале отделения.

2. При попадании удлинителя под руку или при захвате им за шею десантника – не допустить выпуска, закрыть дверь (прерыватель) и устранить недостаток. Если есть условия для повторного захода самолета – продолжить выпуск десантников.

3. При падении десантника – не допустить его выпуска, закрыть дверь (прерыватель), с помощью других десантников помочь ему встать и, если не произошло раскрытие парашюта (и если есть возможность для повторного захода самолета), продолжить выпуск парашютистов.

4. В случае нарушения десантниками очередности отделения – немедленно прекратить выпуск, восстановить очередность и, если не поступила команда «Отставить», продолжить выпуск.

5. В случае преждевременного раскрытия парашюта и отсоединения карабина камеры стабилизирующей системы от удлинителя (троса ПРП) у кого-либо из десантников – выпуск не производить и вернуться с оставшимися десантниками на аэродром.

6. В случае возникновения каких-либо предпосылок, влияющих на безопасность прыжка (зацепление в грузовой кабине), выпускающий принимает меры по их устранению, а если это невозможно, то выпуск не производит. Устранять неисправности в укладке парашютов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

7. В случае отказа каким-либо парашютистом совершать прыжок выпуск не производить и вернуться на аэродром. Выталкивание парашютистов, отсоедине-ние карабина с целью пересадки парашютиста ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Действия выпускающего из самолета Ил-76 на старте

1. Построить корабельную группу (поток) согласно полетной массе парашютистов по потокам, уточнить численный состав. Проверить правильность подгонки оружия, снаряжения, подвесных систем и надевание парашютов.

2. Определить очередность посадки и десантирования, довести требования безопасности при посадке в самолет с работающими двигателями.

3. Напомнить личному составу сигналы, подаваемые в самолете, и порядок действий по ним. Потренировать десантников в изготовке к прыжку, отсчете времени стабилизации и выдергивании звена ручного раскрытия.

4. Довести до личного состава задачу прыжка, высоту и скорость десантирования, интервал отделения, направление полета самолета при десантировании. Напомнить действия десантников в воздухе и при приземлении, а также действия после приземления.

5. Заполнить посадочный лист, представить корабельную группу для проверки и дать посадочный лист на подпись дежурному офицеру ВДС.

6. Вывести корабельную группу к самолету, зайти первым на рампу и руководить размещением десантников на сиденьях. Помощник выпускающего находится в грузовой кабине.

Действия выпускающего в самолете Ил-76

1. Направить помощника выпускающего в самолет первым с целью обеспечения посадки корабельной группы (потока). Самому руководить посадкой у трапа самолета.

2. Проверить правильность размещения десантников на сиденьях, исправность десантного оборудования самолета (натяжение тросов ПРП, разделитель и прерыватель потоков, удлинитель для выпускающего, положение механизма уборки камер).

3. Зацепить карабины камер стабилизирующих систем за тросы ПРП, затем проверить правильность зацепления и заправки перьев стабилизатора под клапан ранца парашюта.

4. После взлета самолета следить за поведением десантников, не допускать, чтобы десантники вставали, ходили, отцепляли карабины.

5. Используя громкоговорящую связь самолета, напомнить десантникам порядок их действий по командам «Приготовиться», «Пошел», «Отставить».

6. По команде «Приготовиться» проследить за правильностью изготовки десантников и заправкой перьев стабилизатора под клапан ранца. При неправильных действиях десантников принять меры для устранения недостатков.

7. Своевременно занять свое место у прерывателя потока и с помощью помощника зацепить свой карабин камеры стабилизирующей системы за удлинитель. Проследить за открытием рампы и двери. Не допускать выпуска десантников в двери с закрытой рампой.

8. По команде «Пошел» открыть прерыватель потока, следить за интервалом отделения десантников, за правильным положением стабилизирующей системы.

9. По команде «Отставить» прекратить выпуск десантников.

Действия выпускающего и самолета Ил-76

в особых случаях

1. При падении парашютиста прекратить выпуск десантников. С помощью других десантников помочь ему встать и, если не поступила команда «Отставить», продолжить выпуск.

2. В случае обгона одного десантника другим прекратить выпуск, принять меры к восстановлению очередности и, если не поступила команда «Отставить», продолжить выпуск.

3. В случае преждевременного раскрытия парашюта, при попадании стабилизатора под руку или захвате им за шею, при отсоединении карабина камеры стабилизирующей системы у кого-либо из парашютистов немедленно прекратить выпуск и вернуться с оставшимися десантниками на аэродром.

4. При отказе каким-либо парашютис

Наши рекомендации