Организация труда по при разработке АИС

Для создания, развития и обеспечения функционирования АС любого органа власти, организации, учреждения, предприятия целесообразно создание специальной службы. В общем случае в составе этой службы должны быть специалисты следующих профессий:

специалисты-аналитики в области информационных ресурсов и технологий;

инженеры по автоматике и телемеханике;

специалисты-системотехники в области операционных систем, систем управления базами данных, сетевого программного обеспечения;

программисты-разработчики прикладного программного обеспечения для ПК;

операторы с навыками разработки форм документов.

На должность руководителя службы рекомендуется назначать специалиста-аналитика.

Структура и штатное расписание службы утверждаются в пределах нормативов по труду и исходя из потребностей в сопровождении имеющихся и внедрении новых информационных технологий.

Для обеспечения требуемого профессионального состава службы недостающие специалисты могут привлекаться по трудовым соглашениям из сторонних организаций.

Служба эксплуатации АС органа власти такого уровня, как администрация субъекта РФ, должна состоять, как правило, из инженерного персонала по эксплуатации, системных и проблемных программистов, специалистов по проблеме сбора и обработки информации, администратора базы данных.

В состав данной службы входит также оперативно-диспетчерский персонал, предназначенный для:

оперативного управления системой;

обеспечения информационного взаимодействия руководителей и специалистов органов государственного управления с внутренними и внешними информационными ресурсами;

решения информационно-справочных и аналитических задач в интересах пользователей системы, включая задачи по проблемным ситуациям;

подготовки, формирования и представления оперативных сводок, аналитических записок, отчетов, докладов по запросам администрации органов государственного управления;

выполнения интерфейсных функций с разработчиком системы по выявлению и устранению недостатков системы в совместно установленные сроки;

актуализации, обеспечения полноты и достоверности используемого в АС информационного фонда;

выполнения совместно с разработчиком работ по внедрению функциональных задач в систему и развитию всей системы в целом;

осуществления экспертизы и рецензирования научно-технических, инвестиционных проектов, а также нормативных документов по вопросам программного, технического обеспечения и информационного обмена.

Кроме того, оперативно-диспетчерский персонал осуществляет организационно-методическую помощь информационным подразделениям подведомственных организаций.

Ключевыми специалистами, без которых невозможна эксплуатация информационных систем, являются: администратор системы, администратор базы данных, администратор по защите данных.

Администратор системы осуществляет общее руководство по обеспечению функционирования информационной системы, координацию работ пользователей всех уровней, а также отвечает за своевременность решения функциональных задач и за все изменения, которые вносятся в систему при ее эксплуатации и развитии, включая вопросы программного и технического конфигурирования сети.

В обязанности администратора базы данных в процессе эксплуатации входит разработка технологии и соответствующих положений, обеспечивающих сохранность их целостности. Администратор базы данных должен постоянно контролировать производительность баз данных и принимать необходимые меры по ее повышению с целью достижения необходимых экономических показателей. Администратор базы данных должен взаимодействовать с пользователями БД, особенно на стадии внедрения функциональных задач, а также в процессе эксплуатации, когда при обработке запросов со стороны пользователей к базам данных системы возникают конкретные нестандартные ситуации. Администратор базы данных принимает непосредственное участие в стратегии информатизации, в том числе в определении перспектив расширения баз данных и тенденций развития технологии их сопровождения. Кроме того, администратор базы данных может оказывать консультационные услуги пользователям по применению СУБД и по технологии внесения изменении в БД.

Необходимо отметить, что функции администратора базы данных и администратора системы не должны выполняться одним и тем же лицом, поскольку в этом случае можно производить неконтролируемые и несогласованные изменения во всей системе. Посредством разделения их функций в условиях эксплуатации системы обеспечивается устойчивая работа системы в многопользовательском режиме.

Администратором по защите данных (информации) в информационной системе является конкретный специалист, официально отвечающий за защиту информации в системе. Администратор по защите данных не только должен знать требования, которые предъявляются к системе в части обеспечения ее безопасности, технические и программные средства, которые используются в системе для защиты информации, но и уметь ими пользоваться. Администратор по защите данных со своего рабочего места должен контролировать работу пользователей и оперативно-диспетчерского персонала с точки зрения поддержания и обеспечения требуемых норм по использованию информации. Администратор по защите данных должен также обучать пользователей системы и операторов основам обеспечения защиты информации в информационных системах.

Администратор системы, администратор базы данных, администратор по защите данных в отличие от других специалистов эксплуатационного персонала должны совместно с разработчиком принимать непосредственное участие во всех этапах создания информационных систем-от разработки концепции до эксплуатации системы. Такой подход благоприятно сказывается на формировании службы эксплуатации системы и на своевременной передаче системы из "рук" разработчика в "руки" службы эксплуатации. Остальные специалисты эксплуатационного персонала набираются на конкурсной основе на этапе развертывания системы на объекте эксплуатации или на этапе внедрения, когда формируется информационный фонд системы, проводятся комплексное опробование функциональных задач и автономная отработка трактов передачи данных с удаленными абонентами системы.

На этапах внедрения и опытной эксплуатации значительная часть нагрузки по отработке программ и методик испытаний ложится на службу эксплуатации. Эксплуатационный персонал принимает активное участие в приемосдаточных испытаниях и в апробации технической и технологической документации на систему и ее отдельные подсистемы.

Структура и состав службы эксплуатации информационных систем зависят от многих факторов, в первую очередь от размерности самой системы, т.е. от того количества пользователей, которое обслуживает данная система, и от тех информационных потоков, которые ей приходится обрабатывать. Существенное влияние на структуру и состав службы эксплуатации оказывают режимы и условия функционирования системы, географическая распределенность как абонентов системы, так и самой системы.

Состав эксплуатационного персонала во многом зависит от информационно-справочных и информационно-аналитических задач, решаемых в системе, динамики их выполнения.

Очень важное значение имеет позиция руководства органов государственной власти по вопросам информатизации. Эта позиция подчиняется принципу экономической эффективности, и на ее основе вырабатывается научно обоснованная точка зрения на потребность в персонале. При таком подходе задачей расчета потребности в персонале является определение необходимого числа специалистов (сотрудников) для выполнения поставленных задач в определенный период. Такой подход является неотъемлемой предпосылкой эффективного построения организационной структуры и трудовых процессов.

При определении потребности в персонале для решения задач, подвергающихся количественному выражению, имеются в принципе два пути, которые зависят от класса решаемых задач и от структуры и размера подразделений, выполняющих функции эксплуатации. В случае выполнения унифицированных, повторяющихся задач эксплуатации систем с помощью аналитических методов можно выявить унифицированные показатели для сравнимых рабочих мест. И тогда потребность в персонале отдельного организационного подразделения определяется на основании выработанных унифицированных показателей с учетом реальных объемов работы на местах.

Во втором случае, в типовых функциональных подразделениях, решающих вопросы эксплуатации информационных систем органов власти, проводится обследование организационной структуры службы эксплуатации и тем самым прямо и непосредственно выясняется потребность в персонале.

Следует отметить, что путь расчета через унифицированные показатели рекомендуется использовать прежде всего для снижения затрат на проведение обследования. В принципе предлагаемый подход при проведении расчета потребности в персонале базируется на сравнении двух временных параметров. С одной стороны, определяется, сколько времени необходимо на выполнение поставленной задачи, с другой стороны, определяется время, необходимое сотруднику на выполнение этой задачи согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 28. Из сравнения этих величин выводятся показатели потребности в персонале для выполнения конкретной задачи. Исходя из этого, основой расчета потребности в персонале являются:

задачи и условия их выполнения;

объем работы;

средняя потребность времени на выполнение работы;

количество рабочих дней (часов) сотрудника.

Выше было отмечено, что часть сотрудников оперативно-диспетчерского персонала в информационных системах выполняет задачи управления, координации, анализа, требующие творческого подхода к выполняемой работе. Поэтому их численность не всегда может быть определена цифровым выражением. В этом случае потребность в персонале может быть определена путем сравнения с потребностью в персонале в организационных структурах, решающих аналогичные задачи.

Эффективность применения новых информационных технологий в территориальном управлении существенно зависит от интеллектуального потенциала научно-технических работников, обеспечивающих внедрение, сопровождение и развитие информационных систем, а также пользователей, использующих новые информационные технологии в практической деятельности.

В этой связи целенаправленная плановая подготовка и переподготовка кадров по программе информатизации проводится по следующим группам специалистов:

системные специалисты по программно-аппаратным средствам новых информационных технологий;

проблемные специалисты по новым информационным технологиям, способные сопровождать и развивать отдельные приложения по территориальной информатизации;

сотрудники аппарата территориальных органов власти и управления.

По первым двум группам специалистов основными формами организации обучения являются:

подготовка и переподготовка специалистов на курсах повышения квалификации в ведущих компьютерных фирмах России, в вузах, имеющих соответствующие сертификаты на этот вид деятельности;

целевая подготовка инженерных кадров в ведущих вузах России по новым информационным технологиям в рамках учебных специальностей: вычислительные машины, комплексы, системы, сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Третьим и наиболее существенным фактором кадровой поддержки программы информатизации является переподготовка и повышение квалификации сотрудников аппарата управления. При этом с учетом сложившейся социально-политической ситуации в России подготовку и повышение квалификации необходимо проводить в двух направлениях:

совершенствование хозяйственного механизма государственного и муниципального управления;

использование новых информационных технологий в практической деятельности.

В качестве примера рассмотрим аппарат администрации Хабаровского края. Аппарат администрации края численностью 304 сотрудника, работающих в здании по ул. К. Маркса, 56, на конец 2001 г. владел технологией работы с компьютерной техникой на относительно низком уровне. Уровень квалификации этих сотрудников по эффективному использованию ПО в АС отображен в таблице 2.

Таблица 2

Уровень квалификации по эффективному использованию ПО

Уровень знаний ПО ПО, кол.чел.
Word Excel КонсультантПлюс Компьютерные сети
Не имеют представления
Слабые знания
Средние знания
Высокие знания

Обучение сотрудников аппарата управления основам компьютерной грамотности целесообразнее всего проводить непосредственно на рабочем месте с одновременным освоением конкретных прикладных программных систем (информационных технологий). При этом упор должен делаться на индивидуализацию обучения и самостоятельную работу сотрудника.

Основными целями таких занятий являются:

получение теоретических знаний по основным направлениям использования ПК в учрежденческих системах муниципального управления;

снятие психологической боязни ПК и приобретение практических навыков работы на них;

ориентация пользователей по вопросам практического использования ПК на своем рабочем месте;

ориентация пользователя в типах ПК, перечне программного обеспечения и их коммерческой стоимости.

В последнее время существует тенденция усложнения используемых в информационных системах приложений и переход к настраиваемым системам, ориентированным на конечных пользователей. Это требует более высокого уровня квалификации в организации обучения пользователей информационных систем:

практическая направленность обучения. При обучении ставка делается не на изучение отдельных функций или параметров системы, а на выполнение законченных процедур, с которыми сталкивается пользователь в своей повседневной работе;

обучение коллективной работе в информационных системах. При этом акцент делается на совместной работе пользователей по решению конкретных практических задач, свойственных их повседневной работе;

обучение в процессе работы путем использования развитой системы подсказок.

Для повышения эффективности обучения пользователей информационных систем могут использоваться компьютерные обучающие системы. По данным зарубежных авторов, использование таких систем позволяет сократить время обучения вдвое. Компьютерные системы обучения дают возможность пользователю самостоятельно выбирать последовательность и интенсивность изучения учебных разделов, тем самым, адаптируя процесс обучения к уровню своих знаний и навыков. Это позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, использование компьютерных систем обучения снимает психологические барьеры, возникающие при обучении взрослых людей.

Типовой набор компьютерных средств обучения может содержать:

учебные компьютерные деморолики и презентации;

обучающие курсы;

деловые игры;

контролирующие и тестирующие системы;

предметное обучение (по условиям работы и задачам функционирования конкретного отдела)

Применение компьютерных моделирующих обучающих систем в учебном процессе позволяет придать ему имитационный характер, максимально приблизив к реальной работе в информационной системе.

Компьютерные тестирующие и контролирующие системы позволяют автоматизировать процесс оценки знаний и умений пользователей и тем самым создать обратную связь в процессе обучения. Кроме определения уровня освоения информации конкретным пользователем тестирующие системы позволяют путем анализа накапливаемых результатов тестирования определять "узкие места" как в самой системе, так и процессе обучения.

Процесс обучения эксплуатационного персонала имеет свои особенности. Так, задача обучения эксплуатационного персонала может быть частично решена за счет учебных курсов, проводимых фирмами-разработчиками системного программного обеспечения. Большинство известных фирм-разработчиков программного обеспечения рассматривают обучение пользователей как один из компонентов технической поддержки своих продуктов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что только при хорошей подготовке всех пользователей информационной системы можно ожидать максимального эффекта от ее внедрения.


Наши рекомендации