Теперь имеет место то редкое явление, когда что-то начинает расти в вас, раскрываться, расцветать.

Будучи, таким образом, все в себя включающим, постепенно позволяйте своим границам расширяться. Включите в себя своих любимых, своих друзей, свою семью, включите незнако­мых, а затем постепенно вы станете способным включать и врагов. Это будет последней стадией. И когда вы сможете включить врага и сможете позволить ему войти в вас и укоре­ниться там, позволить ему стать частью вашего сознания, тогда ничто не будет враждебным для вас. Тогда весь мир станет вашим домом. Тогда ничто не является незнакомым, никто не является чужим, вы в покое в этом мире.

Но остерегайтесь коварства своего ума. Ум всегда посовету­ет вам делать нечто, что невозможно сделать, а когда вы не сможете сделать этого, ум скажет: «Это абсурдная вещь. От­бросьте ее». Ум будет ставить цели, которых невозможно достиг­нуть. Всегда помните об этом, и не будьте жертвой своего собственного ума. Всегда начинайте с чего-то, что является возможным; не совершайте прыжок в невозможное. Если вы сможете расти в возможном, то невозможное будет всего лишь другим концом этого возможного. Невозможное не противостоит возможному; оно является только другим его концом. Это один и тот же спектр - различные участки одного спектра.

Здесь содержится еще один вопрос: Как я могу включать в себя своего врага, если я в то же время полон ненависти? Разве это не ведет к подавлению?

Это тонкий момент, который необходимо хорошо понять. Я не настаиваю на том, чтобы в то время, когда вы ненавидите, вы подавляли бы ненависть, потому что все, что подавляется, становится опасным. И если вы что-либо подавляете, вы никогда не можете быть при этом открытым. Тогда вы создаете свой личный мир, который не позволяет вам включать других. Вы всегда будете бояться того, что подавили, потому что в любой момент оно может выйти наружу. Поэтому запомните главное: не подавляйте гнев, ненависть и тому подобные эмоции. Но нет и необходимости изливать их на кого-либо.

Вы изливаете их на других, потому что считаете, что те ответственны за это - это неправильно. Другие не отвечают за это; ответственным являетесь только вы. Вы испытываете нена­висть, потому что вы наполнены ненавистью, а другие только предоставляют вам возможность и не более. Если вы придете и оскорбите меня, то вы просто дадите мне возможность выплес­нуть то, что содержится во мне. Если там есть ненависть, то наружу выйдет ненависть. Если там любовь, то наружу выйдет любовь. Если я полон сострадания, то выйдет сострадание. Вы просто предоставляете мне возможность раскрыть себя.

Если из вас выходит ненависть, то не считайте, что ответ­ственным за это является другой. Он всего лишь играет роль орудия, инструмента. На санскрите есть прекрасное слово для этого - нимитт - инструментальный, служащий орудием, сред­ством. Он не является причиной; причина всегда внутри вас. Он всего лишь орудие, приводимое в действие этой причиной. Так что будьте ему благодарны - будьте благодарны за то, что он дал вам возможность осознать свою собственную скрытую нена­висть. Он является другом. Вы превратили его во врага, потому что возложили на него всю ответственность. Вы думаете, что это он создал эту ненависть. Никто ничего не может создать в вас, запомните это навсегда.

Если вы подойдете к Будде и начнете оскорблять его, он не будет ненавидеть вас, он не будет сердиться на вас. Что бы вы ни делали, он не сможет на вас сердиться. И не потому, что вы прикладываете мало усилий, но потому, что гнева в нем нет; вы не можете вызвать его. Другой не может быть источником ненависти, так что не возлагайте вину на него. Будьте просто благодарны ему, и ненависть, которая находится в вас, будет выброшена в небо - это первое.

Второе: будьте включающим и по отношению к ненависти. Это более глубокое царство, более глубокое измерение. Будьте включающим и по отношению к ненависти.

Что я имею в виду, когда говорю это? Всякий раз, когда случается что-либо плохое или нечто, что вы считаете плохим, злым, вы не включаете его в себя. Когда случается что-либо хорошее, вы включаете его. Если вы любите, вы говорите: «Я есть любовь» (английское «I am love»). Когда вы ненавидите, вы никогда не скажете: «Я - ненависть». Когда вы испытываете сострадание, вы говорите: «Я – сострадание». Когда вы гневаетесь, вы никогда не скажете: «Я есть гнев» (английское «I am anger»). Вы всегда скажете: «Я гневаюсь» (английское «I am angry»). Это звучит так, как если бы гнев случался с вами; как будто не вы являетесь гневом, а гнев просто приходит к вам извне, гнев является чем-то случайным для вас. А когда вы говорите: «Я есть любовь», это кажется чем-то существенным, а не чем-то случайным, что приходит извне, что случается с вами. Это идет изнутри.

Все, что является хорошим, вы включаете в себя. Все, что является плохим, вы не включаете. Станьте включающим и для плохого. Потому что вы есть ненависть, вы есть гнев, и пока вы глубоко это не почувствуете - не почувствуете: «Я есть нена­висть», - вы никогда не превзойдете этого.

Если вы сможете почувствовать, что вы и есть гнев, то немедленно запустится невидимый процесс трансформации. Что случается, когда вы говорите: «Я есть гнев»? Случается многое. Прежде всего, когда вы говорите: «Я гневаюсь», вы отличаете себя от энергии, которую вы называете гневом. Это не является, истиной, а на неверной основе не может случиться ничего истинного. Это не является истиной - этот гнев и есть вы; это ваша энергия. Он не является чем-то, отличным от вас.

Вы отделяете его, потому что создаете ложный образ самого себя - что вы никогда не сердитесь, что вы никогда не ненави­дите, что вы всегда являетесь любящим, что вы всегда наполне­ны доброжелательностью и состраданием. Вы создали фальши­вый образ самого себя. Этот фальшивый образ есть ваше эго. Это эго все время говорит вам: «Отрежь гнев, отрежь ненависть, они не являются хорошими», - но не потому, что вы знаете, что они не являются хорошими, а потому, что они не входят в ваш образ; они не подпитывают ваше эго и ваш образ.

Вы хороший человек, всеми уважаемый, прекрасный, культурный человек - это ваш образ. Иногда вы выпадаете из этого образа - это случайности. Вы снова восстанавливаете свой образ. Но эти несоответствия образу не являются случайными событиями, они в большей степени раскрывают вашу подлин­ную сущность. Когда вы сердитесь, ваша истинная суть раскры­вается в большей степени, чем когда вы фальшиво улыбаетесь.

Когда вы проявляете свою ненависть, вы являетесь более под­линным, чем когда вы притворяетесь любящим.

Прежде всего, следует быть подлинным, истинным, реаль­ным. Включите в себя ненависть, включите в себя гнев, вклю­чите в себя все, что есть в вас. Что при этом случится? Если вы включите в себя все, то ваш фальшивый образ разрушится навсегда, и это очень хорошо. Это просто прекрасно, что вы освободитесь от фальшивого образа, потому что он все время порождает сложности. При разрушении образа разрушится и ваше эго, а это уже является дверью к духовности.

Когда вы говорите: «Я есть гнев», как вы можете иметь свое эго? Когда вы говорите: «Я - ненависть, я - ревность, я - жестокость, я - насилие», как вы можете иметь эго? Легко иметь эго, когда вы говорите: «Я - Брахман, я - высшее божество». Тогда это легко. «Я есть атман, высшая сущность» - тогда это легко. Но когда вы говорите: «Я есть ревность, ненависть, гнев, страсть, секс», вы не можете иметь эго. Вместе с фальшивым образом исчезает ваше эго; вы становитесь подлинным, естес­твенным. Тогда появляется возможность понять вашу реаль­ность. Тогда вы сможете приблизиться к своему гневу без какой-либо антипатии. Он - это вы. Вы должны понять, что это ваша энергия.

И если вы сможете все понять о своем гневе, то само это понимание изменит и трансформирует его. Если вы сможете понять весь процесс возникновения гнева или ненависти, то от самого понимания гнев или ненависть исчезает, потому что основной составной частью гнева или ненависти является незна­ние их, неосознание их, отсутствие бдительности по отношению к ним. Поэтому всякий раз, когда вы не бдительны, вы можете гневаться. Когда вы бдительны, вы не можете гневаться. Бди­тельность поглощает все энергии, которые становятся гневом. Будда вновь и вновь повторял своим монахам: «Я не говорю вам не сердиться. Я говорю вам, что когда вы сердитесь, вы должны быть бдительными». Это действительно одна из состав­ных частей мутации. Я не говорю вам не сердиться. Я говорю: «Когда вы сердитесь, будьте бдительным». Попробуйте. Когда возникает гнев, станьте бдительным. Посмотрите на него. По­наблюдайте за ним. Осознайте его, не спите. И чем более бдительным вы являетесь, тем он меньше. В тот момент, когда вы действительно станете бдительным, гнев исчезнет - вся его энергия станет энергией бдительности.

Энергия является нейтральной. Одна и та же энергия становится гневом, одна и та же энергия становится ненавистью, одна и та же энергия становится любовью, одна и та же энергия становится состраданием. Энергия одна; все остальное является ее выражениями. И есть ряд основных ситуаций, в которых энергия может превратиться в конкретное настроение. Если вы не бдительны, энергия может превратиться в гнев, энергия может превратиться в секс, энергия может превратиться в насилие. Если вы бдительны, то этого не может быть, - бдительность, осознанность, сознательность не позволяют ей двигаться в эти русла. Она движется в другой плоскости - та же самая энергия.

Будда говорит: «Ходите, ешьте, сидите. Что бы вы ни делали, делайте, но делайте это полностью сознательно, осозна­вая то, что вы делаете».

Однажды случилось так, что Будда гулял, а прилетевшая муха села ему на лоб. Он разговаривал с монахами, поэтому, не обращая, в действительности, никакого внимания на муху, он просто махнул рукой, и муха улетела со лба. Затем он осознал, что он что-то сделал, не полностью осознавая это, потому что его сознание была направлено на монахов, с которыми он разгова­ривал. Он сказал монахам: «Извините меня, я отвлекусь на момент». Он закрыл глаза и снова поднял руку. Монахи были удивлены тем, что он делал, потому что теперь на лбу не было никакой мухи. Он снова поднял свою руку и взмахнул ею около того места, где сидела муха - хотя теперь ее там не было. Он опустил руку, затем открыл глаза и сказал: «Теперь вы можете спрашивать меня».

Наши рекомендации