Система управления реляционными базами данных Microsoft Access
Microsoft Access2003 представляет собой систему управления базами данных (СУБД), которая предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации многих операций (например, учет, планирование, контроль некоторых показателей и т.д.). В MS Access реализовано управление реляционными базами данных (БД), в силу чего о приложение можно считать системой управления реляционными базами данных (СУРБД).
Приложение Microsoft Access 2003 является достаточно специализированным и предназначено, в первую очередь, для разработчиков БД. Основным компонентом проекта MS Access является БД, включающая в свой состав таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули.
Одна из особенностей работы с MS Access заключается в том, что нельзя изначально открыть новый файл — файл, в котором будут отображены основные компоненты приложения для создания БД, а также — сохранить при последующей работе весь файл БД.
Интерфейс Microsoft Office Access 2003 также выполнен в стиле всех приложений пакета Microsoft Office. Главное окно MS Access предназначено для работы с БД. Из него можно вызвать любой объект БД для просмотра, выполнения, разработки или модификации. Для работы с конкретной БД можно разработать собственный интерфейс, основой которого, как правило, являются формы. На формах располагаются различные элементы: поля таблиц, поля со списком, кнопки, раскрывающиеся списки, выключатели, переключатели, флажки, рисунки, подчиненные формы и т. д. За кнопками, обычно, закрепляют вызов функций. Все функции обработки информации задаются с помощью макросов или программ на VBA. В приложениях для работы с БД обычно помещают главную кнопочную форму, которая автоматически появляется при открытии БД. В дальнейшем работа пользователя происходит не только с помощью главной формы, но и других форм и окон. Базу данных, имеющую интерфейс пользователя и расширение mde, можно считать приложением, так как все описания БД, включая программные коды, интерпретируются системой MS Access при работе пользователя.
Работающая БД MS Access может взаимодействовать с внешними БД, которые могут использоваться как источник таблиц при импорте или присоединении, а также как получатель при экспорте данных из работающей БД. В качестве внешней БД может служить любая БД, поддерживающая протокол ODBC (Open Data-Base Connectivity - набор интерфейсов прикладного уровня), например, база данных SQL Server, расположенная на удаленном сервере.
Основу СУРБД Microsoft Access2003 составляют 7 объектов. Эти объекты включают данные и различные инструментальные средства, необходимые для использования MS Access. Многие объекты можно создавать как с использованием мастера, так и с использованием конструктора.
1. Таблица - основная единица хранения данных в базе. Понятие таблицы в MS Access соответствует понятию двумерной таблицы (запись × поле) реляционной модели данных. В любой базе, как правило, имеется некоторое число связанных между собой таблиц. Между двумя таблицами устанавливаются связи типа "один-к-одному" и "один-ко-многим" командой Схема данныхв меню Сервис. Среди основных операций над таблицами можно выделить: просмотр и обновление (ввод, модификация и удаление), сортировку, фильтрацию и печать.
2. Запросы - позволят произвести выборку данных по некоторому критерию или выполнить определенные действия с данными. Одновременно выборка может производиться из 16 таблиц. В запрос можно включать до 255 полей. В MS Access можно создавать и выполнять следующие основные типы запросов: на выборку - из одной и многих таблиц; перекрестный запрос; модифицирующие запросы(обновление, удаление или добавление данных). С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные из одной или нескольких существующих таблиц. Описание запроса можно выполнить с помощью бланка QBE или SQL.
3. Форма - представляет собой объект БД MS Access, в котором можно разместить элементы управления, принимающие действия пользователей или служащие для ввода, отображения и изменения данных в таблицах или запросах.
4. Отчеты - предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах в соответствии с некоторыми требованиями оформления.
5. Страница доступа к данным - это страница, которую можно использовать для добавления, редактирования, просмотра или манипулирования текущими данными в БД MS Access или SQL-сервера. Можно создать страницы для ввода и редактирования данных, аналогично формам MS Access, или вывода иерархически сгруппированных записей, подобно отчетам MS Access.
Страницы доступа к данным предлагают следующие возможности:
· сбор и распределение текущих данных несколькими способами, так как их можно использовать для добавления, редактирования и просмотра данных в БД или проекте MS Access. Страницы доступа к данным можно использовать в Internet или intranet и посылать по электронной почте;
· интерактивный просмотр сгруппированных записей. На страницах с группами записей можно отображать нужные детали путем раскрытия или удаления заголовков групп. Имеются средства сортировки и фильтрации записей;
· анализ данных и проектирование. На странице можно получить результаты выполнения перекрестного запроса, произвести вычисления, используя MS Excel, просмотреть данные с помощью диаграмм;
· выдача текста страницы в формате HTML. Можно сохранить HTML-код в поле своей БД и вывести его как форматированный текст HTML на странице;
· привычная среда разработки, так как в режиме конструктора страниц используются панели инструментов, боксы и другие возможности, используемые при создании форм и отчетов.
6. Макросы - представляют собой последовательность макрокоманд встроенного языка MS Access, которые задают автоматическое выполнение определенных операций
7. Модуль - это совокупность описаний, инструкций и процедур на языке VBA, сохраненная под общим именем. В MS Access используются модули трех типов: формы, отчета и стандартный. Модули форм и отчетов содержат программы, являющиеся локальными для этих объектов. Процедуры из стандартного модуля, если они не описаны явно как локальные для содержащего их модуля, распознаются и могут вызваться процедурами из других модулей в той же БД или из администрируемых БД.
С помощью MS Access предоставляется возможность:
· создавать различные объекты БД;
· разрабатывать формы для ввода данных;
· производить выборку данных из базы в соответствии с определенными критериями;
· проектировать различные отчеты;
· импортировать, экспортировать и связывать внешние файлы;
· отображать данные в виде графиков и диаграмм;
и многое другое.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ