Самооценка компетентности эксперта
Вопрос | Вариант ответа | |||||
Методологическая грамотность | ||||||
Насколько вы понимаете специфику гуманитарной парадигмы? | Хорошо | Средне | Плохо | |||
В какой степени вы знакомы с принципами гуманитарной экспертизы? | Хорошо | Средне | Плохо | |||
Мотивационная сфера | ||||||
Насколько важным вы считаете предназначение гуманитарной экспертизы для развития образования? | Важным | Средней важности | Неваж-ным | |||
Насколько велико влияние результата гуманитарной экспертизы на изменение содержания образовании и реальных образовательных процессов? | Сильное | Среднее | Слабое | |||
Каковы возможности развития вашей личности, вашего профессионального и личностного роста посредством экспертной деятельности? | Большие | Средние | Низкие | |||
Профессиональная компетентность | ||||||
Какова ваша теоретическая информированность по проблеме гуманитарной экспертизы образовательных программ? | Хорошая | Средняя | Плохая | |||
Каков ваш опыт практической работы по экспертизе образовательных программ? | Большой | Средний | Маленький | |||
Какова ваша информированность о работах отечественных и зарубежных авторов по проблеме экспертизы образовательных программ? | Хорошая | Средняя | Плохая | |||
Способности к экспертной деятельности | ||||||
Каковы ваши способности, обеспечивающие планирование и проведение исследований объекта гуманитарной экспертизы, анализ их результата? | Хорошие | Средние | Плохие | |||
Каковы ваши способности к мысленной реконструкции сущности и замысла образовательной программы? | Хорошие | Средние | Плохие | |||
Каковы ваши способности к созданию прогностических моделей образовательного процесса на основе программы? | Хорошие | Средние | Плохие | |||
Каковы ваши способности к диалоговому общению, взаимодействию, сотрудничеству со всеми участниками экспертного процесса? | Хорошие | Средние | Плохие | |||
Эксперты подбираются с учетом значимости каждой из компетенций для конкретной образовательной программы.
После отбора экспертов принимается решение об удобных для всех сроках проведения экспертизы и форме экспертизы. Гуманитарная экспертиза образовательных программ может проходить в групповой и коллективной формах. Групповая форма (несколько независимых оценок специалистов затем объединяются организаторами экспертизы в общее заключение) обедняет диалог и сотрудничество, но вполне может использоваться при невозможности встречи всех участников экспертизы. Коллективная форма возможна только при непосредственном контакте всех участников экспертизы, приводит к различным мнениям экспертов. В результате высказываются значительно более полные рекомендации, делается более глубокое и системное экспертное заключение, рассматривающее программу со всех сторон с учетом различных мнений и спорных моментов. Возможна ситуация, когда планируется только коллективная экспертиза. Вместо тех из экспертов, кто не может по каким-то причинам принять участие в коллективном обсуждении, в состав экспертной группы будут включены, возможно, и менее компетентные эксперты, но имеющие такую возможность.
На 3-м этапеосуществляется подготовка к экспертизе. Необходимо подготовить для каждого эксперта экземпляр образовательной программы. К каждому экземпляру образовательной программы прикладывается описание общих целей экспертизы и того, на что претендует образовательная программа.
Кроме того, для каждого эксперта должен быть сделан оценочный лист, в котором он будет оценивать образовательную программу по выделенной группе оценочных параметров.
Гуманитарной делает экспертизу не только соблюдение вышеобозначенных принципов, но и выбор специфического критерия экспертной оценки — «гуманитарность»: Для того чтобы эксперты учитывали этот критерий, необходимо их ориентировать в понимании гуманитарности несколькими вопросами.
Будет способствовать данная образовательная программа в ходе ее реализации на практике становлению личностной зрелости учащихся? Какие могут быть препятствия на этом пути?
Способствует образовательная программа ценностно-смысловому пониманию учащимися включенных в нее предметов и объектов, явлений и фактов, теорий и законов?
Способствует образовательная программа развитию ценностного отношения учащегося к науке, будущей профессиональной деятельности, авторам научных текстов и т.д.?
При оценке образовательной программы необходимо учитывать и другие критерии оценки.
Новизна. Показывает, насколько новым и оригинальным является проект в образовательной практике, создана ли абсолютно новая программа или усовершенствована одна из имеющихся в арсенале педагогов.
Системность. Необходимо определить, какой характер носит содержание проекта, возможно ли только фрагментарное использование его частей, модулей или можно воспринимать и использовать его только как логически связанное единое целое.
Полнота структуры и степень проработки элементов образовательной программы. Насколько удалось авторам образовательной программы выполнить все современные требования, предъявляемые к образовательным программам.
Согласованность структурных частей. Рассматриваются ли во взаимосвязи цели проекта и необходимые ресурсы для реализации программы и успешного ее освоения.
Эффективность. Эксперты должны определить, что произойдет в образовательной практике с введением проекта, какой потребуется ресурс для ее реализации, в чем и какое произойдет обогащение и изменение практики, за счет какого вложения и каких ресурсов будет обеспечена эффективность реализации и освоения.
Вероятность внедрения. Возможна ли трансляция проекта или он может осуществляться только в экстраординарных условиях.
Вид оценочного листа экспертов (табл. 5.6) зависит от того, какие цели стоят перед экспертизой. В том случае, если обязательно получение количественной оценки (например, при сравнении двух и более образовательных программ для реализации одной из них, для использования данных в научных исследованиях), рядом с критерием оценивания должны стоять варианты ответов, которые затем можно будет перевести в баллы.
Таблица 5.6
Оценочный лист эксперта
Критерий оценивания | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет |
Способствует ли обучение по данной образовательной программе становлению личностной зрелости учащегося? | ||||
Способствует ли образовательная программа построению личностно значимого для учащегося и осмысленного учебного процесса? | ||||
Способствует ли образовательная программа построению уважительных отношений учащегося с другими учащимися, преподавателем? | ||||
Проект является новым и оригинальным по сравнению с имеющимися в образовательной практике программами | ||||
Проект является системным и должен быть реализован полностью, а не фрагментарно | ||||
Структура образовательной программы полна, ее элементы в достаточной степени проработаны | ||||
Структурные части проекта согласованы и взаимосвязаны | ||||
Проект будет эффективен в образовательной практике | ||||
Программу можно внедрять без создания для нее особых условий в образовательных учреждениях |
На 4-м этапе происходит собственно проведение экспертизы. Для этого эксперты осуществляют следующее:
1) индивидуально знакомятся с образовательной программой;
2) оценивают ее, исходя из целей экспертизы и ориентируясь на описанные выше критерии;
3) контактируют с авторами образовательной программы, чтобы полнее почувствовать их замысел, возможно, скорректировать свои оценки;
4) заполняют оценочные листы и формулируют рекомендации.
Окончанием четвертого этапа можно считать оформление каждым экспертом своего индивидуального (в случае коллективной экспертизы — предварительного) заключения.
На 5-м этапе происходит подготовка итогового экспертного заключения. В случае групповой экспертизы организаторы экспертизы объединяют и сопоставляют факты, комментарии и предложения экспертов, формируя экспертное заключение. Подготовку в данном случае итогового экспертного заключения можно сравнить с операцией простого сложения мнений всех экспертов.
В случае коллективной экспертизы экспертное заключение готовят сами эксперты в процессе непосредственного общения, высказывают свои суждения, делают предложения и обсуждают спорные
моменты в них.
Вид, в котором будет представлено экспертное заключение, будет зависеть от той цели, которая ставилась на первом этапе. В случае если присутствовала цель признания соответствия программы последующему ее распространению, публикации и т.д., экспертное заключение формулируется в виде рекомендации к внедрению образовательной программы, ее публикации и т.д. В случае если присутствовала цель получения прогноза от реализации образовательной программы и рекомендаций по внедрению программы в практику, экспертное заключение формулируется в виде подробного описания советов, замечаний и предложений каждого из экспертов. В случае если ставилась цель получения сравнительных оценок двух и более образовательных программ для научных исследований, в экспертном заключении присутствует как качественная характеристика каждой из программ, так и количество баллов по разным критериям при оценке каждой из программ. Суммировать баллы по всем критериям в общий балл корректно только в том случае, если исследователь осознанно и научно обоснованно определил «удельный вес» балла по каждому критерию и определил коэффициенты значимости критериев. При необходимости выбора одной программы для ее реализации на практике выбирается программа с наибольшим показателем по критерию гуманитарно-сти, для устранения недоработок по остальным критериям экспертами даются дополнительные рекомендации.
Задания для самостоятельной работы
1. Чем будет отличаться оценка образовательной программы от ее экспертизы?
2. Проведите по предложенной технологии экспертизу образовательной программы по вашему выбору.
3. Сформулируйте название курса, который вы читаете или предполагаете читать, и предложите состав экспертной группы для экспертизы образовательной программы по этому курсу.
4. Какие вопросы экспертам необходимо задать для оценки гуманитарного аспекта образовательной программы выбранной вами учебной дисциплины?
Литература
1. Анисимов О.С. Экспертиза: теория и практика. Новокузнецк: Новокузнецкий ИПК, 1997.
2. Бешелев СД., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999.
4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод, пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003.
5. Мкртчян ГА. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика. Дис.... д-ра психолог, наук. Н. Новгород, 2002.
6. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. М.: АСАВЕМ1А, АПК и ПРО, 2005.
7. Новикова Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании. М.: АСАВЕМ1А, АПК и ПРО, 2004.
8. Черепанов В.С. Теоретические основы педагогической экспертизы. Дис.... д-ра пед. наук. Глазов : Глазов, гос. пед. ин-т, 1990.