Характеристик психической реальности
Источник: Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург; М., 1995. С. 25, 26.
Упражнение 4. Анализ примера.
Люде К. 9 лет. Учительница жалуется на то, что на уроке Люда Рассеянна, плохо запоминает учебный материал. Несмотря на это, у нее Редко бывают неудовлетворительные оценки. Мать девочки рассказала, что Люда ее постоянно обманывает. «Выдумывает какие-то невероятные истории, но рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она рассказала, как слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки и как они с ней два часа ходила по магазинам. А потом оказалось, что все это время он4 сидела у подружки».
Характеризуя Люду на уроке, педагог отмечает, что она живая, но несколько стеснительная девочка. По нескольку раз уточняет инструкцию, боясь ошибиться. При этом она старается произвести хорошее впечатление, очень чувствительна к одобрению и похвале...
Отмеченные в тексте рассказа ключевые признаки, характеризующие проблему, позволяют зафиксировать переживания школьницы (сфера чувств — «боится», «чувствительна»), особенности когниций («плохо запоминает», «рассеянна», «выдумывает», «рассказывает», «убеждает»), личностные характеристики («живая», «стеснительная», «чувствительная»). Кроме того, в нем присутствует информация о желаниях (целях) — хочет, чтобы ей «верили», «стремится уточнить», «старается произвести впечатление». Данные признаки позволяют обозначить сразу несколько противоречий: 1) между способностями и их проявлениями в учебном процессе (что дает право на первом этапе исключить предположение о недостаточном интеллектуальном развитии); 2) между проявлением себя — персонификацией и личностными характеристиками (что требует получения дополнительной информации); 3) между мыслями и чувствами (важный предмет анализа — позитивные фантазии и тревожные чувства); 4) между ожиданиями и действиями (отрицательные действия — обман и выдумки — сопровождаются позитивными целями — «стремится произвести хорошее впечатление»).
Таким образом, несмотря на сформулированную в запросе жалобу на рассеянность и низкую обучаемость, ядром проблемы оказывается внутренняя нестабильность, повышенная тревожность, стремление к компенсации собственной неуверенности на уровне фантазий. На следующих этапах диагностического процесса очень важно понять смысл, цель, а возможно, и потребности ребенка, проявляющиеся в склонности к защитному фантазированию.
Упражнение 3. Практическая работа. Разбор содержательных характеристик проблемы.
Проблемность — главная системообразующая единица, характеризующая содержание диагностической задачи. Проблемность появляется при обнаружении противоречий, поскольку именно противоречия составляют ядро проблемной ситуации и порождают процесс мышления. Проблемность сохраняет свойства обеих реальностей, когнитивную направленность, целостность, способность к преобразованию. Разобранный нами пример наглядно показывает: чтобы двигаться в диагностическом процессе дальше, необходимо обнаружить противоречия и сформулировать проблему.
Попробуем научиться делать это самостоятельно. Перед вами проблемная ситуация.
Ситуация 1
Молодая девушка (М.), студентка 1-го курса жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Скоро сессия, она очень боится, что не сдаст экзамены и «вылетит» из вуза.
М. приехала из другого города, поступление далось ей очень трудно. Она чуть не «сорвалась» — много нервничала, не спала ночами, заставляла идти себя на экзамены. В школе училась хорошо, была в числе лучших. В семье единственный ребенок.
Найдите рассогласования и сформулируйте противоречие, действуя по следующему алгоритму:
а) выделите все ключевые слова, отражающие смысл рассказа;
б) разделите их на группы в соответствии с вложенным в них смыслом:
• симптомы проблемы,
• ресурсы,
• нейтральные признак;
в) соотнесите все признаки, симптомы проблемы с какой-либо модальностью психической реальности;
г) сформулируйте смысл противоречия и точно сформулируйте проблему;
д) соотнесите проблему с имеющимися ресурсами (что клиент имеет, что для него трудно, какие качества его личности помогали справиться с проблемами);
е) обсудите полученный результат.
Обсуждение работы. Что получилось, что было трудно на этом этапе.
Примечание для тренера. Упражнение может выполняться индивидуально, в парах и микрогруппах. Время выполнения задания: от 10 до 15 мин в зависимости от объема содержания проблемы. Результаты подробно обсуждаются всей группой, выносятся на доску, лучше в виде таблицы. Рядом с внесенными в нее признаками - симптомами проблемы формулируются рассогласования и противоречия.
Аналогичным образом обрабатываются ситуации 2 и 3. Они могут быть дополнены или заменены другими в соответствии с профессиональными интересами аудитории или предпочтениями ведущего.
Ситуация 2
На прием к психологу пришел мужчина (Н.) 30 лет. Он считает себя, слишком мягким человеком, в то время как современная жизнь требует напористости и агрессивности, необходимости ставить людей на место и не прощать им ошибок. Недавно один из сослуживца на работе плохо отозвался о его матери. Н. потребовал извинений, в противном случае угрожал нанять людей, чтобы они избили обидчика. Выяснение отношений превратилось в скандал. В результате ему пригрозили увольнением. На прошлом месте работы придирался начальник, и пришлось уволиться самому. Хотел бы научиться вести себя более жестко, чтобы с ним считались и его боялись.
О своей семье Н. рассказал, что не женат и живет с мамой. Его отец умер несколько лет назад и был «слабым, безвольным человеком, который ничего не добился в жизни». Есть младший брат, живущий отдельно.
Ситуация 3
32-летняя женщина (С.) обратилась за помощью к специалисту в психологическую консультацию. Она давно уже раздумывала о таком визите.
При входе в кабинет женщина быстро отводит взгляд в сторону. Она очень осторожно протягивает руку для приветствия. Ее рукопожатие еле чувствуется. При первых же ее словах чувствуется негодование, вероятнее всего направленное против себя. Она жалуется на свои проблемы, в основном на свое поведение, которое ее беспокоит.
С. вызывает потребность обращаться с ней особенно осторожно, охранять ее и быть с ней предельно внимательным. Критика в данном случае невозможна, так как женщина производит впечатление ранимого человека.
Основной жалобой С. является переутомленность. Ей ни на что не хватает времени. Она истощена и устала. Кроме работы делопроизводителем она с полной отдачей и любовью воспитывает своего 11-летнего сына. Сына она воспитывает одна. Отец ребенка оставил ее ради другой женщины, когда ребенку был год. Он объяснил свой уход недостатком внимания с ее стороны. Больше она ни с кем не сошлась, так как не хочет травмировать своего сына.
Со слов пациентки, у нее большой круг друзей, в котором она себя очень хорошо чувствует. Во всяком случае ее воспринимают там как всегда готовую к помощи. У нее такое впечатление, что ее используют. Снова и снова к ней обращаются с просьбами о помощи, тогда как сама она практически ни от кого не получает поддержки. Она не может обращаться за помощью, так как ей трудно что-то требовать или о чем-то просить. Когда к ней обращаются за помощью, она не может отказать. Она только все время безуспешно надеется на сознательность друзей. Критика со стороны других ее очень обижает, однако при этом она очень самокритична. Она часто ругает себя, если считает, что совершила ошибку.