Характеристик психической реальности

Характеристик психической реальности - student2.ru

Источник: Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультирова­нию. Екатеринбург; М., 1995. С. 25, 26.

Упражнение 4. Анализ примера.

Люде К. 9 лет. Учительница жалуется на то, что на уроке Люда Рассеянна, плохо запоминает учебный материал. Несмотря на это, у нее Редко бывают неудовлетворительные оценки. Мать девочки рассказа­ла, что Люда ее постоянно обманывает. «Выдумывает какие-то неве­роятные истории, но рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она рассказала, как слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки и как они с ней два часа ходила по магазинам. А потом оказалось, что все это время он4 сидела у подружки».

Характеризуя Люду на уроке, педагог отмечает, что она живая, но несколько стеснительная девочка. По нескольку раз уточняет инструкцию, боясь ошибиться. При этом она старается произвести хорошее впечатление, очень чувствительна к одобрению и похвале...

Отмеченные в тексте рассказа ключевые признаки, характеризу­ющие проблему, позволяют зафиксировать переживания школьницы (сфера чувств — «боится», «чувствительна»), особенности когниций («плохо запоминает», «рассеянна», «выдумывает», «рассказывает», «убеждает»), личностные характеристики («живая», «стеснительная», «чувствительная»). Кроме того, в нем присутствует информация о же­ланиях (целях) — хочет, чтобы ей «верили», «стремится уточнить», «старается произвести впечатление». Данные признаки позволяют обо­значить сразу несколько противоречий: 1) между способностями и их проявлениями в учебном процессе (что дает право на первом этапе ис­ключить предположение о недостаточном интеллектуальном развитии); 2) между проявлением себя — персонификацией и личностными харак­теристиками (что требует получения дополнительной информации); 3) между мыслями и чувствами (важный предмет анализа — позитивные фантазии и тревожные чувства); 4) между ожиданиями и действиями (отрицательные действия — обман и выдумки — сопровождаются позитивными целями — «стремится произвести хорошее впечатление»).

Таким образом, несмотря на сформулированную в запросе жалобу на рассеянность и низкую обучаемость, ядром проблемы оказывается внутренняя нестабильность, повышенная тревожность, стремление к компенсации собственной неуверенности на уровне фантазий. На сле­дующих этапах диагностического процесса очень важно понять смысл, цель, а возможно, и потребности ребенка, проявляющиеся в склонно­сти к защитному фантазированию.

Упражнение 3. Практическая работа. Разбор содержательных характеристик проблемы.

Проблемность — главная системообразующая единица, характе­ризующая содержание диагностической задачи. Проблемность появ­ляется при обнаружении противоречий, поскольку именно противо­речия составляют ядро проблемной ситуации и порождают процесс мышления. Проблемность сохраняет свойства обеих реальностей, ког­нитивную направленность, целостность, способность к преобразова­нию. Разобранный нами пример наглядно показывает: чтобы двигаться в диагностическом процессе дальше, необходимо обнаружить противоречия и сформулировать проблему.

Попробуем научиться делать это самостоятельно. Перед вами проблемная ситуация.

Ситуация 1

Молодая девушка (М.), студентка 1-го курса жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Скоро сессия, она очень боится, что не сдаст экзамены и «вылетит» из вуза.

М. приехала из другого города, поступление далось ей очень труд­но. Она чуть не «сорвалась» — много нервничала, не спала ночами, зас­тавляла идти себя на экзамены. В школе училась хорошо, была в числе лучших. В семье единственный ребенок.

Найдите рассогласования и сформулируйте противоречие, дей­ствуя по следующему алгоритму:

а) выделите все ключевые слова, отражающие смысл рассказа;

б) разделите их на группы в соответствии с вложенным в них смыс­лом:

• симптомы проблемы,

• ресурсы,

• нейтральные признак;

в) соотнесите все признаки, симптомы проблемы с какой-либо модальностью психической реальности;

г) сформулируйте смысл противоречия и точно сформулируйте проблему;

д) соотнесите проблему с имеющимися ресурсами (что клиент имеет, что для него трудно, какие качества его личности помогали спра­виться с проблемами);

е) обсудите полученный результат.

Обсуждение работы. Что получилось, что было трудно на этом этапе.

Примечание для тренера. Упражнение может выполняться инди­видуально, в парах и микрогруппах. Время выполнения задания: от 10 до 15 мин в зависимости от объема содержания проблемы. Результаты подробно обсуждаются всей группой, выносятся на доску, лучше в виде таблицы. Рядом с внесенными в нее признаками - симптомами про­блемы формулируются рассогласования и противоречия.

Аналогичным образом обрабатываются ситуации 2 и 3. Они могут быть дополнены или заменены другими в соответствии с про­фессиональными интересами аудитории или предпочтениями веду­щего.

Ситуация 2

На прием к психологу пришел мужчина (Н.) 30 лет. Он считает себя, слишком мягким человеком, в то время как современная жизнь требует напористости и агрессивности, необходимости ставить людей на место и не прощать им ошибок. Недавно один из сослуживца на работе плохо отозвался о его матери. Н. потребовал извинений, в противном случае угрожал нанять людей, чтобы они избили обидчика. Выяснение отно­шений превратилось в скандал. В результате ему пригрозили увольнением. На прошлом месте работы придирался начальник, и пришлось уволиться самому. Хотел бы научиться вести себя более жестко, чтобы с ним считались и его боялись.

О своей семье Н. рассказал, что не женат и живет с мамой. Его отец умер несколько лет назад и был «слабым, безвольным человеком, ко­торый ничего не добился в жизни». Есть младший брат, живущий отдельно.

Ситуация 3

32-летняя женщина (С.) обратилась за помощью к специалисту в пси­хологическую консультацию. Она давно уже раздумывала о таком ви­зите.

При входе в кабинет женщина быстро отводит взгляд в сторону. Она очень осторожно протягивает руку для приветствия. Ее рукопожа­тие еле чувствуется. При первых же ее словах чувствуется негодование, вероятнее всего направленное против себя. Она жалуется на свои про­блемы, в основном на свое поведение, которое ее беспокоит.

С. вызывает потребность обращаться с ней особенно осторожно, охранять ее и быть с ней предельно внимательным. Критика в данном случае невозможна, так как женщина производит впечатление ранимо­го человека.

Основной жалобой С. является переутомленность. Ей ни на что не хватает времени. Она истощена и устала. Кроме работы делопроизводи­телем она с полной отдачей и любовью воспитывает своего 11-летнего сына. Сына она воспитывает одна. Отец ребенка оставил ее ради другой женщины, когда ребенку был год. Он объяснил свой уход недостатком внимания с ее стороны. Больше она ни с кем не сошлась, так как не хо­чет травмировать своего сына.

Со слов пациентки, у нее большой круг друзей, в котором она себя очень хорошо чувствует. Во всяком случае ее воспринимают там как все­гда готовую к помощи. У нее такое впечатление, что ее используют. Снова и снова к ней обращаются с просьбами о помощи, тогда как сама она прак­тически ни от кого не получает поддержки. Она не может обращаться за помощью, так как ей трудно что-то требовать или о чем-то просить. Когда к ней обращаются за помощью, она не может отказать. Она только все время безуспешно надеется на сознательность друзей. Критика со сто­роны других ее очень обижает, однако при этом она очень самокритич­на. Она часто ругает себя, если считает, что совершила ошибку.

Наши рекомендации