Практикум по развитию ответственности в обучении

1. В течение двух-трех недель необходимо освоить технику чте­ния с осмыслением (см. 4.3 «Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятель­ности»).

2. В течение двух-трех недель вы проходите когнитивно-поведенческий тренинг борьбы со страхом по поводу своего активного участия в обсуждении учебного материала в аудитории и при группо­вых подготовках к занятиям.

(Вы можете выбирать — остаться пассивным наблюдателем или, преодолевая свои страхи, позволить себе быть «открытым» и деятель­ным в процессе осознания информации.) Дайте себе шанс расширить свои возможности и быть успешным!

3. Установка доверия. Вы можете выбирать — взять на себя ини­циативу по установлению доверительных отношений с согруппниками и преподавателями, необходимых для содержательного прохождения учебных дисциплин. Один из способов установления доверительных отношений — разговор с «коллегами» о своих намерениях ввести твор­ческий компонент в процесс обучения.

4. Раскрытие себя. Раскрыть себя другим — один из способов более полно познать себя и свои возможности. Также вам потребуется научить­ся давать информацию о себе в разумных пределах.

5. Будьте готовы помогать в развитии знания другим. Мы обучаем­ся наиболее эффективно тогда, когда обучаем других.

6. Работайте над созданием своего Я-образа успешного студента. Проводите регулярные медитации с представлением своих эффектив­ных действий в сложных учебных ситуациях (см. практикум с целью развития реалистического восприятия и понимания себя и других в данном параграфе).

7. Старайтесь делать конкретные предсказания (только для себя) в отношении своих учебных достижений. Ваше подсознание может «усвоить» эти пророчества, и ваше развитие будет идти без внутрен­него сопротивления.

8. Используйте возможность подтвердить свою высокую само­оценку на практике.

9. Ведите дневник, в котором вы будете фиксировать только свои достижения.

10. Поощряйте себя за каждое достижение (поощрение должно быть разумным и приемлемым для окружающих).

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М, 1991.

2. Данилова В. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. Харьков, 1994.

3. Маслоу А. Психология бытия. Киев, 1997.

4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затрудне­ния в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005.

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1998.

6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.

7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное об­щение: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2001.

8. Петанова Е.И. Развитие Я-концепции // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб.: Питер, 2001. Гл. 6.

9. Практическая психология образования : учебник для студентов высш. и сред. спец. учеб, заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.

11. Развитие индивидуальности и формирование активных жизненных стратегий молодежи // Материалы лонгитюдного исследования / под ред. д-ра психол. наук Н.В. Гришиной. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2007.

12. Эллис А. Рационально-эмотивный тренинг А. Эллиса. СПб., 1998.

ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ____

Актуальность использования технологии.Продуктивность обу­чения студентов может быть увеличена с помощью освоения ими мето­дов и техник, активизирующих психические процессы в познавательной деятельности. Это методы и техники, способствующие самоорганизации и самоконтролю восприятия, внимания, запоминания, анализа и син­теза информации и других операций. Повышение функциональных возможностей познавательных процессов косвенно будет способство­вать развитию у студентов позитивного «Я-образа» как основы для ро­ста их мотивированности на учебные достижения и интеллектуальную самореализацию в процессе вузовского обучения.

Практический опыт использования данной технологии при обуче­нии студентов-психологов показывает, что повышение эффективности процесса обучения посредством развития их компетентности в органи­зации своей учебной деятельности способствует профилактике пере­утомления и раздражения от трудностей обучения, снижения самооцен­ки (низкая самооценка может привести к констатации своей неспособности к обучению и отказу от обучения в высшей школе).

Позитивный опыт может быть использован в аудиторной работе со студентами любых факультетов в первые годы обучения в вузе.

Для успешно обучающихся студентов предлагаемые техники мо­гут стать первым шагом к развитию творческой организации своего обучения и личностного роста, т.е. еще более успешной актуализации своих потенциальных интеллектуальных и личностных возможностей.

Обучение технологии.В процессе освоения данной технологии комплексно решаются следующие задачи:

• развитие самостоятельности в программировании, организации процесса познания и профессионального становления и адекватной оценке своей результативности;

• развитие психических функций, обеспечивающих процесс обу­чения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.);

• развитие ответственности за процесс и результат профессио­нального обучения.

Реализуется данная технология при взаимодействии обучающего технологии преподавателя и студентов в течение всего процесса вузов­ского обучения.

Целесообразно взаимоотношения преподавателя и студента в реа­лизации данной технологии оформить с помощью специального кон­тракта, в котором будут определены задачи каждой из сторон: обуча­ющей и обучающейся. (Контрактная система отношений характерна для реализации обучения в соответствии с когнитивно-поведенческими психологическими методами.)

В процессе реализации данной технологии задачами преподава­теля являются организация и контроль:

• преподаватель предоставляет основную информацию о психи­ческих процессах и о том, как они обеспечивают процесс познания;

• организует экспресс-диагностику функционирования психи­ческих процессов у студентов;

• способствует осознанию того, как уровень организации позна­вательной деятельности сказывается на уровне эффективности про­цесса и результатов обучения;

• помогает студентам разработать коррекционно-развивающие программы по тем психическим процессам, с которыми связаны трудности в обучении (программы развития внимания, восприятия, памя­ти, мышления и др.);

• помогает разработать индивидуальные инструкции по выполнению данных программ;

• является внешним экспертом по оценке эффективности воз­действия на процесс обучения данных программ;

• помогает студенту выявить динамику эффективности позна­вательной деятельности.

Студент в свою очередь принимает полную ответственность за точное выполнение рекомендаций преподавателя и реализацию раз­работанных для него инструкций. Так, студент обязуется:

• точно выполнить программу констатирующего эксперимента и провести анализ показателей экспресс-диагностики внимания, вос­приятия, памяти, мышления по методикам, рекомендованным препо­давателем;

• активно и творчески участвовать в разработке коррекционно-развивающих программ для оптимизации своих познавательных воз­можностей, с учетом личностных предпочтений и особенностей и ха­рактерных стилей когнитивной деятельности;

• точно и своевременно выполнять разработанные совместно с преподавателем инструкции и вести дневник выполнения заданий;

• регулярно (с периодичностью, целесообразной в каждой кон­кретной программе) вести наблюдения и давать оценку эффективнос­ти своей деятельности;

• использовать самопоощрения для подкрепления позитивных результатов своей деятельности;

• включать выработанные навыки оптимизации познавательной деятельности непосредственно в учебные ситуации и быть адекватным в самооценке результативности тренинга.

При саморегуляции познавательной деятельности очень важно стремиться к реалистичности в самооценке своих результатов, что дает возможность приблизить субъективное отражение уровня сформиро­ванности личностных способностей к объективной оценке этих качеств. Способность быть объективным можно считать показателем универ­сальной личностной компетентности оценивания и формирования от­ношения к информации, что является одним из значимых показате­лей личностной зрелости.

Если в показателях тестирования студентов до и после проведе­ния технологии будут выявлены позитивные изменения, то они могут быть использованы как эффективное внешнее подкрепление (похвала) преподавателя за собственный вклад студента в констатируемые достижения. Возможно, это будет способствовать дальнейшему росту твор­ческих усилий в профессиональном обучении и личностном совершен­ствовании студентов.

Программа развития компетентности студентов в организации учебной деятельности(три этапа)

1. Подготовительный.

Теоретический анализ психолого-педагогической информации, направленный на обоснование задачи, связанной с эмпирическим вы­делением психических функций, активизация которых может приве­сти к повышению эффективности процесса обучения и сформировать личностную компетентность в организации обучения в высшей школе.

2. Эмпирический.

Подборка инструментов для изучения психических функций, с ко­торыми связан процесс познания и учебной деятельности и тренингового воздействия на них. Составление программы развивающего тре­нинга. Реализация программы тренинга.

3. Констатирующий.

Оценка результатов тренинга и их влияния на самооценку сту­дента и его отношение к процессу обучения в вузе.

Методические рекомендации преподавателю. При планировании и реализации технологии важно включать коллектив студентов как в со­здание тренинговых упражнений, так и в оценку их эффективности. При определении «мишеней» тренинговой направленности необходимо спо­собствовать такому восприятию этого процесса студентами, в котором именно они самостоятельно определяют цель и инструкцию проведе­ния психологического упражнения, а преподаватель выполняет функ­ции консультанта и авторитетного эксперта по оценке целесообразнос­ти и эффективности разработанных упражнений.

Техники развития памяти

1. Формулирование установки на эффективное восприятие и за­поминание информации. (Установка — это короткое, но информаци­онно полное суждение, адекватно выражающее цель и отношение субъекта к процессу и результату предстоящего действия.) При состав­лении данной установки необходимо учитывать, что все используемые в суждении смысловые категории должны быть адекватными конкрет­ной информации. Мысленное проговаривание или произнесение вслух установки должно иметь такой темп и четкость, какие используются социальными информационными службами (например, радио) для предоставления экстренной (очень важной) информации. Вначале констатируется готовность к восприятию и запоминанию информации. Далее определяется значимость этой информации в конкретной си­туации познания или обучения. В завершение дается позитивный прогноз на результат восприятия и запоминания. Например: «Я смо­гу внимательно и точно прослушать предложенную информацию; то, что я сейчас услышу, даст мне возможность расширить (или уточнить) мое знание изучаемого предмета; я смогу выделить основной смысл в воспринятой информации и использовать его в деятельности (жела­тельно уточнить, в какой)».

2. Необходимо посредством психофизических упражнений (на­пример, посредством определенной ритмики дыхания) достичь опти­мальной психологической активности, обеспечивающей эффективное восприятие и заинтересованное отношение к получаемой информации. Очень важно, чтобы фоном усвоения информации было эмоциональ­ное отношение к запоминаемой информации; так наилучшим образом запоминается то, что имело эмоциональный отклик в нашем осозна­нии. Поэтому оправданно при запоминании мысленно выделять то, что вызывает в нас эмоциональный отклик (эмоциональность всегда пред­полагает более высокий уровень психической активности, поэтому эмоциональное восприятие оказывается более стойким к помехам и бо­лее точным по содержанию).

3. Память определяется особенностями той деятельности, которую мы выполняем с запоминаемым материалом, поэтому эффективность усвоения информации связана с содержанием деятельности в процессе запоминания и осознания информации.

Следует учитывать, что оптимизация памяти связана с осознани­ем следующих факторов или основных компонентов, оказывающих на нее влияние:

• осознание мотива деятельности (то, ради чего деятельность вы­полняется, что побуждает к активности);

• осознание цели деятельности (конкретного результата, кото­рый будет получен в деятельности и на который направлена актив­ность);

• выделение способов деятельности (конкретных приемов, опе­раций, преобразований, из которых состоит деятельность, которые используются для достижения цели);

• уточнение условий или фона, конкретной обстановки, в кото­рой проходит деятельность.

Например, анализируя факторы, влияющие на запоминание и усвоение лекции, в качестве мотива можно выделить познавательный интерес; стремление студента продемонстрировать свою осведом­ленность при дискуссии с преподавателем; пассивное стремление быть дисциплинированным слушателем, так как это дает шанс получить какие-либо льготы от педагога, т.е. получить вознаграждение за регу­лярное посещение лекций.

В качестве цели может быть следующее:

• наиболее близкое к содержанию лекции или текста учебника запоминание информации;

• анализ предоставленной информации в соответствии с логи­кой вопроса, на который необходимо ответить;

• фиксация в памяти только конкретных информационных еди­ниц, позволяющих их использовать как фактический или иллюстра­тивный материал по изучаемой теме.

Иногда студенты запоминают исключительно иллюстрации к те­ориям или практические примеры, не помня, с какой теоретической информацией они были связаны. Это может быть объяснено тем, что изначально не была сформулирована цель запоминания.

В качестве способов заучивания наиболее характерным является многократное чтение конспекта лекции или текста учебника, т.е. ис­пользуется метод пассивного запоминания. Более деятельные студен­ты используют метод алгоритмического анализа информации, когда информация делится на части и исследуются связи между информа­ционными блоками. Такой способ работы с информацией позволяет схематизировать информацию, а затем представить зрительные образы, которые можно использовать как образные ярлыки к информационно­му блоку.

Условиями или фоном работы сознания и памяти студента явля­ются шум в аудитории и за окном, физическое и эмоциональное состо­яние. Поэтому необходим психологический настрой, позволяющий сознанию руководить этими фоновыми факторами, т.е. иногда следу­ет своего рода «договориться» со своими анализаторами и вниманием, чтобы фоновая информация таковой и оставалась. Примером может быть следующая установка: «Я могу сосредоточиться на важном: все, что не имеет отношения к цели и предмету деятельности, сознание бло­кирует... внимание и восприятие избирательное... запоминание конкрет­ное и стойкое»... и т.д.

Подготовительные операции перед работой с учебной информа­цией в форме установки на восприятие, запоминание, осознание мо­гут быть освоены за неделю организационного практикума.

Реализации этого практикума может помочь анкета, содержащая ряд вопросов, уточняющих самонаблюдения.

Анкета для самонаблюдения

1. Какие мотивы побуждали к посещению лекции меня, моих друзей?

Какой уровень активности сознания и памяти по десятибалльной, шкале при этом наблюдался?

Какой конкретный результат был целью в учебном процессе?

2. Какими способами я осознаю и усваиваю учебную информа­цию:

• последовательно запоминаю весь ее объем;

• выделяю основные информационные единицы;

• выделяю информационные блоки и нахожу им вербальное и об­разное обозначение;

• схематизирую информационные блоки и анализирую содержа­ние или смысл их связей;

• делаю свое логическое обобщение после анализа содержания и связей трех—пяти информационных блоков;

• пытаюсь переструктурировать информацию и найти новые смысловые связи.

3. Какое психофизическое состояние было (в период наблюдения) фоном моей интеллектуальной деятельности?

Каков был уровень эффективности усвоения информации?

Какие внешние факторы чаще привлекают мое внимание в процес­се восприятия учебной информации?

Какие способы я использую для концентрации внимания на учеб­ной информации?

4. Что изменилось в процессе моих самонаблюдений и самоанали­за процесса работы с учебной информацией?

Теоретическая информация

Преподаватель знакомит студентов с основными законами рабо­ты памяти или законами зависимости памяти от деятельности.

1. Наиболее эффективно запоминается тот материал, который составляет цель нашей деятельности. Менее эффективно — тот, кото­рый входит в ее способы, и совсем не эффективно — тот, который со­ставляет ее фон.

2. Эффективность запоминания материала как цели действия за­висит от состава и качества способов, применяемых в работе с ним. Чем более сложные, содержательные и разнообразные способы рабо­ты с материалом мы применяем, тем более точным и прочным оказы­вается запоминание. Поверхностные и однообразные способы обеспе­чивают невысокий уровень запоминания.

3. Эффективность запоминания зависит от его связи с мотивами, потребностями и ценностями личности. Чем теснее и непосредственнее связан материал с ведущими мотивами деятельности, тем лучше он за­поминается.

Методические рекомендации

Наши рекомендации