Тема 3. Анализ «путей» личностного развития.
Цель обсуждения: осознание того, что хочется достичь, каким способом; в чем состоит потенциал развития; как следует работать над собой.
Вопросник
1. Чего я хочу от себя и от окружающих?
2. Что мне нравится в моей жизни, а что нет?
3. Хочу ли я стать разносторонне развитой личностью?
4. Что будет, если я решу измениться, и как мой выбор повлияет
на окружающих меня людей?
5. Каковы мои конкретные задачи самосовершенствования и в чем
проявится результат этой работы?
6. Каким временем я располагаю для решения своей задачи?
Примечание. Необходимо уточнить уровень самопонимания студентов и уровень конкретности задачи личностного роста.
Методические рекомендации преподавателю.
Необходимо обсудить понимание личностного развития в гуманистических психологических концепциях, содержание понятия «самореализация» и факторы, влияющие на нее. Студентов знакомят с идеями свободы выбора и социального интереса А. Адлера, с теорией развития как осознания и реализации своих возможностей К. Юнга, с тезисами теории личностного роста К. Роджерса о важности осознания своей независимости в самооценке от мнений окружающих и свободы принятия и изменения себя. Более подробно проводится обзор теории самоактуализации и самореализации А. Маслоу.
Важно, чтобы у студентов сформировалось правильное понимание теории А. Маслоу об иерархии потребностей.
Примечание. Человек не мотивируется всеми потребностями одновременно. Доминирование той или иной потребности в данный момент определяется степенью удовлетворения всех остальных потребностей. В определенных экономических, социальных и культурных обстоятельствах и условиях окружающей среды основной мотивацией может стать потребность выжить, и, если не удовлетворены основные потребности человека, проблемы самоактуализации перестают быть значимыми.
Тема 4. Основные характеристики самореализующегося человека.
Цель состоит в самоанализе того, какие из «ключевых» характеристик сформированы, а с какими требуется специальная личностная работа.
Задание. Исследуйте эффективность своей самореализации.
Инструкция для студентов. Предварительно уточнив смысл рассматриваемых качеств, оцените по 10-балльной шкале уровень их «выраженности» у вас (0 — абсолютное отсутствие качества, 10 — абсолютное выражение качества всегда и везде).
Проведите сравнительный анализ самооценок по каждому из свойств личности и определите степень гармоничности своей системы отношений.
Изучение самосознания.(Самореализующиеся люди лучше знают себя, других людей и окружающую реальность.)
Для них характерны следующие поведение и черты:
1. Эффективное восприятие реальности:
• способность видеть реальность такой, какой она является;
• способность отличать ложь от истины;
• способность не смотреть на вещи (явления, ситуации, факты) предвзято.
2. Этическая осведомленность:
• понимание того, что хорошо, а что плохо для них;
• хорошо развито чувство внутренней направленности;
• умение не попадать под давление окружающих, оценка действительности по собственным стандартам.
3. Свежесть восприятия.
Так же как и дети, самореализующиеся люди способны воспринимать жизнь по-новому.
4. Пиковые моменты:
• у них бывают моменты высших переживаний;
• такие моменты могут изменить этих людей.
Свобода.При обсуждении со студентами данного качества необходимо достичь понимания, что самореализующиеся люди хотят иметь выбор для себя, и они свободны в реализации своего потенциала. Эта свобода влечет за собой потребность в самостоятельных достижениях, креативность и спонтанность, а также способность нести ответственность за свой выбор.
1. Отделенность:
• для самореализующихся людей очень важна потребность в уединении и способность быть самодостаточными;
• эта потребность необходима для самоанализа и продумывания своих перспектив.
2. Креативность:
• креативность (способность к творчеству) является универсальной характеристикой самореализующихся людей;
• творчество может проявляться в любых областях деятельности в виде изобретательности.
3. Спонтанность:
• они естественны и лишены претенциозности;
• они действуют легко и грациозно.
Честность и забота.Предварительно рекомендуется провести обсуждение способности студентов проявлять заботу и быть честными к себе и другим. Уточнить, какие формы поведения могут быть определены как забота, а в каких имеет место проявление влияния и даже давления на других. А также то, что в поведении соответствует понятию «честность», и какая честность не является гуманной.
1. Чувство социального интереса:
• самореализующиеся люди беспокоятся о благополучии окружающих;
• у них есть чувство единения со всеми людьми (зависимо от социальной группы, национальности, вероисповеданий);
• они хотят, чтобы мир стал лучше и посильно способствуют этому,
2. Межличностные отношения:
• самореализующиеся люди способны по-настоящему дружить и любить других людей;
• они способны любить и уважать самих себя;
•они мотивируются необходимостью развиваться в их отношениях с окружающими.
3. Чувство юмора:
• самореализующиеся люди способны смеяться над собой;
• их юмор в отношении других дружелюбен.
Доверие и автономия.Предварительно необходимо обсудить, что в социальном и индивидуальном смысле считается личностной значимостью.
Какими могут быть жизненные смыслы? Какие формы поведения определены как конформизм и что понимают под ригидностью?
1. Поиск цели и смысла:
• самореализующиеся люди чувствуют свое предназначение, призвание, в котором они могут самореализоваться;
• они находятся в поиске идентичности, часто посредством работы, которая является весьма значимой частью их жизни.
2. Автономия и независимость:
• самореализующиеся люди способны быть независимыми;
• для них не характерен слепой конформизм;
• они не ригидны в принятии решений.
3. Принятие себя и окружающих:
• самореализующиеся люди избегают стремления к кардинальным реформам;
• они принимают диалектику в развитии;
• они стремятся к гармонии с окружающим миром.
В завершение самоанализа предлагается выделить тот аспект, который мог бы стать предметом личностного роста.