Тема 3. Анализ «путей» личностного развития.

Цель обсуждения: осознание того, что хочется достичь, каким спо­собом; в чем состоит потенциал развития; как следует работать над со­бой.

Вопросник

1. Чего я хочу от себя и от окружающих?

2. Что мне нравится в моей жизни, а что нет?

3. Хочу ли я стать разносторонне развитой личностью?

4. Что будет, если я решу измениться, и как мой выбор повлияет

на окружающих меня людей?

5. Каковы мои конкретные задачи самосовершенствования и в чем

проявится результат этой работы?

6. Каким временем я располагаю для решения своей задачи?

Примечание. Необходимо уточнить уровень самопонимания студентов и уровень конкретности задачи личностного роста.

Методические рекомендации преподавателю.

Необходимо обсудить понимание личностного развития в гума­нистических психологических концепциях, содержание понятия «са­мореализация» и факторы, влияющие на нее. Студентов знакомят с идеями свободы выбора и социального интереса А. Адлера, с теорией развития как осознания и реализации своих возможностей К. Юнга, с тезисами теории личностного роста К. Роджерса о важности осозна­ния своей независимости в самооценке от мнений окружающих и сво­боды принятия и изменения себя. Более подробно проводится обзор теории самоактуализации и самореализации А. Маслоу.

Важно, чтобы у студентов сформировалось правильное понима­ние теории А. Маслоу об иерархии потребностей.

Примечание. Человек не мотивируется всеми потребностями од­новременно. Доминирование той или иной потребности в данный момент определяется степенью удовлетворения всех остальных потреб­ностей. В определенных экономических, социальных и культурных обстоятельствах и условиях окружающей среды основной мотивацией может стать потребность выжить, и, если не удовлетворены основные потребности человека, проблемы самоактуализации перестают быть значимыми.

Тема 4. Основные характеристики самореализующегося чело­века.

Цель состоит в самоанализе того, какие из «ключевых» характе­ристик сформированы, а с какими требуется специальная личностная работа.

Задание. Исследуйте эффективность своей самореализации.

Инструкция для студентов. Предварительно уточнив смысл рас­сматриваемых качеств, оцените по 10-балльной шкале уровень их «вы­раженности» у вас (0 — абсолютное отсутствие качества, 10 — абсо­лютное выражение качества всегда и везде).

Проведите сравнительный анализ самооценок по каждому из свойств личности и определите степень гармоничности своей системы отношений.

Изучение самосознания.(Самореализующиеся люди лучше зна­ют себя, других людей и окружающую реальность.)

Для них характерны следующие поведение и черты:

1. Эффективное восприятие реальности:

• способность видеть реальность такой, какой она является;

• способность отличать ложь от истины;

• способность не смотреть на вещи (явления, ситуации, факты) предвзято.

2. Этическая осведомленность:

• понимание того, что хорошо, а что плохо для них;

• хорошо развито чувство внутренней направленности;

• умение не попадать под давление окружающих, оценка действи­тельности по собственным стандартам.

3. Свежесть восприятия.

Так же как и дети, самореализующиеся люди способны воспри­нимать жизнь по-новому.

4. Пиковые моменты:

• у них бывают моменты высших переживаний;

• такие моменты могут изменить этих людей.

Свобода.При обсуждении со студентами данного качества необ­ходимо достичь понимания, что самореализующиеся люди хотят иметь выбор для себя, и они свободны в реализации своего потенциала. Эта свобода влечет за собой потребность в самостоятельных достижениях, креативность и спонтанность, а также способность нести ответствен­ность за свой выбор.

1. Отделенность:

• для самореализующихся людей очень важна потребность в уединении и способность быть самодостаточными;

• эта потребность необходима для самоанализа и продумывания своих перспектив.

2. Креативность:

• креативность (способность к творчеству) является универсаль­ной характеристикой самореализующихся людей;

• творчество может проявляться в любых областях деятельности в виде изобретательности.

3. Спонтанность:

• они естественны и лишены претенциозности;

• они действуют легко и грациозно.

Честность и забота.Предварительно рекомендуется провести обсуждение способности студентов проявлять заботу и быть честны­ми к себе и другим. Уточнить, какие формы поведения могут быть оп­ределены как забота, а в каких имеет место проявление влияния и даже давления на других. А также то, что в поведении соответствует поня­тию «честность», и какая честность не является гуманной.

1. Чувство социального интереса:

• самореализующиеся люди беспокоятся о благополучии окру­жающих;

• у них есть чувство единения со всеми людьми (зависимо от социальной группы, национальности, вероисповеданий);

• они хотят, чтобы мир стал лучше и посильно способствуют этому,

2. Межличностные отношения:

• самореализующиеся люди способны по-настоящему дружить и любить других людей;

• они способны любить и уважать самих себя;

•они мотивируются необходимостью развиваться в их отноше­ниях с окружающими.

3. Чувство юмора:

• самореализующиеся люди способны смеяться над собой;

• их юмор в отношении других дружелюбен.

Доверие и автономия.Предварительно необходимо обсудить, что в социальном и индивидуальном смысле считается личностной зна­чимостью.

Какими могут быть жизненные смыслы? Какие формы поведе­ния определены как конформизм и что понимают под ригидностью?

1. Поиск цели и смысла:

• самореализующиеся люди чувствуют свое предназначение, призвание, в котором они могут самореализоваться;

• они находятся в поиске идентичности, часто посредством ра­боты, которая является весьма значимой частью их жизни.

2. Автономия и независимость:

• самореализующиеся люди способны быть независимыми;

• для них не характерен слепой конформизм;

• они не ригидны в принятии решений.

3. Принятие себя и окружающих:

• самореализующиеся люди избегают стремления к кардиналь­ным реформам;

• они принимают диалектику в развитии;

• они стремятся к гармонии с окружающим миром.

В завершение самоанализа предлагается выделить тот аспект, ко­торый мог бы стать предметом личностного роста.

Наши рекомендации