Тема 5. Изучение эффективности личностного роста.

Задание.Проведите самоанализ эффективности использования технологии.

Что вам удалось изменить? Насколько вы были активны, гибки и креативны в своем личностном росте? Насколько вы были исполни­тельны относительно реализации рекомендаций? Что вы начали де­лать по-новому?

Что вы перестали делать? В каких ваших действиях вы проявили творчество?

Вы научились контролировать свой успех? Какие чувства вы ис­пытываете по отношению к себе? Что вам особенно понравилось в вы­полненной программе? Что вы могли бы в программе усовершенство­вать? Что для этого необходимо сделать?

Литература

1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии М.,< 1999.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: учеб, пособие. Л., 1989.

3. Как построить свое «Я» / под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.

4. Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым. СПб., 1992.

5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произ­вольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.

6. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уве­ренность в себе. М., 1994.

7. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.

8. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь,

2002.

ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОСТИ

В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ

В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ»

Цель применения технологии:достичь большей позитивности в си­стеме отношений с собой, сокурсниками и преподавателями.

Она предполагает изменения в восприятии и оценивании отно­шений, эмоциональной и поведенческой реакции на эти отношения. Предлагаемая программа предусматривает поэтапное решение когни­тивных, эмоциональных, поведенческих задач, решаемых в условиях специально организованного тренинга.

Когнитивные задачи:

а) глубокое осознание связи практического выражения системы отношений с личностными установками, сформированными в процессе воспитания и жизненного опыта;

б) тренинг коррекции непозитивных личностных установок;

в) практикум по закреплению позитивных установок в восприя­тии и осознании действительности.

Эмоциональные задачи:

а) развитие самопознания и рефлексии посредством самонаблю­дения (дневники) и психодиагностических методик, изучающих уро­вень субъективного контроля, тревожности, агрессивности, эмотивности, реактивности, толерантности.

б) развитие навыков саморегуляции посредством методов симп­томатической коррекции: самовнушения, функционального психомы­шечного тренинга или дыхательной гимнастики, классического и оперантного научения, рационализации, переключения внимания, дозированного отреагирования или сублимации и т.д.;

в) развитие навыков использования внешних средств воздействия на эмоциональную сферу: цвет, звуки, ритм, запахи, вкусовые ощуще­ния и т.д.;

г) развитие навыков корректного выражения эмоций посредством

юмора, экспрессивных искусств и т.д.

Поведенческие задачи:

а) выработать умения понимать себя, других и адекватно ситуа­ции организовывать взаимодействия. Используется теория и ролевые техники транзактного анализа, конструктивный спор, деловые игры;

б) выработать возможность свободно реализовывать при взаимо­действии собственную независимую позицию. Используется тренинг уверенности в себе, ролевой тренинг, коррекция самооценки.

Форма реализации программы

Наиболее благоприятной психолого-педагогической ситуацией для реализации программы «гуманизации» системы отношений студентов могут быть так называемые группы личностного роста, популярные в настоящее время в среде «творчески ориентированной моло­дежи» как у нас в стране, так и за рубежом (начиная с 70-х гг. XX в.). Группы личностного роста организуются по принципам психотерапевтических «групп встреч» и работают в течение нескольких недель. Однако при реализации программ личностного роста среди студентов требуется модификация в методологии этого процесса. Периодичность сессий в такой группе должна быть установлена в соответствии с кон­кретными условиями вузовского обучения (один раз каждую неделю | или через неделю). Как и программы, связанные с развитием ответ­ственности и организованности студентов, данная программа может быть наиболее значимой частью процесса сопровождения обучениястудентов на основном этапе их профессиональной подготовки в выс­шей школе (т.е. на 3—4-м курсах).

Задачей преподавателя, осуществляющего функцию организатора данного процесса, является предоставление студентам информации по психологии развития личности на этапе ранней взрослости и инструментов самопознания в виде психологических вопросников, проективных методик или психологических игр. Основной техникой работы, обеспечивающей процесс личностного роста, с нашей точки зрения, должен быть самоанализ, потому что именно так может быть достигнуто гуманистическое единство принципов индивидуальной свободы и ответственности за процесс и результат действий.

Предлагается вариант программы самопознания и саморазвития в личности тех качеств и психологических механизмов, которые достаточно часто (как показывают наблюдения и психологические иссле­дования) составляют ту или иную степень препятствий для достижения позитивной системы отношений в условиях обучения в вузе. Гармони­зация системы отношений будет способствовать самореализации в про­цессе обучения и сохранению внутреннего (душевного) благополучия личности.

В программе указаны темы, которые (с нашей точки зрения) целе­сообразно включить в работу студенческой группы личностного роста (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Наши рекомендации